Изображение картин природы в творчестве русских поэтов и живописцев конца XIX и начала XX века.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

ЦЕЛИ:

1 .Познакомить учащихся с понятием пейзажная лирика.

2.Привлечь внимание учащихся к образности и красочности стихотворений И.Бунина, С.Есенина, В.Брюсова.

3 .Пробудить гражданское чувство духовного родства со своей землей.

4.Интегрировать в ходе урока живопись, музыку и литературу о России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_literatury_v_7_klasse.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока литературы в 7 классе.

ТЕМА: ИЗОБРАЖЕНИЕ КАРТИН ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПОЭТОВ И ЖИВОПИСЦЕВ конца XIX и начала XX ВЕКА.

ЦЕЛИ: 1 .Познакомить учащихся с понятием пейзажная лирика.

2.Привлечь внимание учащихся к образности и красочности стихотворений И.Бунина, С.Есенина, В.Брюсова.

3 .Пробудить гражданское чувство духовного родства со своей

землей.

4.Интегрировать в ходе урока живопись, музыку и литературу о

России.

ХОД УРОКА

Оформление урока:

1 .Репродукции с картин И.Левитана.

Фонохрестоматия П.И.Чайковский «Времена года».

Эпиграф на доске: «Природа явилась к нам, как родина,

и родина - мать превратилась в отечество.

М.Пришвин.»

1.        Слово учителя.

Помните, как в пьесе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» героиня встретилась одновременно со всеми временами года? У нас тоже есть такая возможность. Мы можем открыть книгу и встретить все времена года в стихотворениях русских поэтов. Стихотворения о природе - ценнейшая часть нашей литературы. Их называют «пейзажная лирика».

2.        Актуализация опорных знаний.

Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока, так Михаил Пришвин писал в своем дневнике.(читает эпиграф)

Не случайно в русском языке природа и родина - слова одного корня -род-. Нельзя любить Родину, не любя белоствольную березку разноцветье трав, могучие дубы, просторы лугов и тихие зори. Каждый поэт и каждый художник видит мир по-своему и по-своему изображает его.

Настоящие художники кисти и слова умеют наблюдать, видеть и понимать природу. Они находят прекрасное в обыденном. Умеют ярко и эмоционально описывать свое отношение к изображаемому. Русская природа - источник вдохновения и в русской поэзии, и в русской живописи, и в музыке.

3.Объяснение материала. -ПОИСКОВЫЙ МЕТОД

Дайте лексическое значение слову «пейзаж».

Возьмем «Словарь русского языка», который составил С.Ожегов.В этом словаре 52.000 слов.

Пейзаж - 1.Вид какой-нибудь местности.

2.Рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном произведении. Запишем это определение в рабочую тетрадь.

-Попробуйте самостоятельно дать определение термину «Пейзажная лирика»

(это описание природы в лирических стихотворениях.)

-Верно, Так называются стихотворения, темой которых становятся картины природы. Вспомните стихотворения поэтов XX века, которые можно было бы отнести к пейзажной лирике .(В. Брюсов «Первый снег», С Есенин «Осень»)

-        Какие особенности лирического стихотворения вам известны?

( У лирического стихотворения нет сюжета. В нем главное не события, а чувства и переживания.)

-Как автору удается передать свои чувства и переживания читателю? (Он предает их с помощью образов, рифмы, ритма ит.д.)

В стихотворениях замечательных русских поэтов- пейзажистов перед нами во всей красе предстают и российская весна - с пушистыми вербами, с первыми ландышами, с прозрачными листиками только что распустившихся берез; и российское лето с синим, поддернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи, с ароматом скошенной травы; и русская осень с пестрыми лесами, с птицами, летящими вдаль; и российская зима с бегом далеких саней на блестящем снегу, с узорами от мороза на двойном оконном стеле.

Певцом русской природы называют замечательного поэта Сергея Александровича Есенина. Послушаем его стихотворения.

Какое время года изображено в стихотворении?

-Какие краски преобладают в тексте стихотворения? Почему? (Белая, золотая, синяя и голубая)

-Любуясь картинами природы, Есенин стремится не просто донести радость их видения, а передать ощущение полноты и красоты жизни. Все многоцветье русской природы можно увидеть в поэзии Есенина: синеву небес, алые зорьки, серебряные ручьи. Послушайте стихотворение поэта «О Русь,малиновое поле...»

-Назовите основные цвета поэтической палитры Есенина.

(золотой, серебряный, зеленый, синий, малиновый, алый, голубой и т.д.)

Цвета русской церкви: белый, голубой, золотой.

-Почувствовать и осознать красоту каждого дня нам помогает и проникновенное изображение русской природы в стихотворениях Ивана Алексеевича Бунина.

-Давайте послушаем его стихотворения

Сравните пейзажные зарисовки С.Есенина и И. Бунина , что мы наблюдаем? (У Есенина преобладают краски, а у Бунина ощущения). Еще одно стихотворение хочет услышать - В.Брюсова «Первый снег» -Какую пейзажную зарисовку мы видим?

(зимний лес, дорога, припорошенный снег.) и в этом стихотворении есть и цвет и ощущения автора

Еще одно стихотворение мы послушаем сегодня, это стихотворение Заболоцкого..

-Какое время года вспоминает автор в стихотворении?

Поэт не просто описывает картину дня, но и почувствовал его, ощутил. -Как он этого добивается?

Воспоминания картин природы мы видим и в стихотворениях, и на полотнах русских пейзажистов.

Взгляните на репродукции с картин Исаака Левитана. Они просты и прекрасны. Мы называли поэтов-пейзажистов «художниками слова», а вот Исаака Левитана современники называли «Поэтом русской

природы».Замечательный русский художник Михаил Нестеров писал, что Левитан показал то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже - его душа , его очарование.

Левитан написал и стихотворение к своей картине «Колокольный звон».

Ни одна картина Левитана не повторяет другую. Чуткий глаз художника умеет уловить и передать самые трепетные мгновения. Природа на его картинах то светлая и радостная, то тихая и грустная. Изображая природу средней полосы России, Левитан создает поэтические картины различных времен года.

Поскольку за окном весна, мы уделим большое внимание картина «Март»,

где художник изобразил момент весеннего пробуждения природы.

Для создания атмосферы весны, прозрачности, легкости я поставлю вам в

качестве музыкального сопровождения пьесу П.И.Чайковского

«Подснежник» из цикла «Времена года»

Звучит музыка.

Что изображено на картине?

На картине изображены Стена дома, освещенная солнцем, сугробы и крыльцо в снегу. Тихо стоит лошадь.

-Какие детали нам помогают понять, что на картине изображена весна?

(сугробы уже не белые, осевшие, снег подтаивает, розовеет кора берез)

-Какие цвета использует Левитан для изображения мартовского солнечного дня?

(тени синие, глубокие; свет на стене дома золотой; небо голубое, прозрачный воздух)

В картине преобладают теплые и спокойные тона. Они создают светлое настроение ожидания счастья. Картина полна предчувствия весны. В

картине нет изображения людей, но присутствие человека ощущается. Здесь и стена дома, где живут люди, и лошадь, оставленная на время. Автор подчеркивает, что человек и природа в жизни нераздельны.

По верности и тонкости цвета - «Март» - это одно из интереснейших произведений Левитана. Свои чувства Исаак Левитан откровенно выразил в одном из писем «.. .нет лучше страны, чем Россия!»

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Пожалуйста, из предложенных стихотворных отрывков найти описание пейзажей на репродукциях с полотен художников И.Шишкина, И.Левитана, Поленова, Грабаря, Куинджи, представленных на экране.

Домашнее задание:

.Подберите к репродукциям пейзажей И.Левитана или других русских художников пейзажистов лирические строки из стихов известных русских поэтов.

Анализ работы учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное чтение. Картины родной природы в произведениях русских поэтов

Конспект, презентация урока внеклассного чтения 5 класс коррекционной школы VIII вида...

Урок литературы в 6 классе по теме "Родная природа в творчестве русских поэтов"

Данный урок является вторым по счёту прохождения программного материала. Он ознакомит с возможностями заочной экскурсии по данной теме в Третьяковскую галерею, где помещены картины русских художников,...

Урок литературы в 6 классе по теме "Родная природа в творчестве русских поэтов"

Цели:Обучающая:   кратко познакомить с личностью и судьбой Третьякова; совершить заочную экскурсию в Третьяковскую галерею, пробудить интерес к  творчеству русских художников чере...

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...

Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....

Презентация "Родная природа в творчестве русских поэтов"

Групповая работа-одно из успешный условий развития различных навыков для современного ученика. Мини-проект посвящен анализу стихотворения М.Ю. Лермонтова "Осень"...