Опыт работы на тему «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста через организацию дополнительного образования».
методическая разработка по музыке

Алишина Майя Александровна

В своей работе я предлагаю обратить внимание на такую проблему, как дефицит качественной (классической) музыки в жизни ребенка, начиная с дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya._opyt.docx401.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования

Вязниковского района

Конкурс «Воспитатель года»

«Развитие предпосылок

ценностно-смыслового восприятия и понимания классической музыки

у детей старшего дошкольного возраста через организацию

дополнительного образования».

Выполнила: музыкальный руководитель

МБДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №29 «Улыбка»

АЛИШИНА Майя Александровна.

г. Вязники, 2016г.


Информационная карта участника конкурса

"Воспитатель года" Вязниковского района

   

Алишина Майя Александровна

музыкальный руководитель 

1. Общие сведения

Наименование муниципального образования Владимирской области

Вязниковский район

Населенный пункт

г. Вязники

Дата рождения (день, месяц, год)

18.05.1982г

Место рождения

Владимирская обл., г. Вязники

Адрес личного сайта, блога и т. д., где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами

         Мой сайт музыкального руководителя

Адрес сайта образовательной организации в Интернете

dou29vz@mail.ru

2. Работа

Место работы (наименование образовательной организации в соответствии с уставом)

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад  №29 «Улыбка»»

Занимаемая должность

Музыкальный руководитель

Преподаваемые предметы

музыка

Классное руководство в настоящее время, в каком классе

Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения информационной карты)

Общий трудовой стаж: 14 лет

педагогический стаж: 14 лет

Квалификационная категория

1 категория

Почетные звания и награды (наименования и даты получения)

Послужной список (места и сроки работы за последние 10 лет)

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад  №29 «Улыбка»»

Преподавательская деятельность по совместительству (место работы и занимаемая должность)

3. Образование

Название и год окончания организации профессионального образования

«МГОПУ имени  М.А. Шолохова» 03.02.2005 год

Специальность, квалификация по диплому

Учитель музыки                                       по специальности «Музыкальное образование»

4. Семья

Семейное положение

(фамилия, имя, отчество и профессия супруга)

Замужем.

Алишин Алексей Иванович

Дети (имена и возраст)

Сын Владимир (15 лет)

Дочь Полина (4 года)

5. Досуг

Хобби

Путешествие (мини)

Спортивные увлечения

Плавание  

Педагогическое кредо

Чтобы заслужить доверие ребенка, нужно быть искренним от души.

6. Контакты

Рабочий адрес с индексом

601443  Владимирская обл., г. Вязники, ул. Комсомольская, д.28  

Домашний адрес с индексом

601430 Владимирская обл. Вязниковский р-н, м-он Нововязники, ул. Привокзальная 63-11

Рабочий телефон с междугородним кодом

8(49233)2-51-35

Домашний телефон с междугородним кодом

Мобильный телефон с междугородним кодом

8(930)836-63-62,  8(919)001-16-57

Факс с междугородним кодом

Рабочая электронная почта

dou29vz@mail.ru

Личная электронная почта

mayaali2015@yandex.ru

7. Документы

Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан)

1712  244260  МРО УФМС России по Владимирской области в г. Вязники  10.12.2012г.  330-020

ИНН

143516331722

Свидетельство пенсионного государственного страхования

043-837-479 78

«Музыка подобна дождю,

                   капля за каплей просачивается в сердце

      и оживляет его»

Ж. Жозеф

          Вслушайтесь: «Музыкальный Руководитель». Отчасти звучит немного сухо, но если разобраться… «Музыкальный» - означает способный к музыке, тонко ее чувствующий, понимающий, воспринимающий. «Руководитель» - это лицо, которое руководит кем-чем-нибудь, направляет, помогает, ведет в новое…

И это  не просто должность, а звание, которое я несу с достоинством. Это огромная  ответственность перед  детьми.

        Я счастлива, что моя профессия и  мое хобби – единое целое. Ведь нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам.

          Мир, окружающий человека - это мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Моё главное предназначение в том, чтобы донести эту красоту до каждого малыша, чтобы он смог увидеть, понять и почувствовать всю прелесть этого удивительного мира. Воспитание красотой облагораживает душу,   утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчивым к слову, живописи, музыке.

        Музыка. Она открывает человеку дверь в другой мир. В этом мире можно обойтись без слов,   здесь царят звуки. Музыка успокаивает или возбуждает, веселит или заставляет грустить. Она владеет душой человека, если тот способен ее слушать.

        Но все-таки главное ее предназначение - касаться глубоких струн человеческой души и звучать в гармонии с окружающим миром.

        Иногда это происходит не сразу, но надо ждать, верить в ребёнка.

        Мне нравится наблюдать, как малыши приходят в музыку: их первые звуки в песенках, первые движения в танцах, первая игра на музыкальных инструментах...        А как они вслушиваются в звуки музыки?!. Большую роль, в развитии творческой личности, играет классическая музыка. На мой взгляд, именно она помогает детям  духовно расти, побуждая к самостоятельному творческому поиску, который дает раскрыться  будущему таланту.

«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии – начинайте не с физики и не с математики, начинайте с музыки. Ибо в великой музыке заложены все основные коды Бытия».  (Михаил Казинник)

Содержание

  1. Условия возникновения, становления опыта                    6

  1. Актуальность и перспективность опыта.                           7

  1. Ведущая педагогическая идея опыта.                                 7

  1. Теоретическая база опыта.                                                    8

  1. Новизна опыта.                                                                        8

  1. Технология опыта.                                                                   9

  1.  Результативность.                                                                  12

  1. Адресная направленность.                                                    14

  1. Трудоемкость                                                                           14

  1. Жизнеспособность.                                                                  14

  1. Ресурсообеспечение.                                                                15

  1. Литература                                                                                15

 

  1. Приложение (конкретные практические

         разработки и материалы):                                                     16-20

Условия возникновения, становления опыта.

Инновационный педагогический опыт по теме «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста через организацию дополнительного образования» обобщен в МБДОУ "ЦРР - детский сад № 29 "Улыбка"" в 2015 году.

Система работы по данному направлению предусматривает  разработку цикла музыкальных занятий для внедрения в педагогическую практику, как в детском саду, так  и в домашних условиях.

Для детей дошкольного возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У них развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления. Кроме того, дошкольник обладает особой чувствительностью, отзывчивостью на окружающее.

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях искаженного музыкального социума. Современную музыку эстрадного направления,  звучащую повсеместно, культивируемую средствами массовой информации, слышат наши дети. Её ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, попадая в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние детей, разрушает души, интеллект, личность.

Родители и педагоги должны сделать все возможное для максимального ограждения детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую - классическую музыку.

Поэтому наиболее благоприятным периодом для становления музыкальности и интереса к классической музыке, я считаю, является дошкольный возраст, когда  формируется полноценная личность, умеющая  чувствовать и сострадать. Упущение этого периода для ребенка невосполнимо.

Основы музыкальной культуры дошкольника я закладываю, прежде всего, на музыкальных занятиях в ДОУ, приобщая его к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям». Но основная образовательная  программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, к сожалению, предусматривает  слушание классической музыки в весьма ограниченном объеме.

         Найдя поддержку со стороны родителей, и учитывая их пожелания и запросы    в продолжении  музыкального  образования своих детей,  мною была составлена программа дополнительного образования.

Актуальность и перспективность опыта.

Таким образом, возникла проблема: «Как приобщить детей старшего дошкольного возраста к слушанию классической музыки?».

          Начальный этап жизни - один из наиболее важных в развитии человека, поскольку ранние впечатления достаточно глубоки и оставляют отпечаток на всю жизнь.  Именно в дошкольном возрасте  ребенок пластичен физически и особенно восприимчив психологически, а силы подражания выступают в роли познавательных сил. Следовательно, он легко обучаем и открыт для восприятия прекрасного мира искусства. Знакомство с красотой в мире и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию детского воображения и фантазии, актерского начала. Такое воспитание может идти при помощи любых видов искусства. В первую очередь это музыка.

        Только находясь в музыкальной среде, научившись чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, ребенок будет испытывать потребность в ней. Через общение с музыкой ребенок сможет лучше понимать себя и других, находить свое место в меняющемся мире.

        Атмосфера эмоционального подъёма, заинтересованность детей повышают результативность занятий. Для этого важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Необходимо повышать профессиональное мастерство, быть неравнодушной к тому, что делаешь. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, он постепенно тоже заражается интересом.

Ведущая педагогическая идея опыта.

          Не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать то, что называется классикой.

        

Теоретическая   база  опыта.

  Многие педагоги и психологи занимаются проблемой музыкального развития детей дошкольного возраста.

           О. П. Радынова в своей программе  «Музыкальные шедевры», основывается  на  следующей концепции:   формирование  музыкальной  культуры  детей  обеспечивается  подбором  произведений  музыкальной  классики, являющихся  для  них  «эталоном  красоты».

            Пособие О. А. Куревиной, Г. Е. Селезнёвой «Путешествие в прекрасное» направлено на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, развитие умения воспринимать произведения живописи, литературы, музыки, театра, прикладного искусства.

            В конце 20 века московским педагогом Т.И.Смирновой была  разработана и успешно апробирована  оригинальная научно - педагогически обоснованная  методика «Становление личности ребенка посредством искусства», направленная на развитие внутреннего мира ребенка через художественную деятельность. Главные принципы методики: создание гармоничной развивающей среды, построенной на различных видах искусства, в частности –  классической музыки; взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в подаче материала.

Новизна опыта.

   Новизна опыта состоит в погружении ребенка в образную сферу классической музыки через внутреннюю интеграцию видов художественной деятельности: слушание музыки, ритмики, пластики, танцевальной импровизации,  театральной деятельности (сочинение творческих рассказов), игровой деятельности (игры – драматизации,  игры – импровизации).

Технология  опыта.

Цель:   

 Формирование первичных представлений о предпосылках ценностно-смыслового восприятия и понимания  классической музыки через организацию творческой деятельности детей.

 

Задачи:

  • формирование основ музыкальной культуры;
  • воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений;
  • формирование потребности в самовыражении через различные виды художественной деятельности.

В процессе воспитательно-образовательной деятельности    руководствовалась  следующими  принципами:

  • систематичность и последовательность в проведении занятий;
  • внутренняя интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;
  • доступность в подборе репертуара;
  • наглядность,
  • индивидуальный подход;
  • принцип создания оптимальных условий для обучения;
  • принцип сознательности и активности детей в процессе обучения.

Использовала следующие приемы в работе:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • методы активного обучения: игровой, коммуникативный;
  • методы психологического воздействия: заражение, внушение, убеждение, подражание;
  • элементы управляемого воображения, музыкально-танцевальной психотерапии.

Для осуществления поставленной цели мною была написана программа для кружка  дополнительного образования «Слушаем классическую музыку», рассчитанная на 2 года обучения: старшая и подготовительная группы.

               В своей работе я выделила два этапа обучения, каждому из которых свойственен свой возрастной период.

                   Первый этап – дети старшей группы 5-6 лет.

                     Второй этап – дети подготовительной группы 6-7 лет.

Первый этап обусловлен использованием в работе музыкальных произведений малых форм. Развитие ребенка характеризуется ярким проявлением его природного потенциала. Уровень развития его способностей к этому моменту достаточно высок. У большинства наблюдается четкое избирательное отношение к определенным видам деятельности.

Второй этап предполагает использование развернутых, объемных музыкальных произведений. Он характеризуется  ярким  расцветом способностей  у отдельных детей. Здесь учитываются  индивидуальные особенности, потенциальные возможности и перспективы каждого ребенка.

         Главными союзниками и помощниками являются родители, которые помогают детям в выполнении домашних заданий: создание художественного образа через рисунок, написание творческого рассказа по классическому произведению. Семья «перебрасывает мостик» для ребенка от детского сада к учреждениям дополнительного образования, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности.

Свою работу начала с анализа результатов анкетирования родителей (Приложение № 1), исходя из их запросов,  была сформирована группа из десяти детей.

         Учитывая возрастные особенности воспитанников занятия провожу один раз в неделю, соблюдая длительность их проведения - 30 минут.  Главная цель занятий - максимально активизировать и раскрыть внутренний мир  каждого ребенка во всех проявлениях его творческого потенциала, обеспечивая детям атмосферу непрестанной и разнообразной деятельности. Для формирования устойчивого познавательного интереса использую вариативные игровые методы и приёмы, содержащие элементы удивительного и неожиданного.                                      Систематическое использование ОЭР делает мой музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные, существенно расширяет ряд музыкальных тем, способствуя их доступности и понятийности, воспитывает интерес детей к музыкальной культуре.   Содержание занятий зависит от их тематики.

Рассказ, беседа, рассуждение.

Тему занятия определяет музыка. Новую тему, сказку, психологическую проблему я обозначаю и провожу в форме рассказа – беседы через вопросы-ответы. Заранее составляю серию вопросов и ожидаемых ответов. Тему проговариваем с детьми, проигрываем при необходимости по ролям. Очень важно услышать личное  мнение  каждого. И только после этой подготовки включаю музыку.

Ритмика, пластика, танцевальная импровизация.

На занятиях я использую активную форму слушания музыки – через движение. Во время звучания музыки дети не сидят на стульчиках, они двигаются под музыку. В движениях они не просто пытаются передать свои чувства, ощущения через пластику, но можно сказать, что они проживают музыку. Откуда ребенок набирает опыт танцевальных движений? Прежде всего, от меня – я не учитель в прямом понимании этого слова на занятии. Я лидер игры, танца. Я танцую вместе с ними, заражая, вдохновляя, зажигая их своим примером. Кроме того, дети приобретают опыт танцевальных движений через видео просмотр фрагментов классических балетов, хореографических этюдов.

         Рисунок.

            Музыку слушаем несколько раз, повторяем на следующих занятиях, и кроме того, дети получают задание на дом: выполнить рисунок на музыкальные образы занятия (нарисовать музыку). Так музыка продолжает звучать, жить вместе с ребенком, глубоко проникая и закрепляясь в его памяти. Маленький ребенок не владеет техническими средствами выражения своих фантазий и идей, поэтому родители помогают выполнить ему домашнюю работу. Рисунок под музыку, рисунокна музыку, рисунок о музыке – это рисунок ребенка, его фантазия, а родители только помогают ему в осуществлении замысла.

Пересказ, сочинение.

                 Письменное домашнее задание посильно ребенку выполнить с помощью родителей. Перед ребенком ставится задача: помочь родителям записать сказку или рассказ (со слов ребенка), прозвучавшую на занятии. Для этого ребенок должен  рассказать, показать, сделать подробное описание персонажей. Все это способствует развитию внимания, памяти, речи ребенка.  Сочинение своей сказки на музыку – здесь не может быть что-то выполнено неправильно – это твое представление, твое видение. Дети совместно с родителями оформляют альбомы для занятий. На занятиях мы рассматриваем и обсуждаем все рисунки, каждый ребенок представляет и объясняет свое восприятие музыки, выраженное на бумаге.  

(Приложение № 3).

        На основе личного опыта ребенка, каждый родитель дома записывает его  творческий рассказ и вместе с сыном или дочкой в рисунке отображают сюжет классического произведения из своего рассказа.        

Результативность.

Результатом моей работы считаю, что дети с естественным детским интересом стали воспринимать классическую музыку, активно ведут себя на занятиях, проявляют способность понимать свои переживания, ярко выражают различные эмоции и чувства, стали более раскрепощенными, общительными, в них раскрываются музыкальные способности. У детей появилась уверенность в своих силах,  повысился интерес к музыкальной деятельности.

         Это подтверждает проведенная диагностика «Эмоциональная отзывчивость детей на классическую музыку», тест «Музыкальная палитра» автор Анисимов В.П..   (Приложение № 2).

Были выявлены следующие результаты:

Диагностика эмоциональной отзывчивости детей на классическую музыку

2014-1015 гг.

Уровень развития ЭО

Форма эмоциональной отзывчивости – ЭО (рефлексия)

Вербальная рефлексия

Невербально-графическая рефлексия

Невербально-двигательная рефлексия

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Низкий уровень

10%

0

0

0

80%

0

Средний уровень

70%

0

50%

0

20%

10%

Высокий уровень

20%

100%

50%

100%

0

90%

           

Вывод: к концу первого года обучения –  80 % детей имеют  высокий уровень. У одного ребенка (10 %) из-за стеснительности выявлены небольшие затруднения в невербально-двигательной рефлексии.

Диагностика эмоциональной отзывчивости детей на классическую музыку

2015-2016 гг.

Уровень развития ЭО

Форма эмоциональной отзывчивости – ЭО (рефлексия)

Вербальная рефлексия

Невербально-графическая рефлексия

Невербально-двигательная рефлексия

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Низкий уровень

0

0

0

0

10%

0

Средний уровень

60%

0

30%

0

50%

0

Высокий уровень

40%

100%

70%

100%

40%

100%

 

Вывод:  На конец учебного года показатель высокого уровня составляет  - 100%. Дети занимались с большим интересом и желанием, лучше стали  понимать и воспринимать классическую музыку.  

        Анкетирование родителей с целью выявления  удовлетворенности работы педагога показало, что 100% родителей удовлетворенны работой по данному направлению. Анализ поступления детей в школу искусств им Л.И.Ошанина дал 100% результат:

3 ребенка -  хореографическое отделение;

2 ребенка -  художественное отделение;

2 ребенка -  фольклорное отделение;

3 ребенка -  музыкальное (фортепиано, вокал).

(Приложение № 4).

Адресная направленность.

Данный опыт работы адресован творческим педагогам, музыкальным руководителям дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования. Полагаю, что тройственный союз: талантливый ребенок (неталантливых детей не бывает!), талантливый педагог и талантливый родитель сделают этот мир прекраснее!

Трудоемкость.

  • Изучение новинок педагогической литературы.
  • Курсы повышения квалификации.
  • Исследовательская деятельность.
  • Проведение педагогических советов и семинаров-практикумов.
  • Подбор видео и фонотеки.
  •  Написание программы.
  • Составление планов занятий.
  • «Мастер-классы».
  • Взаимодействие с семьей через традиционные и нетрадиционные формы работы.

Жизнеспособность.

Опыт моей работы способствует выявлению природных способностей детей для дальнейшего развития в специализированных детских учебных заведениях.

Опыт нарабатывался в течение двух лет с детьми, которые сейчас учатся в  школе искусств им. Л.И.Ошанина.  

Работу в кружке дополнительного образования  продолжаю  с  детьми старшего дошкольного возраста. Регулярно поддерживаю тесную связь с выпускниками, учащимися.

Ресурсообеспечение.

  • изучение литературы по теме;
  • подбор диагностического материала;
  • приобретение дидактического и наглядного материала;
  • изготовление авторских игр и пособий;
  •  разработка рекомендаций, консультаций для родителей;
  • использование ЭОР ресурсов: презентации, буклеты, видеофильмы;
  • использование интернет – ресурсов:

http://razvitum.org/

http://festival.1september.ru/articles/507149/

http://www.myshared.ru/slide/354659/

официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: http://www.mon.gov.ru;

федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru;

информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru;

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru;

федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru;

chitariki.ru.

Литература:

  • Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. М.2004
  • Богоявленская Д.Б. «Пути к творчеству» - М.1981            
  • Венгер Л.А. «Педагогика способностей» - М. 1973
  • Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»  М.1999
  • Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  • Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.1967
  • Кудряшова В.И. Времена года М.1963
  • Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. «Путешествие в прекрасное» М.1998
  • Радынова О.П. « О своей программе  «Музыкальные шедевры» М.1982
  • Смирнова Т.И. «Становление личности ребенка посредством    искусства» М.2001
  • Смирнова Т.И. Материалы семинара. 2010, 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование

Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особ...

Проект «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через использование фольклорного жанра – частушки».

Используемая нами в логопедической работе, "Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под редакцией профессора  Л.В. Лопатиной (С-П...

Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

  В настоящее время в дошкольных учреждениях отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. В связи с этим формируются логопедические группы с ...

Самообразование педагога «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста, через использование блоков Дьенеша»

laquo;Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста, через использование блоков Дьенеша»...