Урок литературы по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Пикалова Марина Анатольевна

Урок литературы по повести  В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Цели: создание педагогической среды, ориентированной на формирование у обучающихся познавательного интереса к чтению, развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_po_povesti_v.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по повести  В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Цели: создание педагогической среды, ориентированной на формирование у обучающихся познавательного интереса к чтению, развитию речи.

Задачи: Углубить представление учащихся об идейно-художественном своеобразии повести В.Г. Короленко «Дети подземелья.

Совершенствовать умение определять роль портрета и пейзажа в художественном произведении.

Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, умение сострадать ближнему.

Оборудование: 

портрет В.Г. Короленко, иллюстрации И.И. Пчелко; пейзажные зарисовки.

Ход урока:

Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое

горе и перестал носиться со своим.

                                В.Г. Короленко.

1. Сообщение темы и цели урока

-О каком произведении мы продолжим сегодня разговор?

-Цель нашего урока: не только обобщить знания о прочитанном произведении, но и выяснить, какова роль портрета и пейзажа в художественном произведении; а также поговорить о здоровом образе жизни.

2. Вступительное слово учителя.

-Мы живём с вами в 21 веке, намного позже тех лет, когда была написана повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Гениальность большого писателя В.Г. Короленко заключается в том, что он заглянул со страниц своей книги к нам, в будущее,  на много лет вперёд, показал общие черты прошлого и настоящего и дал укрепление нравственного, физического и психологического здоровья.

3. Словарная работа

- Вы сказали, что это повесть. Докажите своё мнение.

- Какие сюжетные линии мы отмечаем в повести? (История становления личности; история представителей «дурного общества»)

4 Проверка домашнего задания

- Дома вы должны были ответить на вопрос: «Что имел в виду Тыбурций, когда сказал Васе: «…может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу?» Прочитайте свои размышления по этому поводу.

Вывод: Повесть заставляет нас задуматься не только о нравственном, но и физическом здоровье.

   - Кто из героев был очень слаб здоровьем и страдал физически?

   Выборочный пересказ.

Расскажите, какой была последняя осень Маруси

    Работа с книгой:

-Откройте 7 главу, найдите и зачитайте описание осени.

- Каким другим словом можно назвать описание природы? (пейзаж)

- Как связана природа с жизнью девочки?

- Чего не хватает Марусе, чтобы быть здоровой?

- Давайте попутешествуем: перенесёмся в то далёкое время. Вот мы рядом с Марусей.

- Как уберечь её от физического нездоровья?

- Что мы можем посоветовать Марусе? (Работа парами с таблицей.)

- Давайте и мы позаботимся о своём здоровье.

- Физминутка.

Закрываем глаза. Представим, что вышли на свежий воздух, дышим лесной свежестью, кругом зелёная трава, поют птицы, светит яркое солнце. Что я нарисовала? (пейзаж) Тянемся к солнышку, набираемся энергии космоса. Снимаем усталость, расслабляемся.

- Описывая тяжёлую жизнь героев повести, Короленко широко использует еще одно художественное средство. Какое? Ответите сами.

- Задание «Узнай героя».

а) «Это был мальчик лет 9, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые локоны лохматились над чёрными задумчивыми глазами (портрет)

б) Можем ли мы по портрету судить об отношении автора к герою? Докажите на примере портрета Маруси.

в) Кто изображен на иллюстрации? По каким признакам догадались? Какая деталь в портрете говорит, что это умный, внимательный человек ? (глаза) Портрет Тыбурция.

    Давайте прокомментируем «заключение» повести.

- Сколько лет прошло со дня смерти Маруси? Как вы догадались?

- О чем могли читать Вася и Соня у могилы Маруси?

- Какие обещания могли давать?

- Есть ли в наше время дети, жизнь которых похожа на жизнь маленьких обитателей часовни?

Чем можно им помочь? (Ответы уч-ся)

Домашнее задание.

Всем вам жалко Марусю. Я предлагаю вам побыть в роли писателя: измените финал повести. Напишите сочинение на тему: «Я хочу, чтобы Маруся осталась жива». Ребятам, у которых возникнут трудности с написанием сочинения, я предлагаю заполнить карточку, с которой мы работали в классе, с обратной стороны  (Чтобы быть здоровым, мне нужно…

   Итог урока.

- Прочитайте эпиграф. Как вы его понимаете?

- Эти слова В. Короленко мало прочитать,  их нужно пропустить через себя, пережить вместе с героями все трагические моменты и стать добрее, милосерднее, внимательнее друг к другу. С этой задачей вы справились великолепно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое

Урок  по повести А.Платонова «Юшка».  тема: " Любить  «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем   посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...

Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»

1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русскойлитературы 2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественноготекста. 3) Вызвать интерес к чтению современной рус...

Конспект урока литературы по повести И.С. Тургенева "Ася" (8 класс)

Урок обобщения и закрепления изученного материала по повести И.С. Тургенева "Ася", работа над художественным своеобразием произведения, постижение авторского замысла, подготовка к творческой работе...

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе

Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...