Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Фролова Дарья
ЦЕЛИ:
1. Дидактическая
Познакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.
Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.
2. Развивающие
Развивать умение целостного анализа произведения;
Развитие умения готовить сообщения и представлять их перед аудиторией одноклассников;
Развивать умения видеть авторское мировоззрение на примере конкретных произведений.
3. Воспитательные
Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе, родине;
Воспитание гуманизма и любви к прекрасному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: 1 блок: А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2 блок: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».

ТИП УРОКА: открытия нового знания.

ВИД УРОКА: традиционный, двухчастный (блочный)

ЦЕЛИ:

1. Дидактическая

Познакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.

Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.

2. Развивающие

Развивать умение целостного анализа произведения;

Развитие умения готовить сообщения и представлять их перед аудиторией одноклассников;

Развивать умения видеть авторское мировоззрение на примере конкретных произведений.

3. Воспитательные 

Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе, родине;

Воспитание гуманизма и любви к прекрасному.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:

Учить комплексному анализу стихотворения;

Учить определять способы воссоздания основных образов произведения, способы выражения авторской позиции;

Формирования умений применять полученные знания на практике.

2. Развивающие:

Развивать умения связного выступления по теме с опорой на текст произведения;

Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы;

Развитие мышления, элементов творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки), навыков самостоятельной работы;

Развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа).

3. Воспитательные:

Воспитание творческой, ответственной личности, стремящейся к самоорганизации и субъектности на всех этапах обучения.

Воспитание у учащихся уважительного отношения к точке зрения своих товарищей, навык активного слушания и корректного участия в учебном диалоге;

Воспитывать чувство уважения к автору.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
  • становление внутр. позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения литературы;
  • развитие интереса к чтению и читательской деятельности;
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов; передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией с сообщениями;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные

  • видеть черты русского национального характера в героях произведения;
  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней.

ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, групповая, индивидуальная.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: •        для учителя:

Золтарёва И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе. Вторая половина XIX века. 10 класс, в 2-х частях. – М.: ВАКО, 2009.

Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. Методич. рекомендации для учителя и учеников. 10-11 кл. – М., 2000.

Миронова Н.А. Литература в таблицах. 5-11 класс. Справочный материалы. – М.: «Астрель», 2005

Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слов – РС», 2009

•        для учащихся – тетрадь, тексты произведений.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ: вынесение на доску даты, темы 1 блока, подготовка интерактивных средств обучения.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ:

Первый блок

1

Самоопределение к учебной деятельности

2 минуты

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений

4 минуты

3

Постановка проблемы

4 минуты

4

Проектирование и фиксация нового знания

35 минут (20+15)

Второй блок

4

Проектирование и фиксация нового знания

30 минут (15+15)

5

Первичное закрепление нового материала.

9 минут

6

Рефлексия учебной деятельности на уроке

6 минут

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:

Название этапа, цель

Содержание

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Форма

работы

Результат

1. 5

Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте сверим отсутствующих: сегодня отсутствуют ... Все ли готовы к уроку?

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Формирование УУД: (Р)волевая саморегуляция

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: 1) Актуализировать знания о Тютчеве; 2) Актуализировать мыслительные операции: анализ, обобщение.

Анализ полученной информации, предварительная оценка произведений автора

1) Задает вопрос. 2) Актуализирует знания, которые учащиеся получили при выполнении домашнего задания. 3) Побуждает учащихся определить позицию к произведениям автора

1) Отвечают на вопросы учителя. 2) Высказывают свою позицию.

Фронт. Индив.

Формирование УУД: (Р) самоконтроль: осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3.

Постановка проблемы. Цель: 1) Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. 2) Согласовать цель и тему урока.

Ответы на вопросы учителя. Формулировка темы.

Организует подводящий к теме диалог.

1) Обозначают автора, которого будут анализировать. 2) Формулируют тему и задачи урока.

Фронт.

Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4.

Проектирование и фиксация нового знания. Цель: 

определять способы воссоздания основных образов произведения, способы выражения авторской позиции

Выступление с представлением биографии. Слово учителя в диалоговой форме. Выступления учащихся от группы с представлением выполненного домашнего задания по анализу произведений.

1) Организует выступление учащихся. 2) Организует обсуждение произведений.3) Организует обмен мнениями в случае затруднения. 4) Помогает в случае затруднения выйти к правильному ключу понимания текста.

1) Выступают с сообщениями. 2) Отвечают на вопросы учителя. 3) Высказывают свою позицию. 4) Анализируют произведения.

Фронт. Индив.

Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

5.

Первичное закрепление нового материала. Цель: умений применять полученные знания на практике

Создание вывода о своеобразии автора в лирике.

Организует создание вывода и самостоятельную работу.

1) Делают вывод о типичных авторских чертах лирики.

2) Производят самоконтроль.

Фронт. Индив.

Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

1) Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. 2) Фиксация нового знания во внешней речи.

1) Задаёт вопросы о задачах урока. 2) Побуждает к высказыванию мнения: чему научились? 3) Информирует о домашнем задании, выставляет оценки, предлагает их комментировать

1) Формулируют конечный результат работы. 2) Называют основные позиции нового материала и как его усвоили. 3)Записывают домашнее задание, дают оценку работе

Фронт.

Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

ХОД УРОКА:

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте сверим отсутствующих: сегодня отсутствуют ... Все ли готовы к уроку?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Знакомы ли вы с поэзией А.А.Фета? Встречались ли вы с ней раньше и какой след она оставила в вашей душе?

Прогнозируемый ответ: Поэзия Фета – это сосредоточие на прекрасных мгновениях в жизни человека и природы. Именно на мгновения, потому что и человеческая жизнь, и мир, окружающий человека, по мнению Фета, – бессмысленны и безобразны.

И сам поэт разделил свое существование на две жизни. Но подробнее о его биографии мы узнаем из индивидуального сообщения.

3. Постановка проблемы

А каким предстал перед вами поэт в прочитанных дома произведениях?

Прогнозируемый ответ: Фета никогда не называли поэтом-философом. Это определение относится к Ф.И. Тютчеву. Но человека, осознавшего, что он, существо смертное, пылинка перед лицом вечности, может сравняться с нею силой своей мысли, способной подчинить себе все и вся, осознавшего, что право на бессмертие, на вечную жизнь имеет лишь то, что гуманно, прекрасно, человечно, иначе как философом не назовешь.

Как вы думаете, какая цель стоит перед работой?

Прогнозируемый ответ: мы проанализируем тексты произведений и рассмотрим на их примере своеобразие автора.

Запишите тему урока – она на доске.

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Давайте прослушаем подготовленное домашнее сообщение о биографии Фета.

Мать Фета Шарлотта Фет была женой немецкого чиновника Фета, но сбежала с орловским помещиком Шеншиным в Россию. Тогда это был дерзкий поступок. Уже в России в 1920 году в Орловской губернии Шарлотта Фет родила сына Афанасия. Мальчик получил фамилию Шеншин. Но когда мальчику было 14 лет, Орловская духовная консистория установила, что на момент рождения Фета брак Шарлотты Фет и Шеншина не был зарегистрирован, поэтому их сына посчитали незаконнорожденным. Мальчика лишили фамилии Шеншин, привилегий, связанных со званием дворянина, и права на получение наследства. Для Фета это был удар, последствия которого он испытывал на протяжении всей жизни. С этого момента у Фета возникла идея-фикс вернуть себе титул дворянина. Образование Фет получил в немецком пансионе и в Московском университете на факультете философии. В студенческие годы у Фета возникла дружба с Аполлоном Григорьевым, который познакомил Фета с Владимиром Соловьевым, Яковом Полонским и другими литераторами. Именно в это время у Фета возник интерес к поэзии и в 1940 году выходит первый поэтический сборник «Лирический пантеон». В 1945 году Фет оканчивает университет, но вместо того, чтобы полностью отдаться творческой деятельности, он идет на военную службу. Служить он идет не по призванию, а потому что в то время определенный военный чин мог возвратить Фету дворянское достоинство. Но и здесь судьба будто играет им, стоит Фету дослужиться до определенного звания, как тут же выходит указ, дающий право зваться дворянином тем, кто находится выше в иерархии военных званий, чем сам Фет; стоит Фету дослужиться до этого высшего звания, как тут же выходит аналогичный указ. Так и не вернув себе дворянское достоинство, в 1958 году Фет оставляет военную службу.

За время службы Фет не печатается в «Современнике», «Отечественных записках», «Москвитянине». В период службы Фет познакомился с Марией Лазич и страстно полюбил ее, это чувство было взаимным. Фет не предложил ей руку и сердце. Он объяснял это тем, что Мария была бедна, да и он не может ей ничего предложить в материальном плане. Целью своей жизни он считал возвращение дворянского титула и богатство, которое даст ему независимость. А спустя некоторое время произошла трагедия – Мария Лазич сгорела. Официальная версия была такова, что это был пожар от неосторожно брошенной спички (на Марии было легкое капроновое платье, которое моментально вспыхнуло), но те, кто знал, как она переживала разрыв с Фетом, считали, что это было самоубийство.  Фет очень тяжело переживал смерть Марии Лазич, он чувствовал себя виновным. Образ Марии приковал поэтический талант Фета до последних дней, был источником вдохновения, но и раскаяния, грусти. Поэтому фетовская тема любви часто имеет трагический оттенок

Фет женился на некрасивой, но богатой женщине – Марии Боткиной, купил имение, развернул свой талант хозяина-практика, делового, расчетливого человека. По своим взглядам Фет был крайне консервативным человеком. Накануне отмены крепостного права Фет писал публицистические заметки, в которых защищал права помещиков. Многие современники Фета отмечали, что как человек он был не симпатичен. Послушайте, что говорил о нем Салтыков-Щедрин: «Фет спрятался в деревне. Там, на досуге, он отчасти пишет романсы, отчасти человеконенавистничает: сперва напишет романс, потом почеловеконенавистничает, потом опять напишет романс и опять почеловеконенавистничает». Между Шеншиным-человеком и Фетом-поэтом существовала пропасть. Эта двойственность поражала всех.

Фет относился к тому направлению, которое мы называем «чистое искусство» или «искусство для искусства», «искусство ради искусства». Это значит, что в своем творчестве Фет уходил от злобы дня, от острых социальных проблем. Фет считал, что в поэзии не должно никакой утилитарности, поэзия не может быть средством выражения идей, она самодостаточна и самоценна!

Главное в поэзии, по Фету, воссоздание мира красоты. Собственно, из-за этого и произошли разрывы Фета с журналами, в которых он печатался. Стихи Фета оценивали с точки зрения социальной значимости, а их нужно было оценивать по законам искусства. Если о Тютчеве говорят, что он последний романтик, то о Фете говорят, что он был на пути от романтиков к символистам. Поэтому и реабилитировали Фета именно символисты, так как искусство Фета было понятно и близко им, в то время как современники Фета не понимали его стихов, осмеивали их, сочиняли пародии. Оказалось, что в творчестве Фет ушел от своих современников на поколение вперед.

Титул дворянина Фету пожаловали уже на закате его жизни. Смерть Фета тоже была странной. Поэт сильно болел, страдал астмой, в какой-то момент решил покончить жизнь самоубийством, но в последний момент его спасает секретарь, и в этот же самый момент у Фета происходит разрыв сердца. Фет умер в то время, которое сам для себя выбрал и не взял на душу один из самых страшных грехов.

  «Жизненные тяготы и заставляли…пробивать лёд, чтобы хоть на мгновение вздохнуть воздухом поэзии», – говорит А.А.Фет. И эта двойственность проникла и в литературу. Эта «психологическая загадка» А.Фета объясняется философией Шопенгауэра, немецким философом, приверженцем которого был А.Фет. В основе его философии лежит противопоставление искусства – жизненной практике, труду. Да, именно противопоставление подлинно свободной деятельности (искусства) и жизненной практики, законам необходимости. Каждая их этих сфер имела своих «служителей»: «людей гения» (творчество) и «людей пользы» (тех, кто зарабатывает свой хлеб трудом, не творческим, физически тяжелым). Фет осознавал себя и как «человека гения», и «человека пользы», Фета и Шеншина. Теперь вам понятно, почему в творчестве Фета отсутствует гражданские мотивы?

Прогнозируемый ответ: Фет считал, что в искусстве не может быть ничего, что омрачит душу читающего его стихи.

Действительно, Фет сознательно уходил от гражданских мотивов, и не только потому, что придерживался консервативных взглядов. Это была сознательная установка на поэзию «чистого искусства». Как вы поняли эту позицию?

Прогнозируемый ответ: жизнь – торжище инстинктов и страстей, ведущих все живое к постоянному страданию. И выходом из мира страданий и печали возможно только погружение в мир искусства, сотканный из красоты. Поэзия – храм искусства, поэт – верховный жрец этого храма.

Да и сам поэт был плохим помещиком, и никто в вину ему это не ставит: было ли у него время и желание заниматься хозяйством, если он писал гениальные стихи. Вспомним, как тяготился своим хозяйством, делами поместья Л.Н. Толстой. Желание избавиться от того, что мешало ему, бросить все наконец реализовалось в его уходе из Ясной поляны.  Ни в ком ином нельзя, пожалуй, отметить такого несоответствия человеческой сути и поэтического дарования. Л.Н. Толстой, недоумевая, спрашивал: «Откуда у этого добродушного, толстого офицера, такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?» А как критика относилась к Фету?

Прогнозируемый ответ: теория «чистого искусства» не устраивала революционно-демократическую критику. И Фет натерпелся от Писарева, Чернышевского и пр., пожалуй, больше чем кого-либо...

Можно упрекнуть поэтов «чистого искусства» в аполитичности, стремлении уйти от действительности в некий идеальный мир, чуждый земным заботам, в оторванности от современности. А можно повторить слова Ф.М. Достоевского, который увидел в их творчестве «тоску по идеалу», который мы - и неутомимые деятели, и неисправимые мечтатели, - все мы настойчиво ищем в жизни. Это совершенство, к которому стремится душа. Кто сегодня решится сказать, что человеку не нужен храм красоты, в котором он на время может укрыться от злобы дня, от каждодневных забот и тягот, где он может выпустить на волю свою душу, позволить ей быть счастливой? Разве не нужна пристань, прибежище, где доброта, нежность, светлые чувства овладеют тобой, отогреют, очистят, просветят?.. А скажите, видите ли вы в творчестве Фета преемственность к предыдущим лирическим традициям?

Прогнозируемый ответ: Фет стремится передать движение, миг, что так хорошо умели античные поэты. В этом сказывается и следование пушкинской традиции - вспомним антологические стихи Пушкина «Царскосельская статуя» и другие.

5. Первичное закрепление нового материала

Итак, ребята, сейчас мы прослушаем ответы групп – анализ домашних стихотворений по схемам.

Первая группа представляет анализ стихотворения «Это утро, радость эта». Группа представляла ответы по следующему плану:

(вопросы из левой колонки задает учитель, из правой – отвечает выступающий из группы, приведены прогнозируемые ответы)

Какова история создания стихотворения?

История создания связана с любовью поэта к Марии Лазич. Симпатия между молодыми людьми возникла с первого взгляда, вскоре она переросла в серьезные отношения. Мария стала для Фета не только родной душой, но и вдохновительницей. Произведение создано в 1850 г., когда молодые люди еще состояли в отношениях.

Каков краткий смысл стихотворения?

В центре темы любви и любовного свидания. Лирический герой практически не проявляет себя, но страстное и нежное описание любовной сцены подсказывает, что перед нами пылкая натура. В первых строчках А. Фет описывает чарующие звуки любви: «шепот, робкое дыханье». Разговор между двумя родственными душами дополняют «трели соловья». Соловей – символ чистоты и любви. Описание сонного ручья, который мерно колышет свои воды, придает описанию томности и нежности. Во 2 строфе герой подпускает читателя ближе, позволяя ему увидеть, как меняется «милое лицо». В 3 строфе эмоции нарастают больше, между влюбленными накаляется страсть. Поэт рассказывает о лобзаниях, смешанных со слезами. Молодые люди знают, что скоро взойдет зоря и им придется расстаться, а для любящих сердец даже короткая разлука кажется мучительной вечностью.

Какая композиция /форма использована? Какой жанр?

Стихотворение делится на 3 катрена. Автор сумел соединить элементы пейзажной и любовной лирики, в содержании стиха условно можно выделить две составляющие. Жанр произведения – элегия, так как в нем отсутствует сюжет, зато есть пейзажные зарисовки. В произведении чувствуется грусть, что характерно для элегии. Стихотворный размер – двух- и четырехстопный хорей. В тексте использована перекрестная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.

Какими средствами выразительности автор изображает природу?

Особенность стихотворения – отсутствие глаголов. Этот прием позволяет замедлить события, придать им значение ночного спокойствия тишины и любви. Языковые средства в данном стихе отличаются простотой, так как состоят по большей мере из двух-трех слов. В каждую строфу поэт вплетает метафору: «сонный ручей», «тени без конца», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Нежность и страсть передаются при помощи эпитетов: «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки». Интонация первых двух строф плавная, только в последнем куплете она нарастает, и последняя строчка взрывается восклицанием. Такой интонационный рисунок дополняет содержание. Плавности стиху придает аллитерация сонорных «м», «н», «р», «л». В последней строфе автор употребляет несколько слов с согласным «р», что отображает накал чувств между влюбленными.

Итак, какими предстает чувство и природа стихотворении?

Поэт в последнем абзаце добился цели показать читателям связь природы и человеческих взаимоотношений. В четырех строчках подчеркнута вся прелесть влюбленности. Лёгкий воздушный стиль, романтическое описание делает стихотворение мелодичным и выразительным. Не только автор, но и персонажи неразрывно воспринимают связь природы и внутренний мир как одно цельное явление. Слова в нем подобраны так,что каждое из них является намеком, а объединенные вместе – создают систему намеков, которые имеют подтекст и производят особенное впечатление.

Спасибо за ответы. Оценки получают… теперь прослушаем ответ второй группы – анализ стихотворения «Еще майская ночь».

Какова история создания стихотворения?

Строки появились в 1857 году после того, как Фет женился на Марии Боткиной. К Боткиной он не испытывал сильной любви, как к Лазич, но относился к ней с симпатией. Надежды на счастливое будущее пробудили вдохновение. Первая весна, проведенная с супругой, вдохновила на написание стиха. Но память о погибшей возлюбленной таилась в сердце.

Каков краткий смысл стихотворения?

Красота весенней ночи, пробуждающая в сердце возвышенные чувства – тема произведения. Лирический герой восхищается темным временем суток и благодарит родной край. Он считает, что свежесть и чистота мая дарованы «царством льдов». Ночное небо безоблачное, поэтому герой может наслаждаться звездами. Небесные светила смотрят в его душу и от этого воздух наполняется тревогой и любовью. Упоминает поэт и о символе любви – соловьиной песне. Есть в стихотворении и символ русской земли – березы. Поэт не отходит от фольклорных традиций, сравнивая березу с молоденькой девушкой. Символ получает в тексте значение непорочности, чистоты. Под образом «девы новобрачной» следует понимать Марию Боткину. В последних строках ощущается легкая грусть. Скорее всего, она связана с Марией Лазич. Свою песню он называет «невольной», намекая на то, что к браку его подтолкнула нужда.

Какая композиция /форма использована? Какой жанр?

Оно делится на 2 части по смыслу: весенний пейзаж и описание внутреннее состояние лирического героя. Первая часть немного больше второй, переход между ними плавный. Стих делится на 4 катрена, которые раскрывают разные элементы пейзажа. Жанр – элегия. Поэт с восторгом описывает природу, но в некоторых строках чувствуется разочарование, грусть. Размер – пятистопный ямб. Рифмовка перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Какими средствами выразительности автор изображает природу?

Весенний пейзаж создается при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для передачи переживаний героя. Ключевую роль играют метафоры: «из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май», «звезды… в душу смотрят вновь», «в воздухе… разносится тревога и любовь», «березы ждут». В наборе метафор есть и олицетворения. Выразительности придают эпитеты: май «свеж и чист», «песня соловьиная», «дева новобрачная», «невольная песня». Чтобы передать восхищение, Фет использует риторические восклицания.

Итак, какими предстает чувство и природа стихотворении?

Стихотворение вызывает противоречивые чувства. Счастливое настроение основной части омрачено финальным замечанием. Поэт втайне сожалеет о том, что добровольно лишил себя свободы ради финансового благополучия, предчувствуя, что подобный союз станет для него обузой. О своей первой и единственной возлюбленной открыто не упоминает, однако между строк эможно уловить легкое сожаление о том, что его избранницей стала другая женщина. И с этим фактом, как позже выяснилось, поэт так и не смог смириться до самой своей смерти.

Итак, теперь мы с вами проанализируем третье произведение – над ним работала последняя группа: «Это утро, радость эта».

Какова история создания стихотворения?

Стихотворение относится к позднему периоду творчества. Поэт написал его в 1881 г., когда уже был в отставке и жил в имении за городом. В его зрелом творчестве преобладают философские мотивы, что связано с потерей возлюбленной Марией Лазич. «Это утро, радость эта» кажется неожиданным коротким всплеском радости. Тем не менее, в произведении нет восторга, характерного для ранних стихов Фета. Оно больше напоминает наблюдение за природой, во время которого поэт вспоминает о том, что было в его судьбе.

Каков краткий смысл стихотворения?

В произведении развивается мотив весны. Картины природы панорамные, Фет охватывает своим взором все: стаи птиц, мошек, слезы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели». Лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное. О его чувствах и эмоциях можно судить по деталям. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, видимо, что-то печалит его сердце. В то же время, он не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны. В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное даже в опечаленном сердце. Кроме того, автор утверждает красоту природы.

Какая композиция /форма использована? Какой жанр?

Стихотворение не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всем, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину. В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой прием придает событиям статичности, способствует созданию спокойной атмосферы. В произведении всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально оно состоит из 3 шестистопных строф. Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе пейзаж, чувствуются философские нотки. Оживающая природа подталкивает к раздумьям о вечности природы. В строках преобладает грустное настроение. Размер – четырехстопный хорей. Фет использует два вида рифмовки параллельную ААВВ и кольцевую.

Какими средствами выразительности автор изображает природу?

Автор задумчиво называет все, что видит вокруг, не пытаясь приукрашивать образы. Некоторые элементы пейзажа вызывают у него ассоциации. Есть метафоры – «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы» и эпитет – «вздох ночной». Также одной большой метафорой можно назвать все строки, которые посредством пейзажных образов описывают весну. Анафора – повторение местоимения «это» в разных формах. Инструментом для передачи грустного настроения служит аллитерация, например, согласного «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод».

Итак, какими предстает чувство и природа стихотворении?

Главная мысль произведения заключается в том, что богатая красота природы оказывает воздействие на душу человека. Даже стареющий поэт, испытавший множество бед и лишений, с наступлением весны чувствует прилив вдохновения и новых сил. В поздний период творчества Фетом все чаще овладевали мысли о неудачно сложившейся жизни и скорой смерти. Это стихотворение напротив, проникнуто оптимизмом и жизнеутверждающей верой автора.

 (Учитель комментирует ответы в сравнении с идеальными, поправляет учащихся, при затруднении привлекает к работе класс)

 5. Первичное закрепление нового материала

Итак, ребята, мы с вами проанализировали три произведения Фета. Давайте составим с вами по ним обобщающий вывод. Каковы основные особенности творчества Фета? Каковы особенности встретившегося нам на предыдущем уроке понятия «Чистое искусство»? (мозговой штурм) Запишем вместе выводы.

  • Стремление превращения мгновенного в вечное
  • Единение всех природных ощущений
  • Фет точен в изображении времени года, времени суток. Излюбленное время года – весна. Любимое время суток - ночь, сумерки
  • Связь противоположных начал: вечного и мгновенного, жизни и смерти, начала и конца
  • Вера в беспредельность природы, принимающей в свои объятия человека
  • Пространство замкнутое. Лирический герой обычно в центре
  • Зоркость и знание жизни природы
  • Природа «очеловечена»
  • Используется безглагольность, внимание переносится с внешнего движения на внутреннюю динамику
  • Метод описания - высвечивание деталей; образы-намеки, образы-вспышки, контуры размыты, смысл мерцает за словом - этим достигается лаконизм, в малый объем вложено огромное содержание.
  • Пейзаж пропущен через призму восприятия

  • Активна фантазия читателя, воплощающая недосказанность – образуется литературный подтекст
  • Ощущение единого, цельного и неуловимого изменчивого, текучего мира, который нельзя разъять
  • Использование аллитераций для передачи звуков природы
  • Любовь и бренна, и вечна
  • Облик возлюбленной неуловим, он целостный и неделимый.
  • Творчество связано с природой и любовью
  • Стремление выразить сложность душевной жизни человека часто приводило к осознанию невозможности выразить ее
  • Характеризует, как правило, не предмет, а ассоциации, которые он вызывает
  • Эпитеты, метафоры сложны, ассоциативны
  • Живописность лирики, красочность

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Итак, ваше домашнее задание на следующий урок –

1. Общее задание – подготовить анализ философской лирики Фета на ваш выбор

2. Индивидуальное задание 2 ученикам: проанализировать по индивидуальным схемам стихотворения «Старые письма», «Напрасно».

3. Общее задание – подготовиться к сравнению Фета и Тютчева.

Ребята, вам понравился урок? Вы считаете, достигнутое сегодня умение анализировать лирический текст поможет вам проанализировать также стихотворения Фета? (ответы учащихся)

Оценки за работу на уроках сегодня получили выступающие … потому что … я говорила вам замечания в течение вашей работы и они повлияли на оценку. Вы согласны с ней? Также хочу оценить за ценные дополнения… Согласны с моей оценкой? Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб на следующем уроке оценки улучшить? (ответы учащихся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - конспект "Стихи пленительные Фета"

данный урок можно использовать при изучении особенностей лирики Фета...

урок - конспект "Стихи пленительные Фета"

данный урок можно использовать при изучении особенностей лирики Фета...

урок - конспект "Стихи пленительные Фета"

данный урок можно использовать при изучении особенностей лирики Фета...

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."...

Урок литературы в 6 классе «Образы русской природы в лирике русских поэтов 19 века»

Открытый урок-анализ стихотворений по русской литературе....

План-конспект урока "Лирика А. А. Фета. Стихотворение "Чудная картина...", литература, 5 класс.

План-конспект урока "Лирика А. А. Фета. Стихотворение "Чудная картина...", литература, 5 класс....