Родная природа в поэзии, музыке и живописи
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Серёдкина Елена Перфильевна

Урок литературы для учащихся 6 класса., прилагается презентация. Учащиеся читали стихотворения, анализировали. были приготовлены сообщени о художниках - пейзажистах, композитарах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Родная природа в поэзии, музыке и живописи.

Цель урока:

- создать целостное представление о родной природе по картинам  художников, стихотворениям, музыке;

 - показать, как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов;

 - развивать навыки анализа поэтического текста.

-  определить способы создания образов, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование урока: портреты поэтов; репродукции картин - пейзажей русских художников; музыкальные произведения, компьютер.

Методические приемы: выразительное чтение стихотворений, беседы по вопросам, устное рисование, сопоставление стихотворений.

Ход урока

Боже! Воистину мир твой чудесен!
Молча собрав полевую росу. 
Сердце свое, сердце, полное песен, 
Не расплескав до тебя донесу.

 (В. Набоков)

I. Вступительное слово учителя под музыку Рахманинова (звучит “Вокализ”).

19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, и другие известные поэты. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова.

Природа – неисчерпаемый источник поэзии, музыки, живописи. Родная природа

привычна для нас, не каждый способен разглядеть ее красоту. Люди искусства

помогают нам сделать это, потому что их отличает умение увидеть в привычном

 новое и необычайное.



                       Звенит, смеется   как    младенец,

                    И   смотрит   солнышку   вослед,-

                    И   меж   берез, домов,  поленниц,

                    Горит, струясь, небесный    цвет!

                    Как  над   заплаканным   младенцем,

                    Играя  с  нею   после   гроз,

                    Узорным   чистым   полотенцем

                    Свисает   радуга  с  берез.

                    И   сладко, сладко   ночью   звездной

                    Ей  снится  легкий   скрип   телег…

                    И   вдруг  разгневается    грозно,

                    Совсем, как   взрослый   человек!

                    Как   человек    богоподобный,

                    Внушает   в   гибельной   борьбе

                    Пускай   не  ужас   допотопный,

                    Но  поклонение  себе…

                                 Николай   Рубцов    «Природа»

Учитель:  Ребята,  кто  внушает   поклонение   себе? /Природа /

                                            -Что   значит   поклоняться?

Ученик:  Поклоняться – относиться  к   кому-нибудь  с  почитанием,  благоговейно  

                    чтить.

                   (Словарь русского языка Сергея  Ивановича  Ожегова. М. 1972, стр. 505)

Учитель: Как   вы   это    понимаете?  Природа – это  то,  что  нас  окружает,

                  живое. Вспомните строки стихотворения  Федора  Ивановича Тютчева.

Ученик:   Не   то,  что   мните   вы,  природа:

                  Не   слепок,  не  бездушный   лик –

                  В   ней  есть  душа,  в ней  есть   свобода,

                  В  ней   есть  любовь,  в  ней   есть  язык…

Учитель:


Федор Тютчев, Афанасий Фет, Иван Никитин, Яков Полонский, Аполлон Майков, Алексей Толстой и многие другие. Какие-то из этих имен вам уже знакомы, какие-то слышите впервые. Но всех этих поэтов объединяет чувство любви к Родине, стремление в своих стихах показать красоту родной природы, родного края.

                                     

II. Поэтическая страничка Ф.И.Тютчева

 Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Фёдора Ивановича Тютчева.

Детские годы Фёдора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии. Судьба Фёдора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Поэт, по собственному признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писал только на французском языке. И всю свою жизнь говорил почти исключительно по-французски, но самым сокровенным мыслям мог давать выражение только в русском стихе.

 Чтение стихотворения «Неохотно и несмело…».

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.


Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой...

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.


Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Всё сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля -

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

Чтение стихотворения

«Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветер порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья

Попробуйте рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали, слушая стихотворения ( какие ассоциации возникают у вас?)

Найдите изобразительно - выразительные средства (эпитеты, сравнения) Слайд №13

Как передаются в стихотворениях ощущения, настроения?

 ( Природа живет не сама по себе. Ее образы нужны Тютчеву для раскрытия внутреннего мира человека. Основной прием пейзажной лирики Тютчева – изображение природы через восприятие человека. Смена настроения человека передана сменой картин природы.)

Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо, «В ней есть душа, В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык».

III. Поэтическая страница Е.А.Баратынского.

И, пробужденный вдохновеньем,

Природу снова обниму... (Е.А. Баратынский)

Е.А.Баратынский родился 7 март 1800 г. В Тамбовской губернии в родовом имении Мара. Село раскинулось в живописной местности. “Начальной любовью” называл Баратынский тамбовские степи, где протекали его первые годы. Судьба распорядилась так, что поэт часто находился вдали от родного дома. Он служил в далекой Финляндии, которая была тогда частью России, долгое время жил в Москве и Петербурге, но вновь и вновь обращался в стихах к родной природе.

Чтение стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист…»

Ученик: В этом стихотворении автор восхищается приходом весны. Поэт радостно приветствует раннюю весну. Природа пробуждается, во всем стихотворении чувствуется движение, оно быстрое стремительное, увлекает за собой читателя и создает радостное приподнятое настроение.

Учитель: Какой литературный прием помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловечными, одухотворенными? (Олицетворение. “Летают облака”, “лист шумел”, “шумят ручьи”, “блестят ручьи”, “река ревёт”)

3. Какие метафоры и эпитеты вы нашли? (Метафоры - Своей лазурию живой слепит мне очи небосклон”, “река несет на торжествующем хребте поднятый ею лед”)

(Эпитеты - “Яркая вышина”, “заздравный гимн”, “торжествующий хребет”). Обратите внимание на последнее четверостишье.

Что говорит поэт о своей душе? (Его душа соединяется с душой природы в единое целое)

Беседа с классом.

В этом стихотворении поэт подробно рассказывает

 о наступающей весне. Какие приметы весны видит поэт?

( Чистый воздух, ясный синий небосвод, поднятый на реке лёд, бегущие ручьи, песня жаворонка).

Какой литературный приём помогает сделать картину

 живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворёнными?

  (Сделать картину живой, одухотворённой помогает использование такого художественного приёма, как олицетворение: «Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака», «..река несёт, на торжествующем хребте, поднятый ею лёд», метафоры: «на крыльях ветерка», «на торжествующем хребте»)

Каким настроением проникнуто стихотворение?                                                                                                                

( Баратынского пронизывает чувство восхищения, единения с природой).

Яркую, радостную картину весны передают чистые, сияющие краски: лазурь»ослепительная», небосвод «ясен», в вышине «яркой», гимн весне «заздравный». Большое количество восклицательных предложений придают стихотворению экспрессивный настрой. Оно звучит как заздравный гимн весне.

Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны

Не столько природа уподобляется человеку, живому существу вообще, сколько душа человека стремится к слиянию с природой.

IV. Поэтическая страничка Афанасия Афанасьевича Фета.

Детство Афанасий Афанасьевич Фет провёл в Орловской губернии, ходила за ним крепостная нянька, грамоте учил его крепостной слуга, летом он бегал с деревенскими ребятишками по лесу, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом.

C самого раннего детства Фет, как он сам говорил, был «жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть и очень рано стал писать сам.

С 14 лет учился сначала в Петербургском, затем в Московском университетах. Он неутомимый фантазёр... Его часто видели с ружьём, верхом на коне... Много сил отдавал старому заросшему пруду: чистил его, по берегам сажал деревья, следил за рыбами... Любил помогать крестьянам, строил больницу, всегда интересовался здоровьем крестьянских детей. В имении поэта был настоящий розарий, дом утопал в цветах, кажется, что он не мог жить без красоты.

Он увлекался литературой, театром, продолжал писать стихи на протяжении всей жизни. Он был тонким наблюдателем природы и умел запечатлеть увиденное.

Когда у него набралось много стихов, он показал их Гоголю. Николаю Васильевичу стихи понравились. Он увидел в Фете «таинственное дарование».

Фет был одним из самых музыкальных поэтов. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский создал несколько романсов на слова поэта.

Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил её. Чтение стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила».

Ель рукавом мне тропинку завесила

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

Словарная работа:

Гудёт (устар.) – гудит.

Рог – 1. Музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом.

Глашатай – в старину: лицо, объявляющее народу официальные известия.

Ученик: В этом стихотворении Фет фиксирует свои впечатления от прогулки в осеннем лесу, где «шумно, и жутко, и грустно, и весело». Своё состояние он не в силах понять: «Я ничего не пойму», - признаётся он. И он рад услышать тонко взывающий рог, ему «сладостен зов глашатая медного». Поэтому в конце этих строк и стоят восклицательные знаки.

Это стихотворение будит наше воображение, мы чувствуем ветер и как «кругом все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

Вывод. Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их "пленительными", Салтыков-Щедрин - " самыми искренними, свежими".

Работа с текстом стихотворения «Первый ландыш»

2) Напишите слово, которое выражает ваше ощущение после прочтения текста.

3) Запишите к этому слову столбик слов, сходных с ним по смыслу, по настроению.
4)Зачитываем вслух ответы.
Вывод: у каждого свое восприятие этого стихотворения, возникли разные ассоциации

 V. Я.П.Полонский Поэтическая страничка Чтение и анализ его стихотворений о природе.

Биографическая справка ( рассказывает ученик)

Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь-с 1819 по 1898год. Детство его прошло в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках. Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство : волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья. А соседский мальчик стал первым критиком его отроческих стихов. В 1840-х годах  молодой поэт Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Он интересовался бытом и народным творчеством Грузии, создавал стихотворные очерки о жизни и правах горцев. Немало поэтических описаний природы появилось в его тетрадях этой поры. Зрелое творчество Полонского связано с Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт испытывал нужду. В лирике часто слышатся жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные думы. Природа привлекала Полонского и как живописца. В его альбомах и тетрадях стихи чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский хотел стать художником, но победило призвание поэта.

             Его оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у него учились Иван Бунин и молодой А.Блок.

            Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» ( «Мой костер в тумане светел»), «Вечерний звон», «Мгновения».

Чтение и анализ  стихотворения «Посмотри – какая мгла…»

Беседа по вопросам.

-Какую картину рисует Полонский? (Поэт изображает ночной пейзаж.)

-Как он делает? ( Густая темнота ночи ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак».  Она оттеняется тусклым блеском  озера.  Поэтичность и волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь пустила на  долины.)

Пока учащиеся отвечают на вопрос о композиции, один учащийся на доске выписывает  эпитеты  ( прозрачная, сонный, бледный, сизые, фосфорический)

-Какова композиция стихотворения ? (Оно состоит из двух частей. В первой - общий план, картина спящей природы. Во второй внимание сконцентрировано на герое стихотворения («бледный месяц»)

-Какой прием создает настроение стихотворения? (Вторая часть обращает наш взгляд вверх:  олицетворение оживляет месяц,  который «без приюта в небе ходит». Создается настроение возвышенное и тоскливое одновременно.

-Какую роль играют эпитеты? (Они создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные тона) .

Словарная работа.  (Несколько учеников объясняют лексическое значение слов.)

Ракита – дерево или кустарник сем ивовых, растущее по берегам рек.

Сонм – скопление, множество кого-нибудь.

Дебри- место, заросшее непроходимым лесом.

Чтение и анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи…) (Выразительно читает учитель).

Беседа по вопросам

-Что общего у этих стихотворений? (Оба рисуют пейзаж, действие происходит вечером, ночью : есть общие образы-тучи, есть антитеза-противопоставление: тьма-свет.)

-Чем отличаются стихотворения? (второе более громкое, звукопись создают аллитерации- раскатистые твердые и мягкие «р».А в первом стихотворении тишину ночи подчеркивают глухие согласные ).

-Что изображается в стихотворении? (Здесь изображен летний горный пейзаж . Он динамичен- это впечатление создают глаголы движения, действия.)

Найдите в тексте противопоставления.

В первом стихотворении свет тусклый, бледный, фосфорический, а во втором  освещают  пейзаж «яркой молнии ударом». Звуки :  громкие , резкие противопоставлены приглушенному ответу скалы.

VI.Пейзаж в музыке, живописи

Учитель: неоднократно сегодня говорилось о мелодичности пейзажной лирики.

Мы начали урок с музыки С.В. Рахманинова. Прослушайте эту композицию.

(Звучит “Вокализ” 30 сек.)

Ответьте на вопросы:

1. Как называется это произведение Рахманинова? (“Вокализ”)

2. Что такое вокализ? (Вокализ – то песня без слов)

3. Что вы представляете себе, слушая эту музыку?

4. Как вы думаете, почему в вокализе нет слов?

Великая русская певица Антонина Васильевна Нежданова, исполнявшая знаменитый “Вокализ”, вспоминала: “Когда я впервые высказала Сергею Васильевичу свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал: "Зачем же слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами”.

Ученик:

Его жизнь связана с тамбовским краем.

«Туда я всегда стремился или на отдых и полный покой, или, наоборот, на усидчивую работу, - рассказывал он. – Имение было степное, а степь – это то же море, без конца и без края, где вместо воды сплошные поля пшеницы и овса от горизонта до горизонта.» 

В воспоминаниях Асафьева читаем: “В Рахманинове-пианисте всегда присутствовала русская стихия, хранящая образы безмерных родных далей, величавое раздолье русских пейзажей и “говор” и тишину лесов и полей”. 

. Прослушивание романса Рахманинова “Сирень”. 

Природа! Каждый стремится к ней, восхищается её красотой и гармонией.

Давайте, вспомним, что такое романс?

Романс - это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением, в то время как песня может исполняться и хором, и без аккомпанемента.

Звучит романс “Сирень

Вы почувствовали, что музыка романса наполнена трепетом и восторгом любования природой. Здесь и колыхание ветерка, и душистый запах сирени, и теплота летнего воздуха. Может ли музыка передать все эти ощущения? Оказывается, может.

Музыка и стихи отражают одно настроение, одинаковые чувства и дополняют друг друга.

 Работа с репродукциями.

- Что   такое   пейзаж?

Пейзаж-1.Вид  какой-нибудь  местности. 2.Рисунок, картина, изображающая  природу, вид, а также  описание  природы  в  литературном  произведении.(С.И.Ожегов. Словарь  русского   языка. Изд-тво  «Советская  энциклопедия» М. 1972, стр. 455).

Есть  в  русском  изобразительном  искусстве  пейзажи, полные  великой  скромности  и  тихой  силы. Изображенные  на  них  уголки   России – подчас  самые   привычные  взгляду, но в них-то и выражается  то, что  поэты  и  художники  зовут  душою  природы.

Одним из замечательных пейзажистов является И.И.Левитан. Рассмотрите его репродукции. Созвус\чны ли его полотна со стихотворениями о природе?

Заключительное слово учителя: Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты  XIX века, какие точные, красочные слова и выражения использовали. Эти поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью, а композиторы выражают свои чувства с помощью музыки.

Стихи нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.

Постарайтесь же стать такими!

Благодарю всех участников нашего урока за работу, за создание презентации, которая в педагогической копилке займёт достойное место и найдёт своё применение.

А сейчас, пока я буду выставлять оценки, поработайте в группах: предлагаю вам разгадать кроссворд. Какая группа справится с этим заданием быстрее?

Объявление оценок за урок.

Рефлексия урока. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из  рефлексивного опросника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ матери в поэзии, музыке и живописи

Литературно-художественный вечер в 10 классе....

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Русская природа в поэзии, музыке и живописи».

Конспект предназначен для уроков литературы в 5 классе. Урок дает богатый материал для воспитания у учащихся любви к родной природе, которая не оставляла равнодушными поэтов, музыкантов, художников в ...

Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи

Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе на тему: «Зима в поэзии, музыке и живописи».

Цель: — дать представление об отражении темы природы в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов. Задачи:- познакомить учащихся с произведениями поэтов, художников и музыкантов, пос...

Проект ФГОС "Родная природа в поэзии 19 века"

Презентация к конспекту урока "Родная природа в поэзии 19 века"...

Родная природа в поэзии В.И.Тютчева и А.А.Фета

Учащиеся совершенствуют навыки при анализе лирического произведения, при формулировании его темы, идеи, при определении изобразительно-выразительных средств языка; формируют комплекс речевых умений...