Литературный праздник "Сонет Серебряного века"
материал по литературе (11 класс) на тему

Беледина Лидия Николаевна

Это литературный праздник, где можно узнать о истории сонета и узнать о поэтах, которые писали в этом жанре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.prazdnik.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

СОНЕТ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

1 ведущий: Во все времена пером стихотворцев руководило желание выразить свои чувства, поведать сокровенные тайны сердца. Кто из поэтов прошлого не писал о любви?.. И у кого из них не было реальной «музы», женщины –вдохновительницы, которой они посвящали свои любовные гимны. Поэты издавна с благоговением относились к женщине. Вознося ее на пьедестал, они возлагали к его подножию стихи, в которых звучали их тайные думы и пыл возвышенной души. Одним из самых изящных способов «сердцу высказать себя» стал сонет. Сонеты Данте, Петрарки, Шекспира известны всему миру. Сегодня у нас есть возможность войти в этот мир высоких чувств, волшебных звуков, изящных поэтических форм, попытаться понять тайну сонета.

2 ведущий: Открываю страничку – и попадаю в таинственную страну четырнадцати строк. В чём их тайна? Может, в магическом числе? Но нет, наверное в самом авторе. Ведь в них – все его чувства, настроение, его любовь, его душа. Сонет всегда готов раскрыть свои объятия и унести вас на крыльях двух катренов и двух терцетов в царство вдохновения и возвышенных чувств.

(звучит «Мелодия» К.В. Глюка из оперы «Орфей и Эвридика».)

1 ведущий: Данте и Беатриче… Вряд ли в истории можно найти другой столь яркий пример пламенной и совершенной любви. Данте впервые увидел Беатриче девочкой девяти лет от роду. Она была одета «в благороднейший кроваво – красный цвет, скромный и благопристойный, украшенная и опоясанная так, как подобало юному ее возрасту». В самой сокровенной глубине сердца будущего поэта родилось первое неосознанное чувство. Это чувство стало тайной его жизни.

Лишь о любви все мысли говорят

И столь они во мне разнообразны,

Что, вот одни отвергли все соблазны,

Другие пламенем ее горят.

Окрылены надеждою, парят.

В слезах исходят горести и, праздны,

Дрожащие, они в одном согласны –

О милости испуганно творят.

Что выбрать мне? Как выйти из пустыни?

Хочу сказать, не знаю, что сказать.

Блуждает разум, не находит слова,

Защиту должен я, смиряясь, искать

У Милосердия, моей врагини.

2 ведущий: Прошло девять лет со дня первой встречи. И вот перед взором Данте, уже юноши, снова предстала Беатриче, «облаченная в одежды ослепительно белого цвета». Беатриче заметила юношу, улыбнулась и поклонилась ему. Какую бурю вызвало это в душе влюбленного!

«Проходя, она обратила очи в ту сторону, где я пребывал в смущении… Она столь доброжелательно приветствовала меня, что мне казалось – я вижу все грани блаженства… Когда я услышал ее сладостное приветствие… я преисполнился такой радостью, что, как опьянённый, удалился от людей», - пишет он. Начались настоящие муки любви. И тогда он обратился к поэзии.

1 ведущий: Почти всегда вместе с именем Данте Алигьери мы произносим имя его младшего современника Франческо Петрарки. «Коли ты услышишь что- нибудь обо мне – хотя и сомнительно, чтобы моё ничтожное и тёмное имя проникло далеко сквозь пространство и время, - тогда, быть может, ты возжелаешь узнать, что за человек я был, и какова была судьба моих сочинений, особенно тех, о которых молва или хотя бы слабый слух дошёл до тебя». Так писал Петрарка в «Письме к Потомкам». Но не слабый слух, а сильный и вдохновенный голос поэта дошёл до нас и донёс его раздумья, чувства, имя его возлюбленной – Лаура, точную дату их первой встречи в Авиньонской церкви Святой Клары – 6 апреля 1327 года.

Меж стройных жён, сияющих красою,

Она царит – одна во всей вселенной,

И пред её улыбкой несравненной

Бледнеют все, как звёзды пред зарёю.

Амур как будто шепчет надо мною:

Она живёт и жизнь зовут бесценной;

Она исчезнет – счастье жизни бренной

И мощь мою навек возьмёт с собой.

Как без луны и солнца свод небесный

Без ветра воздух, почва без растений,

Как человек безумный, бессловесный,

Как океан без рыб и без волнений,

Так будет все недвижно в мраке ночи,

Когда она навек закроет очи.

2 ведущий: Вот уже на протяжении нескольких веков Шекспир остаётся для нас загадкой. О жизни его известно мало. Нет ничего удивительного в том, что не сохранилось точных сведений о героине его сонетов – Смуглой леди. Биографы не раз пытались выяснит, кто она, но в большинстве случаев исходили из догадок. Возможно, это Мери Фиттон – придворная дама, фрейлина Елизаветы, а может быть, это Эмилия Ланье – жена придворного музыканта? Дама сердца Шекспира – дама от поэтической традиции: она вероломна, безжалостна в своей красе, порочна. Посвященные ей сонеты обжигают огнём живого чувства, и нет сомнения, что они – следствие личной драмы, поэтическая исповедь о неразделённой любви.

Любовь слепа и нас лишает глаз.

Не вижу я того, что вижу ясно.

Я видел красоту, но каждый раз

Понять не мог, что дурно, что прекрасно.

И если взгляды сердце завели

И якорь бросили в такие воды,

Где многие проходят корабли, -

Зачем ему ты не даёшь свободы?

Как сердцу моему проезжий двор

Казаться мог усадьбою счастливой?

Но все, что видел, отрицал мой взор,

Подкрашивая правдой облик лживый.

Правдивый свет мне заменила тьма

И ложь меня объяла, как чума.

1 ведущий: Тайна сонетов Шекспира заключается в их необыкновенной наполненности человеческими чувствами. В их 14 строчках перед нами предстаёт всего одна душа, переживающая радость и горе, добро и зло, жизнь и смерть, любовь и измену…

    В образе героини шекспировских сонетов нет ни капли лжи. Она, как и сама жизнь, пусть не столь прекрасная, но желанная. В этом, вероятно, и заключена тайна сонета.

     Эта женщина принесла поэту много страданий, но, несмотря на это, оставалась обожаемой, страстно любимой, пленительной. Поэт, словно завороженный, готов был поклясться, что в целом свете нет никого прекрасней.

2 ведущий: Тайна сонета заключается не в умении слагать строчки, а в душе поэта. Автор страдает, горюет, радуется и восторгается, и обо всех его переживаниях нам рассказывает сонет.

  Сонет – это утешение для души. Когда мир окрашивается для тебя в тёмные краски, а в душе воцаряется печаль, тогда на помощь приходит сонет. Он играет колыбельную на струнах души, и печаль уступает место любви и свету.

1 ведущий: Сонеты могут быть посвящены и дружбе, дружбе благородной, чистой и верной. Наверное, поэтому сонет способен понять всякий читатель – и старый, и молодой, и мудрый, и не очень.

   14 строк – вот что делает сонет звонкой «песней птицы». Будь он короче, песня не получилась бы, будь длиннее – птица не поднялась бы в воздух.

    Одной из заслуг символизма было то,  что он сформировал высокую культуру стиха и научил поэтов пользоваться не только новыми рифмами, формами и звуками, но и с уверенностью использовать старые, классические, формы поэзии. Среди часто встречающегося в поэзии Серебряного века классического поэтического жанра можно назвать сонет.

        Родиной сонета считается Италия. Именно там в 1292 году вышла первая книга сонетов «Новая жизнь», автором которой был Данте Алигьери –великий западноевропейский поэт эпохи Средневековья. Эта книга представляла собой лирическую исповедь поэта, состоящую из двадцати шести сонетов, которые он посвятил своей любимой – Беатриче.

        В Золотой век основными авторами сонета по праву считаются А.С. Пушкин и поэты его окружения. Пушкинская традиция написания сонета чувствуется у многих поэтов XIX века. Методы написания его знаменитых сонетов «Мадонна», «Поэту», «Сонет» нашли своё продолжение и в XX столетии, в произведениях поэтов Серебряного века.

         Примером такого сонета можно считать сонет А.С. Пушкина «Мадонна».

                           Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Говоря о божественной Мадонне на картине, Пушкин намекает на возлюбленную лирического героя, на конкретную женщину.

Особая тема – тема исторического «обзора» жанра сонета у своих предшественников и современников, стала главной темой Пушкина в ещё одном поэтическом произведении этого жанра, которое так и называется – «Сонет».

                          Сонет

Суровый Дант не презирал сонета;

В нем жанр любви Петрарка изливал;

Игру его любил творец Макбета;

Им скорбну мысль Камоэнс обрекал.

И в наши дни пленяет он поэта:

Вордсворт его орудием избрал,

Когда в дали от суетного света

Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдалённой

Певец Литвы в размер его стеснённый

Свои мечты мгновенно заключал.

У нас ещё его не знали девы,

Как для него уж Дельвиг забывал

Гекзаметра священные напевы.

      Традиционная тема русской литературы о назначении поэта и поэзии поднимается Валерием Брюсовым в его «Сонете о поэте». В нём поэт как бы продолжает размышления Пушкина на эту тему, прозвучавшие в сонете «Поэту». Но в отличие от Пушкина, для которого поэт – это царь, обладающий свободным умом и совершающий своим творчеством «благородный» подвиг, брюсовский поэт – поэт особой судьбы, он одинок, он старается пристигнуть истину, его ждёт особая судьба.

       Для того, чтобы понять и почувствовать думы Брюсова о назначении поэта, необходимо познакомиться с содержанием этого сонета.

                 «Сонет о поэте»

Как силы светлого и грозного огня,

Как пламя, бьющее в холодный небосвод,

И жизнь, и гибель я; мой дух всегда живёт,

Зачатие и смерть в себе самом храня.

Хотя б никто не знал, не слышал про меня,

Я знаю, я поэт! Но что во мне поёт,

Что голосом мечты меня завёт вперёд,

То властно над душой, весь мир мне заслоняя.

О бездна! Я тобой отгорожен ото всех!

Живу среди людей, но не понятно им,

Как мало я делю их горести и смех,

Как горько чувствую себя средь них чужим

И как могу, за мглой моих безмолвных дней,

Видений целый мир хранить в душе своей.

      Если сравнивать сонеты двух русских поэтов, то становиться очевидным, что Брюсов в своём произведении мысль о ве6личии поэта и его творчества передаёт иными художественными средствами и символами, нежели Пушкин. Поэт – символист прибегает к сравнению, антитезе, различным символам и т.д.

      Представители русского футуризма не утруждали себя стремлением к сохранению классических канонов и правил написания сонетов. В связи с этим, в пору футуризма сократилось число правильно написанных поэтических произведений этого жанра. Среди поэтов – футуристов, бережно пользовавшихся в своём творчестве сонетом, можно назвать Игоря Северянина.

        Футуризм в переводе с латыни значит «будущее». Представители этого течения главной своей задачей считали преобразование существующего мира, и сделать это они хотели с помощью созданного ими сверх искусства.

       Старания футуристов передать своему читателю так называемое чувство первозданного творения хорошо показано в книге Игоря Северянина «Медальоны». В ней помещено более ста сонетов, посвящённых деятелям литературы и искусства.

                            Блок

Красив как Демон Врубеля для женщин,

Он лебедем казался, чьё перо

Белей, чем облако и серебро,

Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем…

Благожелательный к меньшим и меньшим,

Дерзал – поэт, но видеть в зле добро.

Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брел,

Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан.

Он тщетно на земле любви искал:

Её здесь нет. Когда же свой оскал

Явила смерть, он понял: - Незнакомка –

У рая слышен лёгкий хруст шагов:

Подходит Блок. С ним – от его стихов

Лучащаяся – странничья котомка…

      Иван Бунин не относился ни к одному из модернистских течений XX века. Написанные им сонеты продолжают традиции А.С. Пушкина и отличаются лиричностью, плавностью и строгим выбором выразительных средств. Известный сонет «Вечер» является хорошим примером работы Бунина в этом жанре.

                         Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышан на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

     Ключевыми образами сонета являются образ природы и образ вечера, которые наводят на раздумья, дают повод для философствования и призывают читателя к сотворчеству. Образ вечера является ключевым в сонете, и этот образ очень символичен. Ведь вечер здесь не просто время суток, а время для раздумий о прошедшем дне, своеобразное подведение итогов, зрелость в жизни и сознании человека.

Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеянье,

И совершенству ложный приговор,

И девственность, поруганную грубо,

И неуместной почести позор,

И мощь в плену у немощи беззубой,

И прямоту, что глупостью слывёт,

И глупость в маске мудреца, пророка,

И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе у порока.

Всё мерзостно, что вижу я вокруг…

Но как тебя покинуть, милый друг!

Кто хвалиться родством своим со знатью,

Кто силой, кто блестящим галуном,

Кто кошельком, кто пряжками на платье,

Кто соколом, собакой, скакуном.

Есть у людей различные пристрастья,

Но каждому милей всего одно.

А у меня особенное счастье, -

В нём остальное всё заключено.

Твоя любовь, мой друг, дороже клада,

Почётнее короны королей,

Наряднее богатого наряда,

Охоты соколиной веселей.

Ты можешь всё отнять, чем я владею,

И в этот миг я сразу обеднею.

Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть.

Напраслина страшнее обличенья.

И гибнет радость, коль ее судить

Должно не наше, а чужое мненье.

Как может взгляд чужих порочных глаз

Щадить во мне игру горячей крови?

Пусть грешен я, но не грешнее вас,

Мои шпионы, мастера злословья.

Я – это я, а вы грехи мои

По своему равняете примеру.

Но, может быть, я прям, а у судьи

Неправого в руках кривая мера,

И видит он в любом из ближних ложь,

Поскольку ближний на него похож!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."

Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...

"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Петербург серебряного века»

Предлагаемый сценарий можно использовать как на уроке внеклассного чтения, так и во внеурочное время. Участвуя в композиции и являясь зрителями учащиеся смогут познакомиться с новыми именами поэтов "с...

Кроссворд "Литературные течения Серебряного века"

Кроссворд можно использовать на заключительном уроке по изучению литературы Серебряного века....

Своеобразие литературных направлений серебряного века.

Конспект урока по литературе  в 11 классе...

О.В. Мутыгулина Литературный вечер "И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл..."

Данное мероприятие способствует формированию у учащихся  целостного представления о культуре  Серебряного века,  содействует  эстетическому воспитанию школьников,  разви...