«Развитие УУД при обучении восприятию и пониманию содержания публицистического или художественного текста»
методическая разработка по литературе по теме

Авторы: Агиевич Наталья Владимирова,

Демакова Ольга Николаевна,

Филатова Ливия Владимировна,

Журавлёва Марина Валерьевна,

Гаврилова Елена Анатольевна,

Ползунова Татьяна Владиленовна

 

Проектирование учебных занятий, ориентированных на достижение комплексного результата освоения  основной образовательной программы основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota_agievich.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

ОП «Федеральный государственный образовательный стандарт: идеология, содержание и технология введения».

Г. Новоуральск

1 сессия: 02.04.2012 – 07.04.2012

2 сессия 23.04.2012 - 27.04.2012

Авторы: Агиевич Наталья Владимирова,

Демакова Ольга Николаевна,

Филатова Ливия Владимировна,

Журавлёва Марина Валерьевна,

Гаврилова Елена Анатольевна,

Ползунова Татьяна Владиленовна

Проектирование учебных занятий, ориентированных на достижение комплексного результата освоения  основной образовательной программы основной школы. Разработка конструкта урока «Развитие УУД при обучении восприятию и пониманию содержания публицистического или художественного текста»

Цель работы: показать, как при обучении восприятию и пониманию содержания публицистического или художественного текста осуществляется работа по развитию универсальных учебных действий.

Вы сами должны определить, с каким текстом (художественным или публицистическим) будете работать. Можно взять конкретный текст, можно показать общие подходы к работе с текстом.

Важно показать основные этапы работы, какие упражнения используются, какие действия планируется развивать. Необходимо называть конкретные действия, которые развиваются при выполнении названного упражнения. Например:

познавательные

умение проводить анализ прослушанного текста с целью выделения существенной и несущественной информации.

умение сравнивать содержание микротем прослушанной информации, видеть «приращение» информации.

регулятивные

понимание задания и конечного результата

понимание алгоритма работы

коммуникативные

постановка вопросов

личностные

умение уважать авторскую позицию и адекватно ее передавать

Для создания конструкта урока можно использовать таблицу (графы могут быть и другими, по вашему усмотрению).

Этапы урока

Задания, упражнения

Виды деятельности

Планируемые результаты (УУД)

  1. Актуализация знаний
  1. Тексты для анализа разных стилей по одной теме (2)
  2. Фронтальный опрос о стилях речи и их признаках


  1. Читают предложенные тексты
  2. Отвечают на вопросы

1.Получают информацию по содержанию текстов

2. умение понимать смысл заданного вопроса и отвечать на него

  1. Формулировка темы и цели урока
  1. Выделение ключевых слов в предложенных текстах
  2. Проблемный вопрос
  1. Находят в тексте ключевые слова
  2. Выделяют в тексте ключевые слова
  3. Выписывают ключевые слова в тетрадь
  4. Формулируют тему и цель урока
  1. Понимание задания и конечного результата
  2. Понимание алгоритма работы
  3. Умение работать с текстом
  4. Анализ полученной информации
  5. Умение находить главную информацию
  6. Умение задавать вопросы
  7. Умение взаимодействовать в группе
  1. Изучение нового материала (работа в группах)
  1. Выполнение заданий (приложение 1)
  2. Заполнение интеллектуальной карты
  3. Подготовка к защите
  1. Работают с алгоритмом анализа текста  группе
  2. Читают текст
  3. Определяют цель текста
  4. Выявляют проблемы, затрагиваемые автором
  5. Определяют тип речи
  6. Выявляют стилевые черты
  7. Определяют жанр
  1. Умение работать с алгоритмом
  2. Умение определять целевую установку текста
  3. Умение выделять проблему исходного текста
  4. Умение определять тип речи, стилевые черты и жанр

  1. Демонстрация результатов
  1. Отчет групп о проделанной работе
  1. Отчитываются о проделанной работе
  1. Речевые умения при выступлении
  1. Подведение итогов
  1. Заполнение таблицы
  1. Заполняют таблицу  (приложение 2)
  1. Умение провести анализ и синтез информации
  1. Рефлексия
  1. Заполняют рефлексивную карту урока (приложение 3)
  1. Оценивают уровень усвоения материала
  1. Умение оценить знания, полученные на уроке
  1. Применение полученных знаний
  1. Выполнение тестовых заданий по теме.
  2. Оценивание результатов проделанной работы
  1. Выполняют тематические тесты
  2. Взаимопроверка выполненной работы
  1. Умение применять полученные знания на практике
  2. Умение оценивать работу, используя критерии оценки


  1. Домашнее задание
  1. используя алгоритм работы с текстом публицистического стиля, письменно охарактеризовать текст В. Непомнящего.
  1. Характеризуют текст публицистического стиля, используя алгоритм работы с текстом
  1. Умение характеризовать текст по предложенному алгоритму

Приложение 1

Алгоритм работы с текстом публицистического стиля

( стилистический анализ текста)

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите цель данного текста (общение, сообщение, воздействие)
  3. Выявите проблемы, затрагиваемые автором
  4. Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание)
  5. Выявите приметы стиля, стилевые черты
  6. К  какому жанру вы отнесете данный текст?
  7. Проследите композицию текста.

Приложение 2

СТИЛИ РЕЧИ

стили



особенности

художественный

публицистический

основные  функции

сфера применения      

речевые жанры

лексические особ-ти

граммат. особ-ти

стилевые черты

Приложение 3

Самостоятельная работа по решению тестовых заданий к тексту.

Текст № 2

     (1) Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. (2).Что требуется для нормального отдыха?

      (3) Прежде всего тишина. (4) Современные исследования показывают, что человек, вернувшись с работы домой, стремится к изоляции от городского шума и людей.

       (5) Представление о полном отдыхе часто выражается в желании ни о чем не думать, лежать спокойно, словно в полусне, позволяя свободно разбегаться своим мыслям. (6) Отдыхающий человек, как ребенок, хотел бы делать то, что диктуется внутренним капризом: ничего серьезного или запланированного. (7) Полежать, рассеянно подумать, лениво побеседовать со знакомыми, почитать легкий журнал. (8) Такой отдых может быть обеспечен в пределах четырех стен своей комнаты, но наиболее полно это достигается в общении с природой.

       (9) Право на «ничегонеделание», считавшееся чуть ли не пороком полвека тому назад, теперь должно быть признано как необходимый элемент отдыха. (10) Пассивный отдых, как один из видов психической гигиены и самолечения, совершенно необходим, и его нельзя недооценивать.

                                                                     (По Ю. Макаренко)

1.       Какое из высказываний противоречит содержанию текста?

1)   Лучший отдых – это ничего не делать.

2)   Занятие в спортивной секции – лучший способ избавиться от усталости.

3)    Современный человек устает от общения и от городского шума.

4)     Общение с природой поможет справиться с усталостью.

2.       Какой тип речи представлен в этом тексте?

1) повествование с элементами рассуждения

2) рассуждение с элементами повествования

3) рассуждение

4) описание с элементами повествования

3.    Рецензия:

«Ю.Макаренко рассуждает о формах отдыха в наш интеллектуальный век. Использование______________ («легкий журнал», «внутренний каприз») помогает вызвать эмоциональное отношение читателя. Динамику и ритм рассуждению придают______________ (предложение 7).

Чтобы привлечь внимание читателя, создать ощущение свободной беседы, автор использует____________ («позволяя свободно разбегаться своим мыслям»). Стараясь сделать читателя своим сторонником, автор заменяет слово «ничегонеделание» (предложение 9) на контекстный синоним (предложение 10), который имеет нейтральную окраску».

Список терминов:

1) сравнение

2) переносное значение слова

3) контекстный синоним

4) гипербола

5) метонимия

6) инверсия

7) однородные члены

8) риторические вопросы

9) метафора

Ответы для самопроверки:

1. – 2

2. – 3

3. – 2, 7, 9, 3

Критерии оценивания:

7 правильных ответов- «5»

5-6 правильных ответов- «4»

3-4 правильных ответов- «3»

Приложение 4

Домашнее задание: используя алгоритм работы с текстом публицистического стиля, письменно охарактеризовать текст В. Непомнящего.

Текст   для анализа

      Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

       Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический,  что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто – то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

         Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!

                                             ( В. Непомнящий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

Главное на уроке русского языка, по-моему, постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и открытия, свои маленькие «открытия», пусть уже сделанные кем-то из больших ученых. Язык наших п...

Открытый урок по английскому языку в 8б классе «Развитие умения читать с целью полного понимания содержания и изложения своего мнения»

Цели урока:обучающая: учить учащихся аудировать  и читать текст с целью полного понимания содержания;развивающая: развитие внимания и слуховой памяти; навыков чтения и устной речи на основе прочи...

Мастер - класс «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом».

 Как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом? Как развить базовые качества личнос...

Разработка урока русского языка для учащихся 6 класса Тема урока: «Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов на тему: «Человек и звёзды»

Разработка урока  по формированию  грамотного чтения  литературного текста,  развивающего умения   формулировать  тему текста и   основную мысль,  пон...

Опыт работы на тему «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста через организацию дополнительного образования».

В своей работе я предлагаю обратить внимание на такую проблему, как дефицит качественной (классической) музыки в жизни ребенка, начиная с дошкольного возраста....

Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.

В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять...