Анализ поэтического текста по Гаспарову: Блок "О весна без конца и без краю..."
статья по литературе (11 класс)

Осипова Наталия Александровна

Анализ стихотворения А.Блока "О весна без конца и без краю..."  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспарова по анализу поэтического текста. Сама методика изложена в статье М.Л.Гаспарова "Снова тучи надо мною..." и доступна по ссылке http://www.philology.ru/literature2/gasparov-97b.htm

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blok.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Методика анализа стихотворения (по статье М.Гаспарова)

«Есть два термина, которые не нужно путать: «анализ» и «интерпретация». «Анализ» этимологически значит «разбор», «интерпретация – «толкование». Анализом мы занимаемся тогда, когда общий смысл текста нам ясен (то есть поддается пересказу: «поэт ждет жизненной бури…») и мы на основе этого понимания целого хотим лучше понять отдельные его элементы. Интерпретацией мы занимаемся тогда, когда стихотворение – «трудное», «темное», общее понимание текста «на уровне здравого смысла» не получается, то есть приходится предполагать, что слова в нем имеют не только буквальное, словарное значение, но и какое-то еще». (М.Гаспаров)

Ниже речь пойдет об анализе «имманентном» - не выходящем за пределы того, о чем сказано в тексте. Выполняя анализ, мы должны помнить о том, что «филология с древнейших времен изучала в художественной речи именно то, чем она непохожа на нейтральную речь». 

Итак, в строении поэтического текста можно выделить три уровня:

  1. идейно-образный:

а)  идеи и эмоции стихотворения

б) образы и мотивы.

Это то, что мы воспринимаем умом и воображением.

  1. стилистический:

а) лексика, то есть слова, которые мы рассматриваем порознь, особенно слова в переносном значении – «тропы»

б) синтаксис, то есть слова, рассматриваемые в их сочетании и расположении.

Это то, что мы воспринимаем «чувством языка».

  1. фонический, звуковой:

метрика, ритмика, рифмы, аллитерации, ассонансы.
Это то, что мы воспринимаем
слухом, даже на чужом языке.

Как подойти к анализу поэтического текста?

В три приема.

Первый подход – от общего впечатления: я смотрю на стихотворение и стараюсь дать себе отчет, что в нем с первого взгляда больше всего бросается в глаза и почему.

Второй подход – от медленного чтения: я медленно читаю стихотворение, останавливаясь после каждой строки, строфы или фразы, и стараюсь понять, что нового внесла эта фраза в мое понимание текста и как изменила старое. Речь при этом идет только о словах текста, а не о моих «вольных» ассоциациях.

Третий подход – самый механический: чтение по частям речи. Вычитываем и выписываем из стихотворения сперва все существительные (по мере сил группируя их тематически), потом все прилагательные, потом все глаголы. Из этих слов перед нами складывается художественный мир произведения: из существительных – его предметный состав; из прилагательных – его чувственная окраска; из глаголов и глагольных форм – действия и состояния, в нем происходящие. Работая с глаголами, обращаем внимание на категорию времени, активный или страдательный залог и т.п.  Ищем ответ на вопрос: как выражены в художественном мире произведения пространство, время и точка авторского (и читательского) зрения? 

Не забудьте и про композицию стихотворения.

Образ – это всякий чувственно вообразимый предмет или лицо, т.е. потенциально каждое существительное.

Мотив – это всякое действие, т.е. потенциально каждый глагол.

Все, что вы обнаружили, надо проработать на черновике, а  потом сделать из этого на чистовике связный текст. В вашем анализе должен быть отражен не только художественный мир произведения, но и основной конфликт стихотворения.

Анализ поэтического текста в любом случае остается вашей творческой работой: обнаруженные вами закономерности могут ускользнуть от глаз вашего соседа по парте и наоборот. Аналогично могут различаться и сделанные вами выводы. Поэтому помните, что результат оценивается по вашей способности думать, замечать, подводить итоги.

«Не нужно думать, будто филолог умеет видеть и чувствовать в стихотворении что-то такое, что недоступно простому читателю. Он видит и чувствует то же самое, - только он отдает себе отчет в том, почему он это видит, какие слова стихотворного текста вызывают у него в воображении эти образы и чувства, какие обороты и созвучия их подчеркивают и оттеняют. Изложить такой самоотчет в связной устной или  письменной форме – это и значит сделать анализ стихотворного текста». (М.Гаспаров)

Как может выглядеть разбор стихотворения?

                                                             А.Блок

О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха - позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога -
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах...

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита...
Никогда не откроешь ты плечи...
Но над нами - хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель - я знаю -
Все равно: принимаю тебя!


Попробуем прочитать стихотворение механически, с точки зрения «частей речи». Выпишем в три колонки существительные, глаголы и прилагательные. Над глаголами пишем «мотив», над существительными «образ», над прилагательными «чувственная или эмоциональная окраска». Делим их по строфам. Личные местоимения поместим к группе потенциальных образов, а причастия и деепричастия (если таковые будут) по ситуации, к прилагательным или глаголам, в зависимости от смысловой нагрузки. Здесь начинается ваше творчество: разные люди группируют слова по-своему, от этого будет зависеть ваш взгляд на стихотворение. Как может выглядеть наш черновик:

 

образ

мотив

эмоциональная окраска

Первая строфа

Весна

Без конца

Без краю

Мечта

Жизнь

Звон щита

Узнаю

Принимаю

Приветствую

       Все глаголы в 1лнаст.вр

Вторая строфа

Неудача и удача

Привет

В области плача

В тайне смеха

Принимаю    -1л

Заколдованной

Позорного (нет)

Третья

Споры

Утро

В завесах окна

Взоры

Весна

Принимаю    -1л

Раздражала

Пьянила (чтоб)

      Сослагат.накл!

       действие относ.к будущ

Бессонные

Темных

Воспаленные

Четвертая

Веси (т.е.деревни)

Колодцы городов

Простор поднебесий

Томления трудов

Принимаю - 1 л

Пустынные

Земных

Осветленный

Рабьих

Пятая

Тебя

У порога

С ветром

В кудрях

С именем Бога

На губах

Встречаю наст, 1.л.

Буйным (ветром)

Змеиных (кудрях)

Неразгаданным

Холодных, сжатых

Шестая (предпоследняя)

Я

Перед встречей

Щита

Ты

Плечи

Над нами

Мечта

Не брошу –буд.вр, 1.л.

Не откроешь

– буд.вр.

 2.л.употр.впервые!

Враждующей (встречей)

Хмельная (мечта)

Седьмая (последняя)

Вражду

За мученья

За гибель

Я

Тебя

Смотрю

Измеряю

Ненавидя

Кляня

Любя

Знаю

Принимаю – все в наст.вр

Таким образом, мы «разобрали» стихотворение на части и теперь попробуем его собрать обратно, как собирают головоломку.  Для этого мы параллельно смотрим в табличку, пытаясь «поймать» закономерности, и в текст, чтобы почувствовать их.

Итог формулируем в чистовике примерно так:

Первое, что настораживает, это эмоциональная окраска стихотворения. Лирический герой находится в состоянии, называемом в современном языке «измененным». Он находится под действием неких чар, его состояние вызвано бессонницей, оно воспаленное, хмельное, даже утро для лирического героя темное, а поднебесье всего лишь «осветленное». Образ весны, сливающейся с образом мечты, довольно агрессивен – она раздражает героя, пьянит, помрачает его сознание. Из семи строф стихотворения первые четыре строфы оставляют нас наедине с героем и его переживаниями, с его приятием чего-то, и только в пятой строфе появляется некое «ты», фраза «встречаю тебя» подводит нас к основному мотиву всего стихотворения – мотиву ожидания встречи. Это ожидание не спокойное и радостное, а напряженное, возбужденное, и хотя лирический герой и твердит как заклинание, что он принимает эту грядущую встречу, - встреча несет ему мучения и гибель (смотри последнюю строфу). Не случаен повторяющийся образ щита, герой будто сопротивляется, но в силу своего «неадекватного», опьяненного состояния не может противостоять происходящему с ним. Образ возлюбленной (будем считать, что речь идет о ней) почти демонический – ее кудри змеиные, ее сопровождает образ ветра, ветра не освежающего, а буйного, ее губы холодны и сжаты, и образ Бога для нее неразгадан, неведом. Она возникает на пороге, как выходец из другого мира, мира за гранью чего-то. Последняя  строфа стихотворения содержит в себе только три «потенциальных образа» – вражды, мучения и гибели, в ней встречаются два противоположных друг другу мотива – ненависти и любви.

Подавляющее большинство глаголов в первом лице единственного числа, что создает впечатление одиночества героя перед лицом грядущей гибели. Других людей нет, хотя есть и города, и деревни, но последние пустынны, а  город назван колодцем, вводя, таким образом, скорее мотив падения и гибели (вряд ли кому-нибудь из нас захотелось бы оказаться в колодце). Кругом трудятся рабы, а не люди. Стихотворение написано высоким, торжественным стилем, с употреблением церковнославянизмов (например, деревни названы «веси»), восклицаний, свойственных для одической поэзии: «О весна!»  По сути, это гимн, но так как мы решили, что основной мотив стихотворения – это мотив ожидания встречи, и не просто встречи, а встречи роковой, гибельной для лирического героя, то в итоге мы получаем, что перед нами - гимн грядущей гибели. 

Мне кажется, на это работает и фонетика стихотворения: например, в первой строфе явный ассонанс: подавляющее большинство ударных гласных – А, это создает впечатление крика: «А-а-ааа!», и это не радостный крик, это напоминает скорее крик навстречу ветру, крик страха перед опасностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О, весна! без конца и без краю...

Данная презинтация представляет собой занятие по развитию речи. Проводилась в 5 классе, но возможна и в 6 классе. На основе стихотворных и живописных материалов углубляются и закрепляются знания о худ...

О весна, без конца, и без краю... Урок. Творческая мастерская письма

Урок по технологии Творческая мастерская письма. Дан в разновозрастной группе. 5, 9 классах. Результат замечательный....

Анализ поэтического текста по Гаспарову: стихотворение Пушкина "Дар напрасный, дар случайный..." и ответ на него и митрополита Филарета

Анализ стихотворения Пушкина и ответа митрополита Филареты, выполненные по методике М.Гаспарова.  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освое...

Анализ поэтического текста по Гаспарову: Мандельштам "Бессонница. Гомер. Тугие паруса"

Анализ стихотворения О.Мандельштама.  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспарова по анализу поэтического текста....

Анализ поэтического текста по Гаспарову: Н.Заболоцкий "В этой роще березовой"

Анализ стихотворения Н.Заболоцкого "В этой роще березовой…"  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методик...

Анализ поэтического текста по Гаспарову: стихи о времени Инны Лиснянской и Али Кудряшевой

Сопоставительный анализ двух стихотворений о времени -  Инны Лиснянской и Али Кудряшевой - я делала по заказу организаторов олимпиады "Аксиос" в тот год, когда эти стихи были предложены...