Урок литературы в 10 классе "Узор жизни Обломова"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Попова Елена Александровна

Материал содержит полную разработку одного из уроков по изучению романа  Гончаровыа "Обломов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_romanu_a.i.goncharova_oblomov.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        

                                                       

         

Открытый урок по роману И.А.Гончарова «Обломов»

Тема урока: «Узор жизни» Иль Ильича Обломова.

10 класс. (октябрь 2008 года)

                                                               Учитель : Попова Елена Александровна.

                                                                                 МОУ «СОШ № 36»

Цели:  - организовать деятельность учащихся по пониманию и осмыслению содержания

               романа;

             - развивать умение выделять опорные фразы в тексте, интерпретировать прочи-

               танное, строить размышление по тезису;

            - развивать культуру речи;

            - Работать над содержанием понятий жизненные цели, система ценностей и т.д.

                         

                                                   Эпиграф к уроку:    Как басня, так и жизнь ценится

                                                                                     не за длину, а за содержание.

                                                                                                                   Сенека

1. Актуализация знаний

            Какие фразы из размышлений Обломова были определены на прошлом уроке как

            ключевые и почему?

           (По мере того как учащиеся называют фразы, они выписываются на доску:

           «Трогает жизнь, везде достаёт…»

           «Где же тут человек?»

           « Служба озадачила его неприятным образом.»

           «Роль в обществе удалась ему не лучше».

           «Чтение не увлекало его, науки тоже».

2. Определение темы урока и совместная постановка целей урока

       Пронаблюдать , каков же получился «узор жизни» Обломова, воплотились ли его мечты?

3. Работа по теме урока.

         Беседа с учащимися

   1. Как понимаете смысл эпиграфа и его связь с темой урока?

   2. Как бы сам Илья Ильич рассказал нам о себе и о своей жизни?

       (выступление ученика по индивидуальному домашнему заданию в жанре

        Представление от имени героя).

  3. Как расширилось ваше представление о герое после домашней работы? (гл 5 -8 )

  4. Были ли какие-то моменты, которые вас удивили? Чем?

 

       Размышление по  тексту гл 5.

             (как складывалась его служебная карьера)

      Вопрос на уточнение: Только ли лень и боязнь ответственности заставили его покинуть службу? Какой вопрос он себе задаёт?

                 (заполняем часть таблицы)

     Размышление по тексту  главы 6.

    Удалившись со службы в чём он открыл своё предназначение?

          (В себе самом. Он жил в воображаемом мире. «Горизонт его деятельности и бытия кроется в нём самом»)

      Размышление по тексту 8 главы

   Иной гранью поворачивает своего героя Гончаров?

    - О чем говорит сцена с Захаром?

Почему его так разозлило слово другой? Что он в это вкладывает?

   Он барин и гордится этим, презирая тех, кто не его круга.

Но Гончаров показывает нам, что человек сложен, и в конце главы звучат почти печоринские размышления. (Прочитать)

4. Закрепление:

    Выступление учащихся в жанре Представление от имени героя.

Обобщение по уроку:

- Каким же получился узор жизни героя? (Схема)

                               

                                   

                     

 

  - Что значит для него жить?

- А что значит жить для вас?

Заключительное слово учителя: Обломов причудливо соединяет в себе маниловское прожектёрство (заменил реальную жизнь выдумкой) и печоринские вопросы. Он чувствует, что в нём закрыто, как в могиле что-то хорошее. Ему было грустно и больно за свою неразвитость. Почему же цвет жизни распустился и не дал плодов? Почему началось с неумения надевать чулки, а кончилось  неумением жить?

Выход на домашнее задание: читать главу «Сон Обломова» и попытаться ответить на эти вопросы

     

Служба озадачила.

                                            Махнул рукой на все

                                             юношеские надежды

Где же тут человек?                                                        

                       

Другой?!                                      Горизонт бытия

                                                      кроется в нем самом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы «Смерть ради жизни» по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Данный урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Лапти» был проведён в рамках городского семинара «Уроки добра и милосердия» в 7в классе. На примере героя рассказа И.А.Бунина «Лапти» дети учатс...

Презентация к уроку литературы по теме "Жизнь и творчество А.Блока"

Содержит материалы о жизни и творчестве А.Блока...

Конспект урока литературы по теме "Жизнь Жилина и Костылина в плену"

Данный урок предполагает ответы на следующие вопросы: каким увидел Жилин аул после пленения; как вели себя герои, находясь в плену....

Урок литературы "Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Конспект урока  литературы  "Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"...

Презентация к уроку литературы (8 класс) "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя"

Презентация содержит справочным материал и задания по прочитанным произведениям...