Урок "Моим стихам... настанет свой черёд!"(О жизни и творчестве М. Цветаевой)
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Вартанян Татьяна Петровна

 

 

     Литература -образовательначдисциплина, которая, как никакая другая, нуждается в использовании на уроках демонстрационного материала, позволяющего создать более полное представление о литературном процессе, жизни и творчестве того или иного литературного деятеля. Таким материалом могут быть видеофрагменты, аудиозаписи, репродукции картин, видеофон и т.д.

     Методическая разработка урока на тему «Моим стихам... настанет свой черёд» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением метода проекта на основе мультимедийной технологии. Использование мультимедиа развивает творческое мышление, поисковые навыки, мотивирует на успешное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon scenariy_uroka.zip104.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема урока: «Моим стихам… настанет свой черёд» (о жизни и творчестве М. И. Цветаевой(1892 -1941))

Учебная цель: знакомство учащихся с центральным и событиями жизни и творчества поэтессы, с особенностями её мироощущения.

Воспитательная цель: воспитание уважения к культурному наследию своего народа.

Развивающая цель: развитие творческого мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать своё мнение

Деятельностная цель: выполнение заданий для презентации, анализ произведений по плану, выразительное чтение стихотворений

Обеспечение занятия: авторская презентация, распечатки текстов стихотворений М. Цветаевой, план анализа стихотворения.

Ход урока

Приветствие. Проверка посещаемости.

Сообщение темы занятия, целей.

Тема нашего занятия: «Моим стихам… настанет свой черёд» (о жизни и творчестве М. И. Цветаевой)

Цель занятия: знакомство с центральными событиями жизни и творчества поэтессы, с особенностями ее мировосприятия.

На сегодняшнем занятии мы постараемся усвоить основные темы и моменты цветаевской  лирики, особенности лирической героини стихотворений. Поэзия Цветаевой сложная, язык «зашифрован». Тем более интересно узнать о внутреннем мире Цветаевой.

Это особая атмосфера рубежа веков воплотилась, нашла отражение в ее стихах. Необыкновенно богатая лексика, авторский синтаксис и пунктуация. Особая тональность, которую может понять только думающий человек.

 

3.  Проверка домашнего задания.

3.1. Чтение стихотворений С. Есенина наизусть.

3.2.       Слово учителя:

Во втором семестре мы изучаем историю литературы 20 века. Этот большой раздел открывает литература переходного периода, времени (конца 19- начала 20в.).

Как называют этот период в  критике, в истории литературы?

Ответы:

Новая литература

Литература модерна

Декаданс

Серебряный Век русской поэзии

Почему такие противоречивые названия?

Ответы: Литература этого периода очень пестрая и неоднозначная. Одни художники видели в этом времени упадок, другие - возможность создавать новую литературу и тем самым преобразовать мир с помощью искусства. Мнений было много и поэтому такие противоречивые названия у этой эпохи.

Чем отличается в целом литература начала 20 века от литературы 19 века?

Ответы: Литература 19-го века отражала реальность жизни, а литература 20-го - стремилась преобразовать мир с помощью искусства.

Какие имена этого времени украшают нашу культуру?

Ответы:  И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, В. Брюсов, М. Волошин, А.А. Ахматова, М. Цветаева, С. Есенин, В. Маяковский и др.

С чьим творчеством мы уже успели познакомиться?

Ответы: Мы познакомились с И.А. Буниным, А.И Куприным, А. Блоком, В. Маяковским, С.Есениным.

4.  Сообщение и усвоение новых знаний.

4.1.Слово учителя:

 Практически все поэты этого времени попали под влияние тех или иных литературных течений, которые назывались по-разному, например: символизм, акмеизм, футуризм.

Однако есть поэт в литературе этой эпохи, который с первых шагов обладает яркой индивидуальностью. Это Марина Цветаева (1892-1941гг.)

Мы послушаем рассказ о жизненном пути М. Цветаевой и её творчестве, которому приходит срок спустя десятилетия после её смерти.

4.2. Защита презентации.

1-й студент.

.Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное  и сложное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущим в ней пошлости, серости, мелочности.

Если душа родилась крылатой-

Что ей хоромы - и что ей хаты!

Что Чингисхан ей и что - Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных - и сытость сытых!

Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории 20-го века, она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника.

2-й студент.

 Каков был ее поэтический мир?

Современники относились к Цветаевой часто незаслуженно безжалостно, то с сожалением, реже с пониманием, признанием. Собственно, как по всякому значительному художнику

Ее современный поэт и критик Георгий Адамович, «первый критик эмиграции» в рецензии на сборник Цветаевой 1928 года «После России» неожиданно произносит: «Марина Цветаева истинный и даже резкий поэт… есть в каждом ее стихотворении единое цельное ощущение мира, т.е. врожденное сознание, что все в мире (политика, любовь, религия, поэзия, история, решительно все) составляет один клубок, на отдельные источники не разложимый. Касаясь одной какой - нибудь темы, Цветаева всегда касается всей жизни».

Даровитый, умный, духовно – щедрый литературный враг оказался проницательнее многих «близких».

Он дожил до 80-ти лет и незадолго до смерти в 1972 году напечатал одно из последних стихотворений «Памяти М. Цветаевой».

Поговорить бы хоть теперь, Марина!

При жизни не пришлось. Теперь вас нет.

Но слышится мне голос лебединый

Как вестник торжества и вестник бед.

Не я виной, Как много  в мире боли.

Но ведь и я вас не виню ни в чем

Все - по случайности, все - поневоле.

Как чудно жить. Как дурно мы живем.

Другой современник, столь же «язвительно пристальный к творчеству Цветаевой, находивший множество «изъянов», в конце жизни писал (50-е годы): «Ну, и ошибалась. Ну, и болталась то к красным, то к белым. И получала плевки и от тех, и от других. А судьи кто? И камни, брошенные в нее, возвращаются, как бумеранг, во лбы тупиц и сволочей, которые ее осуждали. И если когда-нибудь возможен для русских людей «гражданский мир», взаимное «пожатые руки» - нравится это кому или не нравится - пойдет это, мне кажется, приблизительно по цветаевской линии».

Странное, поразительное и проницательное признание.

Итак, к каким же вечным темам обращалась Цветаева и как она выражает свое миропонимание. 

Слайд№1 

3-й студент читает стихотворение «Моим стихам…

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Слайд№2-3

1-й студент Родилась 26 сентября (9 октября) в Москве. Родителями Цветаевой были Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн). Отец, филолог-классик, профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета, был хранителем отделения изящных искусств и классических древностей в Московском Публичном и в Румянцевском музеях. В 1912 по его инициативе в Москве был открыт Музей Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). В отце Цветаева ценила преданность собственным стремлениям и подвижнический труд, которые, как утверждала, унаследовала именно от него. Намного позднее, в 1930-х, она посвятила отцу несколько мемуарных очерков ( Музей Александра III , Лавровый венок , Открытие музея , Отец и его музей ).

2-й студент.Мария Александровна умерла в 1906, когда Марина была еще юной девушкой. К памяти матери дочь сохранила восторженное преклонение. Матери Марина Ивановна несколько произведений.

Слайд№4

3-й студент

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Слайд№5

1-й студент Тема Родины, Москвы, семьи.

Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик Волошин считал, что ее творческого избытка хватало бы на несколько поэтов, и каждый был бы оригинален.

Диапазон поэзии поразительно широк – от народных русских сказок - поэм до интимнейшей психологической лирики. Уже в раннем творчестве Цветаева проявляет фольклорное, песенное начало. От русской народной песни - открытая эмоциональность,  свобода дыхания, приятная легкость стиха

Гришка - Вор тебя не ополячил,

Петр – Царь тебя не онемечил,

Что же делаешь, голубка? – Плачу.

Где же спесь твоя, Москва? – Далече.

Какие традиционные для фольклора образы вы заметили?

(Черный ворон (и Гришка - Вор); характерная для народной песни форма диалога-плача; народная лексика, «ополячил», «онемечил», «далече», «голубка»).

4-й студент Стихотворение «Облака- вокруг, купола- вокруг…».

2-й студент Обратите внимание на слова: «дивный град», «мирный град», «горевать», «царевать». В чем особенности этой лексики?

(Эта лексика встречается в сказках, русских -  народных)

Необходимо отметить, что обращается автор к своему ребенку – первенцу, называет «деревцо невесомое»

Какие чувства вкладывает  автор в эти слова?

(Любовь, ласку, восхищение городом).

В лирическом сюжете этого стихотворения три персонажа:

Автор, Москва, первенец.

Слайд№ 6-7

1-й студент Зимнее время года семья проводила в Москве, лето – на Оке, в городе Тарусе Калужской губернии.

Слайд№8

2-й студент  В печати произведения Цветаевой появились в 1910, когда она издала на собственные средства свою первую книгу стихов – «Вечерний альбом». Игнорируя принятые правила литературного поведения, Цветаева решительно демонстрировала собственную независимость и нежелание соответствовать социальной роли «литератора». Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение.

1-й студент Стихи «Вечернего альбома» отличались «домашностью», в них варьировались такие мотивы, как пробуждение юной девичьей души, счастье доверительных отношений, связывающих лирическую героиню и ее мать, радости впечатлений от мира природы, первая влюбленность, дружба со сверстницами-гимназистками. Раздел Любовь составили стихотворения, обращенные к В.О.Нилендеру, которым тогда была увлечена Цветаева. Стихи сочетали темы и настроения, присущие детской поэзии, с виртуозной поэтической техникой.

Слайд№9

1-й студент Зимой 1910–1911 М.А. Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) провести лето 1911 в Коктебеле, где он жил. Марина приобрела дорогого до конца жизни друга. В Коктебеле Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном.

Слайд №10-11

3-й студент читает стихотворение «Кто создан из камня…»

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты...

- В купели морской крещена - и в полете

Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена

Высокая пена морская!

1-й студент В стихотворении важную художественную функцию выполняет звукопись. Это прежде всего причудливые переливы аллитерационных цепочек («Серебрюсь и сверкаю» (аллитерации «с», «р»), «Мне дело — измена, мне имя — Марина» (аллитерация «м»), «Я с каждой волной — воскресаю! Да здравствует пена — веселая пена — Высокая пена морская» (аллитерация «в»)).

2-й студент В стихотворении использован прием контраста двух противоположных стихий: камень и вода; две стихии символизируют противоположные души, позиции в жизни.

Как вы думаете, какие слова в этих стихотворениях характеризуют душу

(«бренная пена морская», «мое своеволье»)

Какая тональность этого стихотворения?

(жизнеутверждающая, воплощение в строках, «Да здравствует пена- веселая пена…).

Слайд №12

1-й студент Стихотворение – откровение, призыв задуматься, но легко. Напоминание, что поэтесса – такая же, как и все. Обратим внимание: тема ухода из жизни остается в цветаевском творчестве надолго, со временем станет важнейшим лейтмотивом ее поэзии.

4-й студент   читает стихотворение

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала - тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти - слепоты куриной

И маков набрав букет –

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь - могила,

Что я появлюсь, грозя:

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились:

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед:

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли:

- И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

2-й студент  Эти строки Марина пишет в самое счастливое для нее время: Крым, море, солнце, весна, а рядом любимый муж Сергей Эфрон и крошечная дочь Ариадна, Аля, как зовут ее молодые родители.

1-й студент Сергей Эфрон: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. "Заглянув в его глаза и все, прочтя наперед, Марина загадала: если он пойдет и подарит сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых". Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Сергей подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

Слайд №13-14

1-й студент Тема любви, души – сквозная тема всего творчества поэтессы. (Фрагмент к/фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы…» с песней «Мне нравится…»Любить - значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «Поединок роковой», всегда спор, конфликт и чаще всего разрыв. Любовная лирика, как и все ее творчество, громогласна, внутренне драматичная. Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. Она бывает безответной, изменчивой, с болью, страданиями, на крайней точке чувств.

Звучит видеозапись «Мне нравится».

Тема любви перекликается с темой души – свободолюбивой, вольной, бескомпромиссной.

Слайд №15-16

1-й студент 

2-й студент 

Слайд № 17

1-й студент  Тема памяти, ценности творчества, назначения поэта.

Тема не новая. Пушкин писал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», А. Блок в стихах «О, я хочу безумно жить» заявил - что хочет «все сущее – увековечить». Цветаева развивает эту тему по-своему. Она достойный преемник своих великих учителей.

Какие главные слова стихотворения «Моим стихам…»?

(Моим стихам…настанет свой черед)

С чем сравнивает Цветаева свои стихи? Что общего у этих образцов – символов, сравнений?

(Энергия, внезапность, непредсказуемость)

Слайд № 18

2-й студент  Цветаева была знакома со многими поэтами начала 20 века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г., но не решилась подойти познакомиться. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла "сплошной совестью", Марина пронесла через всю свою жизнь.

Слайд №19-20

1-й студент  Тема верности, мужества, истинного героя

Личное в стихах Цветаевой всегда перекликается с вечным, масштабным, историческим. Стихи Цветаевой очень чувствительны, мелодичны, песенные, автобиографичные. Стихотворение «Генералам двенадцатого года» написано под впечатлением от гравюры героя 1812 года с генералом Тучковым, которая была изображена на коробке с карандашами.

Посвящено мужу С. Эфрону.

Облик русского солдата, офицера всегда вызывали восхищения, уважение.

Звучит песня из кинофильма « О бедном гусаре замолвите слово».

Слайд №21-23 

2-й студент  Во второй половине 1930-х Цветаева испытала глубокий творческий кризис. Она почти перестала писать стихи (одно из немногих исключений – цикл Стихи к Чехии (1938–1939) – поэтический протест против захвата Гитлером Чехословакии. Неприятие жизни и времени – лейтмотив нескольких стихотворений, созданных в середине 1930-х:

4.3.  Анализ стихотворения.

Слайд №25 Записывают в тетрадь

Слайд №26 Анализ стихотворения по плану. Записи в тетради.

13 мая 1913 г. ранний период творчества

В раннем творчестве тяготела и символистом, затем – затем – самостоятельная творческая личность.

Основная тема: тема памяти, значимости творчества для потомков.

Лирический сюжет: автор сравнивает свои стихи, написанные, что им «настанет свой черед».

Тональность: оптимистическое, жизнеутверждающее, с легкой грустью.

К языковым средствам выразительности можно отнести:

Синтаксический параллелизм: «моим стихам» начинает и заканчивает стихотворение.

Яркие сравнения: «Брызги из фонтана», «искры из ракет», «маленькие черты», «драгоценное вино».

Во всех образах – скрыта энергия, которая выплескивается под давлением. Так и ее стихи – явление с сильной энергией.

Необычен синтаксис: три строфы – одно предложение.

7.  Идея стиха: справедливость восторжествует и, наконец, читатели поймут истинный смысл стихов Цветаева, истинную ценность ее творчества.

8.  Отзыв критики: положительный отзыв М. Волошина, подтверждал, что творческого потенциала – с избытком.

9.  Стихотворение оказалось пророческим, вещим. Огромный интерес к стихам, в том числе композиторов, даже исполнителей «рэпа».

5.    Закрепление полученных знаний.

Преподаватель обращается с вопросами к студентам:

1)   Что особенно драматическое произошло в жизни М. Цветаевой?

Отъезд из страны, непонимание современников, читателей

2)   В чем она видела назначение поэта?

Борьбу с «голодом голодных и сытостью сытых»

3)   Что более всего ценила в жизни М. Цветаева?

Свободу, свободу творчества, семью, Родину

4)   Каковы основные мотивы творчества Цветаевой

Тема Родины, Москвы, любовь, душа; Верности, истинного героя, назначение поэта

5)    В чем необычность языка?

Очень много языковых средств выразительности, яркие сравнения, обилие знаков препинания, требующих особой интонации.

6)     Современно ли творчество Цветаевой? Подтвердите примерами.

7)      Что нового внесла Цветаева в мир, в поэзию?

8)      Какая, на вас взгляд, тональность ее произведений

Присутствует радость, восхищение, тихая грусть, печаль, разрыв, гнев, ярость и так далее.

6.    Домашнее задание.

1) выучить наизусть стихотворение М. Цветаевой и проанализировать по плану;

                   2) Прочитать рассказы И. Бабеля «Мой первый гусь», «Письмо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...

Поэзия. Судьба. Эпоха. О жизни и творчестве Марины Цветаевой

11 класс. Уроки литературы. Литературно-музыкальная композиция...

"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)

Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....

Урок о жизни и творчестве М.Цветаевой (11 класс).

Урок по биографии М.Цветаевой....

"Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черёд..."

Материал посвящён обзору жизненного и творческого пути Марины Цветаевой...

Внеклассное мероприятие по литературе «Моим стихам… настанет свой черед», посвященное творчеству Марины Цветаевой

Внеклассное мероприятие по литературе «Моим стихам… настанет свой черед», посвященное творчеству Марины Цветаевой.Цели:познакомить учащихся с фактами биографии русской поэтессы, ее нелегкой судьбой;ра...

Программа элективного курса по творчеству М. Цветаевой "Моим стихам настанет свой черёд"

Программ поможет обучающимся глубже изучить творчество М. Цветаевой...