Статья "Слово о рассказе Н. С. Лескова "Зверь"
статья (литература, 8 класс) по теме

Лесник Светлана Дмитриевна

Данная статья - приложение к уроку-практикуму "Эпиграф в литературном произведении". Она поможет учителю в подготовке к данному уроку по святочному (рождественскому) рассказу Н. С. Лескова "Зверь" (впереди Святки и Рождество Христово - было бы замечательно, если бы мы в преддверии этих дней знакомили учащихся с рождественскими рассказами).  С этой статьей я выступала на Рождественских чтениях в Духовной Семинарии города Хабаровска. Рассказ Н. С. Лескова значимый, полезный, актуальный, неслучайно и статья имеет подзаголовок "Чтоб чувства добрые в читателе рождать..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_slovo_o_rasskaze_n.s._leskova_zver_seminariya.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

                         Лесник Светлана Дмитриевна, учитель русского языка и литературы

                           МБОУ «Экономическая гимназия» города Хабаровска

                   ( выступление в Духовной семинарии  на Рождественских чтениях)

                           

                   «Чтоб чувства добрые в читателе рождать…» (В.А. Громов)

                 ФГОС  второго поколения  ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника, любящего свой край и свое Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества». (1)

                Ценности человеческой жизни напрямую связаны с духовным воспитанием человека.  Большое значение  в этом воспитании имеют  уроки литературы.

            В. А. Жуковский, определяя цель воспитательного процесса, вошедшую  в 19 столетии в национальную традицию и ставшую близкой многим писателям (в том числе Н.С. Лескову), отмечал: «Воспитание должно образовать человека, гражданина, христианина».

            По глубоким внутренним убеждениям Н.С. Лескова, воспитание имеет решающее значение не  только для судьбы  каждой отдельной личности, но и для исторических  судеб страны, для ее духовного пробуждения. Свою творческую задачу  он  видел в том, чтобы дать читателю «доброкачественную духовную пищу на все времена».

            Этой цели  содействуют святочные рассказы Н.С. Лескова, «ютившиеся до него на задворках прозы» (замечание Ю.Нагибина) и поднятые им на высоту серьезной литературы. (2)

             Обратимся к одному из рассказов Н.С. Лескова «Зверь».  Как отмечают исследователи его  творчества (А.А. Кретова, М.А. Кучерская), большинство произведений автора «писаны мемуаром» (не является исключением и рассказ «Зверь»). Основная тема многих  рассказов  Н.С. Лескова – тема праведничества.

             Автобиографическое начало определило форму  повествования рассказа как воспоминание о детстве от первого лица маленького героя и взрослого повествователя, умудренного жизненным опытом. Такой «двойной» взгляд придает повествованию не только  глубину и объемность, но и определяет характер художественного времени, которое отличается дистанцией между прошлым и настоящим «тогда» и «теперь» повествователя.

             О чем же повествует святочный рассказ «Зверь»? Если говорить общо, то о чуде, которое произошло в День Рождества Христова.

             С точки зрения фабульной линии  произведения,  это рассказ о том, как повествователь, будучи ребенком,  в рождественские дни приезжает  в дом своего дяди, богатого орловского помещика,  и становится  свидетелем сначала жуткой картины (так называемых потех своего родственника, устроившего в присутствии гостей – детей и взрослых  -  травлю жившего в поместье  ручного медведя Сганареля, чтобы «насладиться» тем, как «молодой доезжачий»  Ферапонт будет стрелять в своего воспитанника), а затем – свидетелем … необычайной сцены, сцены свершившегося чуда, спасения, дара.    

             С точки зрения идейно-тематической, рассказ Н.С. Лескова  - это рассказ о том, как главный герой  из жестокого, немилосердного человека-зверя (неслучайно  «господин Страх»,  как называет дядю Лескова Страхова, ставшего прототипом сурового героя, американский лесковед  Х. Маклейн (3), «властвует»  в  рассказе и тогда, когда повествователь накануне Рождества Христова  гостит  в доме своего родственника («Дядю боялись все», «…я в доме такого хозяина гостил неохотно и с немалым страхом»), и тогда, когда идет подготовка к празднику («Но пришла роковая пора…Сганареля велели  Ферапонту отвести и посадить в яму, откуда был только один выход – на казнь»), и тогда, когда наступил день развлечений: («Все …кипело желанием броситься на зверя», «Раздался оглушительный бешеный рев», «Из творила ямы, как бы из преисподней…», «Все мы, люди, все лошади и собаки, …были в страшной опасности», «Но гости…видели нечто гораздо более страшное…»)   перерождается  в человеколюбца, оценившего доброту и мужество своего крепостного Ферапонта и способного творить  добро.

            В эпилоге  рассказа мы читаем: «Сганареля не отыскали.  Ферапонт…сделался вольным … и был не только верным его слугою, но и верным его другом до самой смерти. Он закрыл своими руками глаза дяди, и он же схоронил его в Москве на Ваганьковском кладбище, где и по сю пору цел его памятник. Там же, в ногах у него, лежит и Ферапонт.

            Цветов им теперь приносить уже некому, но в московских норах и трущобах есть люди, которые помнят белоголового длинного старика, который словно чудом умел узнавать, где есть истинное горе, и умел поспевать туда вовремя сам или посылал не с пустыми руками своего доброго пучеглазого слугу.

           Эти два добряка, о которых много бы можно сказать, были – мой дядя и его Ферапонт, которого старик в шутку называл: «укротитель зверя».

           Что же произошло вечером «в большой зале, где зажгли праздничную елку»?  Произошло чудо святочного преображения. Мы, читатели, становимся свидетелями того, что в эпоху Аристотеля называли катарсисом.  Живое, искреннее, проникновенное  слово священника Алексея вошло в «раздраженное и гневливое» сердце героя, произвело в нем смуту, заставило его обернуться и  посмотреть внутрь самого себя, испытать потрясение и сделать открытие: неужели я такой?: «…нервным, взволнованным голосом» дядя сказал:

 - Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека. Ты меня этим тронул и превзошел в великодушии…».

                В «Толковом словаре» С. И.  Ожегова   значение слова «великодушие» объясняется как «высокое душевное качество, в основе которого снисходительность, умение жертвовать собой». (4)  Такое значение слова «говорит» о проявлении душевного качества, направленного «во вне» (от человека – носителя этого качества - к другим). Если же посмотреть   на   значение  слова  с   другой   точки   зрения, то  можно   обнаружить   следующий  смысл:      «ве – ЛИК - о – ДУШ –ие»   есть   «ЛИК   вечности   в   ДУШе    человека» (5).  Данное значение слова «говорит»  о проявлении действия, направленного «во внутрь» человека:  семантическое поле слова  как  бы заставляет нас «обратить взор на самого себя», на то, что есть внутри каждого из нас, в наших душах и  в наших сердцах.

                Рассказчик обращает внимание на такую деталь: «происходило удивительное: он (дядя) плакал». С одной стороны,  слезы - символ раскаяния героя  в своей «зверской» натуре, с другой, - благодатные, покаянные, «рождественские» слезы, ниспосланные  «человеку-зверю», -  это символ «восстанавливающего природу падшего человека» (6) очищения,  следствием которого стало нравственное  прозрение в том, что  милосердие,  сострадание, «любовь,  прощение,  долг каждого утешить  друга  и недруга» (7) – основные  законы  жизни,  основные  законы человеческого сердца (обратим внимание на вторую деталь: чудо  происходит возле праздничной новогодней елки, символа вечных истин). Эти вечные истины вдруг (!) почувствовал  главный герой рассказа,  человек-зверь,  который, как вспоминает рассказчик, «был очень богат, стар и жесток», человек-зверь, в характере которого преобладали «злобность и неумолимость», человек-зверь, который «об этом нимало не сожалел, а даже щеголял этими качествами,…, которые, по его мнению, служили… выражением мужественной силы и непреклонной твердости духа».

         

             Существует много мудростей о сердце: «Вся жизнь проходит через Сердце», «Источник всех богатств, духовных и материальных, есть Сердце», «Без Сердца … разве человек поймет?», «Облагораживание собственного Сердца есть превращение его в Солнце, восход которого ждут все»…  Как много значит Сердце для человека, но еще больше – его облагораживание: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что выходит из уст (из сердца исходит),  сие оскверняет человека… ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека…» (8)

             Как можно облагораживать собственное сердце? Просто  нести благо людям,  помогать нуждающимся, делать добрые поступки, прощать людей, стараться позитивно мыслить, излучать свет, идти навстречу жизни с любовью (последняя – вершинная -  тридцатая ступень духовного восхождения человека, описанная  преподобным Иоанном Лествичником в его книге «Лествица», названа «Любовью»). (9)  Любовь, способная уничтожить и победить страх, составляет основную мысль рассказа Н.С. Лескова «Зверь».

             Благородное,  по-детски чистое сердце имел  «молодой доезжачий»  Ферапонт  - носитель одухотворенной красоты, великой телесной и душевной силы, верности нравственному идеалу.  Он несчастлив, загнан, обречен, но весь светится добротой и благородством, так как в его душе живет мысль  о деятельном благочестии человека, должного  оставлять «по себе в памяти благочестивых потомков идеальный образ, озаренный лучами святости» (10), о чем свидетельствуют заключительные строки произведения. С такими «людьми из народа» был знаком автор святочного рассказа: «Я не изучал народ… я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве  ночного под теплым овчинным  тулупом…  Я с народом был «свой человек» и знал русского человека в самую его глубь». (11)

              Благородным  сердцем, способным, как сказал философ И.А. Ильин, «сберечь живое и глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости, острое чувство «правды» и «кривды»… дух милосердия», (12)  обладал отец  Алексей. Оказавшись вечером  около рождественской елки в кругу людей, ожидавших появления после неудачной потехи хозяина дома, он первый «поторопился нарушить …зловещую тишину» и страх, окутавший всех. Смиренно приняв на себя зло «раздраженного и гневливого сердца» дяди, «священник стал нам  разъяснять слова: «славите», «срящите» и «возноситеся», и, дойдя до значения … последнего слова, сам тихо «вознесся» и умом и сердцем», поскольку говорил о даре, который каждый человек «может поднесть к яслям рожденного Отроча», - о Сердце, доброе Сокровище которого составляют «чувства утонченные и огненные,  красота и величие Любви, вдохновение Веры, творящее терпение Надежды, возрождающаяся влага  Доброты, гордость и суровость Долга, цветы Признательности,  слезы Сострадания, улыбки Сорадости,  возвышенность Преданности, искра Искренности, радость Покаяния, посевы Благородства». (13)

              Сильное, мощное слово священника, донесшее до слушателей (и до главного героя тоже!) истину, стало причиной благодати и света, о которых автор пишет в финале рассказа: «Здесь совершилась слава вышнему Богу и заблогоухал мир во имя Христово на месте сурового страха… Зажглись веселые костры, и было веселье во всех, и шутя говорили друг другу: «У нас ноне… и зверь пошел во святой тишине Христа славить» (сравни: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет»). (14)

              Благородное сердце обретает и главный герой рассказа. В деспоте-самодуре, не знавшем  ни стыда, ни совести, ни удержу и не уважающем никакого закона, всю жизнь следующем прихотям полудикого владыки (потому и произошло омертвение души, вырождение человека и превращение в зверя),   пробуждается душа, просыпается совесть, усиливается чувство вины: он обретает человеческое лицо и способность «прожить изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не  огорчив ближнего».  (15)  Свят не тот, кто не совершает греха, а кто смог покаяться, преодолеть его и найти в себе силы воскреснуть к новой праведной жизни. (16) «У нас есть люди, - писал Н.С. Лесков, - которые в буквальном смысле совершали и совершают чудеса, свидетельствующие о необычайной способности русского человека».

              Благородное сердце бьется в груди маленького героя  рассказа, с образом которого в произведение косвенно  входит тема невинного страдания детей.  В восьмой главе повествователь-ребенок откровенно признается: «…мы, дети, сообразили, что мы наделали беды и что во всем этом есть что-то ужасное… После этого нас не занимали …  ни вкусный рождественский ужин, … ни приехавшие на ночь гостиНам было жаль Сганареля,  жаль и Ферапонта… Я даже попросил у няни вразумления: нельзя ли мне помолиться за Сганареля?... Мне показалось, что беспредельное милосердие Божие может быть распространено не на одних людей, а также и на прочие Божьи создания, и я с детскою верою…просил величие Божие не оскорбиться моею жаркою просьбою и пощадить Сганареля». По-детски простодушно звучит эта молитва ребенка, но в ней выражена потребность человека увеличивать сумму добра в себе и вокруг себя,  любить людей и животных. Неслучайно  для  Н.С. Лескова, как и для Ф.М. Достоевского,   ребенок – это личность, полноправный «другой», живущий  по правде, по совести, имеющий благодатную душу, просветленный ум и живое воображение (Ф. М. Достоевский был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом: «Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только появлением между нами. А потому мы их должны уважать и подходить к ним с уважением к их лику ангельскому, к их невинности и трогательной их беззащитности»). (17)

            Н. С. Лесков утверждал: только подлинно художественное произведение может выполнить свою сверхзадачу: способствовать духовно-нравственному воспитанию, умственному и эстетическому развитию ребенка. Воспитание  души человека, пробуждение  в детях любви и сострадания к людям, стремление к правде и добру (18) – основные  функции  «образования человека в читателе», которые  выполняет святочный рассказ «Зверь».

                                                   

                                              Примечания:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., «Просвещение», 2011.
  2. Лесков Н.С. Рассказы. Хабаровск: Книжное издательство, 1981.
  3. Кретова А.А. Проблема нравственного формирования человека в творчестве Н.С. Лескова.  М., «Образование и общество», № 2, 2001.
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., «ОНИКС. Мир и образование», 2008.
  5. Амонашвили Ш.А. Без сердца что поймём?  М., Издательский  дом  Шалвы Амонашвили, 2004.
  6. Кретова А.А. Проблема нравственного формирования человека в творчестве Н.С. Лескова.  М., «Образование и общество», № 2, 2001.
  7. Лесков  Н.С. Повести и рассказы. (Рассказ «Зверь»). М., «Художественная литература», 1990.
  8. Библия (Евангелие от Матфея, глава (15). М., Российское библейское общество, 1992.
  9. Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа. М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2003.
  10. Русские писатели. 19 век. Биографический словарь (Составитель Джанумов С.А.). М., «Просвещение», 2007.
  11. Русские писатели. 19 век. Биографический словарь (Составитель Джанумов С.А.). М., «Просвещение», 2007.
  12. Чалмаев В.А. «Откройте русскому человеку русский «свет». «Литература в школе», № 9, 2005.
  13. Амонашвили Ш.А. Без сердца что поймём? М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2004.
  14. Библия (Евангелие от Матфея, глава (4). М., Российское библейское общество, 1992.
  15. Русские писатели. 19 век. Биографический словарь (Составитель Джанумов С.А.). М., «Просвещение», 2007.
  16. Телегин С.М. «Национальное и мифологическое у Лескова». «Литература в школе», № 1, 1996.
  17. Сергушева С.В. «Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского». «Литература в школе», № 5, 2003.
  18. Старыгина Н.Н. «Лесков в школе: что читать?»  «Литература в школе», № 5 1993.
  19. Кучерская М.А. К вопросу об источниках рассказа Н.С. Лескова «Зверь»: сплав романтизма с христианством. Материалы первой международной научной  интернет-конференции. М., НИП «ВФК», 2008.
  20. Герасимова Т.Ю. «Новые знания через педагогическую мастерскую «Что такое духовность». «Литература в школе», № 7, 2004.
  21. Яхненко Е.В. «Древнерусские традиции в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». «Литература в школе», № 2, 2003.
  1. Бородина А.В. Основы православной культуры. М., Издательский дом «Покров», 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.

Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один  день  из  жизни   Ивана  Денисовича»....

Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.

В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса?  Конечно, необходимы пла...