Особенности тестовых заданий по литературе
тест (литература) по теме

Давыдова Галина Вильгельмовна

 

Особенности тестовых заданий по литературе

 

Проблема контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся – вечная проблема образования. И в разные времена предлагалось решать ее по-разному, преобладали то одни формы контроля, то другие, создавались контролирующие системы. Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая уже в течение десятилетий осуществляется в западной системе образования, а последние несколько лет все шире применяется у нас в России. Результатом работы в этом направлении явилось создание государственной системы тестирования по ряду предметов школьного цикла.

В государственном стандарте литературного образования отмечается, что специфика литературы как предмета осуществляется ее сущностью как вида искусства. Цель литературного образования предполагает освоение художественных ценностей, формирование представлений о литературе как социокультурном феномене, развитие эмоциональной культуры личности и специальных художественно-творческих способностей (творческого, воссоздающего, образного и ассоциативного мышления, способности к эстетическому наслаждению искусством), воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного произведения. Вряд ли система тестового контроля способна показать, насколько достигнута эта цель, так как прежде всего направлена на контролирование знаний репродуктивного порядка. А в основе процесса постижения произведения искусства лежит художественная творческая деятельность. Литературное произведение не может быть воспринято всеми одинаково, как воспринимается физическая формула. У каждого читателя свой путь к пониманию художественной идеи и в итоге – рождение своей интерпретации.

Однако это не означает, что использование тестов в процессе преподавания литературы невозможно. С помощью тестов с успехом проверяется понимание темы произведения, знание текста, истории и теории литературы, умение находить и отличать художественные средства и приемы, то есть тесты позволяют осуществлять фронтальный контроль за «кругом чтения» и уровнем «знаний о литературе» (по определению стандарта литературного образования).

У тестирования действительно много преимуществ: технологичность, экономия учебного времени, беспристрастность оценки. Имея несколько исходных тестов, их можно легко «перекомпоновать», составить контрольный вариант, наконец, по аналогии сконструировать новые. Очевидно, что с внедрением в повседневную практику обучения информационных технологий доля такого вида деятельности будет увеличиваться. Необходимо освоить теоретическую сторону тестирования и создать достойную методическую базу приемлемых тестов по литературе.

Обратимся к наиболее важным положениям тестологии.

В современной науке педагогическим тестом называют систему заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющей качественно оценить структуру и измерить уровень знаний учащихся.

К тестам обычно применяют следующие основные требования:

  1. валидность (проще говоря, валидность теста показывает, насколько тест выполняет то, для чего его сконструировали);
  2. надежность (ее определяют опытным путем, соотнося результаты одного и того же человека при повторной проверке знаний посредством параллельного теста); 
  3. однозначность (эксперты не должны расходиться в оценках, формулировки вопросов не должны вызывать разночтений, недопустимы задания, которые могут иметь различное толкование);
  4. дифференцирующая способность (комплект тестов должен быть составлен так, чтобы получилось выявить различные уровни владения испытуемыми знаниями и умениями в той области, которую проверяют).

 

Тестовые задания строятся и оформляются стандартно, включая следующие основные элементы композиции:

  1. инструкция;
  2. содержание задания;
  3. ответы к заданиям;
  4. оценка (за правильный ответ).

Сегодня считается общепринятой  и используется повсеместно следующая классификация тестовых заданий с точки зрения их формы:

  1. задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;
  2. задания открытой формы;
  3. задания на установление соответствия;
  4. задания на установление правильной последовательности.

Рассмотрим каждую из форм по порядку.

Задания с выбором одного правильного ответа.

Правильный ответ в таких заданиях уже имеется наряду с неправильными, и задача испытуемого состоит в его узнавании. Эти задания считаются самыми простыми. Хотя многое зависит от сложности вопроса и психологических особенностей испытуемого.

Формулировка задания представляет собой утверждение без окончания, но не вопрос. Варианты ответов должны выглядеть как окончание предложения. Ответы должны быть содержательными и по возможности короткими. Чтобы смысл задания лучше понимался, сильные слова «самый», «наибольший», «наименьший», наилучший» рекомендуется ставить в самом начале основной части задания. Не следует использовать в разных вариантах ответов одновременно глагол, прилагательное и существительное.

Задания с выбором одного наиболее правильного ответа.

Такие задания, конечно, малоприменимы для контрольно-измерительных материалов, но их можно с успехом использовать в развивающих тестах, особенно если результаты (ответы) обсуждаются вслух и дается объяснение, почему тот или иной ответ наиболее правилен.

Задания с выбором нескольких ответов.

Немного проще в конструировании, так как не требуют придумывания большого количества неправильных позиций.

Информационная ценность заданий этого вида выше, чем у заданий с выбором одного правильного ответа. Сфера их применения на уроке – в основном проверка знания текста произведения, внимания к важным деталям при самостоятельном прочтении.

Задания открытой формы.

Каноническая форма представляет собой начало утверждения, рядом с которым надо дописать от руки свой ответ так, чтобы в результате получилось полное высказывание. Чем ближе к концу предложения находится место для ответа, тем лучше понимается смысл задания.

Задания на установление соответствия.

С их помощью проверяются ассоциативные знания. По форме такой тест представляет собой два списка (две колонки), из элементов которых «собираются» правильные ответы.

Задания на установление правильной последовательности.

Используются достаточно редко, так как более пригодны в точных науках.

Тестовые задания могут быть объединены в системы. Различают следующие основные системы заданий в тестовой форме.

Наиболее часто встречаются тематические задания. Это система заданий для контроля знаний по одной теме. По форме тесты могут быть как одинаковыми, так и разными: с выбором ответа, на установление соответствия или правильной последовательности. Последним можно придать форму тестов с выбором ответа.

В повседневной практике можно применять цепные задания, то есть такие, в которых выбор правильного ответа на последующее задание зависит от правильного ответа на предыдущее. Несколько взаимосвязанных заданий в рамках одного комплекса – это правильный подход к составлению обучающего теста.

Система оценки выполнения заданий должна быть предусмотрена разработчиком. Традиционно в заданиях с выбором ответа за правильный ответ дают 1 балл, за неправильный или отсутствующий – 0 баллов. Можно ввести оценку «-1» за неправильный ответ.

В повседневной учительской практике проводится промежуточное тестирование, с помощью которого на уроке литературы за 5-10 минут проверяется знакомство с текстом произведения, статьей учебника и т.п.

В отличие от итогового, контролирующего тестирования промежуточное может и должно выполнять обучающую функцию. При проведении внутреннего тестирования допустимо использование тестов, не прошедших стандартизацию.

Тест рассматривается нами не как основная, а как вспомогательная методика, способствующая развитию логического мышления, побуждающая к самостоятельной работе и, наконец, содержащая новый, неизвестный материал и помогающая осваивать его при помощи несложных аналитических действий, без которых выполнение такого рода заданий невозможно.

Таким образом, при употреблении тестов в процессе преподавания предмета следует, учитывая специфику литературы как вида искусства, типологию и назначение каждого теста, расширить их обучающую функцию и возможности использования для решения основных задач литературного образования: научить ребенка постижению искусства слова в процессе читательской художественной деятельности, сформировать его эмоциональную культуру, эстетический вкус и нравственные устои, а значит, привить любовь к чтению прекрасных книг.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_testovyh_zadaniy_po_literature.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности тестовых заданий по литературе

Проблема контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся – вечная проблема образования. И в разные времена предлагалось решать ее по-разному, преобладали то одни формы контроля, то другие, создавались контролирующие системы. Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая уже в течение десятилетий осуществляется в западной системе образования, а последние несколько лет все шире применяется у нас в России. Результатом работы в этом направлении явилось создание государственной системы тестирования по ряду предметов школьного цикла.

В государственном стандарте литературного образования отмечается, что специфика литературы как предмета осуществляется ее сущностью как вида искусства. Цель литературного образования предполагает освоение художественных ценностей, формирование представлений о литературе как социокультурном феномене, развитие эмоциональной культуры личности и специальных художественно-творческих способностей (творческого, воссоздающего, образного и ассоциативного мышления, способности к эстетическому наслаждению искусством), воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного произведения. Вряд ли система тестового контроля способна показать, насколько достигнута эта цель, так как прежде всего направлена на контролирование знаний репродуктивного порядка. А в основе процесса постижения произведения искусства лежит художественная творческая деятельность. Литературное произведение не может быть воспринято всеми одинаково, как воспринимается физическая формула. У каждого читателя свой путь к пониманию художественной идеи и в итоге – рождение своей интерпретации.

Однако это не означает, что использование тестов в процессе преподавания литературы невозможно. С помощью тестов с успехом проверяется понимание темы произведения, знание текста, истории и теории литературы, умение находить и отличать художественные средства и приемы, то есть тесты позволяют осуществлять фронтальный контроль за «кругом чтения» и уровнем «знаний о литературе» (по определению стандарта литературного образования).

У тестирования действительно много преимуществ: технологичность, экономия учебного времени, беспристрастность оценки. Имея несколько исходных тестов, их можно легко «перекомпоновать», составить контрольный вариант, наконец, по аналогии сконструировать новые. Очевидно, что с внедрением в повседневную практику обучения информационных технологий доля такого вида деятельности будет увеличиваться. Необходимо освоить теоретическую сторону тестирования и создать достойную методическую базу приемлемых тестов по литературе.

Обратимся к наиболее важным положениям тестологии.

В современной науке педагогическим тестом называют систему заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющей качественно оценить структуру и измерить уровень знаний учащихся.

К тестам обычно применяют следующие основные требования:

валидность (проще говоря, валидность теста показывает, насколько тест выполняет то, для чего его сконструировали);

надежность (ее определяют опытным путем, соотнося результаты одного и того же человека при повторной проверке знаний посредством параллельного теста); 

однозначность (эксперты не должны расходиться в оценках, формулировки вопросов не должны вызывать разночтений, недопустимы задания, которые могут иметь различное толкование);

дифференцирующая способность (комплект тестов должен быть составлен так, чтобы получилось выявить различные уровни владения испытуемыми знаниями и умениями в той области, которую проверяют).

Тестовые задания строятся и оформляются стандартно, включая следующие основные элементы композиции:

инструкция;

содержание задания;

ответы к заданиям;

оценка (за правильный ответ).

Сегодня считается общепринятой  и используется повсеместно следующая классификация тестовых заданий с точки зрения их формы:

задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;

задания открытой формы;

задания на установление соответствия;

задания на установление правильной последовательности.

Рассмотрим каждую из форм по порядку.

Задания с выбором одного правильного ответа.

Правильный ответ в таких заданиях уже имеется наряду с неправильными, и задача испытуемого состоит в его узнавании. Эти задания считаются самыми простыми. Хотя многое зависит от сложности вопроса и психологических особенностей испытуемого.

Формулировка задания представляет собой утверждение без окончания, но не вопрос. Варианты ответов должны выглядеть как окончание предложения. Ответы должны быть содержательными и по возможности короткими. Чтобы смысл задания лучше понимался, сильные слова «самый», «наибольший», «наименьший», наилучший» рекомендуется ставить в самом начале основной части задания. Не следует использовать в разных вариантах ответов одновременно глагол, прилагательное и существительное.

Задания с выбором одного наиболее правильного ответа.

Такие задания, конечно, малоприменимы для контрольно-измерительных материалов, но их можно с успехом использовать в развивающих тестах, особенно если результаты (ответы) обсуждаются вслух и дается объяснение, почему тот или иной ответ наиболее правилен.

Задания с выбором нескольких ответов.

Немного проще в конструировании, так как не требуют придумывания большого количества неправильных позиций.

Информационная ценность заданий этого вида выше, чем у заданий с выбором одного правильного ответа. Сфера их применения на уроке – в основном проверка знания текста произведения, внимания к важным деталям при самостоятельном прочтении.

Задания открытой формы.

Каноническая форма представляет собой начало утверждения, рядом с которым надо дописать от руки свой ответ так, чтобы в результате получилось полное высказывание. Чем ближе к концу предложения находится место для ответа, тем лучше понимается смысл задания.

Задания на установление соответствия.

С их помощью проверяются ассоциативные знания. По форме такой тест представляет собой два списка (две колонки), из элементов которых «собираются» правильные ответы.

Задания на установление правильной последовательности.

Используются достаточно редко, так как более пригодны в точных науках.

Тестовые задания могут быть объединены в системы. Различают следующие основные системы заданий в тестовой форме.

Наиболее часто встречаются тематические задания. Это система заданий для контроля знаний по одной теме. По форме тесты могут быть как одинаковыми, так и разными: с выбором ответа, на установление соответствия или правильной последовательности. Последним можно придать форму тестов с выбором ответа.

В повседневной практике можно применять цепные задания, то есть такие, в которых выбор правильного ответа на последующее задание зависит от правильного ответа на предыдущее. Несколько взаимосвязанных заданий в рамках одного комплекса – это правильный подход к составлению обучающего теста.

Система оценки выполнения заданий должна быть предусмотрена разработчиком. Традиционно в заданиях с выбором ответа за правильный ответ дают 1 балл, за неправильный или отсутствующий – 0 баллов. Можно ввести оценку «-1» за неправильный ответ.

В повседневной учительской практике проводится промежуточное тестирование, с помощью которого на уроке литературы за 5-10 минут проверяется знакомство с текстом произведения, статьей учебника и т.п.

В отличие от итогового, контролирующего тестирования промежуточное может и должно выполнять обучающую функцию. При проведении внутреннего тестирования допустимо использование тестов, не прошедших стандартизацию.

Тест рассматривается нами не как основная, а как вспомогательная методика, способствующая развитию логического мышления, побуждающая к самостоятельной работе и, наконец, содержащая новый, неизвестный материал и помогающая осваивать его при помощи несложных аналитических действий, без которых выполнение такого рода заданий невозможно.

Таким образом, при употреблении тестов в процессе преподавания предмета следует, учитывая специфику литературы как вида искусства, типологию и назначение каждого теста, расширить их обучающую функцию и возможности использования для решения основных задач литературного образования: научить ребенка постижению искусства слова в процессе читательской художественной деятельности, сформировать его эмоциональную культуру, эстетический вкус и нравственные устои, а значит, привить любовь к чтению прекрасных книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовое задание по литературе для неслышащих учащихся (6 класс). Тест по теме: И. Тургенев "Муму".

Данный тестовый материал предлагается для проверки  усвоения учащимися изученного учебного материала по теме. Дети должны самостоятельно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. П...

Тестовые задания по литературе 10-11 класс

Тестовые задания составлены исходя из требований государственного образовательного стандарта и в соответствии со структурой Единого государственного экзамена и  предназначены для учащихся 1...

Тестовые задания по литературе. Лицей.

Тестовые задания по литературе разработаны для неслышащих учащихся 6-7 класса. Задания направлены на развитие познавательной активности учащихся, расширение их словарного запаса. Материал по данной те...

Тестовые задания по литературе (русской и мировой) в 9 классе

Тестовые задания разработаны для тематического оценивания в 9 классе. Тема: "Французский и русский классицизм (Ж.Б.Морьер, М.В.Ломоносов). Сентиментализм (Н.М.Карамзин)....

Тестовые задания по литературе в 6 классе за I полугодие.

данные тест предназначен для итогового контроля за 1 полугодие в 6классе по программе В. Я.Коровиной....