"Русский Парнас"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Кузовлева Ирина Васильевна

Урок - заочное путешествие по подмосковной усадьбе Остафьево.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_russkiy_parnas.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал «Русский Парнас»

(заочное путешествие по  подмосковной усадьбе Остафьево).

Учитель: Кузовлева И.В.

Участники: учащиеся 9а, 9б классов

Оборудование: компьютерная презентация

Цель: познакомить учащихся с литературными местами в окрестностях поселка Воскресенское, привить любовь к родному краю и интереса к литературе.

Учитель:Остафьево среди подмосковных усадеб занимает особое место. На протяжении XIX столетия оно неразрывно было связано с литературной и художественной жизнью Москвы, являясь местом творческих встреч нескольких поколений литераторов. Здесь бывали И.И.Дмитриев, Василий Андреевич Жуковский, Александр Иванович Тургенев, Василий Львович Пушкин, А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, Денис  Васильевич Давыдов, польский поэт Адам Мицкевич и многие другие.

Ведущий 1: Усадьба Остафьево в нынешнем ее виде была построена на рубеже XVIII и XIX веков князем Андреем Ивановичем Вяземским. Это был  один из образованнейших людей своего времени. Начав карьеру с военной службы, он в двадцать с небольшим был уже полковником, участвовал в русско-турецкой войне, дослужился до генерал-поручика.

Человек много повидавший, умный, независимый, Андрей Иванович и людей притягивал к себе незаурядных; дом его в Москве и в Остафьеве был «средоточием жизни и всех удовольствий просвещенного общества».

Ведущий 2: Самый известный из владельцев усадьбы, Петр Андреевич Вяземский, прекрасный поэт и литературный критик, всю долгую жизнь помнил Остафьево. С усадьбой связаны его первые детские впечатления: ночная роща, куда отправляли его гулять, чтобы побороть боязнь темноты; огромная библиотека отца; стихи прочитанные, услышанные, написанные…

Спустя многие годы, будучи товарищем министра народного просвещения, сенатором, членом Государственного совета, вспоминал он молодые лета и Остафьево, где его навещали А.И.Тургенев, А.С.Пушкин, К.Н.Батюшков, А.С.Грибоедов, Д.В.Давыдов, А.С.Пушкин, А.Мицкевич, Н.В.Гоголь и многие другие.

Ведущий 3: Третий из владельцев Остафьева, князь Павел Петрович Вяземский, сенатор и камергер, основал Общество любителей древней письменности, в задачу которого входила публикация памятников древнерусской литературы, их изучение и популяризация. Он написал «Замечания на «Слово о полку Игореве», издал семь автографов Пушкина и работу «А.С.Пушкин по документам остафьевского архива и личным воспоминаниям». Князь был страстным коллекционером, при нем Остафьево стало «прибежищем» собраний живописи, графики, прикладного искусства.

Павел Петрович выделил в усадьбе мемориальные комнаты Карамзина, Пушкина и своего отца Петра Андреевича Вяземского. 

Ведущий 4: Трижды в Остафьево приезжал Александр Сергеевич Пушкин. Среди посланий Пушкина выделяется четверостишие «К портрету кн. П.А.Вяземского»: 

Судьба свои дары явить желала в нем,

Счастливом баловне, соединив ошибкой,

Богатство, знатный род с возвышенным умом

И простодушие с язвительной улыбкой.

Вяземский с дружеской приязнью относился к Пушкину. Чтобы помочь молодому поэту, он старался задать тон в критике на выходящие в свет «южные поэмы». Он писал по поводу «Кавказского пленника»: «Лицо черкешенки совершенно поэтическое, в ней есть какая-то неопределенность и очаровательность. Явление ее, конец ее – все представляется тайною… Все дышит свежестью, все кипит живостью необыкновенною».

 Пушкин с сердечной отзывчивостью принял эту оценку. «Благодарю тебя, милый Вяземский! – писал он. – Пусть утешит тебя Бог за то, что ты меня утешил. Ты не можешь представить себе, как приятно читать о себе суждения умного человека».

Ведущий 1: Петр Андреевич Вяземский не только поддержал Пушкина в литературе как критик, но и хлопотал об опальном поэте, чтобы его перевели из Бессарабии в Крым. Зная пылкий нрав Пушкина, предупреждал: «Сделай милость, будь осторожен на язык и перо. Не играй своим будущим. Теперешняя ссылка твоя лучше всякого места. Что тебе в Петербурге?.. Ты довольно сыграл пажеских шуток с правительством: довольно подразнил его, и полно!..»

Пушкин щедро отблагодарил Вяземского за все, увековечив его на страницах «Евгения Онегина»:

У скучной тетки Таню встретя,

К ней как-то Вяземский подсел

И душу ей занять успел.


Татьяна – любимая героиня Пушкина, и «присмотр» за ней он мог «поручить» только близкому человеку.

Ведущий 2: Пушкин и Вяземские находились в постоянном общении. Князь Петр Андреевич писал: «Уже при последних издыханиях холеры навестил меня в Остафьеве Пушкин. Разумеется, не отпустил я его от себя без прочтения всего написанного мною. Он слушал меня с живым сочувствием приятеля и судил о труде моем с авторитетом писателя опытного и критика меткого, строгого и светлого. Вообще более хвалил он, нежели критиковал. Как бы то ни было, день, проведенный у меня Пушкиным, был для меня праздничным днем…» Пушкин не только слушал тогда, в 1830 году, страницы жизнеописания Фонвизина, но и читал Вяземскому заключительные главы «Евгения Онегина» и некоторые стихи, написанные в Болдине

Ведущий 3: Для Николая Васильевича Гоголя Остафьево представляло большой интерес, знакомство с ним было своеобразным путешествием в историю. В 1849 году Николай Васильевич посетил подмосковную Вяземских. Особое впечатление на писателя произвел рабочий кабинет историка Н.М.Карамзина и остафьевская библиотека, о чем была сделана запись в Книге автографов гостей.

Творчество Н.В.Гоголя вызывало большой интерес у князя Вяземского. Свои впечатления о постановке комедии «Ревизор» на сцене Александринского театра он сообщил в письме А.И.Тургеневу: «Все тщатся быть большими роялистами… Неимоверно, что за глупые суждения слышишь о ней в высшем ряду общества!». Непонимание пьесы обывателями, откровенная травля заставили Гоголя уехать на длительное время за границу, П.А.Вяземский снабдил его рекомендательными письмами и подготовил статью для журнала «Современник», в которой дал отпор противникам писателя. Гоголь и Вяземский не были друзьями, но Петр Андреевич относился к нему как к собрату по перу, признавал и поддерживал его талант.

Ведущий 4: Николай Михайлович Карамзин − историк, журналист, издатель, писатель. Среди замечательных деятелей отечественной и зарубежной культуры, прославивших подмосковную усадьбу Остафьево князей Вяземских, ему по праву принадлежит первое место как автору 12-томной «Истории государства Российского».

В конце 1803 г. указом императора Александра I Карамзин был назначен на должность историографа. Женившись вскоре на дочери владельца усадьбы Андрея Ивановича Вяземского, он 12 лет (1804–1816) жил в Остафьеве. Благодаря уединению и спокойствию Николаю Михайловичу здесь хорошо работалось. В Остафьеве Карамзин написал 8 томов главного труда своей жизни – это «История государства Российского». Сюда привозили необходимые ему для работы архивные материалы и книги. Сюда же к Карамзину приезжали его добровольные помощники – известные историки и коллекционеры.

Ведущий 1: В Остафьеве Николай Михайлович Карамзин работал также над запиской «О древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» (1811). К 100-летию написания записки перед окном кабинета историографа ему был установлен и торжественно открыт памятник, сохранившийся до наших дней. На постаменте памятника высечены слова, которые Карамзин написал одному из друзей в 1819 г.: «Остафьево достопамятно для моего сердца… там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века…».

К открытию памятника был приурочен выход из печати книги «Карамзин в Остафьеве. 1811–1911» Павла Сергеевича Шереметева, правнука поэта Петра Андреевича Вяземского.

Кабинет историка на втором этаже главного дома впоследствии стал называться Карамзинской комнатой. Ёе обстановка с мемориальными вещами Николая Михайловича сохранялась и после его отъезда из Остафьева. В конце XIX века в ней был открыт музей.

Память о Карамзине хранят два красавца-дуба, посаженных в 60-х годах XIX века в честь историографа, и любимые места его прогулок в усадебном парке, среди которых берёзовая роща.

Ведущий 2: В конце XIX века владельцы усадьбы  Вяземские породнились с Шереметевыми, и последним законным владельцем Остафьева стал граф Сергей Дмитриевич Шереметев, историк, член Российской академии наук.

         В юбилейный 1899 год он открыл в усадьбе общедоступный пушкинский музей. С.Д.Шереметев сделал все, чтобы сберечь усадьбу и сохранить ее раритеты. Через год после приобретения усадьбы, 26 мая 1899 года, в Остафьеве торжественно праздновали столетие со дня рождения А.С.Пушкина.

К этому дню Шереметевы открыли усадьбу для широкой публики, по существу, превратив её в один из первых в России музеев, связанных с именем поэта. Они выпустили открытки с видами усадьбы, карамзинской комнаты с реликвиями А.С.Пушкина, аллеей «Русский Парнас» и интерьеров дома, издали пять томов «Остафьевского архива», 12-томное собрание сочинений П.А.Вяземского, сочинения П.П.Вяземского.

Ведущий 3: В 1911 и 1913 годах Шереметевы установили в усадебном парке памятники  В.А.Жуковскому,А.С.ПушкинуПетру Андреевичу Вяземскому. Их открытие происходило в торжественной обстановке. Присутствовали многочисленные гости из Москвы, Петербурга, других городов.

Ведущий 4: В 1914 году был установлен памятник Павлу Петровичу Вяземскому.

 За время существования усадьбы в ее стенах побывали

Иван Иванович Дмитриев

Василий Андреевич Жуковский,

Александр Иванович Тургенев,

Василий Львович Пушкин,

А.С.Грибоедов,

Константин Николаевич Батюшков

Денис  Васильевич Давыдов,

польский поэт Адам Мицкевич

        Усадьба Остафьево – одно из прекраснейших мест Подмосковья. Оно сохранило свою прелесть и красоту до наших дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посвящение в театралы "На волшебной горе Парнас"

Сценарий вечера посвящения в театралы. Проводится в театральной студии обучающимися старших групп  для детей 1-го года обучения....

Программа "Ступени к Парнасу"

Программа "Ступени к Парнасу" рассчитана на обучающихся, имеющих низкую мотивацию к познавательной деятельности в предметной области "Искусство". Цель настоящей программа - создание условий для выявле...

Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"

Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...

проверочная работа по теме "Аполлон и музы Парнаса" 5 класс МХК

проверочная работа в форме презентации по теме "Аполлон и музы Парнаса" 5 класс МХК по учебнику Даниловой Г.И. "Искусство 5 класс"...

Конкурс "Путь к Парнасу"

Положение к конкурсу "Путь к Парнасу"...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Аполлон и музы Парнаса

Сценарий внеклассного мероприятия (спектакля)...