Рабочая программа по литературе 5 -9 класс.
рабочая программа по литературе по теме

Голубева Наталия Александровна

Рабочая программа по литературе составлена на основе  Примерной   программы  основного  общего  образования  по литературе (Письмо Департамента государственной   политики в образовании  Минобрнауки   России    от 7  июля  2005 г.  № 03-1263), Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы    для    общеобразовательных  учреждений  по  литературе 5-9 класс  под  редакцией  В.Я.Коровиной. М.  Просвещение, 2009 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_5-9_liter_-_kopiya.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная

               школа  № 38   города   Тулы        

                                                                                                            Утверждаю

                                                                                Директор  школы  ___________ В.Д. Ткачева

                                                                                     

           

                                   РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

                     

    По    курсу:     ЛИТЕРАТУРА

 

    Класс  -  5 - 9

    Количество  часов (всего)   -  385, в неделю – 2/2/2/2/3 ч.

     Составители:  Голубева  Н.А.

                             

             

Рассмотрена  на заседании  

ШМО  учителей  филологического цикла,

Руководитель ШМО

Согласована

Заместитель директора по УВР

Принята на заседании

педагогического совета,

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе составлена на основе  Примерной   программы  основного  общего  образования  по литературе (Письмо Департамента государственной   политики в образовании  Минобрнауки   России    от 7  июля  2005 г.  № 03-1263), Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы    для    общеобразовательных  учреждений  по  литературе 5-9 класс  под  редакцией  В.Я.Коровиной. М.  Просвещение, 2009 год.

 Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

        Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Рабочая программа выделяет три этапа литературного образования на ступени основного общего образования:

V-VI классы

На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

VII-VIII классы

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

IX класс

Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Обязательным  является выделение часов на развитие речи: в V-VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 контрольных сочинения), в VII-VIII классе – не менее 5 сочинений (из них 4 контрольных сочинения), в IX классе – не менее 6 сочинений (из них 5 контрольных сочинений).

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  2. выразительное чтение художественного текста;
  3. различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  4. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  5. заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  6. анализ и интерпретация произведения;
  7. составление планов и написание отзывов о произведениях;
  8. написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  9. целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный  предмет  «Литература»  –  одна из  важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  1. выделение характерных причинно-следственных связей;
  2. сравнение и сопоставление;
  3. умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  4. самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  5. способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  6. осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  7. владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  8. составление плана, тезиса, конспекта;
  9. подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  10. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  11. самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

                  Содержание  курса

                         5 класс                                                                Количество часов                        Введение                                                                                                                              1      

Введение. Художественная литература как одна из форм освоения мира,

отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. 

Путешествие по литературной карте Тульского края.

Славянские   мифы.                                                                                                          1

 Миф «Сотворение земли». Языческие представления о земле и ее создании.

Устное народное творчество                  7

Устное народное творчество. Жанры фольклора. Детский фольклор.

Устное народное творчество Тульского края. 

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка».

Высокий нравственный облик Василисы Премудрой.

Художественный мир сказки. Народная моральв сказке. Эстетика волшебной

 сказки. Сказочные формулы. Сказка и миф.                                  

«Иван- крестьянский сын и  Чудо – юдо» - волшебная сказка героического

содержания. Образ главного героя.  Особенности сюжета сказки.Герои сказки в

оценке автора – народа.

Из древнерусской литературы           2

Древнерусская литература. Русские летописи. «Повесть временных лет» как

 литературный памятник.«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы

Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

Из литературы 18 века         1

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два

астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

Из литературы  19  века         27

 Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра(Эзоп, Лафонтен, русские

 баснописцы 18 века).

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков

в баснях . «Ворона и лисица», «Квартет», «Волк и ягненок», «Свинья

под дубом». Понятие об аллегории и морали.

Аллегория.  «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский – сказочник. «Спящая царевна».

Баллады В.А.Жуковского. «Кубок». Нравственно-психологические

проблемы баллады.  В.А.Жуковский и Тульский край. 

А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы поэта. Поэма «Руслан и Людмила».

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поэтичность и музыкальность

 пушкинской сказки.

А.А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Русская литературная сказка.

В.М.Гаршин. Сказки. «Красный цветок», «Attalea Princeps».

М.И.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический  

пафос стихотворения. Изобразительно – выразительные средства  языка стихотворения.  Лермонтов  и Тульский край.   

 Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близь Диканьки…». Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством».

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

 «Крестьянские дети».«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы

 «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Тургенев и Тульский край. 

«Муму».  Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Нравственный облик Герасима.

Герасим и Татьяна. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Толстой и  Тульский край.   «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.Жилин и Костылин: разные судьбы.

Толстой и Ясная Поляна.

А.П.Чехов. Слово о писателе. Юмористические рассказы. «Хирургия».

Поэты 19 века о Родине и родной природе           3

А.В.Кольцов «Косарь», «Разлука».  Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся…»,

А.А.Фет «Учись у них - у дуба, у березы…», «Вечер»,  

А.К.Толстой. Стихотворения о родной природе и Родине.

Волшебный мир поэзии. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.С.Никитин, И.Суриков,

А.К.Толстой и др. Тульские поэты.

                               

Из литературы 20  века                                                                                                         13

И.А.Бунин. Слово о поэте и писателе. Стихотворения.

И.А.Бунин и Тульский край. «Косцы». Восприятие прекрасного  героями рассказа.

 В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.

Изображение города и его обитателей.

«В дурном обществе». Маруся и Соня: два детства. Два отца: Тыбурций и судья.

Вася и его отец.

 К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Герои и их поступки. Нравственные

проблемы произведения.

А.И.Куприн. Слово о писателе. «Тапер». Талант и труд. Проблемы взаимоотношений

детей и взрослых. Восприятие прекрасного.  Музыка в рассказе.

П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Данила – мастер, трудолюбие

 и талант. Образ хозяйки Медной горы. Сказ.

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои.  

Традиции народных сказок в пьесе.

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Оптимистическое восприятие  окружающего мира.

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черта характера  героя и его

поведение в лесу. «Открытие» Васюткой озера. Понятие об автобиографическом

произведении.

«Мои сверстники в русской литературе 19-20 веков» (на примере произведений

 литературы народов России Р.Гамзатов,М.Джалиль, М.Карим ).  

«Ради  жизни на земле»                                                                                                          1

Война и дети. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»

Патриотические подвиги детей в годы ВОВ. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Произведения о Родине и родной природе                                                                         2

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. И.А.Бунин, А.А.Блок,

 С.А.Есенин, Н.М.Рубцов, Д.Б.Кедрин и др.      

Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон». Юмор в литературе.                

 Из зарубежной литературы                                                                                                  12       Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к

 традициям предков. Ж.Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о

прекрасном.

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого

 духа.

Х.К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое

в сказке. Кай и Герда. Мои любимые сказки Андерсена.

Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Черты  характера героев.

Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказания о Кише». Нравственное взросление героя

 рассказа.

                     СОДЕРЖАНИЕ      КУРСА                            

                     6 КЛАСС                                                                                   Количество   часов                                                                                   

Введение.  Литература и другие виды искусства. Художественное                                1

произведение.Содержание о форма. Автор и герой.    Выражение

авторской позиции.

 

Устное народное творчество.                                                                                             4 

УНТ как часть общей культуры народов, выражение в нем национальных                                                                                                                                        черт характера. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

Народные песни из собрания П.Киреевского ( «Татарский полон», «Горе»,

«Как во городе во Вереюшке…»)Народные песни Тульской области.

«Расти, расти, моя калинушка»,  «Сизенький мой голубочек, да…» и др.

Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле.

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость.

Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                          2 

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о Никите Кожемяке».

Утверждение высоких нравственных идеалов. « Повесть временных лет».

« Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     18 ВЕКА                                                                       1  

Русские басни. И.И.Дмитриев «Муха», И.И.Хемницер «Лев, учредивший совет», И.А.Крылов «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и соловей».Аллегория и мораль

в басне. Особенности языка 18 столетия.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ      19 ВЕКА                                                                      29       

А.С.Пушкин. Слово о поэте.  Стихотворение «Узник» как выражение

 вольнолюбивых  устремлений поэта. «Зимнее утро».Тема и поэтическая идея стихотворения.Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха. «Зимнее утро».

 Роль композиции в понимании смысла стихотворения«Няне»,«И.И.Пущину».

Тема дружбы. Чувства добрые в  лирике поэта. «Зимняя дорога».Тема  жизненного

 пути. Эпитет,  метафора как  средства создания художественных образов.

 «Повести Белкина». «Барышня – крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль

антитез в композиции повести. «Выстрел». Мастерство композиции повести.

«Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского

и Кирилы Троекурова.Протест Владимира Дубровского против несправедливых

порядков, произвола и деспотизма. Роль эпизода в повести.  Романтическая

 история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское  

отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного

произведения. Роль эпитета, метафоры в композиции.

Поэты « пушкинской поры». Стихотворения К.Н.Батюшкова, А.А.Дельвига, А.В.Кольцова, Д.В.Давыдова, Е.А.Баратынского, Н.М.Языкова.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи», «Парус». Тема, идея, композиция  стихотворений. Особенности поэтических интонаций.Антитеза как основной

прием в стихотворениях «Листок», «Утес», «На севере диком…»Особенности

выражения темы одиночества. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии

человека  с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая

 интонация.                              

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника»  и  их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянких  детей.

Народные верования и предания. Юмор автора.  Роль картин природы в рассказе

«Бежин луг». Портреты  героев как средство изображения их характеров.

И.С.Тургенев – мастер портрета  и пейзажа.

Ф.И.Тютчев. Слово  о поэте. Природа в лирике поэта. «Неохотно и несмело…», «Листья», «Есть в осени первоначальной…». Пейзаж как   средство  создания

настроения.

А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа  как воплощение прекрасного. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как мир истины и  красоты, как мерило человеческой нравственности.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога».Картины подневольного  труда. Величие народа – создателя.Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф,

диалог – спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности  поэтических интонаций.

Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие,талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской

 власти в сказе. Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.

Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша».  «Человек на часах».

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия».                              «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе.Речь героев и

художественная деталь как источник юмора.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. А.К.Толстой

 «Где гнутся над омутом лозы…», Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи», «Посмотри – какая мгла…», Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как  воздух  чист…», «Чудный град…». Развитие понятия о лирике.

 В.В.Вересаев – писатель, уроженец Тульского края.

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА                                                                              22

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг  нас.

 «Ни на кого не похожие» герои Платонова.

М.М.Зощенко. Рассказ о писателе. «Встреча», «Галоша», «Монтер».Смешное и

серьезное в рассказе.

А.С.Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги.

М.М.Пришвин . Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная  суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке – были «Кладовая

солнца».

Стихи русских поэтов о ВОВ. К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д.С.Самойлов «Сороковые» и другие. Патриотические чувства

авторов и их мысли о Родине и о войне.

А.А.Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

Н.Парыгина  «Похоронка», отрывок из романа «Вдова».

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни

в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа.Нравственные проблемы –

честность, доброта, понятие долга.Юмор в рассказе. Роль речевых характеристик  в создании образов героев.

В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа   и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.Роль учительницы

 Лидии  Михайловны  в жизни мальчика.

 Родная природа в русской  поэзии 20 века. Стихотворения А.Блока,«Летний вечер»,

 «О как безумно за окном…», С.Есенина  «Пороша», «Мелколесье. Степь и дали…», А.А.Ахматовой «Перед весной бываю  дни такие…», Н.М.Рубцова « Звезда полей», «Листья осенние», «В  горнице» о родине и родной природе. В.Лазарев и Тула «Ах

ты, город мой красивый», «Золотые умельцы  России». В.Сапожников

 «Яснополянский вечер», «На Воронке».

Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование  детского характера. Юмор в рассказе.

В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Срезал», «Критики. Особенности героев. Образ «странного» героя в творчестве писателя.

К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы  ни был

 малым мой народ…».

 Г.Тукай «Родная деревня», «Книга». Любовь  к  малой родине, верность традициям народа.

 ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА                                                                                                 11  

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие  мифа  от

сказки.

Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный

Одиссей: характер и поступки.

М.Сервантес – Сааведра. Слово о писателе. «Дон – Кихот». Проблема истинных  и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.Народное  понимание

правды  как истинная ценность. Образ Санчо Пансы.

Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка».  Проблемы   благородства,

достоинства и чести.

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни    и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

М.Твен «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их  поведение  в критических ситуациях. Юмор в произведении.

А. де Сент – Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как  философская  

сказка – притча. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные  истины

 в сказке.

                                             

                                                 

 

Содержание  курса

            7 класс                                                                Количество часов      

ВВЕДЕНИЕ               1

Влияние  литературы  на  формирование   в  человеке  нравственного и  

эстетического  чувства. Обращение   писателей к универсальным  категориям  

и  ценностям  бытия: добро и зло,истина, красота, справедливость, совесть,

дружба и любовь,дом и семья, свобода и ответственность.                                                                                            

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО                                                                          3

Понятие о былине. Собирание былин. « Вольга  и  Микула»,«Илья  Муромец

 и  Соловей – разбойник». Нравственные идеалы русского народа в образе

главного  героя. Былина  и  сказка. Традиционная  система  образов в русском

 героическом  эпосе. Новгородский цикл былин. «Садко».Поэтичность языка

былин. Тематическое различие.

«Калевала» - карело-финский мифологический  эпос. Эпическое  изображение  

жизни народа, его национальных традиций, обычаев.

 Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Собиратели пословиц.  

Пословицы и поговорки Тульского края.  Особенности смысла и языка пословиц.

 ИЗ  ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                       3

Поучение как жанр древнерусской литературы. Утверждение в  литературе

 Древней Руси высоких нравственных  идеалов: любви к  ближнему, милосердия, жертвенности.  «Поучение Владимира Мономаха.» ( отр.). Основы  христианской

 морали в «Поучении…». Русские   летописи. «Повесть временных лет»

(отр. «О пользе книг»). Формирование традиции  уважительного отношения к книге.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные  идеалы и заветы

Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление  любви  и верности.

 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА                                                                                               2

Классицизм  в русской литературе. М.В.Ломоносов. Слово  о поэте и ученом.

Понятие о жанре оды. « Ода на день  восшествия на Всероссийский престол

 ея Величества государыни  императрицы Елисаветы Петровны 1747г.».

 Стихотворение «К статуе Петра Великого».Мысли автора о родине, русской науке

 ее творцах.

Г.Р.Державин «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку»,«Призвание».

Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА                                                                               31

В.А.Жуковский. Слово о поэте. Романтизм в русской  литературе. Баллада

 «Светлана». Баллада  как лироэпический  жанр.Сюжетные  особенности,

образы баллады, ее фольклорная  основа.  В.А.Жуковский и Тульский край

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес поэта к истории России.«Полтава».(отр.)

 Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества  и отваги

русских солдат. «Медный всадник» (отр.) Выражение чувства любви к родине.

Образ автора в отрывке из поэмы. Прославление  деяний Петра I.

 «Песнь о вещем Олеге». Поэтическая интерпретация  эпизода из «Повести  

временных лет». Тема судьбы  и пророчества в «Песне... » Развитие  понятия

 о   балладе.Нравственный  смысл  исторических   сюжетов. Особенности  

содержания   и   формы баллады А.С.Пушкина.

«Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.Образ летописца Пимена.

Значение труда летописца в истории культуры. Обращение русских писателей  

 к   историческому прошлому Отечества

«Повести Белкина». Повесть «Станционный смотритель». Образ  Самсона  Вырина

 и   тема «маленького человека». Образ  повествователя. Гуманизм  повести. Выразительность и лаконизм прозы Пушкина

Повесть «Барышня – крестьянка». Сюжет и герои  повести. Переосмысление

Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград

 на   пути  к  счастью.  

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про…купца  Калашникова.». Сюжет  поэмы,

его историческая  основа.  Образ  Ивана  Грозного  и тема  власти. Нравственный

поединок  Калашникова с Кирибеевичем и И.Грозным: сила и цельность характеров

 героев. Особенности  языка  поэмы, ее связь с УНТ. Образ автора.  Образ гусляров.

 «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в

 создании художественных образов. Развитие и переосмысление пушкинских традиций

в пейзажной лирике Лермонтова..

Н.В.Гоголь Слово о писателе. «Тарас Бульба».Историческая и фольклорная основа

 повести. Героико – патриотический пафос повести, прославление товарищества,

осуждение предательства. Нравственный облик Тараса Бульбы и его  товарищей-запорожцев: широта души, самоотверженность, способность к  боевому товариществу

 и подвигам во имя  родной земли. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении  героев.  Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение  любви и долга в  душах  героев.      Особенности изображения  человека и природы  в повести. Роль  детали  в  раскрытии  характера. Развитие  понятия  о литературном  герое.

А.Н.Островский. Жизнь и творчество ( обзор).  «Снегурочка». Мотив любви и «весенней остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого  сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.                                                                                                    

И.С.Тургенев  Слово о писателе. «Записки охотника», их гуманистический пафос. Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе  «Бирюк». Художественные достоинства рассказа. Тургенев и Тульский край.                                                                            

Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача», «Воробей».

Лирико-философские раздумья  автора о мире и человеке, о величии, красоте и

образности русской  речи.  Особенности  жанра.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины». Историческая основа поэмы.

 «Княгиня Трубецкая». Величие духа  женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…», «Тройка».

Боль поэта   за  судьбу народа.  Некрасовская муза. Образ Родины

А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические  баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и  самовластья.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Салтыков - Щедрин  и г. Тула. «Сказки

для детей  изрядного возраста». «Повесть   о  том, как один мужик двух  генералов прокормил». Изображение нравственных пороков общества. Нравственное превосходство    человека    из  народа, авторское   осуждение   его   покорности.   Гротеск.

 «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык.

Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

Л.Н.Толстой. Слово  о писателе. Повесть  «Детство»(главы). Сложность взаимоотношений   детей и взрослых. Автобиографический  характер повести.  Л.Н. Толстой и Ясная  Поляна.

Детские годы  Толстог. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутренного мира ребенка, сложность его чувств и переживаний.Тема  детской открытости миру.  

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон». Особенности авторской позиции в рассказе. Роль  художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический  пафос произведения. Развитие

понятий о юморе и сатире. Живая картина нравов.Два  лица России в рассказе  «Злоумышленник». Чехов и Тульский край.

Стихотворения  русских  поэтов 19 века о родной  природе.

Ф.И.Тютчев «Тени сизые сместились…» и др., А.А.Фет. Радость слияния  человеческой души с миром природы. в стихотво-

 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА.                                                                           22 И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Лапти».  Нравственный смысл рассказа. Выразительность и  точность    художественной детали  в рассказе. Художественное мастерство Бунина-прозаика. И.А.Бунин и Тульский край.

«Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

М.Горький  Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер

 повести.  «Свинцовые мерзости жизни» и живая  душа русского человека.

Изображение внутреннего  мира  подростка. Активность авторской   позиции. Дед            

Каширин. Изображение быта и характеров. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни.»Вера в творческие силы народа.

Романтизм  раннего творчества М.Горького. Вопрос  о смысле жизни. Проблема

 гордости и свободы. Тема подвига в «Легенде о Данко»  из  рассказа «Старуха

 Изергиль».

В.В.Маяковский  Слово  о поэте. «Необычайное приключение…на даче». Реальное  

и фантастическое  в  сюжете произведения. Представление поэта о сущности

творчества. Сатира.  Юмор. Особенности поэтического языка поэта. Роль рифм.

ы«Хорошее отношение к лошадям».  Два  взгляда на  мир. Понятие о лирическом

герое. Сложность   и   тонкость внутреннего мира лирического  героя, его гуманизм

и сочувствие ко всему  живому.

Л.Н.Андреев Слово  о писателе.  «Кусака». Сострадание  и  бессердечие  как критерии нравственности  человека.  Гуманистический  пафос произведения.

А.П.Платонов Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

Платонов и Тульский край.

 Б.Л.Пастернак  Слово о поэте. Стихотворения. «Июль», «Никого не  будет в доме».

Картина  природы, преображенная Поэтическим  зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Годы  военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение  нерушимости нравственных  устоев в сложных жизненных обстоятельствах. Стихотворения  

А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского.  Тульские поэты о ВОВ.

Ф.А.Абрамов Слово о писателе.  «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные    

традиции  в рассказе Ф.Абрамова « О чем плачут лошади».

Е.И.Носов  Слово  о писателе. «Живое пламя». «Кукла»  (Акимыч). Нравственные

проблемы рассказа.

Ю.П.Казаков Слово  о писателе.  «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка  как мерило нравственности  человека.

Стихотворения поэтов 20 века о природе, родине,  восприятии окружающего мира

( С.Есенин, А.Яшин, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий). Стихотворения поэтов Тульского края о родине  и о природе.

Н.А. Заболоцкий Слово о поэте. Стихотворения «Гроза идет»,«Не  позволяй душе

лениться». Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир  

природы и душа  человека. Непосредственность человеческих чувств.                                                      

А.Т.Твардовский Слово о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета»,  «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике поэта.

Д.С.Лихачев  Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

В.С.Высоцкий Слово о поэте. Стихотворения «Охота на волков»,«Кони привередливые»,

«Я не люблю». Лирический герой поэзии. Исповедальный пафос и напряженность чувств

 в лирике. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.                                                                                                   8                                                                                      Р.Бернс Слово о поэте.  «Честная бедность» и др. стихотворения.

 Представления  поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа  и своеобразие лирики Бернса.

Дж.Г.Байрон Слово о поэте.  «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига

во имя свободы родины.

Японские хокку. Особенности жанра.

О.Генри.  Нравственные проблемы в рассказе «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Э.А.По Слово о писателе. Жанр фантастической новеллы в зарубежной  литературе. «Падение дома Ашеров». Романтический  пейзаж как средство  воздействия на читателя. Образ главного  героя. Фантастические события и реальное их объяснение.      

Р. Д. Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ – предупреждение. Мечта о победе добра.            

 

    СОДЕРЖАНИЕ      КУРСА            

                              8 КЛАСС                                                                                     Количество   часов                                                                                   

Введение.  Место художественной литературы в общественной жизни                     1

 и культуре России. Русская литература и история. Влияние  литературы

на формирование в человеке нравственного  и  эстетического чувства.  

 Устное народное творчество.                                                                                         2  Народные, исторические, лирические песни. Пословицы,   поговорки,

частушки, предания. Особенности худ. формы фольклорных произведений.  

 Народные исторические песни о Ермаке, С. Разине.  Обрядовые песни.

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                     2 

«Домострой». Памятник литературной и педагогической  мысли.

Житийная литература как особый жанр  древнерусской литературы.

 «Житие А. Невского».  «Житие Бориса и Глеба». Злодейство Святополка.                                      

 Душевная чистота святых князей.  «Шемякин суд» как сатирическое

произведение 17 века.  Действительные и вымышленные события, новые

 герои.  Сатирический пафос произведения.

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     18 ВЕКА                                                                    5

Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество. Комедия «Недоросль»

 Сатирическая  направленность комедии. Развенчание нравов

Простаковых  и Скотининых.     Проблема   воспитания и идея

гражданского служения в пьесе. Черты  классицизма в комедии.

 Н.М.Карамзин. Слово  о писателе.  Повесть «Бедная  Лиза»

Сентиментальный сюжет повести, ее обращенность к  душевному  

миру героев. Образ природы и психологические характеристики героев.

Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля

повести

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ      19 ВЕКА                                                                   33       

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика

произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история.

Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека.

 Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества.

 Размышления о национальном характере. Нравственный      смысл

 исторических сюжетов.

 И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Басни. «Лягушки, просящие   царя»,                                

 «Обоз». Мораль басен. Сатирическое изображение  человеческих  и

общественных пороков

  К.Ф.Рылеев  Слово о поэте.  Дума  «Смерть Ермака» и ее  связь    с                              

русской историей. Тема   расширения    русских   земель. Связь думы

с преданием «О покорении Сибири  Ермаком». Понятие о думе.

Особенности жанра.  

А.С.ПУШКИН                                                                                                                          

  А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча»,«К***»(«Я помню

чудное мгновенье»), «19 октября»   («Роняет лес багряный свой убор)

Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет».

Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика

произведения. Тема природы в лирике Пушкина. Высокое звучание

темы любви и дружбы в лирике Пушкина.

Роман «Капитанская дочка»

Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история

 создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла.

Исторические  события   и   судьбы   частных   людей.  Тема     "русского

бунта" и   образ   Пугачева.  Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой

в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.

                             

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ                                                                                                              

Жизнь и творчество (обзор).Поэма «Мцыри».

«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба

свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и

 обстоятельств. Тема природы. Особенности  композиции   и смысл финала.

 Развитие представлений о жанре  романтической поэмы.

Н.В.ГОГОЛЬ                                                                                                                              

Слово о писателе. Комедия «Ревизор».

Мастерство построения  интриги  в пьесе,  особенности конфликта комедии.

Смысл эпиграфа  и  сатирическая направленность  комедии. Образ  города и

тема   чиновничества. Хлестаков  и    хлестаковщина.  Авторские    средства

раскрытия   характеров. Мастерство   речевых   характеристик   персонажей.

Многозначность финала пьесы.

Повесть «Шинель».«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема

города и “маленького  человека”.   Мечта   и   действительность. Образы  

 Акакия   Акакиевича    и «значительного   лица».   Значение   фантастического

финала     повести. Гуманистический  смысл  повести и  авторская ирония.

Роль  детали   в прозе Гоголя.

М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН                                                                                                  

Краткий рассказ о писателе. « История одного города» (отр.) Художественно-

политическая сатира на общественные  порядки. Образы  градоначальников.

Средства создания комического. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск, пародия.

 Н.С.ЛЕСКОВ                                                                                                                              Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа.

Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Художественная деталь как

средство создания художественного  образа.

Л.Н.ТОЛСТОЙ                                                                                                                              

 Слово о писателе. Рассказ «После бала».

Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема

смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования.

 Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров.  Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ                                                                                                              

Жизнь и творчество (обзор) Повесть «Белые ночи».

Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи». Судьба Мечтателя и образ

Петербурга. Особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского.

А.П.ЧЕХОВ                                                                                                                                      Слово  о писателе.  Рассказ «О любви» (из  трилогии) как   история об упущенном

счастье.  Психологизм   рассказа

 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА                                                                            19

Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии

ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).

И.А.БУНИН

Слово о писателе. «Кавказ». Повествование о счастье и несчастиях героев. Мастерство Бунина-прозаика.

А.И.КУПРИН

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст  сирени».   Утверждение   любви и счастья в семье. Понятие о  сюжете и фабуле.

М.Горький 

Слово о писателе. «Челкаш». Поэтизация гордых и сильных людей. Романтизм раннего творчества Горького.Проблема гордости и   свободы.    

А.Блок. 

 Слово о поэте. Историческая тема в творчестве.  «На поле Куликовом». Стихотворения «О доблестях, о подвигах, о   славе»,  «О весна без конца и без краю». Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.

С.Есенин.

Слово о поэте.  Поэма на историческую тему « Пугачев».Образ предводителя восстания. Понятие о драматической   поэме.

А.А. Ахматова                                        

Слово о поэте.

Стихотворение «Сероглазый король». Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.

М.А.Осоргин «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе.  

И.С.Шмелев  «Как я стал  писателем». Рассказ о   пути к  творчеству.                                  Журнал «Сатирикон». Тэффи, А.Аверченко, О.Дымов. Сатирическое изображение исторических событий.

 М.Зощенко «История болезни», «Жертва революции».

Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция.

Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.

М.А.Булгаков.

 Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Собачье сердце».

Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. "Шариковщина" как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.

 А.Т.Твардовский.      

Жизнь и творчество (обзор).Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок».История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в

образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического,  народность языка “Книги о бойце”.

 Стихи и песни о ВОВ. М.Исаковский «Катюша»,   «Враги  сожгли родную хату».   Л.Ошанин   «Дороги».  А.Фатьянов  «Соловьи». Поэты Русского Зарубежья  об оставленной ими  родине.  

 Б.Окуджава.

Слово о поэте. Стихотворения «Молитва Франсуа  Вийона», «Арбатский романс».

 Мудрость и душевная щедрость  лирического  героя поэзии. Авторская песня как

жанр  и  явление культуры.                                                        

В.П.Астафьев.

Слово о писателе.  «Фотография, на которой меня нет». Проблемы рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность деревенских жителей. Развитие представления о

герое-повествователе.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА                                                                                              8  

У. Шекспир Слово о писателе.Трагедия «Ромео и Джульетта».

Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.

Сонеты: № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды

не похожи…»).

Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

Ж.-Б. Мольер

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Мещанин во дворянстве».

Особенности классицистической драматургии. "Мещанин во дворянстве" как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена.  Журден   и аристократы.

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира  на государственное  устройство  общества.  Гротесковый   характер изображения.

 В.Скотт. Слово о писателе.  «Айвенго» как исторический роман

                                             

                                                 

                  СОДЕРЖАНИЕ      КУРСА                    

                                    9 класс                                                                     Количество   часов                                                                                   

Введение. 

 Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику                                 1

 и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский  и  

 патриотический    пафос.  Национальная    самобытность   русской

 литературы. Русская    литература    в   контексте  мировой. Эпохи

 развития литературы. Понятие о литературном процессе.  

    ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА                                                                                 4 

Самобытный характер древнерусской литературы. Истоки и начало

 древнерусской   литературы.   Богатство  и  разнообразие    жанров  

( летопись, слово, житие, поучение). «Слово о полку Игореве».

Художественные особенности литературного памятника.

Открытие «Слова…», его издание и изучение. Вопрос о времени

создания и об авторстве. Историческая основа памятника, его сюжет.

Жанр и композиция. Образ русской земли и нравственно-патриотическая

 идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря.

 «Золотое слово» Святослава. Ярославна  как идеальный образ русской

женщины. Символика “Слова”,  своеобразие авторского стиля. "Слово"

и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры.

 Переводы и переложения  произведения.

 

 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА     18 ВЕКА                                                                                  6

Идейно-художественное своеобразие литературы  эпохи Просвещения.  

Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служе-

ния, прославление величия и могущества   Российского  государства.  

Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направле-

 ние. Зарождение в литературе  антикрепостнической направленности.

М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. «Ода на день восшествия…». 

Жанр оды.   Прославление  в оде  важнейших  ценностей   русского

Просвещения:  мира,   родины,   науки. Средства   создания  образа

идеального монарха. «Разговор с  Анакреонтом», «Случились вместе

 два астронома в пиру»

 Г.Р.Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям», «Памятник»,

 «Снигирь». Традиция  и новаторство  в  поэзии  Г.Р. Державина.    Жанры

поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных

жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина.

Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор)

Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора.

 Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее  гражданский пафос..

Особенности повествования в «Путешествии из Петербурга  в   Москву».

Черты классицизма и сентиментализма в  "Путешествии…". Жанр путешествия

как форма панорамного изображения русской жизни

 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА      19 ВЕКА                                                                                61        Новое   понимание   человека   в   его связях    с национальной  историей  

 (Отечественная   война     1812 г., восстание  декабристов, отмена крепостного

 права). Осмысление русской литературой ценностей  европейской и мировой

 культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей 

В.А.Жуковский.  Жизнь и творчество (обзор).

  Стихотворения:  “Море”, "Невыразимое" . Тема человека и природы,

 соотношение мечты и  действительности в лирике поэта.

                                         

А.С.Грибоедов.    Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума»

Специфика  жанра  комедии. Искусство  построения    интриги  

 (любовный и социально-психологический конфликт).  Смысл

названия и проблема ума в  комедии. Чацкий и фамусовская Москва.        

Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин,

Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское

 звучание. Черты классицизма и  реализма в комедии, образность и

афористичность ее языка. Анализ комедии «Горе от ума»в критическом

 этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Основные мотивы поэзии (свобода,

 любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого

пути. Вольнолюбивая лирика. «Анчар», «Вновь я посетил», «К Чаадаеву»,

«К морю», «Бесы».  Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация

традиционных жанров в пушкинской лирике Тема любви и дружбы в лирике.

«К***»(Я помню  чудное мгновенье…»,«На  холмах Грузии…», «Я вас любил»,

 «Няне».  «Деревня», «Осень».  "Чувства добрые" как нравственная основа  

пушкинской лирики. Тема   поэта и  поэзии. «Пророк», «Я памятник себе

 воздвиг нерукотворный».    

Поэма «Цыганы». Черты романтизма  в произведении. Образ главного героя:

 переосмысление байроновского типа.Свобода и своеволие, столкновение

Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы        

«Моцарт и Сальери».«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии.

Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.                                                                                                                                                                                                                                 

Повесть «Пиковая дама». Образ главного героя повести и «наполеоновская»

 тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности

использования фантастического.

 Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции

романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора

 в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений.          

 Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе.Онегин и

Ленский. Татьяна как «милый идеал»  Пушкина. Тема любви и долга в романе.

Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала

 Реализм и энциклопедизм романа.Онегинская строфа. Оценка художественных

открытий А. С. Пушкина в критике В.Г.Белинского (фрагменты статей

8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).          

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.  Основные мотивы лирики: тоска  по

 идеалу, одиночество, жажда  любви  и  гармонии. Развитие в творчестве

 М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций.  Тема родины. «Родина»

Лирика о назначении поэта и поэзии. «Поэт»,«Пророк», «Смерть поэта»,

 «Дума». Образ поэта в лермонтовской лирике Поэт и его поколение.

Тема вольности, одиночества. «И скучно, и грустно», «Молитва», «Выхожу

один я на дорогу…». Тема любви  «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

 «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа.

 Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль

 в раскрытии образа Печорина. Печорин как  представитель «портрета

 поколения».  Печорин в системе образов романа.  Споры о романтизме

 и реализме романа.  Критика В.Г.Белинского  о  романе.

Поэты «пушкинской поры».( К.Н.Батюшков, Е.А.Баратынский,  А.В.Кольцов).                          

Н.В. Гоголь. Жизненный и творческий путь. Поэма «Мертвые  души» ( 1 том).

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав.

Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования.   Место  Чичикова  в

системе образов.Образы помещиков и чиновников и средства их создания.

Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии

Кифовиче и Кифе  Мокиевиче.Смысл названия произведения. Души мертвые

и живые в поэме. Лирические отступления в поэме,  образ Руси и мотив дороги.   Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы

и сравнения,  алогизм  и  лиризм  в повествовании). Своеобразие  гоголевского

реализма. Поэма в оценке В.Г.Белинского.

Н.А.Некрасов. Лирика. Стихотворения «В дороге», «В полном разгаре страда деревенская…». Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…».

Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской  Музы.

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…».

 А.А Фет   « Вечер»,  «Как  беден  наш  язык! Хочу  и  не  могу…».Тема

«невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Рассказы. «Смерть чиновника». Трансформация

 темы  «маленького» человека.«Тоска». Комическое и трагическое в прозе Чехова.

 Особенности авторской позиции в рассказах. 

 

 РУССКАЯ  ПРОЗА  20 ВЕКА                                                                                                  10

Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы.

 Образ России в поэзии ХХ века.  Годы  военных  испытаний  и  их   отражение  в

литературе. Обращение  писателей второй половины ХХ века к острым проблемам

современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни,

 раскрытие самобытных русских характеров  

 И.А.Бунин.  Жизненный  и  творческий путь.  Лирика  «Вечер», «Летняя ночь»,

«Густой зеленый  ельник у дороги…».Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

 М.Горький. Жизнь и творчество. Рассказ  «Макар Чудра». Черты романтизма в произведении.    

 М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. «Судьба человека». Гуманизм шолоховской

прозы. Особенности сюжета  и композиции рассказа. Трагедия  народа  в   годы

войны и судьба  Андрея Соколова.Проблема нравственного выбора в рассказе.

Роль пейзажных  зарисовок в рассказе.

 А.И.Солженицын. Жизнь и судьба.  «Матренин двор».Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.  Нравственный смысл рассказа – притчи.

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ  20 ВЕКА                                                                                                  10                                                                                                                                                          А.Блок.  Жизнь и творчество. Лирика. Высокие идеалы и предчувствие  перемен.   Стихотворение «Русь». Родина и  любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России.  Лирический герой.

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…».Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина.

Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и

 природа в художественном мире поэта.Тема Родины в лирике.

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. «Послушайте», «Люблю» «А вы могли бы?» Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма.  

М.И.Цветаева. Жизненный и творческий путь. Стихи о поэзии, о поэзии, любви,

жизни и смерти. Образ Родины в цикле «Стихи о Москве».                                          

Поэзия родного края.           

Б.Л.Пастернак.   Жизнь и творчество. Лирика. «Красавица моя,  вся стать…»,

 «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым   некрасиво…», «Во всем мне

хочется дойти…». Философская глубина лирики.  

А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Стихотворения:  «Не с теми я,

кто бросил землю…», «Мужество». Война как проверка человека на мужество,

человечность и патриотизм.  Активность гражданской  позиции поэта.  Тема

 родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.          

 Г.Тукай. Слово о  поэте.Стихотворения из цикла «О, эта любовь!»).

Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели.

Тукай как переводчик поэзии  Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов,

его вклад в развитие татарского языка и литературы.

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Стихотворения о Родине и природе.

«Урожай», «Весенние строчки». «Я убит подо Ржевом…» Нравственный облик

 солдата.                                                  

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 века.Лирика Н.Рубцова,

 Е.Евтушенко, А.Вознесенского.                                          

   

 ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА                                                                                                  13  

И.-В. Гете «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла.Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

У.Шекспир. Трагедия «Гамлет». Человеческий разум и  «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность  мести. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.

Данте «Божественная комедия». «Ад»(1,5 Песни). Трехчастная  композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий.  Данте  и Беатриче.

Катулл. Слово о поэте.  «Нет, ни одна средь женщин…»,  «Нет,  не надейся приязнь заслужить иль признательность  друга…». Противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как  приобщение  к    безмерности   природы.  Лаконизм   образов    и

напряженность чувств в лирике поэтов Античности.

                                             

                                                 

         

     ТРЕБОВАНИЯ     К  УРОВНЮ      ПОДГОТОВКИ        УЧЕНИКОВ.

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию  изучения данного  курса:

знать/понимать

- образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений;  

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять  план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...