Анализ поэтического текста по Гаспарову: Мандельштам "Бессонница. Гомер. Тугие паруса"
статья по литературе (11 класс)

Осипова Наталия Александровна

Анализ стихотворения О.Мандельштама.  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспарова по анализу поэтического текста. Сама методика изложена в статье М.Л.Гаспарова "Снова тучи надо мною..." и доступна по ссылке http://www.philology.ru/literature2/gasparov-97b.htm

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bessonnitsa._gomer._tugie_parusa.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стихотворение О.Э.Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» написано в 1915 году, когда автору было 24 года. Сюжет стихотворения довольно прост: у лирического героя бессонница и он читает «Илиаду» Гомера, а именно перечень кораблей из второй песни «Илиады». Этот перечень занимает у Гомера 366 строк, и немногие современные читатели могут похвастаться тем, что дочитали список из 1186 греческих кораблей до конца даже во время бессонницы.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи, -

На головах царей божественная пена, -

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер – все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Несмотря на простоту сюжета, современному читателю стихотворение кажется довольно сложным за счет того, что наполнено образами античной мифологии, да и вообще образный ряд сильно перегружен: в первой строфе на 8 существительных приходится только 2 глагола, а во второй строфе глагол только один:

образ

мотив

эмоциональная окраска

Первая строфа

Бессонница

Гомер

Паруса (тугие)

Я (лирическ герой)

Список кораблей

(сей) выводок

(сей) поезд (журавлиный)

Над Элладою

Прочёл – пр.вр

(когда-то) поднялся -пр.в

Тугие

журавлиный

Вторая строфа

(журавлиный) клин

(чужие) рубежи

На головах царей

(божественная) пена

Вы

Елена

Троя

(ахейские) мужи

Плывёте (куда?) -н.вр

Журавлиный

Чужие

Божественная

ахейские

Третья

И Море

И Гомер

всё

Любовью

Мне (лирич герой)

Гомер

Море

С (тяжким) грохотом

К изголовью

Движется –н.в

(Кого же) слушать?

Молчит – н.в

Шумит витийствуя

Подходит – н.в

Чёрное

тяжким

Мандельштам использует в своем стихотворении образы, восходящие к античной мифологии и отсылающие читателя к «Илиаде» Гомера: Троя, ахейские мужи, Елена. Но из всех образов повторяются два: образ Гомера - поэта, принадлежащего мифологической древности, и образ моря - вечной стихии, неподвластной человеку. Образ моря приравнен в третьей строфе к Гомеру и обобщен местоимением «всё». «Всё» - это всё вечное, вневременное, как поэзия и море (сравнение довольно не новое, восходящее к романтической поэзии 19 века, но приобретающее у Мандельштама новое звучание)  И это «всё» движется любовью. В финале стихотворения голос древности, голос поэзии замолкает перед голосом наступающего моря – перед голосом Вечности.

Пространство в стихотворении построено необычно: оно движется не вдаль, как логично было бы ожидать от отплывающих к Трое древнегреческих героев, а вверх: благодаря метафоре корабли превращаются в журавлей, ПОДНЯВШИХСЯ над Элладой. Море в глазах читателей превращается в небо, корабли – в журавлиный клин, а пространство раздвигается вверх. Появляется мотив устремлённости в небо, мотив полета, соседствующий с образом божественной любви. Интересно, что эта любовь устремляет громаду кораблей к гибели, ожидающей их под Троей, но автор не делает на этом акцент – он просто восхищен силой Любви, способной двигать такими громадами. Строка «на головах царей - божественная пена» является, очевидно, отсылкой к мифу о рождении из пены богини любви Афродиты - автор венчает головы царей не коронами, как можно было бы ожидать, а Любовью. И эта Любовь движет миром и вечностью, движет поэзией (Гомер как образ поэта) и неподвластными человеку стихиями (образ моря).

Весь это идейно-образный пласт был бы довольно банален для русской поэзии, если бы не появление в финале стихотворения новой ноты. Вводится она незаметно, параллельно основной любовной линии стихотворения. В первой строфе, наряду с образом Гомера и морскими образами (паруса, корабли) появляется и образ лирического героя. Он собеседует с мифическими «ахейскими мужами» из второй строфы: «Куда плывете вы?..» Интересно посмотреть, как наряду с пространственными границами здесь раздвигаются и временные границы: в первой строфе все события происходят в прошлом, причем прошлом давнем, неопределенном, мифологическом - «когда-то поднялся», - во второй строфе только один глагол,  и он уже в настоящем времени, действие происходит именно сейчас, временные границы стерлись («куда плывете вы?»). В третьей строфе все по-прежнему происходит в настоящем времени (молчит, шумит, подходит), но неопределенная форма глагола «слушать» употреблена явно в значении будущего: «Кого же слушать мне?..»  Таким образом, авторский взгляд движется от размышления о далеком, мифологическом прошлом к вопросу о том, что ждет его в будущем. Начав слушать голос древности, голос Гомера, лирический герой оказался оглушенным голосом подступающего моря, голосом вечности, голосом неизвестности. Гомер умолкает, а  море продолжает «витийствовать», голос вечности заглушает голос античности.  Похоже, что будущее страшит автора, будущее «с тяжким грохотом подходит к изголовью» - мотив, часто встречающийся в это время у Блока, например, и мотив, который будет повторяться в лирике Мандельштама до конца его дней. Можно было бы предположить, что автор пишет стихотворение в Крыму, на берегу Черного моря, но из текста это совершенно не очевидно. Речь идет не о реальном море,  на берегу которого гуляет лирический герой, в тексте ни слова не сказано, где именно застала его бессонница: в Петербурге, Москве или в Алуште. Греки плавали к Трое по Средиземному морю, и  эпитет «чёрное» в применении к  морю связан, скорее, с восприятием моря как вечности, чёрной стихии, давящей (ведь тяжесть связана именно с ощущением давления) лирического героя своею подступающею неизвестностью. Таким образом,

в стихотворении появляется мотив тревоги перед грядущим, мотив неосознанного ощущения приближающегося тяжкого грохота Стихии, стоящей у изголовья.

Стиль стихотворения возвышенный: вместо местоимения «этот» автор употребляет церковнославянское «сей» («сей длинный выводок, сей поезд журавлиный…»), море «витийствует» (то есть красноречиво говорит, ораторствует), все это создает ощущение древней и высокой поэзии.  Почти все прилагательные длинные, трехсложные, они работают на создание ощущения замедленного темпа: «журавлиный», «чужие», «божественная», «ахейские»… Кроме того, здесь видна аллитерация, то есть игра согласными звуками, в данном случае шипящими Ж-Ш (Журавлиный – чуЖие рубеЖи – боЖественная – муЖи - всё двиЖется – слуШать – Шумит – с тяЖким),  Ч - С (беССонница – паруСа – СпиСок проЧёл до Середины – Сей поеЗД) ,  а также сонорными Л и Р (ГомеР. Тугие  паРуса… я список корабЛей прочёЛ… сей дЛинный выводок… что над ЭЛЛадою когда-то подняЛся… как журавЛиный кЛин…)  Все вместе это помогает передать звучание моря, его певучесть, шелест и рокот.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ поэтического текста по Гаспарову: Блок "О весна без конца и без краю..."

Анализ стихотворения А.Блока "О весна без конца и без краю..."  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспа...

Анализ поэтического текста по Гаспарову: стихотворение Пушкина "Дар напрасный, дар случайный..." и ответ на него и митрополита Филарета

Анализ стихотворения Пушкина и ответа митрополита Филареты, выполненные по методике М.Гаспарова.  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освое...

Анализ поэтического текста по Гаспарову: Н.Заболоцкий "В этой роще березовой"

Анализ стихотворения Н.Заболоцкого "В этой роще березовой…"  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методик...

Анализ поэтического текста по Гаспарову: стихи о времени Инны Лиснянской и Али Кудряшевой

Сопоставительный анализ двух стихотворений о времени -  Инны Лиснянской и Али Кудряшевой - я делала по заказу организаторов олимпиады "Аксиос" в тот год, когда эти стихи были предложены...

Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.

Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...

Конспект урока литературы по теме «Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь, творчество. Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством поэта; развивать у учащихся способность понимания художественного текста, учить работе с текстом, используя исследовательский метод.Оборудование: ноутб...