Урок - круглый стол по повести В. Распутина "Прощание с Матерой".
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Тимофеева Татьяна Викторовна

Урок - круглый стол к юбилею писателя В. Распутина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_povesti_v.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок –круглый стол  по повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

Эпиграф: «Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится».

Цели:

-на материале повести В. Распутина «Прощание с Матерой» содействовать формированию у ребят умения разбираться в психологии личности;

-продолжить работу над развитием речи учащихся, умением устанавливать причинно-следственные связи;

-способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно-проблемных вопросов;

-ввести ребят в духовный мир В. Распутина, в нравственный мир его героев;

-способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе, чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.

Оборудование:

Тексты.

Эпиграф на доске.

Презентация о писателе.

Схемы ценностей учащихся и героев повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

Ход урока

Организационный момент.

Слово учителя.

Презентация о писателе.

Слово учителя.

Беседа.

Сообщения учеников, чтение отрывков.

Беседа.

Итог урока.

Домашнее задание.

Слово учителя

Сегодня мы  побеседуем о замечательном русском советском писателе, нашем современнике, лауреате Государственной премии СССР-Валентине Распутине и о его произведении «Прощание с Матерой».

Земляк Распутина М. Сергеев рассказывает: «Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском, рабочий поселок, районный центр Усть-Уда. От немудрящей пристани круто поднимается вверх бугристая улица, кажется начинается она прямо в реке, под водой, по бокам ее-лиственичные избы, вперемежку с местными учреждениями, столовой, магазином…В 1937 году, когда родился В Распутин, река была поуже, улица подлиннее, а там, где голубеют разливы Братского моря, степенностью своей, заменив стремительность тогдашней Ангары, были в те дни колхозные пашни. Все это надо знать, чтобы понять, откуда у современного гаражанина, учившегося в Иркутском университете, живет это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров».

(Презентация о писателе)

Слово учителя

         Целые поколения, преодолевая пласты времени, жили для того, чтобы мы появились на свет. Двое, а потом еще двое, и еще - именно те, единственные, - не разминулись во времени и пространстве. Выжили друг для друга среди опасностей и болезней для того, чтобы на свет появились мы. Что же должен чувствовать человек, ради которого жили поколения?...»- спрашивает В. Распутин. И писатель отвечает на этот вопрос, говоря о нравственности.

-А какие ценности вам ближе по духу? Напишите.

-Давайте попробуем вместе с автором разрешить изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матеры? Ради кого и чего это делается?

-Почему на ваш взгляд, В. Распутин написал повесть «Прощание с Матерой»? Как связано это произведение с реальной жизнью в Сибири?

(Вот что говорит сам автор о Сибири: Меня, как и всех, беспокоит судьба Байкала. Уже сейчас пресная вода-величайшая ценность. Байкал-мирового масштаба вместилище пресной воды. Сберечь эту воду-наша величайшая задача. Если мы не проявим хозяйской распорядительности, потомки нам не простят. Сибирь невозможна без величайшей Ангары, - об этой реке мы должны заботиться постоянно. Сибирский лес также нуждается в тщательной охране и уходе, - многое в этом важнейшем деле оставляет желать лучшего. Словом, все это проблемы охраны окружающей среды, вопросы всенародной и государственной важности. Писатель не может равнодушно проходить мимо того, что волнует всех.)

-Как описывается в повести остров Матера и его жители?

Чтение отрывка из повести: «И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матеры…»

Слово ученикам (анализ-сообщения)

Мы постепенно знакомимся с Матерой и ее историей, что позволяет не только привыкнуть ко времени и месту действия, но и сродниться с ними. Вначале автор знакомит нас с островом и деревней. Это как бы взгляд с высоты птичьего полета, некий общий пока портрет. Потом мы знакомимся с главной героиней произведения, «самой старой из старух» Дарьей, с прочими обитателями острова. Знакомимся не поверхностно, а сразу погружаемся в их быт, заботы, судьбы, начинаем догадываться, как они жили, видим, каковы они и что для них ценно. Здесь начинается в повествовании то теснейшее переплетение человеческих жизней и судьбы Матеры, которое будет прослеживаться, углубляться и исследоваться на протяжении всего произведения.

С первых страниц повести автор уделяет большое внимание Дарье, этой цельной сильной личности. Ее образ и есть философский эпицентр, от которого в немалой степени зависит происходящее. Влияние Дарьи на односельчан велико и обоснованно.

(чтение отрывка из произведения)

Матера приучила людей к неторопливой деловитости, к труду, связывающего прошлое и будущее в узел настоящего. Но прежде сами люди возделали эту землю, обжили ее, обиходили. Жители Матеры давно уже стали одним целым, и потому особенно остро воспринимается начинающееся несоответствие настроя материнцев и природы, которая еще не знает о предстоящей беде.

(чтение отрывка из произведения)

Старухи словно принимают на себя боль природы, давая ей возможность последние месяцы остаться естественной. Перед нами предстает еще один важный герой, со странным именем Богодул. Это старик, выговаривающий всего несколько слов, да и те ему не нужны – его и так научились понимать, потому что живет он на острове одному Богу известно сколько. Этот герой воспринимается не иначе, как своеобразный дух Матеры, наиболее явно демонстрирующий связь природы с человеком. И именно он,  а не кто-то другой приносит весть, побудившую героев перейти от пассивного состояния к активным действиям.

(Чтение отрывка - «Мертвых грабют!»)

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»,- говорил А. Пушкин. И в этом смысле материнцы являют собою образец людей высочайшей нравственности. Они чувствуют и свою вину, что не смогли, не успели противостоять, упредить содеянное. Как мы относимся к предкам – далеким ли, близким ли, - так и к нам будут относиться наши потомки, беря пример с нас. Именно поступки, дела, а не слова и благие намерения доказывают, каков человек и каковы принципы. Поэтому человеческая память-как хранительница нравственного опыта предыдущих поколений играет первостепенную роль в становлении человека как личности. А без ощущения человеком связи с прошлым он становится ущербным.

Старое поколение деревни можно условно отнести к «отцам». Но есть на острове и молодежь, которая с легким сердцем готова оставить Матеру. Андрей, Петруха, Клавка Стригунова – это «дети», радующиеся предстоящим переменам. Как мы знаем, взгляды «отцов» и «детей» очень часто различны, поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен. Молодежь отказывается от того единственного, что делает возможным сохранение жизни на земле, - от обычаев, традиций, национальных корней. Именно с этим связывает Распутин и потерю нравственности.

Повесть звучит как предупреждение нам, нынешнему поколению, которое начинает забывать свои истоки, свою историю.

Охарактеризуйте действия и образ жизни «поджогщиков». Каково отношение к ним автора?

(чтение отрывка о царском листвене).

Беседа:

Какие проблемы ставит писатель в повести «Прощание с Матерой»?

В чем суть конфликта повести?

Как развивается конфликт в повести? Какие образы противопоставлены?

В чем драматизм конфликта?

В чем видит Дарья Пинигина причины происходящего?

Как в образе Дарьи воплощается нравственный идеал человека?

Как проявляется философский план конфликта?

Какие символы помогают понять авторский замысел?

Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную им в «Прощании с Матерой»?

Как вы понимаете финал повести?

Итог урока.

Домашнее задание: напишите эссе на одну из тем: «Ушла ли под воду Матера?»; «Как я понимаю традицию»; «Символы вечности в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»; «Дарья и Андрей – два звена одной цепи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - круглый стол "Энергетика: преимущества и недостатки использования АЭС, ТЭС, ГЭС. Охрана окружающей среды2

Урок-крулый стол по физике  среди 10 - 11 классов по теме «Энергетика: преимущества и недостатки использования  АЭС, ТЭС, ГЭС. Охрана окружающей среды»....

Урок - "круглый стол" в 11 классе "Пестициды: за и против"

Нетрадиционная форма урока активизирует познавательный интерес учащихся. Такой урок - это результат совместной деятельности учителя и учащих...

Урок – «круглый стол» «Союз нерушимый республик свободных...» (как был образован СССР)

Цель урока - охарактеризовать и проанализировать предпосылки, причины и принципы процесса объединения советских республик в единое Федеративное государство – СССР; проследить этапы образования СС...

Открытый урок - круглый стол по теме "Духовно-нравственные ценности молодежи". 2013-2014 учебный год.

Цель: духовно - нравственное развитие учащихся посредством изучения иностранного языка.Задачи:Совершенствование навыков:устной речи (монологической, диалогической и полилогической);лексико-грамматичес...

Урок-круглый стол для 11 класса. По теме "Гражданская война"

Урок-круглый стол для 11 класса. По теме "Гражданская война"...

Урок - круглый стол "Свобода и ответственность личности"

Урок по обществознанию для старших классовПрезентация в облаке на яндекс диске https://yadi.sk/i/yatD091dGx3FCQ...

Вопросы для урока - круглого стола по теме: "Литературная классика XX века"

В данном материале составлены вопросы к таким книгам как: Дж. Оруэлл .1984 г. и А. Рэнд "Атлант расправил плечи". Предлагает их обсуждение в рамках круглого стола. 11 класс....