Цикл уроков, посвященных изучению особенностей волшебной сказки
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

В данной работе представлена система уроков по изучению такого жанра, как волшебная сказка (жанра, стремящегося на основе фантастической условности дать наиболее полное, обобщенное изображение мира, в котором живет человек). Цели и задачи уроков: научить классифицировать фольклорные сказки, сравнивать и делать выводы на основе сравнения, самостоятельно получать информацию из учебного пособия; познакомить со значением художественной условности и фантастики в создании художественного мира, композицией и языком сказки; определять вид сказок; опираясь на предыдущий опыт и сравнивая произведения различных эпох, самостоятельно находить мифологические истоки в сказках; выделять сюжетную канву; давать нравственную оценку событию; анализировать сюжет и на основе анализа подвести к выводу о том, что в основе древнейшей сказки лежит мифология (напр.,присутствие тотема), а также о том, что сказка - это отражение системы запретов на отдельные действия человека; понимать стиль и интонацию сказки; обучить художественному пересказу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Уроки по теме "Волшебные сказки"69.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ЧТО ТАКОЕ  ФОЛЬКЛОРНАЯ СКАЗКА?»

Цель: научить классифицировать фольклорные сказки,  сравнивать и делать выводы на основе сравнения, самостоятельно получать информацию из учебного пособия; познакомить со  значением художественной условности и фантастики в создании художественного мира, композицией и языком  сказки.

Теория литературы: художественная условность, композиция, сюжет, сказка.

Сегодня мы обращаемся к самому любимому жанру всех детей – сказке. А что такое "сказка"? Чтобы понять это, давайте подберем к этому слову однокоренные слова. (Рассказ, сказывать). Итак, сказка - это то, что рассказывается. Но любой ли рассказ является сказкой? О чем говорит высказывание: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"? (Сказка это вымысел с нравоучением). А чему учат сказки? (Доброте, мудрости, честности, смелости, взаимовыручке, состраданию). Мы на следующих уроках будем знакомиться с фольклорными сказками. Запишите точное определение этого жанра.

       Фольклорная сказка – это фольклорный жанр, стремящийся на основе фантастической условности дать наиболее полное, обобщенное изображение мира, в котором живет человек

.

   Широта и разнообразие этого жанра проявляются в том, что сказки отражают самые разные стороны жизни и рассказывают о самых разных людях: царях и крестьянах, умных и глупых. Нет, наверное, в мире такого вопроса, на который не попыталась ответить сказка.

     Но отвечает на эти вопросы сказка очень необычно, сказочники не стремятся рассказать об обычной жизни, известной каждому человеку. Они придумывают фантастический мир, как какое-нибудь три-девятое царство  или рассказывают историю какого-нибудь солдата или крестьянского сына, идущего куда-то по дорогам жизни. Фантастическая условность сказочного художественного мира позволяет рассказчику выразить свое отношение и к государственной власти (царям и боярам, например), воплотить свой идеал счастливой жизни.

   Запись в тетради: художественная условность – отличительная черта любого искусства, противопоставляющая реально существующему миру действительности мир, созданный воображением художника; может быть явной (фантастика) и скрытой, имитирующей реальную действительность (жизнеподобие).

   Существует три вида сказок.

                                     СКАЗКИ

о животных                          волшебные                        социально-бытовые

Наиболее древние из сказок - сказки о животных. В них сохранились отголоски тех времен, когда племена людей считали своими предками и покровителями различных животных. Священным животным (тотемам) поклонялись, им приносили жертвы. Убить такое животное значило тяжкий грех.

А теперь сравните 2 концовки сказки и скажите: какая из них фольклорная, а какая - авторская.

"Послала баба мужика в лес за дровами. Мужик идет по лесу, навстречу - медведь. Говорит косолапый: "Давай бороться". А мужик отказывается: медведь ведь сильнее его. Медведь рассердился и пошел на мужика. Но мужик топор выхватил, косолапому лапу отрубил и домой принес. Жена лапу сварила и на ужин подала. Вечером избушка, в которой жили мужик с бабой, затрещала, дверь распахнулась, на  пороге медведь.

Медведь в дом ввалился и мужика с бабой сожрал.      

Медведь в дом ввалился, а баба не                                                            растерялась: подпол открыла. Косо

                                                    лапый   с разбегу в подпол и свалился                                                                                        - шею себе свернул              

Какой вариант концовки принадлежит фольклорной сказке? (I вариант, тле. медведь у славян тотемное животное. Мужик с бабой совершили тяжкий грех: мужик лапу отрубил, а баба сварила. За это они поплатились жизнью.)

Автор второго варианта - Толстой, пересказавший эту сказку.

Из далекого прошлого пришли к нам и волшебные сказки. Они, как и сказки о животных, были основаны на мифах. Обязательными атрибутами являются волшебные герои, предметы, превращения (назовите свои примеры этих атрибутов).

Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались различные людские пороки и описались занятные жизненные ситуации.

За время своего существования, переходя от рассказчика к рассказчику, сказки освобождались от лишнего, случайного и приобретали законченность и художественное совершенство.

//. О построении (композиции) сказки. Чтение  учебника "Литература 5 класс".

Назовите элементы композиции сказки (присказка, зачин, развитие сюжета, концовка).

///. Послушайте отрывок из сказки:

"Подлетела к царскому крыльцу золотая карета о шести белых лошадях, и выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье - частые звезды, на голове - месяц ясный, такая красавица - ни вздумать, ни взгадать, только в сказке описать"

• Докажите, что это отрывок из сказки, а не из произведения другого жанра, (Здесь особый язык - обилие эпитетов, устаревших слов).

Запись в тетрадь. События, последовательно происходящие в сказке, составляют ее сюжет.

V. Конкурс на читательскую эрудицию. Определите название фольклорной сказки по отрывку.

1. "Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - подъезжает чудо-юдо о шести головах" ("Иван крестьянский сын и Чудо-юдо")

2. "А старшие невестки пошли плясать: махнули рукавом - только гостей забрызгали, махнули другим - только кости разлетелись, одна кость царю в глаз попала". ("Царевна-лягушка")

3. "Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы". ("Иван-царевич и серый волк")

4. " - Яблоня, матушка, спрячь меня!

                           - Поешь моего лесного яблочка!" ("Гуси-лебеди")

5. "Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, а двуглазка все спала" ("Хаврошечка")

6. "Повез старик бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал" ("Морозко"

7. "Ловись, рыбка, и мала и велика" ("Лисичка-сестричка и волк")

Д/з: учить записи в тетради, читать сказку "Василиса Прекрасная", пересказ "Василиса Прекрасная у бабы-яги" (при пересказе сохранить язык сказки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "Сказка Б. Шергина "Волшебное кольцо". Особенности языка сказки"

Урок литераты в 5 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой и презентация к данному уроку.Тема: Сказка Б. Шергина «Волшебное кольцо”. Особенности языка сказки....

Презентация к уроку литературы. Конкурс знатоков волшебной сказки

Конкурс знактаков волшебной сказки - увлекательный урок для пятиклассников....

урок развитие речи "Сочиняем волшебную сказку"

Заключительное занятие в разделе "Фольклор"...

урок развитие речи "Сочиняем волшебную сказку"

Заключительное занятие в разделе "Фольклор"...