Презентация "Родная природа в творчестве русских поэтов"
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Групповая работа-одно из успешный условий развития различных навыков для современного ученика. Мини-проект посвящен анализу стихотворения М.Ю. Лермонтова "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_priroda_v_tvorchestve_russkih_poetov.pptx917.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родная природа в творчестве русских поэтов

Слайд 2

Слово об авторе Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве ночью 15 октября 1814 года. Он рано потерял мать и его бабушка по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева стала воспитывать Лермонтова в Тарханы Пензенской губернии. Первоначально получал образование дома у иностранных учителей. С 1828 г. учился в Благородном пансионе при Московском университете. Затем в Московском университете на нравственно-политическом отделении, но курса не окончил. В 1832 г. переехал в Петербург, намереваясь продолжить обучение в Петербургском университете, но зачислен не был. В том же году поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков, где учился вместе с Николаем Соломоновичем Мартыновым, будущим своим убийцей. В 1834 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов написал своё первое произведение «Хаджи Абрек» в 1828 году. Оно же было напечатано лишь в 1835 году. Лермонтов сочинил около 400 стихотворений и около 30 поэм. На одном из балов в 1840 г. поэт поссорился с сыном французского посланника де Бараном, в результате чего произошла дуэль, окончившаяся бескровно. Но Лермонтов был вновь выслан в Тонкинский пехотный полк на Кавказ. В Пятигорске он встретил своего однокашника по школе прапорщиков Мартынова. Из-за пустой ссоры у них состоялась дуэль, на которой Лермонтов был убит. В 1842 году прах поэта был перенесен в его имение Тарханы Пензенской губернии.

Слайд 3

Стихотворение о природе

Слайд 4

История создания В 1828 году в возрасте 14 лет Лермонтов написал стихотворение “Осень”. Опубликовано оно было в 1829 году. Немного незрелое, но талантливое и характерное произведение навеяно душевными переживаниями юного поэта. Скучая в летние месяцы в имении своей бабушки, наблюдая за трудом крестьян, поэт пишет это простое и грустное стихотворение. Оно дошло до нас не полностью: существует версия, что окончание его было утеряно, так как находилось на следующей странице в записях поэта, которая была вырвана. В этот период юношу очень тяготил разлука с отцом, их конфликт с бабушкой, юношеские переживания. Ориентир на романтические мотивы с печальным финалом видимо был характерен и для этой неоконченной "грустной элегии”. В итоге мы имеем лирическое стихотворение пейзажного характера.

Слайд 5

Тема Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нём описывается приход осени, чувствуется её прохладное дыхание. Невесёлые картины, предчувствие близких холодов, даже “зверь” стремиться спрятаться в такую погоду. Её приход неминуем, и, несомненно, поэт видит прелесть в смене времён года, но по-романтически печальное настроение – неизменный атрибут творчества раннего Лермонтова. Нет в лермонтовской осени золотых красок, торжествен- ной красоты и пышных нарядов, как у А. С. Пушкина .

Слайд 6

Композиция Стихотворение состоит из четырёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему мрачными и серыми. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа содержащая философскую составляющую не сохранилась. Синтаксически стихотворение состоит из четырех небольших предложений. В нём нет описания конкретного временного периода, когда лирический герой любуется на определённый пейзаж. В стихотворении описаны картины, которые имеют место в разное время суток, следовательно – это собирательный образ осенней увядающей природы. Об этом свидетельствуют два последних стиха: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.

Слайд 7

Жанр Исследователи творчества Лермонтова склоняются к варианту – элегии. Однако сохранившийся отрывок даёт нам право воспринимать его как лирическое стихотво - рение описательного характера. Стихотворение написано четырёхстопным хореем перекрёстной рифмовкой. Рифма в основном женская, её нельзя назвать бедной, но и богатой, насыщенной, как в зрелых стихотворениях, она не является.

Слайд 8

Даю слово Лёше

Слайд 9

Картина Исаака Левитана «Октябрь (Осень)» Мы считаем, что эта картина очень похожа на описание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Осень». Она также как и стихотворение выражает печаль, уныние, грусть и тоску.

Слайд 10

Песня «Что такое осень» группы «ДДТ» Что такое осень - это небо Плачущее небо под ногами В лужах разлетаются птицы с облаками Осень - я давно с тобою не был В лужах разлетаются птицы с облаками Осень - я давно с тобою не был Осень, в небе жгут корабли Осень, мне бы прочь от земли Там, где в море тонет печаль Осень - тёмная даль Что такое осень - это камни Верность над чернеющей Невою Осень вновь напомнила душе о самом главном Осень, я опять лишён покоя Осень вновь напомнила душе о самом главном Осень, я опять лишён покоя Что такое осень - это ветер Вновь играет рваными цепями Осень - доползём ли, долетим ли до ответа Что же будет с Родиной и с нами? Осень - доползём ли, долетим ли до рассвета Осень, что же будет с завтра с нами? Тает стаей город во мгле Осень, что я знал о тебе? Сколько будет рваться листва Осень вечно права. В песне описывается природа, музыканты особое внимание уделяют описанию каждого природного явления, используя различные средства выразительности, такие как олицетворение, метафоры и эпитеты

Слайд 11

Огромное спасибо за внимание .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе по теме "Родная природа в творчестве русских поэтов"

Данный урок является вторым по счёту прохождения программного материала. Он ознакомит с возможностями заочной экскурсии по данной теме в Третьяковскую галерею, где помещены картины русских художников,...

Урок литературы в 6 классе по теме "Родная природа в творчестве русских поэтов"

Цели:Обучающая:   кратко познакомить с личностью и судьбой Третьякова; совершить заочную экскурсию в Третьяковскую галерею, пробудить интерес к  творчеству русских художников чере...

Изображение картин природы в творчестве русских поэтов и живописцев конца XIX и начала XX века.

ЦЕЛИ:1 .Познакомить учащихся с понятием пейзажная лирика.2.Привлечь внимание учащихся к образности и красочности стихотворений И.Бунина, С.Есенина, В.Брюсова.3 .Пробудить гражданское чувство духовного...

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...

Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....

Разработка урока по литературе для 9 класса по теме: "Тема второй мировой войны в творчестве русских поэтов. Булат Окуджава. Биография и творчество".

РАЗРАБОТКАОткрытого урока по литературе для 9 класса.Дата:Класс: 9 классПредмет: литератураТема урока: Тема второй мировой войны в творчестве русских поэтов.Булат Окуджава. Биография и творчество. Сти...