Ф.М.Достоевский "Горести и радости рождественской ночи"
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Каршиева Наталья Анатольевна

Презенация к уроку по рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке" (Программа под редакцией Кутузова), составленная по методическому пособию к учебнику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon goresti_i_radosti_rozhdestvenskoy_nochi.ppt1.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Горести и радости рождественской ночи

Слайд 2

«Мальчик у Христа на елке» Ф.М.Достоевский. Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди…свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами. Чарльз Диккенс.

Слайд 3

Рождество – праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, и поэтому с таким нетерпением и дети, и взрослые ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чуден сам праздник

Слайд 4

Федор Михайлович Достоевский- великий русский писатель второй половины 19 века Родился в большой семье со старинным патриархальным укладом, где детей учила мать, а по вечерам все собирались вокруг большого стола и родители читали вслух. Получил прекрасное образование. Принимал участие в деятельности революционного кружка, за это был осужден, приговорен к смертной казни, которую заменили каторгой. Пребывание на каторге заставило писателя задуматься над сутью православного христианства и его значении для русского человека

Слайд 5

«Обрести Христа – значит обрести собственную душу». Ф.М.Достоевский.

Слайд 6

Писатели приходят в мир словно для того, чтобы открыть людям самые сокровенные истины, заставить их взглянуть в глубь своей души и освободиться от всего лишнего, наносного. Таких писателей мы называем гениями. «Преступление и наказание» « Бедные люди» «Униженные и оскорбленные» «Идиот» «Братья Карамазовы» и т.д. «Униженные и оскорбленные» - это не только название одного из романов , это и главная тема всего творчества писателя.

Слайд 8

В 19 веке в литературе сложился особый жанр рассказа – рождественский рассказ. В этих рассказах удивительным образом сочетается бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. На страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

Слайд 9

«Мальчик с ручкой» О чем повествует 1ч. рассказа? В какой форме рассказывает автор о детях? Каким обрисован мальчик «с ручкой» в первой части рассказа? Назовите основные черты, опираясь на текст. С какой целью он бродяжничает? (зачитаем последние строки 1части) Какова авторская позиция по отношению к этому типу?

Слайд 10

Композиционное своеобразие 2части рассказа. 1картина – экспозиция «Мальчик в подвале»(хроника быта «углов» и «подвалов»). 2 картина – завязка –(Мальчик выходит на улицу). 3 картина – развитие действия «Красивая ёлка в богатом доме». 4 картина – развязка – «Мальчик у Христа на ёлке» -Где, по-вашему кульминационный момент?

Слайд 11

Какой приём использует Достоевский, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика? Анализ эпизода: «Господи, какой город!..» Роль пейзажа. Интонация и лексика рассказа. Фраза Достоевского. Основной образ. Основной мотив. Стилистика – детская экспрессия. Лексика. Основной приём

Слайд 12

Тема – детская доля в России. Вывод : Достоевский в 1 части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои. Авторское повествование во 2 части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика. Образ мальчика суровый упрёк тем, кто не замечает положения русских детей. Роль пейзажа – придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.

Слайд 13

И зачем же я сочинил такую историю? Переломом в сюжете является эпизод, когда мальчик увидел ёлку: он забывает всё, засыпает и попадает на ёлку к Христу. Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» - мертвы .В реальном мире для них нет ёлки. И мамы их появляются потому, что их судьбы также печальны. На земле в реальном мире, дети не могут быть счастливы , это возможно только у Христа. Вывод : Главный христианский смысл – избавление ангельских душ от неземных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рождественский праздник "Вифлиемская ночь"

Сценарий Рождественского праздника для младших  школьников...

Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»)

Урок внеклассного чтения для учащихся 5 - 6 классов. Урок по рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" составлен с использованием технологии развития критического мышления. В папке предста...

Горести и радости рождественской ночи

Урок внеклассного чтения в 6 классе по произведению Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"...

Н. Гоголь. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Пейзаж рождественской ночи

Н. В. Гоголь.Жизнь и творчество Н. В. Гоголя по произведению "Ночь перед Рождеством "для 6 класса...

Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...

Музыка барокко Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь» (УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)

Музыка бароккоКлаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли.Concerto grosso «На рождественскую ночь»(УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)...

Чудо Рождественской ночи (литературно-музыкальная композиция к рождественским чтениям).

Сценарий внеклассного мероприятия "Чудо Рождественской ночи"....