Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Кутняхова Наталия Анатолиевна

     Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blok_statya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Только для журнала «Русская словесность»

      Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока.

Модернистскими литературными течениями, заявившими о себе в период с 1890 по 1917 годы, в литературоведении принято называть прежде всего три: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты второй волны модернизма, вошедшие в литературу в первой половине 90-х годов XIX века, предпочитали называть себя символистами. Символизм - самое яркое из модернистских течений, возникших в России. Символисты стремились максимально использовать ассоциативные возможности слова, обогатили поэтическую культуру множеством открытий, придали слову неведомую прежде динамичность. Символ не предполагает однозначного понимания, содержит в себе бесконечность разнообразных смыслов, ассоциаций, возможность неограниченной трактовки значений. В. Иванов, говоря о многозначности символа, утверждал, что "символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении".

 Сложность уроков в том, что анализ требует наличия у учащихся широкого кругозора в области лирики "Серебряного века", философских воззрений В.Соловьева, возникает необходимость обратиться к творчеству поэтов XIX века. Учитель оказывается перед необходимостью как можно глубже раскрыть проблематику творчества поэта, научить осознанному анализу, с одной стороны, и, с другой стороны, создать общее впечатление о художественном мире поэта, не разрушив при этом непосредственность читательского восприятия лирики А.Блока. Специфика уроков по изучению творчества А.А.Блока определяется еще и тем, что оно традиционно считается наиболее полным воплощением русского литературного символизма.          

Знакомство с поэтическим "словарем" символов А.Блока позволит учащимся ориентироваться в мире его поэзии. В основу традиционно положен романтический сюжет: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к встрече с Прекрасной Дамой. Заря, звезда, солнце –  ее воплощения. Утро, весна - время, когда возможна встреча с Прекрасной Дамой. Зима, ночь, синий цвет – символы разлуки, измены. Жолтые фонари, жолтые окна (Блок писал это имя прилагательное через "о" и придавал ему большое значение) символизировали обыденную жизнь, тоску. Некоторые символы требуют специального анализа, обращения к словарям. Школьный курс литературы позволяют обратиться лишь к ограниченной части творчества поэта, поэтому целесообразным  может стать использование в работе таких приемов:

  1. раскрытие символического значения слов через сопоставление с текстами стихотворений других поэтов;
  2. раскрытие значения символа путем ассоциативных догадок;
  3. отслеживание изменения образа или употребления какого-либо слова в контексте нескольких стихотворений А.Блока;
  4. сопоставление традиционных символов, на значение которых мог опираться поэт, с новым смысловым оттенком, приобретенным в лирике А.Блока;
  5. выявление символов, специфических для лирики символистов и для лирики А.Блока в частности, определение нюансов их использования;
  6. составление словаря «блоковских символов» с включением символов, которые не поддаются однозначному толкованию и могут быть осмыслены лишь в контексте всей поэзии А.Блока;
  7. пополнение литературоведческого багажа учащихся (аллюзия, реминисценция, дольник и т.д.).

Блок создал целую систему символов, выходящих за рамки привычной трактовки. Современники заметили, что часто повторяются в лирике поэта несколько ключевых слов. Так, К. Чуковский писал, что излюбленные слова раннего Блока – "туманы" и "сны". Поэт не раз подчеркивал свою приверженность атмосфере "темных храмов" и отмечал, что его книги приняты «небольшим кружком людей, умевших читать между строк».

Сделать близким и понятным ученику загадочный мир лирики поэта поможет обращение к языковому чутью и накопленному читательскому опыту одиннадцатиклассников. Например, чтение стихотворения "Я помню нежность ваших плеч…", где одним из ключевых образов является сирень, вызывает в памяти эпизоды романа И.А. Гончарова "Обломов". Образ сирени, как символ хрупкой, зарождающейся любви, традиционен для литературы XIX века и, вероятно, значим у Блока. Предположим вместе с учащимися и не случайность появления образа "пятиконечной звезды" "сирени темной", которая, по народному поверью, приносит удачу, радость. Это стихотворение интересно и с точки зрения возможных ассоциаций, которые вызывают его образы. Например,  лирическая героиня стихотворения изображена поэтом обладательницей волос цвета червонной руды. Во многих произведениях русского фольклора рыжеволосую девушку считали колдуньей: она могла навсегда приворожить возлюбленного. Мотивы страстной любви нередко связаны с таинственной силой золотых волос и в лирике поэтов XX века.

Возможность для развернутых  сопоставлений дает первая строка стихотворения: "Я помню нежность ваших плеч…" Вспомним вместе и пушкинское "Я помню чудное мгновенье…", и есенинское:

Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос,

Нерадостно и нелегко мне

Покинуть тебя привелось.

(Интересны сквозные образы обоих стихотворений: встреча-разлука, верность-измена). Это и начальные строки стихотворений самого Блока:

- "Я помню длительные муки…"

(ср. "Тайна верности" и "И праздный тяготил вопрос…")

- "Я помню час глухой, бессонной ночи…"

(сквозные образы - ночь, память и, конечно же "мой милый друг, враждебный до конца…")

Подобная работа вызывает необходимость перечитать знакомые строки, а порой и выйти за рамки школьной программы. Процесс поиска "подобного", "похожего" направлен на расширение кругозора учащихся, делает понятным лирический текст, насыщенный символами, не всегда ясными при поверхностном чтении.

Следующим шагом в процессе осмысления внутреннего содержания стихотворений Блока должно стать желание и умение учащихся видеть в них тонкие грани соприкосновения с произведениями других авторов (причем не обязательно поэтов). Например, при знакомстве со строками стихотворения "В углу дивана…" учащиеся отмечают сходство в интонациях со стихотворением А.Фета "У камина", говорят о напряженности душевных переживаний лирического героя, вспоминают эпизод романа Л.Н.Толстого "Война и мир", диванчик, на котором молодежь семьи Ростовых предавалась мечтам и открывала друг другу тайны (в кабинете Блока тоже стоял диван, на котором, по семейному преданию, сиживали Салтыков-Щедрин и Достоевский).

Стихотворение "В углу дивана" завораживает своей мелодикой, загадочностью:

Но в камине дозвенели

Угольки.

За окошком догорели

        Огоньки.

И на вьюжном море тонут

        Корабли.

И над южным морем стонут

        Журавли.

Верь мне, в этом мире солнца

        Больше нет.

Верь лишь мне, ночное сердце,

        Я – поэт!

Я какие хочешь сказки

        Расскажу,

И какие хочешь маски

        Приведу.

И пройдут любые тени

        При огне,

Странных очерки видений

        На стене.

И любой колени склонит

        Пред тобой…

И любой цветок уронит

        Голубой…

Анализ этих строк вызывает интересные замечания и наблюдения. Наиболее подготовленные учащиеся могут составить ряд исследовательских вопросов к стихотворению. Вот образец подобных (нередко даже построчных) вопросов:

- Почему начинается стихотворение с противительного союза? (Создается впечатление, что что-то важное уже произошло, и это что-то и противопоставляется новым образам, неслучайно и глаголы использованы поэтом в форме прошедшего времени)

- Почему угольки не "догорели" или "дотлели", а "дозвенели"?

- Почему традиционное зрительное восприятие образа огня поэт меняет на непривычное слуховое? (Поэта завораживает таинственная музыка огня)

- Камин, очаг, огонь – это символ чего?

- Чем интересна скрытая параллель образов: камин – огни - тени?

- Обратите внимание на использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах "огоньки", "угольки", "окошко". Чем объяснить их употребление? (Использование суффиксов создает доверительную, интимную атмосферу)

- Какие огни "догорели" за окошком? (Может быть звезды, может быть огни в чужих окнах, может, фонари)

- Попробуйте определить время суток по контексту, легко ли это? Обоснуйте свое мнение.

- Еще одно противопоставление образов: вьюжное (зимнее, северное) море и южное. Какова его роль?

- Обратите внимание на однотипность синтаксических конструкций 3 и 4 предложения. Попытайтесь объяснить это сходство. (Интересна предыстория строки "И на вьюжном море тонут // Корабли" – это отзвук Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., когда в бою с японским флотом погибла и большая часть русской Тихоокеанской эскадры)

- Объясните использование в этих же строках повторяющегося союза и. Какова его роль? Попробуйте убрать его. (Прием использования повторяющегося союза известен учащимся со времени работы над летописями. Эксперимент же покажет, что отсутствие союза, как это ни странно, замедляет действие)

- На какое слово в строках "Верь мне, в этом мире солнца // Больше нет", по-вашему, падает логическое ударение? Поэкспериментируйте вслух.

- Что (кто?) подразумевается под словами "ночное сердце"? Чем необычен этот образ?

- Зачем при повторе слов "верь мне" употребляется выделительно-ограничительная частица лишь?

- Какова, на ваш взгляд, роль тире в строке "Я – поэт!", которого, по правилам синтаксиса, там быть не должно? (Постановка тире в этом случае имеет своей целью интонационно выделить значимые для поэта слова, особо подчеркнуть значительность высказывания, на местоимение падает логическое (смысловое) ударение)

- Как соотносятся высказывания лирического героя "верь мне!" и "какие хочешь сказки расскажу"? Чему же на самом деле надо верить?

- В последних строках стихотворения вновь обращает на себя внимание повтор союза и. Попробуйте объяснить эту настойчивость. (вспомним, что анафора этого союза была весьма употребительна в исторической церковной литературе – так достигалась торжественность и величественность повествования)

- Определите стихотворный размер; какая особенность формы привлекает внимание? (Усечение четных строк в строфе – излюбленный прием всего цикла. Ср. – "Ее песни", "Крылья", "Снежная вязь" и др.)

- Каково лексическое значение сочетания "голубой цветок"?

- В чем символика этого образа? И т.п.

Стихотворение "В углу дивана" входят сборник "Снежная маска", вдохновленный увлеченностью поэта актрисой театра Комиссаржевской - Натальей Николаевной Волоховой. Это ее он называл "снежной девой", "раскольничьей богородицей". Блоку она напоминала героинь Лескова – "тоже – раскольница с демоническим". Небольшую книжечку стихов Блок предварил посвящением Н.Н. Волоховой (правда, позже, в собрании стихотворений он это посвящение убрал): "Посвящаю эти стихи ТЕБЕ, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города". Блок писал, что "корень творчества лежит в той, которая вдохновляет".

Мир поэта-символиста сложен, неоднозначен, но Блок сам подсказывает читателю: "Поэт… как бы он ни глубоко погрузился в отвлеченность, остается в самой глубине поэтом, значит – любовником и безумцем…"

Кутняхова Н.А.

      Литература:

  1. А Блок  Стихотворения и поэмы.  М.,Правда,1988;
  2. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980гг. Компендиум, Смоленск, Русич,1994;
  3. Литература: 11 кл.:  Методические советы/ под ред.В. П. Журавлева. М, 1997.
  4. Русская литература ХХ века. 11 кл.: поурочные разработки. Метод. рекомендации для учителя/ под ред.В.В.Агеносова.  М., Дрофа, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"

Лирика - это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпрети...

Обучение приемам анализа поэтического текста

Обучение приемам анализа поэтического текста...

Различные способы интеграции Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Опыт анализа поэтического произведения.

Различные способы интеграции. Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." Опыт анализа поэтического произведения....

Анализ поэтического текста по Гаспарову: Блок "О весна без конца и без краю..."

Анализ стихотворения А.Блока "О весна без конца и без краю..."  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспа...

Анализ поэтического текста по Гаспарову: стихотворение Пушкина "Дар напрасный, дар случайный..." и ответ на него и митрополита Филарета

Анализ стихотворения Пушкина и ответа митрополита Филареты, выполненные по методике М.Гаспарова.  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освое...