Презентация. Одноименные стихотворения русских поэтов 20 века Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Монгуш Екатерина Михайловна

 Формировать навыки сравнительного анализа стихотворений, показать связи литературы с другими видами искусства; обогатить словарный запас пятиклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kedrin_i_prokofev_5_klass.ppt447.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Одноименные стихотворения русских поэтов 20 века Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева». Урок литературы в 5 классе.

Слайд 2

Цели урока: 1.Обучающая: формировать навыки сравнительного анализа стихотворений. показать связи литературы с другими видами искусства; обогатить словарный запас пятиклассников. 2.Развивающая: формировать в каждом ученике творческого читателя, тонкого ценителя искусства; развивать коммуникативную, речевую деятельность учащихся. 3.Воспитательная: прививать интерес к искусству; воспитывать чувство прекрасного.

Слайд 3

Как вы понимаете тему урока. Стихотворение с одинаковым именем, названием. Дмитрий Борисович Кедрин (1907-1945) Александр Андреевич Прокофьев (1900-1971)

Слайд 4

Догадались, как называется стихотворение…. Нам сказки бабушка читала Про беззаботного Емелю, Про Золушку простую, Про рыбку золотую И про бессмертного Кащея… Но лишь одна пришлась по сердцу. Нам эта сказка часто снится, Мы очень любим слушать, Как братика Ванюшу Спасает старшая сестрица… Картина «Алёнушка». В. Васнецов.

Слайд 5

Словарная работа. Дмитрий Борисович Кедрин (1907-1945 Стойбище – 1. в Сибири: временная стоянка кочевников; 2. место отдыха животных, находящихся на пастбищах. Вотчина – 1. в России – родословное наследственное земельное владение; 2. разговорное: место, где кто – либо чувствует себя полновластным хозяином. Нетленная – 1. не поверженная тлению, никогда не исчезающая, вечная. Омут - 1. глубокая яма на дне озера. «Алёнушка».

Слайд 6

Родина Царевна Несмеяна Стойбище осеннего тумана Вотчина ночного соловья Метафоры. Мир особый, не познанный нами. Назовите основные образы.

Слайд 7

Какую картину нарисовал автор? Стойбище Вотчина сравнивается Кочевники на ночлеге В тумане видим странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Таинственная жизнь временность Песня соловья Песня любви, будет безраздельно владеть русской землей Постоянство

Слайд 8

Почему поэт Родину называет неяркой? Лихая сила – Глухая околица – Ножичек сапожный – Нетленная краса — разбойники изгородь вокруг селения, никто не увидит нож за голенищем красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Алёнушки. Глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.

Слайд 9

Из истории написания стихотворения. Стихотворение «Алёнушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины». Что добавляет этот факт к пониманию стихотворения? Знаю, что не раз лихая сила У глухой околицы в лесу Ножичек сапожный заносила На твою нетленную красу. Воспоминание о сказочно -далёком детстве.

Слайд 10

«Алёнушка». Какую картину вы видите в этом стихотворении? Пруд- Милая Алёнушка – Кукушка, солнце, тропинка - А. А. Прокофьев (1900-1971) «заглохший весь в зелёной ряске», «тростник качается», «мертва вода». «прост венок», «красен от гвоздик, от лилий бел»; «платье синее»- «тополиный пух». «щедро золотые обручи кладёт». Осмысление картины Васнецова: очарование.

Слайд 11

Сравните картину Васнецова и стихотворение Прокофьева. Похожи ли они? Общее. «пруд заглохший», « тростник качается», «мертва вода». Цвет: зелёный . Различие «прост венок», «тополиный пух», «платье синее», сосна, тропинка солнечные лучи , отражающиеся в воде, золотые обручи. Цвет: красный, синий, белый, золотой . Надежда на счастье.

Слайд 12

Как автор сближает образ Родины со сказочными мотивами? Эпитеты – Олицетворения – Метафоры – Сравнения – Звукопись – Недосказанность, раздумья – «Родина неяркая». «Сила лихая». «Заглохший пруд». «Ты вынесла». «Тропинка ведёт». «Вотчина ночного соловья». «Золотые обручи». «Как в сказке… Алёнушка сидит». «Кукушка на сосне кукует». Песенку Алёнушки поёшь….

Слайд 13

Можно ли считать стихотворения двух поэтов словесным пересказом картины В. Васнецова «Алёнушка»? Близки по настроению, но разные по содержанию. Д.Кедрин и А. Прокофьев выразили своё впечатление от картины, передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.

Слайд 14

«Синквейн». Родная земля. Таинственная нетленная Не умрёт вынесла очаровывает Поэт надеется на счастье Родина

Слайд 15

Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение на выбор. Выполнила: Монгуш Е.М., учитель русского языка и литературы.

Слайд 16

Использованные материалы. Ерёмина О.А. Поурочное планирование. Иллюстрации: ресурсы Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 5 классе «Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»

Это интегрированный урок «связь с музыкой и изобразительным искусством». Урок учит пятиклассников первичным навыкам анализа стихотворения, расширяет их знания о художественно-выразительных средс...

«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.

В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык.                                    ...

"Край ты мой, родимый край!" Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

Урок литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" предполагает работу с интерактивной доской....

«Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.

Цели:1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения2. Развивающие цели:• развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, дока...

Презентация к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"

В формате пдф. Если кому-то нужен полноценный формат презентации - пишите. Вышлю на электронную почту....