Входящий контроль. Анализ миниатюры И.А. Бунина "Муравский шлях". 10-11 класс
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Зилова Марина Юрьевна

Текст миниатюры и три уровня заданий к произведению.

Примерный вариант ответов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vhodyashchiy_kontrol.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Входящий контроль.

Выявление литературного уровня учащихся . Литература 11 (можно 10) класс.

Прочитайте произведение И.А. Бунина «Муравский шлях». Выполните его анализ. (Напечатана миниатюра  в 1930 году в парижской русскоязычной газете «Последние новости».)

Муравский шлях.

            Летний вечер, ямщицкая тройка, бесконечный, пустынный большак…  Много пустынных дорог и полей на Руси, но такого безлюдья, такой тишины поискать. И ямщик сказал мне:

          - Это, господин, Муравский шлях называется. Тут на нас в старину несметные татары шли. Шли, как муравьи, день и ночь, день и ночь и всё не могли пройти…

Я спросил:

          - А давно это было?

         - И не запомнит никто,- ответил он. – Больше тысячи лет!

1 уровень (на 3 балла).

Определите жанр произведения. Обоснуйте свой выбор.

Определите тему произведения.

Какие мотивы вводит Бунин в миниатюру? Какова их роль?

Какое настроение вызывает у вас произведение?

Какие размышления навевает? Какие ассоциации рождает?

                                                                      2 уровень (на 4 балла)

В чём особенность композиции произведения?

Какова роль диалога?

Роль последней фразы ямщика?

Определите место каждого действующего лица в произведении?

Выпишите примеры языковых средств, которые использовал Бунин. Много ли их? Разнообразны ли они? О чём это говорит?

уровень (на 5 баллов)

 Каково авторское отношение к изображаемому?

 Что можно сказать о масштабности авторского взгляда?

Примерный ответ.

1 уровень.

                  Миниатюра Бунина – небольшое по объёму произведение повествовательного характера. Содержание сводится к одному жизненному эпизоду в дороге, одному мгновению. По жанру его можно отнести к рассказу. Но пересказать своими словами миниатюру трудно, как невозможно пересказать стихотворение. Миниатюра напоминает поэтический текст, т.к. в нём имеются характерные для него приёмы: лексические повторы (день и ночь,  день и ночь), звукопись, аллитерация (тишина, шли, шлях). С оговоркой можно назвать миниатюру стихотворением в прозе и отнести к лиро-эпическому жанру.

                Писателя влекут сложные стороны жизни, человеческого существования. Бунинское понимание взаимосвязи человека и мира нетрадиционно. Ощущение вечной тайны, невысказанности – содержательное ядро миниатюры «Муравский шлях». Уже первое предложение («…ямщицкая тройка, бесконечный, пустынный большак…  Много пустынных дорог и полей на Руси…») заявляет о мотиве дороги, движения, раздвигая рамки, границы видимого мира до необъятности Вселенной. А последняя фраза ямщика («…И не запомнит никто. Больше тысячи лет!») вводит в миниатюру мотив памяти, важнейший для Бунина. Память для Бунина – условие подлинности чувства и необходимая предпосылка творчества. Кто-то почувствует «ямщицкие» мотивы, характерные для лирики 19 века. Другим прочитанное напомнит о трагическом периоде российской истории («…Тут на нас в старину несметные татары шли…»). Можно уловить перекличку с гоголевскими лирическими отступлениями из «Мёртвых душ». Потенциал смысловой глубины текста неисчерпаем. Понимание текста зависит от жизненного опыта читателя. Расчёт на повышенную читательскую активность – важный принцип литературы нового века, художественного мира Бунина…

 2 уровень.

              В миниатюре 64 слова (со служебными частями речи). Первая фраза – номинативное предложение. Оно звучит как ремарка в пьесе, обозначая место и время действия.  Действующие лица рассказа – ямщик и пассажир, он же повествователь. Ямщик вводится без предупреждения союзом и. Ему предстоит дать короткий «исторический» комментарий по поводу расстилающейся впереди дороги и ответить на уточняющий вопрос. Повествователь не комментирует его слова. Разговор обрывается так же неожиданно, как и начинается. Диалог ямщика и повествователя в центре внимания. Налицо элемент описательности. Каждая речевая и пейзажная подробность обладают одинаковой значимостью и автономностью, между ними нет иерархии главного и второстепенного. Они не перекрывают, а дополняют друг друга. Смысл рассказа словно не зависит от аналитических усилий повествователя.

           В тексте немного языковых средств. Единичные эпитеты (бесконечный, пустынный большак, пустынных дорог и полей). Сравнение (шли, как муравьи); повторы (пустынный большак, пустынных дорог;  день и ночь,  день и ночь); инверсия (не запомнит никто). Нет метафоричности и иносказаний. Но за простотой текста понимание того, что писателя влекут сложные стороны жизни…

  3 уровень.

             Несмотря на лаконизм, бунинская миниатюра замечательна масштабностью авторского взгляда. «Географический» масштаб изображения задаётся авторским размышлением о пространственной необъятности Руси. «Исторический» - невысказанностью, непрозрачностью смысловой глубины…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Входящий контроль по биологии в 5 классе (по ФГОС)

Входящий контроль по биологии в 5 классе (по ФГОС)...

Методическая разработка по алгебре для 7 класса "Входящий контроль по математике 7 класс"

После проведения уроков повторения в начале 7 класса по алгебре полезно провести контроль качества и осознанного понимания изученного в 6 классе материала. В содержание теста включены основные те...

Тест для входящего контроля по биологии в 5 классе

Тест даёт возможность оценить уровень знаний учащихся, пришедших из начальной школы, по теме природа....

тест по биологии для входящего контроля в 6 классе

Тест дает возможность проанализировать уровень знаний по биолоигии на начало учебного года в 6 классе...

Контрольная работа по русскому языку в 6 классе (входящий контроль)

Контрольная работа по русскому языку для входящего контроля знаний обучающихся 6 класса...

Входящий контроль по алгебре и началам анализа в 10 классе

Данная работа является  стартовой формой диагностики знаний учащихся при   проверке знаний, полученных в 9 классе....

Входящий контроль по алгебре и началам анализа в 11 классе

Данная работа является  стартовой формой диагностики знаний учащихся при   проверке знаний, полученных в 10 классе....