Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику Курдюмовой
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме

Моисеева Марина Александровна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к знаниям и умениям выпускников, календарно - тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaja_progr_po_lit_9.docx108.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных  (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год;

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 93 с.

         Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5-8 классе по авторской программе Т.Ф. Курдюмовой.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В  9  классе  решаются задачи  предпрофильной  подготовки  учащихся, закладываются  основы  систематического  изучения  историко-литературного  курса.

Новизна программы

Программа содержит традиционные разделы и понятия. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- сравнение и сопоставление;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- владение умениями выразительного чтения;

- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

- умение определять жанрово-родовую природу произведения;

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

Формы:

                   

уроки-лекции

·         уроки-собеседования

·         урок-практическая работа

·         уроки-соревнования 

·         уроки с групповыми формами работы

·         уроки взаимообучения учащихся

·         уроки творчества

·         уроки, которые ведут учащиеся

·         уроки-зачеты

·         уроки-творческие отчеты

·         уроки-конкурсы

·         уроки-игры 

·         уроки-диалоги

·         уроки-семинары

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

    В результате изучения литературы ученик должен:

Знать:

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-изученные теоретико-понятийные понятия;

-базовые теоретико-литературные понятия;

-содержание программных произведений;

Уметь:

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-стоить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Понимать:

-закономерности происхождения литературы;

-жанровые особенности произведений;

 использовать приобретенные знания и умения в практической      деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Изучение литературы в 9 классе  призвано обеспечить:

приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

воспитание культуры речи учащихся.

Устно: 

Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно:

Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.

Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

№ урока

Тема

Стандарт

Повышенный вариант

Цели

Круг чтения

Теория литературы

Виды и формы эстетического чтения

Виды творческой деятельности

Ожидаемый результат обученности

Фор мы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Шедевры русской литературы.

Знать: роль литературы в духовной

жизни России

Уметь: мини-сочинение

"Книга, которую советую прочитать"

Обзорная характеристика основных направлений русской литературы, изучаемых в 9-ом классе

Сл. работа: шедевры, основное базовое образование. 

Работа со вступительной статьёй учебника-хрестоматии, работа с вопросами и заданиями.

Обмен мнениями о личном читательском опыте девятиклассника.

2.(1)

Древнерусская литература (3 ч.)

Богатство жанров древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве»

Знать:  историческую основу, идеи, образную систему «Слова о полку Игореве»

Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, выразительно читать отрывок из"Слова…"

Уметь: дать обзорную характеристику древнерусской литературы, письменный ответ об особенностях и значении "Слова…" - замечательного памятника  древнерусской литературы

1. Обзорная характеристика древнерусской литературы.

2. Изложить историю открытия «Слова» и события, нашедшие отражение в нем, познакомить с исследованиями «Слова» и его переводами.

3. Рассмотреть «Слово» как высокопатриотичное и высокохудожественное произведение.

Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве». Исто-рико–литературный очерк.

В. И. Охотникова «Древнерусская литература. 5-9 классы». М.: Просвещение.

Сл. работа:

патриотизм честолюбие

Междоусобица

Поучение

Повесть

Слово

Хождение

Житие

Летопись

Жанр

Выразительное чтение фрагментов. Чтение наизусть. На примере текста показать связь «слова» с УНТ.

Составление плана повествования Ипатьевской летописи и плана основных композиционных частей «слова»

Понять «Слово» как высокопатриотичное и высокохудожественное произведение

Написать сочинение, Чтение наизусть вступления или плача Ярославны.

3. (2)

«Слово…». Сюжет. Герои. Образ Игоря.

4. (3)

«Слово…». Идейный смысл произведения.

5.

«Золотое слово Святослава». Ярославна как идеальный образ русской женщины.

6

Русская литература 18 века как литература эпохи классицизма.

Общий обзор «Развитие русской литературы в 18 веке; введение понятия «классицизм»

Сл. работа:

государственность, «светская» культура, классицизм, гражданственность.

Составление опорного конспекта .

Рассмотрение характерных черт классицизма. Работа со статьёй учебника

Знать признаки и характерные черты классицизма, а также их представителей

Тест  

1

2

5

6

7

8

9

10

11

7

8.

М. В. Ломоносов. Жизнь и творчество. Теория «трёх штилей».

М. В. Ломоносов. Прославление Родины, науки, просвещения и мира в произведениях поэта.

З н а т ь:  общие сведения о М.В. Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте и  писателе, понятие жанра оды

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтику оды, показать прославление Родины, мира.

У м е т ь: самостоятельно

проводить  исследование

художественного своеобразия оды

1.Узнать общие сведения о М. В. Ломоносове; М. В. Ломоносов–реформатор русского языка, стихосложения, системы жанров; жанр оды.

2. Изучение оды «На день восшествия…»

Ода, одический стиль и жанр, силабо –тоническое стихосложение.

Духовные оды, метафорический язык, ораторский синтаксис, архаизмы.

Чтение статьи учебника

Анализ оды «На день восшествия»

Анализ разнообразных поэтических средств, использованных для создания высокого стиля. Составление плана оды.

Знать сведения о М. В. Ломоносове как реформаторе русского языка, стихосложения, системы жанров

Чтение наизусть отрывка из оды.

9

10.

Г. Р. Державин. Новаторство Державина-поэта.

Г. Р. Державин. Темы, идейный пафос, приёмы выражения авторской позиции.

З н а т ь:  общие сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина, содержание оды «Фелица»

У м е т ь: показать отличительные черты оды Державина "Фелица" от од М.Ломоносова

У м е т ь: комментировать, анализировать характерные для творчества Г.Р. Державина стихотворения

1. Знакомство с биографией Державина. Державин в оценке деятельности деятелей русской культуры. Ода «Фелица»

2. Работа над стихотворениями «Памятник», «Властителям и судиям», анализ, новаторство Державина.

«Фелица» «Памятник», «Властителям и судиям»

«Псалом 81»

Сл. работа:

экспрессия, экспрессивный пафос развенчания, псалом, оригинальное произведение, переводное произведение

Выразительное чтение оды, стихотворений

Сообщения уч-ся. Анализ стихотворений.

Письменный ответ на поставленный вопрос.

Знать биографию Державина, своеобразие оды эпохи классицизма.

Письменный ответ на вопрос.

11(7)

12.

13.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Герои и события комедии.

Д. И. Фонвизин. Проблема формирования истинного гражданина.

Д. И. Фонвизин.

Тема воспитания в комедии. Классицизм в драматическом произведении.

З н а т ь:  общие сведения о жизни и творчестве Д.И. Фонвизина, текст комедии "Недоросль"

У м е т ь: показать проблему

образования и воспитания в комедии

У м е т ь: рассуждать на тему "Проблемы образования и воспитания в комедии "Недоросль" ив современном обществе"

1. Знакомство с тв-вом Фонвизина, с героями, сюжетом и текстом комедии; Фонвизин –сатирик.

2. Обсудить проблемы гражданственности; образование и воспитание в комедии.

3. Обсудить проблему традиции и новаторства в пьесе

«В мире литературы. 8 кл.» /Авт.-сост. А. Г. Кутузов, и др.

Рассадин О. Б. «Сатиры смелый властелин».

Сл. работа:

воспитание

образование

добродетель

благонравие

Сатира

Ирония

Подтекст

Выразительное чтение по ролям.

Инсценирова-ние по группам отрывков из пьесы

Написание характеристики по плану.

Знать содержание, идейную направленность пьесы

Написание мини-сочинения.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

14

15

16

Жизнь и творчество Н.М. Карамзина.

Литературное направление - сентиментализм. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Сюжет.

Карамзин - историк. «История государства Российского» - главный труд писателя.

З н а т ь:  понятие о сентиментализме; познакомить с творчеством Карамзина как писателя и историка

У м е т ь: воспринимать и анализировать

повесть "Бедная Лиза"

У м е т ь: выделять характерные черты сентиментализма в произведениях русской литературы

1. Познакомить с биографией Карамзина.

2. Изучить повесть Н. М, Карамзина «Бедная Лиза»; разобрать понятие о сентиментализме.

Н. М. Карамзин «Что нужно автору?»

Лотман Ю М

Сл. работа:

сентиментальный, чувственный, эмоциональный.

Сентиментализм

Основная тематика

Идейная основа

Основное свойство

Эстетика

Черты сент-

Чтение, анализ повести

Сообщения уч-ся о Карамзине как о публицисте, как об историке, биографии писателя

Знать содержание, идейную направленность повести, черты сентиментализма.

Итоговый тест.

Сообщения

17.

Тест по теме «Литература IVIII века» (в формате ГИА)

З н а т ь: материал по теме "Произведения

русских писателей 18 века", У м е т ь: работать с тестом

У м е т ь: давать развернутые ответы (мини-сочинения)

17

Русская литература 19 века

«Золотой век» русской поэзии. Романтизм как литературное направление.

1. Изучить понятие «русская классическая литература»

2. Изучить романтизм как литературное направление, изучить силлабо-тоническое стихосложение.

3. Дать обзорную характеристику тв-ва поэтов, писателей и драматургов 19 века.

4. Обучение анализу стихотворения.

Силлабо-тоническое стихосложение.

Романтизм:

Психологический, гражданский, неоклассицизм, философский

Синкретический романтизм Пушкина и Лермонтова.

Лирика

Лирический герой.

Беседа –анализ

Защита литературных газет.

Сообщения.

Анализ стихотворений по предложенному плану

Знать обзорную характеристику тв-ва поэтов, писателей и драматургов 19 века.

Тест. Проверочная работа


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

18.

19.

В. А. Жуковский. Жизнь и творчество.

Баллады Жуковского. «Светлана»

Герои и сюжет баллады, народные обычаи.

Знать: основные сведения жизни и творчества В.А. Жуковского,

У м е т ь: находить народные обычаи в балладе "Светлана"

У м е т ь: анализировать лирическое стихотворение

1. Знакомство с жизнью и творчеством Жуковского

2. Знакомство с балладой «Светлана»

Баллада

Выразительное чтение отрывков наизусть.

Сообщения уч-ся «Жуковский и Пушкин», «Жуковский –переводчик»

Знать жизнь и твор-чество Жуков-ского

балладу «Светлана»

Чтение отрыв-ков наи-зусть

20

21.

22.

23.

24.

25.

26.

А. С. Грибоедов: личность и судьба

Загадка «Горя от ума». Особенности драматического произведения.

Утро в доме Фамусова. Анализ I действия.

Фамусов –Чацкий –Софья. Анализ II действия.

Софья –Чацкий –Молчалин. Анализ III действия.

Р/р. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Обучающее сочинение.

Прозрение героев. Анализ IV действия.

Жанровое своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума». Сюжет и композиция.

З н а т ь: биографию Грибоедова, творческую историю комедии; сюжет, язык комедии

У м е т ь: выявить смысл названия

 комедии

У м е т ь: определить проблему жанра, нравственный  конфликт в комедии

Изучить биографию А. Грибоедова; творческая история комедии «Горе от ума».

Повторение по теме «Комедия классицизма»; анализ списка действующих лиц; сюжет и герои 1 действия комедии; язык комедии.

Рассмотреть 2 действие; завязку конфликта; анализ монолога.

Рассмотреть 3 действие; обучение анализу эпизода–сцены.

Рассмотреть жанровую специфику комедии: традиционные и новаторские черты.

Стимулировать сам-ть уч-ся в поиске ответов на поставленные вопросы. Обучить конспектированию

Критический этюд И. А. Гончарова «Мильон терзаний»

Классицизм, романтизм, реализм.

Главный герой

Второстепенный герой Герои-маски Внесценические персонажи

Чтение по ролям, комментированное чтение, работа с текстом

Работа с карточками, подготовка сообщения, конспектирование критической статьи, выписка афоризмов в тексте комедии

Выявление черт различных жанров в комедии.

Знать идейную направленность произведения, уметь давать социально-психологическую характеристику персонажу, приобрести навыки анализа произведения в аспекте жанрового своеобразия.

Тест, конспект статьи

Сочинение.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

27

28.

30.

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Смысл названия. Проблема ума в комедии.

Молодое поколение в комедии. Загадка Софьи. Чацкий и Молчалин.

Р/р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума.»

Выявить степень усвоения уч-ся пройденного материала.

31

32

33.

А. С. Пушкин: жизнь и судьба. Лицейская лирика.

Любовная лирика А. С. Пушкина.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

З н а т ь: основные этапы жизненного

 и творческого пути А.С. Пушкина;

 тематику лирики А.С. Пушкина

У м е т ь: находить образы

природы в лирике Пушкина

У м е т ь: анализировать лирическое

 стихотворение

Рассмотреть тему дружбы в ст-ях разных периодов творчества А. С. Пушкина

Изучение любовной лирики в эволюции; раскрытие ее духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображения уч-ся.

Чтение стихотворение, обучение анализу лирического стихотворения.

«К Пущину», «Дельвигу», «Разлука», «19 октября», «Чем чаще празднует лицей»,

«Храни меня мой талисман», «Я помню чудное мгновение», «Не пой, красавица, при мне», «Я вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Мадонна»

«К другу стихотворцу», «Лицинию

Анакреон

Анакреонтические мотивы

Эпикурейство

.

Выразительное чтение. Сопоставительный анализ.

Сообщения уч-ся

Анализ стихотворений

Чтение наизусть. Анализ стих-й


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

34.

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема трагедии.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни. (анализ 1 главы)

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин. Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства. Татьяна и Ольга. (анализ 2 главы)

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна как «милый идеал» Пушкина. (анализ 3 главы)

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Сюжет 4 главы. Исповедь Онегина. Контраст между «картинами счастливой любви» и участью Татьяны.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Анализ 5-6 глав. Нравственно-философская проблематика романа.

З н а т ь: систему образов

романа "Евгений Онегин";

понятие «онегинской строфы».

У м е т ь: давать характеристику

героям романа, показать проблему

финала романа; выразительно

читать отрывок из романа

У м е т ь: строить рассуждения

на темы: " Лирические отступления

в романе "Евгений Онегин",

"Голос автора в романе

"Евгений Онегин"

1. Знакомство с системой образов в романе; обзор содержания.

2. Введение понятия «реализм».

3. Рассмотреть особенности сюжета романа.

4. Обучить работе с опорной схемой.

5. Выявить степень усвоения уч-ся пройденного материала.

Роман в стихах

Реализм

Онегинская строфа

Симметрия

Параллелизм антитеза композиция

Композиционная роль внутреннего времени романа

Композиционная роль предметно-бытовой детали

Лирическое отступление

Конфликт

Чтение отдельных глав романа, анализ предложенных отрывков, работа с текстом. Разбор понятия «Онегинская строфа»

Чтение наизусть

Знать содержание романа, систему образов романа.

Тест

Сочинение


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

40.

41.

42.

43.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Проблема счастья в романе.

Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Итоговый урок по роману «Евгений Онегин». Подготовка к сочинению.

Р/р. Контрольное сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

44.

45.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.

М.Ю. Лермонтов. Основные темы лирики.

Краткое изучение биографии поэта: основные периоды тв-ва.

Дать понятие «лирического героя», охарактеризовать лирического героя поэзии Лермонтова. Обучение анализу стихотворения.

1. Обзор и содержание романа.

2. Выявление читательской позиции уч-ся.

3. Развитие навыков монологической речи.

«Ангел»

«Ужасная судьба отца и сына…» «Нет, не тебя так пылко я люблю…»  « Пророк»

«Выхожу один я на дорогу»

«На севере диком стоит одиноко…»

«Лирический герой»,

Инверсия

Перифразы

Сюжет

Фабула

Композиция

Комментированное чтение стих-ий, работа с понятием «лирического героя».

Комментированное чтение. Ответы на поставленные вопросы.

Сообщения уч-ся

Диспут на тему «Печорин герой своего времени»

Конспектирование критических статей о романе (Белинский, Герцен и др.)

Обзор и содержание романа.

Чтение стихотворений наизусть. Пересказ с элементами анализа.

Анализ и комментирование прочитанных глав. Письменный ответ на вопросы по карточкам (разно-уровневые задания)

46.

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

47.

Анализ повести «Бэла».

З н а т ь: содержание романа"Герой нашего времени",понятие жанра социально-психологического романа

У м е т ь: давать характеристику

героям романа, выявлять проблематику.

У м е т ь: самостоятельно анализировать эпизод художественного текста

1. Анализ части «Бэла».

2. Обучение монологической речи и элементам анализа стиля автора.

3. Развитие навыков монологической речи.

Выявить степень усвоения уч-ся пройденного материала.

В. Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».

Сюжетная самодостаточность, кульминация.

Сл. работа:

философская проблематика, символичное значение образа

Комментированное чтение, беседе по прочитанной главе. Диспут (проверка восприятия текста уч-ся)

Работа в группах.

Составление в группах вопросов для проверки знания текста главы «Тамань»

Вопросы

Сочинение

Тест

48.

Анализ повести «Максим Максимыч»

49.

Анализ повести «Тамань»

50.

Анализ повести «Княжна Мэри». Печорин и его двойники.

51.

Анализ повести «Княжна Мэри». Печорин и Мэри. Печорин и Вера.

52.

Анализ  повести «Фаталист».

53.

Итоговый урок по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

54.

Р/р.Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

55.

Н. В. Гоголь. Роль Гоголя в русской литературе.

1. Знакомство (обзорное) с жизнью и судьбой Гоголя.

2. Обобщение ранее изученного («Вечера…», «Ревизор»)

3. Развитие навыков монологической речи.

Конспект лекции

Тестовые задания


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

56.

Цикл «Петербургские повести». «Невский проспект». Столкновение мечты и действительности - центральная тема произведения.

З н а т ь: основные этапы жизненного

 и творческого пути Н.В. Гоголя, понятие «маленький человек»,содержание цикла «Петербургские повести» и  поэмы "Мертвые души"

У м е т ь: показать особенности сюжета, дать характеристику героям

произведений Н.В. Гоголя;

выразительно читать прозаический

отрывок

У м е т ь: показать систему образов

 поэмы «Мертвые души»; самостоятельно анализировать эпизод художественного текста; дать письменный ответ на темы: " Сатирическое изображение

городского чиновничества", "Типичность и историческая новизна образа Чичикова", "Автор и повествователь", "Сатирическое и лирическое начала в поэме"

1. Обзор цикла, именуемого «Петербургские повести», «Шинели» как центральная повесть цикла.

2. Знакомство с темой «Маленького человека» в повести.

3. Обучение монологической речи, составлению аналитических вопросов.

Абсурд

Фабула

Подлинный сюжет

Составление связного текста – анализа повести «Шинель» с использованием опорного материала.

Индивидуальное задание: доклад по теме «История создания поэмы «Мёртвые души».

«Шинель» как центральная повесть цикла. Содержание и тематика повести.

Пересказ с элементами анализа

57.

Повесть Н. В. Гоголя «Шинель». Жизненные источники. Тема маленького человека в повести.

58.

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Замысел и композиция романа

1. Обзор содержания, история создания поэмы.

2. Более подробное рассмотрение глав, рассказывающих о посещении Чичиковым помещиков.

3. Обучение аналитическому пересказу.

Поэма

Система образов

Работа над аналитическим пересказом главы «Чичиков у Манилова»

Написание сочинения - миниатюры

Знать: содержание, историю создания поэмы.

Написание сочинения - миниатюры

59.

60.

Галерея образов помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души»

Раскрыть основные функции в создании художественного образа.

Художественная деталь как средство типизации, как средство индивидуализации

Работа с термином «художественная деталь

Самостоятельная работа в группах

Проведение эксперимента

Знать принципы отбора деталей и их функции.

Самостоятельная работа в группах

61.

Губернский город в поэме Гоголя «Мёртвые души»

1.Учить уч-ся умение вести дискуссию, умению слушать друг друга, быть терпимыми к иной точке зрения. 2. Развивать интерес у уч-ся к предмету.

Художественная деталь

«Говорящая фамилия»

Работа с термином «художественная деталь

Урок -диспут

Умение вести дискуссию, умению слушать друг друга, быть терпимыми к иной точке зрения

Подготовленные выступления


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

62.

Образ Чичикова. анализ XI главы.

1. Рассмотреть единство эпического и лирического в поэме.

2. Рассмотреть души живые в поэме (изображение народа)

3. Выявить степень усвоения уч-ся пройденного материала.

Художественная деталь

«Говорящая фамилия»

Беседа с комментированным чтением страниц поэмы.

Работа с текстом поэмы

Знать содержание поэмы, образы помещиков, детали, помогающие рисовать образы поэмы, идейную направленность поэмы.

Тест.

63.

Души живые в поэме Гоголя (изображение народа). Единство эпического и лирического в поэме. Мотив дороги.

64.

Заключительный урок по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

65.

Р/р. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

66.

Ф. И. Тютчев. Лирика природы. Тютчев о поэте, о любви. Философские миниатюры.

З н а т ь: основные этапы жизненного  и творческого пути Ф.И. Тютчева

У м е т ь: показать основные

особенности поэтического языка поэта

У м е т ь:  самостоятельно

анализировать лирическое

 стихотворение

1. Знакомство с биографией Ф. И. Тютчева.

2. Рассмотреть особенность поэтического языка

3. Развитие навыков выразительного чтения.

Сл. работа:

мироощущение, поэтический фрагмент, лирическая миниатюра, метафоричность, худ. мир, пафос.

Чтение и анализ стихотворений. Комментированное чтение

Самостоятельная работа по вопросам учебника и выполнение заданий.

Выразительное чтение наизусть. Анализ поэтического текста

67

Н. А. Некрасов. Лирика Некрасова

З н а т ь: жизнь и творчество

Н.А. Некрасова; тематику лирики поэта

У м е т ь: показать тему

 народного страдания в лирике

Н.А. Некрасова

У м е т ь: самостоятельно

анализировать лирическое

 стихотворение

1. Знакомство с биографией.

2. Рассмотреть особенность поэтического языка

3. Развитие навыков выразительного чтения.

Лирика

Чтение и анализ стихотворений. Комментированное чтение

Самостоятельная работа по вопросам учебника и выполнение заданий.

Выразительное чтение наизусть. Анализ поэтического текста

69

Гражданские мотивы его лирики. Народность.

1.Рассмотреть особенность поэтического языка

2.Развитие навыков выразительного чтения.

Чтение и анализ стихотворений. Комментированное чтение

Самостоятельная работа по вопросам учебника и выполнение заданий.

Анализ поэтического текста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

70

Любовь в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Повесть "Первая любовь"

З н а т ь: понятие "художественная

деталь", содержание повести

"Первая любовь"

У м е т ь: характеризовать

художественный образ

 

У м е т ь: показать психологизм и

лиризм произведений Тургенева И.С.

1. Знакомство с биографией и общей характеристикой тв-ва писателя. Обучение аналитическому анализу.

2. Развитие навыков характеристики образа.

3. Воспитание чуткого отношения к чувствам людей.

3.

Повесть

Работа с учебником

71

Нравственные проблемы в повести. Своеобразие тургеневского

 психологизма.

Лиризм, психологизм, герой-повествователь.

Работа с текстом, с понятиями.

Написание сочинения –миниатюры.

Уметь анализировать эпизоды повести.

Пересказ с анализом текста

72

Слово о Л. Н. Толстом. Обзор содержания автобиографической

трилогии. Психологизм автобиографической прозы писателя

З н а т ь: жизнь и творчество

Л.Н. Толстого, понятие «диалектика

 души», автобиографическая трилогия

У м е т ь: давать характеристику

героям, выявлять проблематику

У м е т ь: писать сочинение-очерк

Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого.

1. Обучение аналитическому чтению.

2. Чтение фрагментов и анализ главы «Комиль фо». Закрепление навыков пересказа-анализа.

3. Воспитание чувства ответственности за свое поведение.

73

Особенности поэтики Л. Толстого. «Диалектика души» и

 чистота нравственного чувства в трилогии.

Трилогия автобиография

Работа со статьёй учебника.

Обзор содержания трилогии.

Работа с фрагментом текста.

Наблюдение над особенностями повествования.

Содержание главы и ее особенности

74

Ф. М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества.

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи».

1. Проследить жизненный путь писателя. Сделать обзор романов.

2. Обменяться впечатлениями. О прочитанной повести «Белые ночи».

3. Обучение монологическому высказыванию.

Работа со статьёй учебника

Индивидуальные сообщения уч-ся.

Содержание повести и ее особенности

Анализ эпизода


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

75.

Петербург Достоевского. Тип «петербургского мечтателя».

1. Анализ первого абзаца текста.

2. Выявить особенности пейзажа Достоевского.

Пейзаж в литературе

Выразительное чтение текста

Работа в группах.

Особенность пейзажа пересказ

76

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

1. Оценить особенности образа главного героя – мечтателя.

2. Обучение аналитическому чтению; характеристика

3. Воспитание чувства прекрасного

Пейзаж в литературе

Выразительное чтение текста

Знать содержание и основные темы повести.

Анализ прочитанного

77

А. П. Чехов. «Маленькая трилогия». Творческий путь писателя. Ранние юмористические рассказы.

З н а т ь: жизнь и творчество А.П. Чехова,

понятие "подтекста", отличия

комического и сатирического текстов

У м е т ь: писать рецензию

 на один из лирико-

драматических рассказов Чехова

У м е т ь: раскрыть художественное

 мастерство Чехова-рассказчика;

показать философско-нравственную

проблематику рассказов и авторское

 отношение к ним.

1. Повторить биографию писателя (обзорно); охарактеризовать эпоху «безвременья».

2. Рассмотреть художественное мастерство писателя.

3. Воспитание чуткого отношения к русскому слову.

Трилогия подтекст

Эпоха «безвременья».

Составление опорного конспекта.

Анализ рассказов

Перечислить основные художественные особенности чеховских рассказов, по которым можно узнать почерк автора.

Видеть основные художественные особенности чеховских рассказов, по которым можно узнать почерк автора

Анализ языка писателя

78

Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре». Юмор и сатира в их соотношении.

Выяснить философско-нравственную проблематику рассказов трилогии и авторское отношение к ней.

Анализ рассказов. Выявление чеховские детали

Выявить чеховские детали, способы  выражения авторской позиции

Видеть чеховские детали, способы  выражения авторской позиции

Анализ и пересказ

79

Русская литература 20 века

Русская литература 20 века: богатство поисков и направлений

Показать богатство и разнообразие поисков, жанров и направлений рус. литры 20 в..

Конспектирование лекции.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

80

Обзор творчества И. А. Бунина.

З н а т ь: основные сведения о жизни и

творчестве И.А. Бунина

У м е т ь: характеризовать основные

образы лирики И. Бунина

У м е т ь: самостоятельно

анализировать лирическое

 стихотворение

1. Кратко познакомить учеников с биографией писателя.

2. Обсудить в классе произведения И. Бунина, помещенные в хрестоматии.

3. Совершенствовать навыки анализа текста.

«Слово»

«Русская сказка»

«Жизнь Арсеньева»

Роман

Чтение и анализ .

Ответы на вопросы учебника.

Знать биографию писателя, его основные произведения, манеру письма, идеи и темы его творчества.

Конспект лекции

81

М. Горький. Судьба известного пролетарского писателя. Раннее творчество. Автобиографическая трилогия.

З н а т ь: основные сведения о жизни и

творчестве М.Горького, обзорно

автобиографическую трилогию

"Мои университеты"

У м е т ь: давать характеристику героям,

совершенствовать навыки анализа текста

У м е т ь: самостоятельно

анализировать эпизод

художественного текста

1. Кратко познакомить учеников с жизнью Горького.

2. Дать обзор его автобиографической трилогии.

3. Совершенствовать навыки анализа текста.

Трилогия публицистика

Беседа по фрагментам повести. Поиск публицистического стиля.

Аналитический пересказ избранных глав повести «Мои университеты»

Знать биографию писателя, его основные произведения, манеру письма, идеи и темы его творчества

82

Комедия М. А. Булгакова «Мертвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова.

З н а т ь: теоретический материал

о сатире

У м е т ь: показать актуальность

 комедии Булгакова, письменно

выражать свое мнение.

У м е т ь: самостоятельно

анализировать текст

1 Углубить теоретические знания учеников о сатире.

2. Развивать навыки сопоставительного анализа текстов.

Пьеса инсценировка пролог

Выразительное чтение и сопоставительный анализ  комментированное чтение пьесы

Уметь анализировать произведение.

Анализ текста.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

83.

История создания и судьба повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

М. А. Булгаков«Собачье сердце»

1. Рассказать об истории создания и судьбе повести.

2. Обсудить смысл названия повести.

3. Развивать навыки анализа текста.

Аналитическое чтение

Обсуждение эпизода из видеофильма

Знать биографию писателя, его основные произведения, манеру письма, идеи и темы его творчества

Анализ эпизода

84.

Проблемы и художественные особенности повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

М. А. Булгаков«Собачье сердце»

1. Углубить теоретические знания уч-ся, закрепить понятие о сатире.

2. Прояснить цели булгаковской сатиры, показать мастерство и гражданское мужество писателя, актуальность произведения .

3. Развивать навыки анализа текста.

Сатира

Ирония

Сюжет

Фабула

Работа с понятиями, конспектирование

Аналитическая беседа по повести . написать сочинение по повести «Собачье сердце»

Видеть цели булгаковской сатиры, мастерство и гражданское мужество писателя, актуальность произведения .

сочинение

85

Поэзия Серебряного века.

1. Дать толкование «Серебряный век».

2. Сделать обзор поэзии Серебряного века.

3. Познакомить учеников с основными поэтическими направлениями.

Серебряный век.

Модернизм.

Символизм.

Акмеизм.

Футуризм.

Знать литературные направления

Тест


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

86.

87.

Личность и творчество Александра Блока.

Женские образы в лирике поэта.

Тема Родины в творчестве А. Блока

З н а т ь: своеобразие лирики поэтов

"серебряного" века, основные

этапы творчества А.Блока, С. Есенина,

В. Маяковского, А. Ахматовой.

У м е т ь: выделить художественные

 образы в лирике А.Блока, С. Есенина,

В. Маяковского, А. Ахматовой;

выразительно читать стихотворение

У м е т ь: самостоятельно

анализировать лирическое

 стихотворение

1. Заинтересовать учеников личностью и творчеством Блока, показать своеобразие его лирики, особенности поэтики.

2. Развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтических текстов.

3. Воспитание чуткого отношения к природе.

«Девушка пела в церковном хоре…»

«Незнакомка»,

«О доблестях, о подвиге, о слове…»,

«О, я хочу безумно жить…»,

Мистика, мистик.

Чтение и анализ стихотворений

Выразительное чтение стихотворений наизусть

Уметь анализировать поэтический текст. Знать особенности лирики поэта. Уметь отличать стиль поэта.

Чтение наизусть. Анализ поэтического текста.

88.

89.

Слово о Есенине и его судьбе. Образ родины в лирике поэта. Тема любви в лирике Есенина.

У м е т ь: самостоятельно

анализировать лирическое

 стихотворение

1. Расширить знания учеников о личности Есенина и его творчестве; показать своеобразие его лирики.

2. Воспитание чувства патриотизма.

3. Развивать умение анализировать поэтический текст.

«Гой ты, Русь, моя родная…»

«Я покинул родимый дом» «не жалею, не зову, не плачу…»

Отговорила роща золотая…»

«Низкий дом с голубыми ставнями…» «я иду долиной. На затылке кепи…», «Спит ковыль…»

Светопись

Чтение и анализ стихотворений. Беседа о творчестве.

Выразительное чтение стихотворений наизусть

Уметь анализировать поэтический текст. Знать особенности лирики поэта. Уметь отличать стиль поэта.

Чтение наизусть. Анализ поэтического текста.

90.

Поэтическое новаторство В. В. Маяковского

Поэтическое новаторство В. В. Маяковского

У м е т ь: самостоятельно

анализировать лирическое

 стихотворение

1. Кратко познакомить учеников с личной и творческой биографией Маяковского.

2. Дать представление о раннем творчестве М., его новаторском характере.

«Ночь»

«Нате»

«Послушайте»

«Люблю»

Публицистика

Антиэстеизм

Чтение и анализ стихотворений. Беседа о творчестве

Выразительное чтение стихотворений наизусть

Уметь анализировать поэтический текст. Знать особенности лирики поэта. Уметь отличать стиль поэта.

Чтение наизусть. Анализ поэтического текста.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

91.

Обзор творчества А. А. Ахматовой.

У м е т ь: выделить художественные

 образы в лирике А. Ахматовой;

выразительно читать стихотворение

У м е т ь: самостоятельно

анализировать лирическое

 стихотворение

1. Дать представление о личности Ахматовой, о мотивах и настроениях ранней лирики и поздних стихотворений.

2. Развивать навыки выразительного чтения, поэтического анализа текста.

3. Воспитание патриотизма.

«Сжала руки под темной вуалью…»,

«Песня последней встречи»,

«Сероглазый король», «Он любил», «Уединение»,

«Муза», «Родная земля»

Комментированное чтение стихотворений

Письменный анализ стая

Уметь анализировать поэтический текст. Знать особенности лирики поэта. Уметь отличать стиль поэта.

Чтение наизусть. Анализ поэтического текста.

92.

93.

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета  и композиции.

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Проблема нравственного выбора

З н а т ь: основные этапы  жизни и творчества М.А. Шолохова

У м е т ь: показать значение

образа героя рассказа «Судьба человека», выявить роль пейзажных зарисовок

У м е т ь: самостоятельно

анализировать рассказ

"Судьба человека"

1. Продолжать знакомство с личностью М. А. Шолохова и его произведениями.

2. Воспитание чувства патриотизма. Показать значение образа героя рассказа «Судьба человека».

3. Развивать навыки анализа текста.

Беседа по вопросам к предварительно подготовленному материалу по биографии Шолохова.

Чтение рассказа с комментированием.

Выделение особенностей языка Шолохова.

Выявить грани русского характера.

Содержание и идею произведения.

94.

Творчество А. Т. Твардовского. «Василий Тёркин»

З н а т ь: основные этапы  жизни и

творчества А. Твардовского, лирику

поэта о войне

У м е т ь:  выразительно читать

стихотворение

У м е т ь: написать сочинение на тему

"Значение творчества Твардовского

 в общественной  деятельности

1. Дать представление о личности А. Т. Твардовского и его творчестве.2. Показать значение его творчества и общественной деятельности. Роль поэмы «Василий Теркин» в годы ВОВ.

3. Развивать навыки анализа поэтического текста.

«Василий Тёркин»

Чтение и анализ стихотворений с комментариями. Беседа по главам, помещенным в учебнике

Знать структуру «Василия Тёркина», значение данного произведения в годы ВОВ, его идейную и художественную ценность.

Анализ поэтического текста.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

95.

А. И. Солженицын. «Как жаль»

З н а т ь: основные этапы  жизни и

творчества А.И. Солженицына

У м е т ь: дать характеристику героям

рассказа

У м е т ь: показать вечные ценности

 русской духовной культуры на

примере рассказа "Как жаль"

1. Познакомить с жизнью и творчеством А. И. Солженицына.

2. Показать значение его творчества и общественной деятельности.

Чтение и комментирование

Иметь представление о жизни Солженицына, его заслугах в литературе, основных произведениях

96.

Русская литература 60-90-х годов 20 века.

Рассказ В. М. Шукшина «Ванька Тепляшин»

З н а т ь: основные этапы  жизни и

творчества В.М. Шукшина

У м е т ь: показать особенности

 творчества В. Шукшина на

примере рассказа «Ванька Тепляшин»

У м е т ь: дать краткий обзор

 литературы второй половины

ХХ века, показать особенности

 прозы этого периода

1. Дать краткий обзор литературной ситуации второй половины 20 века.

2. Показать особенности творчества В. М. Шукшина на примере рассказа «Ванька Тепляшин».

3. Развивать навыки анализа текста.

Деревенская проза.

Жанр короткого рассказа

Беседа по рассказу

Сообщение о героях Шукшина на экране.

Знать особенности творчества В. М. Шукшина жанра деревенской прозы.

Анализ текста

97.

Нравственные проблемы повествования в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба»

З н а т ь: основные этапы  жизни и творчества В.П. Астафьева У м е т ь: показать нравственные  проблемы в произведении В. Астафьева "Царь-рыба"

У м е т ь: находить нравственные  проблемы в произведениях  художественной литературы

1. Познакомить учеников с основными вехами жизни и творчества В. П. Астафьева.

2. Показать основные проблемы его произведения.

3. Развивать навыки анализа текста.

Комментарии прочитанных отрывков

Иметь представление о жизни Астафьева, его заслугах в литературе, основных произведениях

Пересказ и анализ прочитанного по вопросам

98.

Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина «Деньги для Марии»

З н а т ь: основные этапы  жизни и творчества В.Г. Распутина

У м е т ь: показать проблемы,  которые ставит писатель в повести

У м е т ь: самостоятельно

анализировать текст

Дать краткий обзор творчества В. Г. Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести. Помочь почувствовать уч. отклик на них.

Чтение и анализ пьесы.

Иметь представление о жизни

Распутина, его заслугах в литературе, основных произведениях

Анализ текста


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

99.

Смысл названия пьесы А. В. Вампилова «Старший сын»

З н а т ь: основные этапы  жизни и творчества А.В. Вампилова

У м е т ь: показать художественные особенности и идейное своеобразие пьесы «Старший сын»

У м е т ь: написать сочинение " Проблемы и герои пьесы А.В. Вампилова "Старший сын"

1. Кратко познакомить учеников с жизнью и творчеством писателя.

2. Помочь разобраться в художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы «Старший сын».

3. Развивать умение анализировать текст.

Пьеса

Беседа по прочитанной пьесе

Выразительное чтение по ролям фрагментов пьесы, комментирование сцен.

Иметь представление о жизни драматурга Вампилова, его заслугах в литературе, основных произведениях

100

Поэзия времени "оттепели". Б.Окуджава, Е. Евтушенко,

А. Вознесенский

З н а т ь: понятие "поэзия "оттепели",

основных авторов этого времени

У м е т ь: выразительно читать

стихотворение

У м е т ь: самостоятельно

анализировать лирическое

 стихотворение

101

102

Тест по теме "Литература 20 века"

 Итоги года и задание на лето

З н а т ь: материал по теме

 "Литература 20 века", технологию тестовой  работы  с выбором  варианта ответа

У м е т ь: работать с тестом

У м е т ь: давать развернутые ответы (мини-сочинения)

Учебно – тематический         план

№ урока

Тема

Дата

1.

Шедевры русской литературы.

2.

Древнерусская литература (3 ч.)

Богатство жанров древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве»

3.

«Слово…». Сюжет. Герои. Образ Игоря.

4.

«Слово…». Идейный смысл произведения.

5.

«Золотое слово Святослава». Ярославна как идеальный образ русской женщины.

6

Русская литература 18 века как литература эпохи классицизма.

7

8.

М. В. Ломоносов. Жизнь и творчество. Теория «трёх штилей».

М. В. Ломоносов. Прославление Родины, науки, просвещения и мира в произведениях поэта.

9

10.

Г. Р. Державин. Новаторство Державина-поэта.

Г. Р. Державин. Темы, идейный пафос, приёмы выражения авторской позиции.

11

12.

13.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Герои и события комедии.

Д. И. Фонвизин. Проблема формирования истинного гражданина.

Д. И. Фонвизин. Тема воспитания в комедии. Классицизм в драматическом произведении.

14

Жизнь и творчество Н.М. Карамзина.

15

16

Литературное направление - сентиментализм. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Сюжет.

Карамзин - историк. «История государства Российского» - главный труд писателя.

17.

Тест по теме «Литература IVIII века» (в формате ГИА)

17

Русская литература 19 века

«Золотой век» русской поэзии. Романтизм как литературное направление.

18.

19.

В. А. Жуковский. Жизнь и творчество.

Баллады Жуковского. «Светлана». Герои и сюжет баллады, народные обычаи.

20

21.

22.

23.

24.

25.

А. С. Грибоедов: личность и судьба. Загадка «Горя от ума». Особенности драматического произведения.

Утро в доме Фамусова. Анализ I действия.

Фамусов –Чацкий –Софья. Анализ II действия.

Софья –Чацкий –Молчалин. Анализ III действия.

Р/р. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Обучающее сочинение.

Прозрение героев. Анализ IV действия.

26.

Жанровое своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума». Сюжет и композиция.

27

28.

30.

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Смысл названия. Проблема ума в комедии.

Молодое поколение в комедии. Загадка Софьи. Чацкий и Молчалин.

Р/р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «горе от ума.»

31

32

33.

А. С. Пушкин: жизнь и судьба. Лицейская лирика.

Любовная лирика А. С. Пушкина.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

34.

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема трагедии.

34.

35.

А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни. (анализ 1 главы)

36.

37.

38.

39.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин. Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства. Татьяна и Ольга. (анализ 2 главы)

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна как «милый идеал» Пушкина. (анализ 3 главы)

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Сюжет 4 главы. Исповедь Онегина. Контраст между «картинами счастливой любви» и участью Татьяны.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Анализ 5-6 глав. Нравственно-философская проблематика романа.

40.

41.

42.

43.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Проблема счастья в романе.

Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Итоговый урок по роману «Евгений Онегин». Подготовка к сочинению.

Р/р. Контрольное сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

44.

45.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.

М.Ю. Лермонтов. Основные темы лирики.

46.

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей

47.

Анализ повести «Бэла».

48.

Анализ повести «Максим Максимыч»

49.

Анализ повести «Тамань»

50.

Анализ повести «Княжна Мэри». Печорин и его двойники.

51.

Анализ повести «Княжна Мэри». Печорин и Мэри. Печорин и Вера.

52.

Анализ  повести «Фаталист».

53.

Итоговый урок по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

54.

Р/р.Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

55.

Н. В. Гоголь. Роль Гоголя в русской литературе.

56.

Цикл «Петербургские повести». «Невский проспект». Столкновение мечты и действительности - центральная тема произведения.

57.

Повесть Н. В. Гоголя «Шинель». Жизненные источники. Тема маленького человека в повести.

58.

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Замысел и композиция романа

59.

60.

Галерея образов помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души»

61.

Губернский город в поэме Гоголя «Мёртвые души»

62.

Образ Чичикова. анализ XI главы.

63.

Души живые в поэме Гоголя (изображение народа). Единство эпического и лирического в поэме. Мотив дороги.

64.

Заключительный урок по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

65.

Р/р. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

66.

Ф. И. Тютчев. Лирика природы. Тютчев о поэте, о любви. Философские миниатюры.

67

Н. А. Некрасов. Лирика Некрасова

69

Гражданские мотивы его лирики. Народность.

70

Любовь в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Повесть "Первая любовь"

71

Нравственные проблемы в повести. Своеобразие тургеневского

 психологизма.

72

Слово о Л. Н. Толстом. Обзор содержания автобиографической

трилогии. Психологизм автобиографической прозы писателя

73

Особенности поэтики Л. Толстого. «Диалектика души» и

 чистота нравственного чувства в трилогии.

74

Ф. М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества.

75.

Петербург Достоевского. Тип «петербургского мечтателя».

76

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

77

А. П. Чехов. «Маленькая трилогия». Творческий путь писателя. Ранние юмористические рассказы.

78

Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре». Юмор и сатира в их соотношении. Тест по литературе 19 века

79

Русская литература 20 века

Русская литература 20 века: богатство поисков и направлений

80

Обзор творчества И. А. Бунина.

81

М. Горький. Судьба известного пролетарского писателя. Раннее творчество. Автобиографическая трилогия.

82

Комедия М. А. Булгакова «Мертвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова.

83.

История создания и судьба повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

84.

Проблемы и художественные особенности повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

85

Поэзия Серебряного века.

86.

87.

Личность и творчество Александра Блока.

Женские образы в лирике поэта.

Тема Родины в творчестве А. Блока

88.

89.

Слово о Есенине и его судьбе. Образ родины в лирике поэта.

Тема любви в лирике Есенина.

90.

Поэтическое новаторство В. В. Маяковского

91.

Обзор творчества А. А. Ахматовой. Тест по теме «Серебренный век»

92.

93.

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета  и композиции.

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Проблема нравственного выбора

94.

Творчество А. Т. Твардовского. «Василий Тёркин»

95.

А. И. Солженицын. «Как жаль»

96.

Русская литература 60-90-х годов 20 века.

Рассказ В. М. Шукшина «Ванька Тепляшин»

97.

Итоговая контрольная работа за курс литературы 5-9 классы.

98.

Нравственные проблемы повествования в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба»

99.

Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина «Деньги для Марии»

100

Смысл названия пьесы А. В. Вампилова «Старший сын»

101

Поэзия времени "оттепели". Б.Окуджава, Е. Евтушенко,

А. Вознесенский

102

Итоги года и задание на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

Рабочая программа по литературе 8 классТ.Ф.Курдюмова

Рабочая программа по литературе по учебнику Т.Ф.Курдюмовой с контрольно-измерительными материалами на весь год для учащихся 8 класса...

Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)

Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...