Формирование ключевых компетенций в ходе групповой работы на уроках литературы
статья по литературе по теме

Логвина Ольга Васильевна

В работе даётся определение "групповая работа", её виды; показан дифференцированной подход как в работе в группах, так и между группами на конкретном методическом материале; а также раскрывается работа по формированию ключевых компетенций в ходе групповой работы на уроках литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций в ходе групповой работы на уроках русского языка и литературы.

(слайд 1)

Изменения, которые произошли в нашем обществе (увеличение в десятки раз объёма информации, быстрое внедрение научных разработок, необходимость использовать в своей деятельности информационные технологии, готовность к переквалификации, умение справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания и т.п.), повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих деятельности учителя.

(слайд 2)

Обществу нужен самостоятельный, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде человек.

(слайд 3)

Эти качества, необходимые каждому члену нашего общества для его успешной социализации, и являются составляющими ключевых компетенций, над формированием которых работает учитель:

 - Ценностно-смысловые компетенции.

- Общекультурные компетенции.

- Учебно-познавательные компетенции.

- Информационные компетенции.

- Коммуникативные компетенции.

- Социально-трудовые компетенции.

- Компетенции личностного самосовершенствования

(слайд 4)

 

         Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

       Специфика компетентностного обучения  состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям; следует «учить учиться».

В последние годы учителя всё чаще стали применять групповую форму организации деятельности учащихся на уроке. Данную форму работы мы можем увидеть не только на обычном уроке, но и в технологии сотрудничества, и в технологии мастерских, и в проектной, игровой технологиях, в технологии критического мышления.

Почему данная форма организации учебного процесса становится такой распространённой? Как работа в группах помогает формировать ключевые компетенции?

(слайд 4)

Дадим сначала определение групповой работы.

 ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ - форма организации учебно-познавательной деятельности, предполагающая функционирование малых учебных групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.

Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Еще древние философы утверждали: вещь познается только в момент ее связи с другими вещами. То же касается человеческих отношений. Именно процесс общения, взаимных действий становится фактором успешной социализации личности.

Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время показало, что дети охотнее занимаются решением проблемы в группах, так как создаются возможности для диалога и полилога всех участников. А это развивает умение не только говорить, но и быть понятым, доказательно отстаивать свою позицию, достигать новых общих результатов, контролировать свое участие в работе группы.

Групповая работа может быть организована на определённой части урока, может продолжаться весь урок, охватывать несколько уроков.

В процессе создания групп учащиеся начинают самоопределяться к будущей работе.

На вопрос, когда начинать активно практиковать групповую форму работы на уроках, на мой взгляд, ответ однозначный: чем раньше, тем лучше. Работу необходимо начинать ещё в начальной школе, а затем продолжить в среднем и старшем звене. Как только ко мне приходят пятиклассники, начинаю работать с ними в малых группах. Известно, что младшие подростки лучше всего договариваются между собой, это основано на психофизических качествах, присущих данному возрасту. Многие психологи считают, что именно на границе младшего школьного и подросткового возраста возникают новые рефлексивные способности, складываются возможности для создания пространства, где разворачиваются новые процессы развития, возникает новый уровень общения. И нельзя упускать это из виду, чтобы потом не пришлось тратить больше сил на развитие умения договариваться.

(слайд 5)

Группы могут различаться:

- по типу работы (однородные и дифференцированные задания, т.е. одна группа проектирует, другая исследует, третья решает проблему);

- по теме работы;

             - по составу (одноуровневый и разноуровневый состав);

- по уровню сложности задания (минимальный, средний, высокий).

(слайд 6)

Например, при изучении поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» перед учащимися ставится общий проблемный вопрос «Как меняется представление мужиков о счастье при встрече с разными героями поэмы?»

Класс делится на группы для решения данной проблемы. Каждая группа рассматривает встречу мужиков с конкретным героем:

1 группа – с Якимом Нагим;

2 группа – с Ермилой Гириным;

3 группа – С Матрёной Тимофеевной;

4 группа – С Гришей Добросклоновым.

В ходе работы учащиеся анализируют текст,  обсуждают найденный материал, делают выводы, готовятся к выступлению перед классом.

Проанализировав материал, подготовленный в группах, учащиеся приходят к общему выводу, что на пути исканий мужики пересматривают своё представление о счастье. Оно становится полнее, шире, нравственнее и уже не сводится только к материальному достатку.

(слайд 7)

- по уровню сложности задания.

При изучении комедии Грибоедова «Горе от ума» мы обязательно анализируем монологи Чацкого и Фамусова. Возможна организация групповой работы с разным уровнем  сложности задания:

1 группа (минимальный уровень) – Когда произносится монолог? Кого обличает

                                                              герой?

2 группа (средний уровень) – Какова главная мысль монолога? Каковы чувства

                                                    оратора?

3 группа (высокий уровень) – Каков пафос монолога? Какова позиция автора?

Группы выполняют части общего задания: анализируют одинаковые монологи с разных позиций.

(слайд 8)

Групповая работа очень эффективна на заключительных уроках по изучению произведения, потому что она позволяет каждому ученику обобщить свои знания о произведении на посильном уровне.

1 группа (минимальный уровень) – изучение статьи А.В.Дружинина «Обломов». Роман И.А.Гончарова»;

2 группа (минимальный уровень) – изучение статьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?»;

3 группа (средний уровень) – Изучение статьи Д.И.Писарева «Обломов». Роман И.А.Гончарова»;

4 группа (высокий уровень) – роман «Обломов» в критике 20 века (Ю.Айхенвальд, Ю.Лощиц, В.И.Мельник)

Общие выводы.

Дифференциация может происходить не только между группами, но и в составе самой группы, т.е. когда в группе собраны учащиеся разного уровня литературного развития.

(слайд 9)

Например, изучая галерею помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души», учитель организует количество групп равное количеству помещиков, ставя перед детьми проблемный вопрос: «Почему Н.В.Гоголь знакомит читателей с помещиками в данном порядке?». Каждая группа получает одинаковый план работы, но задания сформулированы разного уровня сложности: от описания усадьбы, интерьера, героя (минимальный уровень) до речевой характеристики героя, до определения его места в галерее помещиков, выявления замысла автора (высокий уровень).

Общий план изображения помещиков:

  1. Описание деревни и состояния хозяйства.
  2. Описание господского дома и его внутреннего убранства.
  3. Описание внешности помещиков, их характеристика.
  4. Описание взаимоотношений помещиков с Чичиковым и их отношений к купле-продаже «мёртвых душ».
  5. Речевая самохарактеристика персонажей.
  6. Отношение Чичикова к помещикам, изменение его поведения, речи, манеры ведения торговли.
  7. Особенности языка отрывков (использование гипербол, сравнений, пословиц).
  8. Авторская характеристика персонажей.

Данная дифференциация обеспечивает учёт индивидуальных способностей ученика (и данных генетически, и сформированных в процессе обучения), организует коллективную познавательную деятельность, продуктивное общение, происходит взаимообучение, обмен способами действия.

Видами групповой работы являются беседы на заданную тему, изучение нового материала, обобщение и систематизация учебного материала, заочные экскурсии, проблемные вопросы, анализ ситуаций и т.д.

При изучении  придаточных цели, причины, условия в 9 классе ученики, работая в группах, изучают новый материал: каждый изучает материал по конкретному виду придаточных (вопросы, средства связи, нахождение в зависимости от главной части и т.д.). Затем в группе  происходит взаимообучение, т.е. каждый участник группы выступает в роли учителя.

       Работа в группах требуется, как правило, там, где возможен конструктивный конфликт. Идея "конструктивного конфликта" рассматривается сейчас как наиболее достоверный объяснительный механизм развивающих эффектов группового взаимодействия (А.Н.Перре-Клермон, В.В.Рубцов, Г.А.Цукерман и др.). Конструктивный конфликт развертывается вокруг противоречия, разрешение которого в групповой дискуссии способствует и обнаружению лучших способов решения задач, и отношению к точкам зрения других детей как достойным уважения и понимания. При этом учитель выступает для детей не как носитель единственно верной точки зрения, а как опытный помощник, коллега по общей работе. Поэтому учебное сотрудничество в малых группах должно строиться так, чтобы провоцировать интеллектуальный конфликт. При этом важно направлять детей не на обмен результатами, а на обсуждение способов работы и рассуждений.

(слайд 10)

Не нужно бояться «неправильных» вопросов и ответов. Их присутствию на уроке нужно радоваться, т.к. это показатель самостоятельной мысли, попытки учеников объяснить явление или проблему. На один и тот же вопрос получили неожиданные разные ответы – замечательно! Есть возможность сравнить все версии, а потом согласиться с ними или нет. Возникает интерес – что скажет другая группа? Разные взгляды, разные точки зрения позволяют формировать у учеников критическое мышление, систематизировать изучаемый материал, говорить о неоднозначности проблемы, о разных подходах к решению одной и той же задачи, и о необходимости договариваться о смысле понятий, которые мы используем.

При моделировании уроков в режиме группового самостоятельного обучения важно учитывать, что ученик, выполняя задание в группе, расширяет поле решений, прогнозирует большее число учебных действий, яснее осознает свои потребности. В итоге у него развиваются способности находить решения в новых ситуациях, т.е. развивается интеллект. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Под интеллектуальными умениями понимается мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, логика. Роль учителя в этом и заключается научить детей самостоятельной работе с различными источниками информации, формированию у них творческих способностей и личного развития на всех этапах познания.

Работая в группе, учащиеся ставят цель и организовывают её достижение, учатся пояснить свою цель.

(слайд 11)

Они планируют свою деятельность, анализируют текстовой материал, ищут ответы на поставленный проблемный вопрос, выдвигая гипотезы, обозначают свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме. Учащиеся обдумывают план выступления, отчёта своей группы: будет ли это устное выступление или письменная работа, один человек отчитается за работу группы или будет распределение ролей. Это способствует формированию учебно-познавательных компетенций.

(слайд 12)

Также в групповой работе происходит формирование информационных компетенций.

Очень важно, чтобы в ходе работы учащиеся имели возможность использовать разные источники информации: книги, учебники, справочники, энциклопедии, каталоги, словари, диски, Интернет. Для формирования и развития знаний и интеллектуальных умений учащихся необходимо организовать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации: справочной, учебной, научно-популярной литературой, наглядными пособиями.

(слайды 13- 20 презентация «Образ Ноздрёва»)

        Дети учатся самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Кроме этого, происходит овладение информационными технологиями: умение работать с компьютером, аудио- и видеоаппаратурой, с мультимедиа, умение создать презентацию и т.п.

(слайд 21)

Важным шагом в групповой работе является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Он должен определить свое место в группе, свои взаимоотношения с другими её участниками, оценивая возможности друг друга.

Учащиеся, работая в группе, учатся владеть способами взаимодействия с окружающими и способами совместной деятельности в группе; учатся искать и находить компромиссы, выслушивать разные точки зрения, быть толерантным, смотреть на себя со стороны.

Для учителя очень важно понимать, что работа в группах – это не поле для соперничества и борьбы за лидерство. Это – средство к активизации интереса, познавательной потребности («кто придумал ещё что-то интересное?», «я в следующий раз постараюсь найти ещё более интересное решение (подход, оформление и т.п.)», «я отвечу так, что всем будет любопытно, что там дальше…»). В групповой работе важно формировать и развивать психологическую установку на сотрудничество.

 Таким образом, у учащегося формируются коммуникативные компетенции.

(слайд 22)

В работе в группах создаются комфортные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Каждый вносит особый индивидуальный вклад в совместную деятельность, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.

А это способствует формированию ценностно-смысловых компетенций: сформировывается собственное мировоззрение, ребёнок учится видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение в жизни.

(слайд 23)

Именно для раскрытия увлечений, интересов ученика, для усиления его познавательной активности, его самопознания часто используется вид групповой работы, когда  формируются творческие группы по интересам:

1 группа – Актёры. Составить инсценировку и разыграть её в классе.

2 группа – Языковеды и культурологи. Составить лексический и историко-культурный комментарий к словам и выражениям в тексте.

3 группа – Биографы и рассказчики. Подготовить рассказ о фактах биографии писателя или поэта, подготовить монологи главных героев и т.п.

4 группа – Литературные критики. Составить характеристики главных героев, рассказать о критических статьях.

5 группа – Искусствоведы. Подготовить показ произведений художников, прослушивание музыкальных произведений, посвящённых произведению или близких теме произведения.

6 группа – Техники или информатики. Создать презентацию или фильм.

 

(слайд 24)

При групповой работе на первый план выходит самооценка, взаимооценка.  В работе с группами очень помогают «Листы самоконтроля, самооценки и рефлексии».  Дети видят весь объем работы, отслеживают на протяжении всей работы и оценивают выполненные задания, а также оценивают работу каждого члена группы по активности и вкладу в общее дело. Видят, где группа недоработала, где все получилось, какую корректировку нужно внести.

 

Учащийся (фамилия, имя)

Помощь команде

Активность

Оценка команды

Оценка учителя

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

Рефлексия

Все ли получилось? Почему?

___________________________________________

Как менялись чувства и настроение во время урока?

___________________________________________

Лучше всего у нас получилось

___________________________________________

Этого мы достигли благодаря

___________________________________________

Труднее всего было

___________________________________________

Эти трудности мы преодолели так:

___________________________________________

Выполнили поставленные цель и задачи?

___________________________________________

Это только кажется, что учитель в это время не нужен. Просто роль учителя меняется. Учитель переходит на другие позиции – на позиции сопровождающего учебную деятельность; наставника, который поддержит где необходимо; помощника, который будет рядом, если в этом кто-то нуждается.

Выше сказанное способствует формированию компетенций личностного самосовершенствования, которые направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик  овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Какие должны быть задания для групп зависит от типа урока, целей, условий и многого другого. Но совершенно точно - это должны быть открытые задания, которые позволяют ученикам не просто изучать материал, а конструировать собственные знания и получать различные результаты в пределах одной и той же темы (вопроса) в силу различия личностных качеств самих учеников.

(слайд 25)

Во время работы в группах формируются и общекультурные компетенции.

Мы изучаем особенности ранней лирики Анны Ахматовой. Каждая группа получает задание проанализировать одно из стихотворений Ахматовой по плану:

  1. Близость к одному из литературных жанров: новелле, балладе; жанров из других видов искусства: Кино, живописи, музыки.
  2. Время действия. Как оно представлено?
  3. Герои. Как они представлены?
  4. Мысли, чувства, вызванные произведением, особенности цветовой гаммы.
  5. Художественные детали (художественные и обобщённые).
  6. Роль и место монолога (диалога).

Проанализировав по плану конкретные стихотворения, учащиеся затем совместно делают выводы об особенностях ранней лирики А.Ахматовой.

Таким образом, дети соприкасаются с национальной и общечеловеческой культурой, духовно-нравственными основами жизни человека и человечества, в данном случае с «женской» лирикой, с ощущениями и переживаниями лирической героини и, конечно же, с талантом А. Ахматовой.

Итак, групповая работа на уроке дает качественно новый результат, приобретаемый учащимися.

           

 Что позволяет осуществить групповая работа, в чем ее необходимость?

1)   Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю. Ребёнок испытывает как эмоциональную, так и содержательную поддержку.

2) Целью обучения становится развитие способностей мышления, рефлексии и коммуникации; формирование целостной системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;

  1. Учебные цели и способы познания делаются достоянием учащихся;
  2. На первый план выдвигаются творческие и продуктивные задачи и задания;

5) Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить

      способы их решения.

             6) У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее  

     аргументировать, отстаивать свое мнение.

7) Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.

8) Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания

                готовых знаний данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать

   новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.

 9)  Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевать

   коммуникативными умениями. Учитель получает возможность органически

   сочетать на уроке "обучение" и "воспитание"; одновременно строить 

   человеческие и деловые отношения детей.

10) Развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Групповая работа на уроке стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

  1. Преобладает взаимоконтроль и самоконтроль;
  2. Акцент делается на достижениях ученика, а не на том, чего он не знает и не

                       умеет;

  1. Контролю подвергаются ход деятельности учащихся, характер анализа.

Все это способствует формированию социально успешной личности.

Хотелось бы завершить своё выступление мнением учащихся 10 класса, которые единогласно высказались за проведение групповой работы на уроках.

- Мне нравится работа в группах. Каждый член группы получает своё задание и работает над ним. Если ученик не справляется, то группа поможет ему. Работа в группах развивает лидерские качестве в человеке.

- Работа в группах очень полезна. Во-первых, ученики могут обмениваться друг с другом мнениями, они вместе размышляют по вопросу. Во-вторых, они могут помочь друг другу, объясняя то, что не поняли или «не уловили» на предыдущем уроке или в самостоятельной работе. Я считаю, что в группе должен быть лидер, который организует работу в группе, может быть, разрешит какой-то спор. Если нет организованности, работа получится скомканной, что приведёт к неудачному выступлению, отчёту группы в целом.

- Работая в группе, мы учимся говорить, высказывать своё мнение по тому или иному вопросу. В группе легче найти нужную информацию, уходит меньше времени на её поиск. Я считаю, что вместе должны работать как сильные, так и слабые ученики, чтобы в случае затруднения сильные смогли помочь слабому.

- В работе в группах есть свои плюсы. Во-первых, когда работаешь в группе, то работают все участники группы, у каждого своё задание. Во-вторых, это увлекательно: бегаешь по библиотекам, по знакомым, собирая материал. В-третьих, работает весь класс, а не 2-3 человека. Лично мне нравится работать в группах.

- Работа в группах сближает нас, мы становимся как единое целое. Мы вместе работаем, помогаем друг другу, тем самым облегчая себе работу, потому что одному бывает трудно сориентироваться и собраться с мыслями.

- Работа в группах мне нравится. Благодаря ей ученикам интереснее познавать материал. Также при работе в группах ученики помогают друг другу. А ещё между группами происходит конкуренция: идёт борьба за более полный, точный, творческий ответ, что в результате приводит к более высокой оценке в журнале.

(слайд 26)

Литература

  1. Беляева Н. Дифференциация обучения на уроках литературы // Литература. 2008. № 17- 22.
  2. Бодина Е.П. «Живой урок» или тысяча и одна мелочь успешной организации групповой работы на уроке
  3. Вяткина Л.Ф. Общение в малых группах как средство развития ученика.
  4. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Управление современной школой. Завуч. 2008. №1, стр.4.
  5. Логвиненко Л.В. Групповая деятельность учащихся на уроке русского языка: сущность, проблемы, результативность деятельности учащихся.
  6. Строганова В.А., Муравьёва Н.А. Виды взаимодействия на уроках // Современные формы организации педагогического совета школы: Практико-ориентированное пособие. – СПб.: КАРО. 2007.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование ключевых компетенций в ходе групповой работы на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

самостоятельный предприимчивый ответственный коммуникабельный толерантный способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах готовый и способный постоянно учиться способный работать в команде

Слайд 3

Ключевые компетенции Ценностно-смысловые компетенции. Общекультурные компетенции. Учебно-познавательные компетенции. Информационные компетенции. Коммуникативные компетенции. Социально-трудовые компетенции. Компетенции личностного самосовершенствования

Слайд 4

Ключевые слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться

Слайд 5

Групповая работа на уроке - форма организации учебно-познавательной деятельности, предполагающая функционирование малых учебных групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.

Слайд 6

Группы могут различаться: по типу работы (однородные, дифференцированные задания) по теме работы по составу (одноуровневые, разноуровневые) по уровню сложности задания (минимальный, средний, высокий)

Слайд 7

Проблемный вопрос «Как меняется представление мужиков о счастье при встрече с разными героями поэмы?» 1 группа – с Якимом Нагим; 2 группа – с Ермилой Гириным; 3 группа – С Матрёной Тимофеевной; 4 группа – С Гришей Добросклоновым. Общий вывод

Слайд 8

Анализ монологов Чацкого и Фамусова 1 группа (минимальный уровень) – Когда произносится монолог? Кого обличает герой? 2 группа (средний уровень) – Какова главная мысль монолога? Каковы чувства оратора? 3 группа (высокий уровень) – Каков пафос монолога? Какова позиция автора?

Слайд 9

Заключительный урок по роману И.А.Гончарова «Обломов» 1 группа (минимальный уровень) – изучение статьи А.В.Дружинина «Обломов». Роман И.А.Гончарова»; 2 группа (минимальный уровень) – изучение статьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?»; 3 группа (средний уровень) – изучение статьи Д.И.Писарева «Обломов». Роман И.А.Гончарова»; 4 группа (высокий уровень) – роман «Обломов» в критике 20 века (Ю.Айхенвальд, Ю.Лощиц, В.И.Мельник)

Слайд 10

Почему Н.В.Гоголь знакомит читателей с помещиками в данном порядке? Описание деревни и состояния хозяйства. Описание господского дома и его внутреннего убранства. Описание внешности помещиков, их характеристика. Описание взаимоотношений помещиков с Чичиковым и их отношений к купле-продаже «мёртвых душ». Речевая самохарактеристика персонажей. Отношение Чичикова к помещикам, изменение его поведения, речи, манеры ведения торговли. Особенности языка отрывков (использование гипербол, сравнений, пословиц). Авторская характеристика персонажей.

Слайд 11

Не нужно бояться «неправильных» вопросов и ответов. Их присутствию на уроке нужно радоваться, так как это показатель самостоятельной мысли, попытки учеников объяснить явление или проблему.

Слайд 12

Формирование учебно-познавательных компетенций планирование деятельности, анализ текстового материала, поиск ответов на поставленный проблемный вопрос, выдвигая гипотезы, обдумывание плана выступления, отчёта своей группы: будет ли это устное выступление или письменная работа, один человек отчитается за работу группы или будет распределение ролей

Слайд 13

Формирование информационных компетенций использование разных источников информации; самостоятельное добывание знаний в процессе творческого поиска; овладение информационными технологиями: умение работать с компьютером, аудио- и видеоаппаратурой, с мультимедиа, умение создать презентацию и т.п.

Слайд 14

Характеристика Ноздрёва

Слайд 15

Приведя гостей в своё имение, Ноздрёв велел гостям немедленно осматривать всё, что только есть у него, на что требовалось два часа. Всё оказалось в запустении. Хозяйством Ноздрёв не занимался; оно шло как-то само по себе. Единственным ухоженным местом была псарня, где среди собак Ноздрев чувствовал себя как отец среди детей. Описание деревни

Слайд 16

В господском доме было пусто, его интерьер был скуден. В кабинете у хозяина не было замечено следов того, что бывает в кабинетах, то есть бумаг или книг. На стенах висели только сабли и два ружья, а также ,,настоящие ” турецкие кинжалы, на которых ,,по ошибке ” было вырезано: ,,мастер Савелий Сибиряков ” . Характеристика господского дома

Слайд 17

,,Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щёками… Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его ” Портрет Ноздрёва

Слайд 18

Через несколько минут разговора Ноздрёв сразу же переходил на ,,ты ” . Не умолкая ни на минуту, герой способен был говорить, не дожидаясь ответов собеседника. В его речи преобладали слова, присущие скорее крестьянину, чем помещику. Нередко в его речи проскакивали ругательные слова. Речевая характеристика героя

Слайд 19

Обед помещика состоял из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились. Ноздрёв считал, что блюда должны быть горячими, а их вкус не самое главное. Большей частью помещик любил вина, которых у него было достаточно много. Ритуал обеда

Слайд 20

При договоре о купле - продаже Ноздрёв вёл себя очень хитро. Он хотел побольше разузнать об истинной цели приезда Чичикова. После долгих препирательств хозяин согласился отдать души, но с условием, что Чичиков купит ещё жеребца, кобылу, собаку, шарманку и т.д. Он даже пытался споить Чичикова. Договор о купле - продаже

Слайд 21

Ноздрёв - хитрый и любопытный человек. Гулянки и попойки, карты и шулерство в картёжной игре - вот его стихия. Его ложь не безобидна: с ней всегда присутствует подлое желание нагрубить ближнему. Жадность и скупость - неотъемлемые черты героя. В каждой сделке он ищет для себя выгоду, пуская в ход свою ложь и лицемерие. Подведём итоги

Слайд 22

Формирование коммуникативных компетенций самоопределение учащихся, обретение позиции по отношению к своей работе в группе; оценка возможностей друг друга, распределение позиций в группе; овладение способами взаимодействия с окружающими и способами совместной деятельности в группе; умение находить компромиссы, выслушивать разные точки зрения, быть толерантным, смотреть на себя со стороны ; установка на сотрудничество

Слайд 23

Формирование ценностно-смысловых компетенций: формирование собственного мировоззрения, умение видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознание своей роли и своего предназначения в жизни

Слайд 24

1 группа – Актёры. 2 группа – Языковеды и культурологи. 3 группа – Биографы и рассказчики. 4 группа – Литературные критики. 5 группа – Искусствоведы. 6 группа – Техники или информатики. Творческие группы

Слайд 25

Листы самоконтроля, самооценки и рефлексии Рефлексия Все ли получилось? Почему? ___________________________________________ Как менялись чувства и настроение во время урока? ___________________________________________ Лучше всего у нас получилось ___________________________________________ Этого мы достигли благодаря ___________________________________________ Труднее всего было ___________________________________________ Эти трудности мы преодолели так: ___________________________________________ Выполнили поставленные цель и задачи? ___________________________________________

Слайд 26

Особенности ранней лирики Анны Ахматовой 1. Близость к одному из литературных жанров: новелле, балладе; жанров из других видов искусства: кино, живописи, музыки. 2. Время действия. Как оно представлено? 3. Герои. Как они представлены? 4. Мысли, чувства, вызванные произведением, особенности цветовой гаммы. 5. Художественные детали (художественные и обобщённые). 6. Роль и место монолога (диалога).

Слайд 27

Литература Беляева Н. Дифференциация обучения на уроках литературы // Литература. 2008. № 17- 22. Бодина Е.П. «Живой урок» или тысяча и одна мелочь успешной организации групповой работы на уроке Вяткина Л.Ф. Общение в малых группах как средство развития ученика. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Управление современной школой. Завуч. 2008. №1, стр.4. Логвиненко Л.В. Групповая деятельность учащихся на уроке русского языка: сущность, проблемы, результативность деятельности учащихся. Строганова В.А., Муравьёва Н.А. Виды взаимодействия на уроках // Современные формы организации педагогического совета школы: Практико-ориентированное пособие. – СПб.: КАРО. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

Формирование ключевых компетенций при решении творческих задач на уроках физики

Данный материал представляет краткое описание опыта работы....

Презентация к докладу "Формирование ключевых компетенций ученика через внеклассную работу".

Презентация для выступления на педагогичесом совете по формированию ключевых компетенций школьников....

Реферат "Формирование ключевых компетенций в ходе самостоятельной работы на уроках литературы".

Содержание реферата отражает формы и методы самостоятельной работы, направленные на оценку степени развитие общих компетенций обучающихся.Методическая разработка предназначена для преподавателей учебн...

Виртуальный музей педагогического колледжа как условие формирования ключевых компетенций через организацию самостоятельной работы студентов.

Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность. Развитие этого качества приводит к развитию личности в целом. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется ...