ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. КОРОТКО О ГЛАВНОМ
статья по литературе (9 класс) по теме

Зыкова Галина Юрьевна

В статье содержатся мои размышления о продготовке к ГИА по литературе (два года являюсь экспертом по проверке ГИА по литературе), рассматриваются основные вопросы структуры экзамена, некоторые сложности,  связанные с восприятием заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gia.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. КОРОТКО О ГЛАВНОМ

Зыкова Галина Юрьевна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ гимназии №1274 им В.В. Маяковского

В этом году многие учителя литературы столкнулись с серьезной проблемой при подготовке выпускников основной школы, девятиклассников, к итоговой аттестации. Ведь теперь учащиеся сдают так называемые предметы по выбору в новой форме, то есть в форме ГИА. Сложность ситуации состоит в том, что далеко не все учителя понимают, в чем состоит специфика данной формы экзамена, какие трудности могут возникнуть при подготовке к аттестации у школьников и педагогов. Хочется поделиться своими соображениями на этот счет, так как в прошлом году мне «посчастливилось» войти в состав экспертной комиссии по проверке ГИА по литературе, а моим ученикам удалось с честью выдержать это испытание.

Прежде всего разберемся в структуре и содержании самого экзамена.  Экзаменационная модель по литературе отличается по ряду принципиальных позиций от экзаменационных моделей по другим предметам. В ней отсутствуют задания с выбором ответа: ЕГЭ по литературе убедительно показал, что данный тип заданий не соответствует специфике предмета, не дает возможности по-настоящему проверить уровень знаний учеников.  

Какова же цель экзамена? Что проверяется на нем в первую очередь? Обратимся к «Спецификации ГИА по литературе», опубликованной на сайте ФИПИ: «Экзамен нацеливает экзаменуемого на углубленную работу с художественным текстом, проверяет его ориентированность в проблематике курса («сопоставительные» задания), учитывает читательские предпочтения, предоставляя выбор заданий. Все задания экзаменационной работы имеют интерпретационный, проблемный характер; экзаменуемый должен аргументировать свой ответ с опорой на конкретный литературный материал. Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность, во-первых, проверить знание учащимися содержательной стороны курса: образной природы словесного искусства, теоретико-литературных понятий, содержания изученных литературных произведений; во-вторых, позволяют выявить уровень владения специальными умениями по предмету, названными в Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по литературе. В основу экзаменационной модели положены читательские, литературоведческие умения и речевые навыки учащихся как ключевые компетенции, формирующие личность школьника-читателя. Их проверке подчинены все структурно-содержательные компоненты новой экзаменационной модели для выпускников IX класса».

Экзаменационная работа по литературе для выпускников IX класса состоит из двух частей. В 1 части  работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещенного в самой экзаменационной работе. Здесь ученик имеет право выбрать один из предложенных вариантов. Первый вариант предлагает анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, второй – анализ лирического стихотворения (или басни). К каждому из фрагментов дается 3 задания: первые два касаются самого фрагмента, третье же предполагает сопоставительный анализ с другим произведением, приведенным в задании. Часть 2 экзаменационной работы содержит 4 темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения.

Итак, как же построить подготовку выпускников к государственной итоговой аттестации по литературе, особенно если в классе невелико количество тех учащихся, которые выбрали этот экзамен? С одной стороны, логично взять дополнительные часы факультатива, консультации или дополнительного образования. Но я предпочитаю использовать их на творческие занятия, а к экзаменам готовиться в процессе уроков. Во-первых, стоит уговорить себя,  что этого экзамена не надо бояться. Да, ученик должен ориентироваться в проблематике курса, обладать знаниями по предмету, но никто не потребует от него владения всем комплексом теоретико-литературных понятий или точных сведений о биографии автора, ребенок опосредованно использует этот пласт содержания учебного предмета при написании развернутых ответов. А вот готовиться к нему надо заранее.

Несколько лет назад мои ученики придумали пословицу: «Готовь сани летом, а к ЕГЭ с 5 класса», по-моему, очень верно. Если в систему самостоятельных и контрольных работ сразу ввести формулировки ГИА, если проверять хотя бы часть письменных ответов учащихся с учетом разработанных критериев, то многих сложностей можно избежать. Во-первых, нужно приучить всех ребят укладывать ответы в заданный объем. Используя систему вопросов любого учебного пособия, попробуйте трансформировать их под структуру ГИА. Например, учебник-хрестоматия под редакцией В.Я. Коровиной, 8 класс. Изучаем комедию «Ревизор». В учебнике предложены вопросы на странице 342: «Прочитайте и прокомментируйте сцену в трактире. По какой причине чиновники верят Хлестакову в «сцене вранья»? Какова роль ремарок в комедии?». Перестроим данное задание в соответствии со структурой ГИА: «1. Прочитайте 8 явление 2 действия (сцена в трактире). Какова роль ремарок в этой сцене? 2. Прочитайте 6 явление 3 действия. По какой причине чиновники верят Хлестакову?» Возможно добавить и другие вопросы. Главное нацелить детей на заданный объем – 3-5 предложений. Таким образом можно работать с любым вопросом, не требующим развернутого ответа.

Безусловно, очень помогают в подготовке к экзамену и рабочие тетради на печатной основе, которые требуют от ученика вместить свой ответ в заданный объем. Но я не считаю целесообразным приобретать их каждому ученику, ведь далеко не все задания успеваешь выполнять за учебный год. Для того чтобы приучить ребят «вписывать» свои мысли в заранее определенный формат, я использую специальные карточки для самостоятельных и контрольных работ. К концу 9 класса ученики уже достаточно свободно умеют формулировать свои мысли в 3-5 предложениях.  

 Умение формулировать свои мысли важно, оно проверяется как на ГИА, так и на ЕГЭ. Обратимся к «Спецификации»: «Уровень подготовки выпускника по литературе на обоих экзаменах выявляется, прежде всего, путем проверки умения экзаменуемого создавать связные высказывания на литературную тему».  Умение самостоятельно мыслить и строить грамотные высказывания мы формируем на каждом уроке. У меня есть несколько приемов, которые позволяют разнообразить эту работу. Один из них – создание страниц литературных героев. Кстати, с удивлением обнаружила, что я не одинока в использовании этой формы работы. Подобные страницы я создаю при работе над повестью М. Горького «Детство» и над поэмой Н.В. Гоголя « Мертвые души». Семиклассники получают карточки для работы в группе, в которых даны задания и вопросы о персонажах Цыганок и Хорошее Дело (См. образец):

Образец задания группе:

Кто из героев повести оказал влияние на Алешу?

Вы получили карточку вашего героя. Ваша задача составить характеристику этого персонажа и ответить на поставленный вопрос урока.

При составлении характеристики вы можете использовать план «Характеристика литературного героя» в учебнике или составить свой.

Обговорите характеристику героя вместе, запишите ее в тетрадь.

Заполните визитную карточку персонажа. Надеюсь, что вы сможете оригинально, но верно представить своего героя в соответствии с его ролью в тексте.

На визитной карточке я предлагаю указать возраст, жизненный девиз, отношение к Алеше, авторское отношение к персонажу, написать свое мнение о герое. Это задание творческое, большинство воспринимает его как игру, поэтому абсолютно спокойно высказывают свое мнение, основанное на художественном тексте. В работе над поэмой «Мертвые души» мы составляем страницы социальной сети «Вконтакте» для каждого помещика. Получается интересно, хотя мы выполняем абсолютно традиционное задание – характеристика образов помещиков. И готовит оно к ГИА и ЕГЭ, хотя ребята об этом не подозревают.

«Центральное место в КИМ для IX класса, как и в ЕГЭ, занимает работа с художественным текстом. Фрагмент (или полный текст) литературного произведения включен в часть 1 экзаменационной работы и обеспечен системой заданий, требующих написания развернутых ответов ограниченного объема (в ЕГЭ аналогичные задания представлены в частях 1 и 2)». Именно поэтому в качестве контрольных и самостоятельных работ можно использовать карточки по работе с текстом, составленные на основе заданий, представленных на сайте МИОО для подготовки к ЕГЭ по литературе. Это является серьезным подспорьем в работе учителя 9 класса, так как тексты уже подобраны, система вопросов представлена, мне остается только выбрать нужные для каждого класса.

Наиболее сложными являются задания 1.1.3 или 1.2.3. Вот как характеризуются они в «Спецификации»: Третье задание предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений). Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня), с которым нужно провести сопоставление в заданиях 1.1.3или 1.2.3, может быть взят не только из произведений, названных в государственном образовательном стандарте. Задания 1.1.3 и 1.2.3 расширяют границы проверяемого содержания и обеспечивают дополнительный охват учебного материала, позволяют проверять уровень сформированности важнейших предметных компетенций». В подготовке к выполнению этих заданий следует прежде всего научить ребят составлять сравнительные характеристики. Мой учитель, замечательный  филолог и поэт, журналист и педагог Семен Рувимович Богуславский, как-то дал нам, восьмиклассникам, сочинение на тему «Глобус и карта». Не знаю, входило ли оно в программу, но писать его было очень сложно. Зато потом гораздо легче пошли работы «Онегин и Ленский»,  «Печорин и Грушницкий» и подобные: после глобуса и карты все было понятно. Учить строить сравнительные характеристики можно с любого возраста, а вот к 8-9 классу можно смело сопоставлять два (а то и три) «Памятника» или «Пророка»,  «Сожженное письмо» и «Она сидела на полу», «Письмо Татьяны» и «Письмо Веры»… Найти такие «параллельные» фрагменты непросто, но ведь можно воспользоваться и готовыми вариантами.

Итак, подведу итог своих размышлений. Любое новое – это хорошо забытое старое: ГИА по литературе не является чем-то принципиально новым по содержанию (да простят меня составители!), а понять новую форму  ребенок сможет, если исподволь подводить его к этой форме. Не стоит бояться этого нового! Удачи, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коротко о главном: Баскетбол

Правила и структура игры....

Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"

Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....

Урок-конференция по литературе в 11 классе по творчеству В. С. Высоцкого " Такую жизнь нельзя назвать короткой"

Урок-конференция по творчеству В. Высоцкого. Учащиеся знакомятся с  человеком, поэтом, певцом и артистом. Цель: вызвать интерес к творчеству В. Высоцкого,  совершенствовать мастерство поэтич...

Презентация "Баскетбол - коротко о главном"

Правила игрыВ баскетболе играю 4 тайма по 10 минут.1 тайм -10 минут, потом перерыв 2 минуты 2 тайм -10 минут, потом перерыв 10 минут3 тайм -10 минут, потом перерыв 2 минуты4 тайм -10 минут, конец...

Родительское собрание "Коротко о главном"

Сценарная разработка родительского собрания на тему  "Коротко о главном"  поможет при организации и проведении родительских собраний в образовательных учреждениях. В этом сценарии ...