Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...», «Старуха». Конспект урока в 10 классе.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Асеева Анна Александровна

Знакомство учащихся с жанром "стихотворение  в прозе". выявление особенностей тургеневского мировосприятия  впоследние годы жизни, Тонкость духовного мира, глубина переживаний, философский настрой ума писателя. анализ стихотворений в прозе "Как хороши, как свежи были розы..." и "Старуха". Определение лексических, стилистических, синтаксических особенностей данных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.s.turgenev.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы...», «Старуха».

Конспект урока  в 10 классе.

Цели урока: 

- Познакомить учеников с новым жанром.

- Выявить особенности тургеневского мировосприятия в последние годы.

- Проанализировать несколько стихотворений в прозе, определить, какие лексические, стилистические, синтаксические их особенности передают авторскую мысль.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, на доске или на карточках ученикам предлагается литературоведческая справка, необходимая для понимания предложенного материала, распечатки с информационным материалом.

Карточка-информатор.

Афоризм — «обобщённая, глубокая мысль определённого автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся выразительностью и явной неожиданностью суждения. Как и пословица, афоризм не доказывает, не аргументирует, а воздействует на сознание оригинальной формулировкой мысли...»

Верлибр — (или свободный стих) вид стихосложения, «стоящий на грани между стихом и прозой, поскольку в нём не сохраняются многие особенности, обычные для стихотворной речи: нет рифмы, постоянного размера, а строки различны по числу слогов, строфы — по количеству строк... но сохраняет ряд существенных признаков именно стихотворной речи, симметричность речи, хотя и ослабленную, присущую стиху».

Стихотворение в прозе — «небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представлено как проза. В стихотворениях в прозе преобладает не повествовательный, а субъективно-оценочный момент, большое значение приобретает эмоциональная окраска речи и, соответственно этому, ритмическо-интонационная структура. В стихотворениях в прозе ощутимы повторения ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички, реже — рифмы, то есть те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи». От собственно стихотворения стихотворение в прозе отличается тем, что звуковая организация его не выдерживается как система (хотя и приобретает определённое художественное значение), а текст графически представлен как проза.

Ход урока:

Учитель: Познакомьтесь с воспоминаниями современников о последних годах жизни И.Тургенева и отрывками из писем Тургенева П. Анненкову, М. Стасюлевичу. Выпишите в тетрадь, что говорят современники писателя и он сам об особенностях жанра «Стихотворений в прозе» ответьте на вопросы:

Как можно объяснить обращение Тургенева к новому жанру?

Как определён жанр стихотворений в прозе современниками и Тургеневым?

1.         П.Л.Лавров. Из статьи «И.С.Тургенев и развитие русского общества».

Общее настроение Ивана Сергеевича в эти годы становилось всё мрачнее. С 1878 года он начал свои «Стихотворения в прозе», серию, проникнутую возвращающимся и усиливающимся чувством нравственного одиночества, мучительною мыслью о старости, о близкой смерти. Настали темные, тяжелые дни», когда он говорил себе: «Уйди в себя, в свои воспоминания… Но будь осторожен… не гляди вперед, бедный старик!» («Старик», июль 1878). Настоящее вызвало мысль: «Я один, один, как всегда» («Голубь», май 1879). Воспоминания раздражали его воображение представлением о том, «как хороши, как свежи были розы»... как теперь ему «холодно» и как «все они умерли... умерли» («Как хороши» и т.д. сент. 1879). А впереди грозная старуха судьба гнала его к могиле, которая сама «плывёт, ползёт» к нему («Старуха», февраль 1878).

2.        М.М.Стасюлевич.   Из   воспоминаний   о   последних   днях   И.С.Тургенева   и   егопохоронах.

Как теперь помню, входя к нему в кабинет (ровно за год перед его смертью), я, по обычаю, постучал; незадолго перед тем он жестоко страдал, и я думал встретить его расслабленным, на костылях, а потому я был приятно удивлён, услышав громко им произнесённое: entrez! Он сидел за своим кабинетным столом, в обычной его вязаной куртке, и что-то писал; увидев меня, он очень быстро встал и пошёл ко мне навстречу. «Э! да вы притворялись больным, заметил я ему шутя, да разве такие бывают больные!» «А вот вы увидите, ответил он мне, таким молодцом я могу быть не более пяти минут; а затем раздаётся боль в лопатках, и я должен буду поспешить сесть; мне теперь придумали машинку, которая нажимает мне с одной стороны грудь, а с другой лопатку, и я могу даже спускаться вниз по лестнице в дом». Вообще я думал тогда, что Тургенев, как это бывает, находится более под сильным впечатлением пройденной им болезни и под страхом её возвращения, но в настоящую минуту его здоровье весьма удовлетворительно. Среди разговора я спросил Тургенева, не читал ли он в английских газетах приятное известие, будто он дописывает большой роман. Он энергически отрицал этот слух: «...хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать! Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. На выражение моего удивления: что это такое может быть? — он объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину. Точно также и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли, писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал все в портфель. «Это мои материалы, заключил он, они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу; так вот, чтобы доказать вам, что я ничего не пишу и ничего не напишу, я запечатаю всё это и отдам на хранение до моей смерти». Я признался ему, что я всё-таки не хорошо понимаю, что это такое за «материалы», и просил его, не прочтёт ли он мне хоть что-нибудь из этих листков. Он и прочёл сначала «Деревню», а потом «Машу». Мастерское его чтение последней подействовало на меня так, что мне не нужно было ничего к этому присоединять; он прочёл ещё две-три пьесы. «Нет, Иван Сергеевич, сказал я ему, я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придётся пожелать, чтобы вы скорее умерли; а мы просто напечатаем всё это теперь же». Тут он мне объявил, что между этими фрагментами есть такие, которые никогда или очень долго ещё не должны увидеть света: они слишком личного и интимного характера. Прения наши кончились тем, что он согласился переписать только те, которые он считает возможным для печати; и действительно, недели через две прислал мне листков 50, тщательно и собственноручно переписанных им, как это всегда бывало с его рукописями.

Учащиеся читают информационные материалы, выписывают в тетрадь цитаты, помогающие отвечать на поставленные вопросы (в тексте подчеркнуто).

Учитель: Тургенев рассматривал «Стихотворения в прозе» как цикл, объединенный общей тональностью. Хорошо понимая своеобразие нового творения как в смысле жанра, так и в отношении идейного содержания, он беспокоился и о составе цикла, и об общем заглавии.

3. И.С.Тургенев — П.В.Анненкову. 4 сентября 1882 года.

А теперь приходится сообщить Вам несколько новостей… Насчёт моих «Стихотворений в прозе», которые я озаглавил  было сперва «Posthuma7, потом «Senilia» но которые Стасюлевич... желал бы назвать «Зигзаги».

4. И.С.Тургенев — М.М.Стасюлевичу. 29 сентября 1882 г. Об окончательном жанре.

«Стихотворения в прозе», уточняющее их первоначальное жанровое определение в черновых тетрадях как «стихотворения без рифмы и размера»

Вывод: Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная» жизнь, неизбывное «тяготение к молодости»10, одиночество, страх перед смертью, уход из жизни близких людей (брата Николая, старика Виардо) настраивали писателя на грустный лад. Он еще пишет рассказы и повести, но с 1877 года «открывает» для себя новый жанр – стихотворения в прозе, позволяющий коротко, ёмко изложить мгновенное впечатление, ощущение жизни, настроение ушедшего, безвозвратного – молодости, красоты, легкости, свободы.

Учитель: В критике существует мнение, что жанр стихотворений в прозе был заимствован Тургеневым у западноевропейских писателей. Назывались «Психологические замечания», «Сравнения, параболы и басни» Шопэнгауэра, «Диалоги» Леопарда и чаще всего «Стихотворения в прозе» Ш. Бодлера. Читая воспоминания современников о последних годах жизни писателя, вы отметили, что говорили они и сам Тургенев о жанре «Стихотворений в прозе»: нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину; при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли, писал на первом попавшемся клочке бумаги; фрагменты; стихотворения без рифмы и размера.

Нетрудно заметить, что стихотворение в прозе как жанр отличается от афоризма, обычного стихотворения, имеющего членение на строки, ритм и   рифму; от верлибра, имеющего только членение на строфы. Стихотворение в прозе выглядит скорее как проза — внешне в нём нет ничего присущего стихотворной форме. Со стихотворным жанром его сближает эмоциональность — оно передает чувства, переживания лирического героя; тонкий лиризм.

Оно не обременяет себя рифмами и размерами: ему важна доверительная интонация, важно запечатлеть конкретное, мгновенное впечатление, «блеснувшую мысль». (подчеркнутое записать)

Учитель, Выявив особенности и возможности жанра, приступая к анализу стихотворений в прозе, сформулируем основной вопрос урока:

Какой представляется личность писателя в эти годы? О чём свидетельствует его «лирический дневник»?

Коллективный анализ стихотворения в прозе "Как хороши, как свежи были розы..."

Текст читает учитель или подготовленный ученик-ассистент.

Как связан мотив этого стихотворения в прозе с творчеством Тургенева?

"Как хороши, как свежи были розы..."

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы...

Теперь зима; мороз запушил стёкла окон; в тёмной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы...

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в тёплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звёзд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит ещё не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьётся моё сердце!

Как хороши, как свежи были розы...

А в комнате всё темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною и чудится скучный, старческий шёпот...

Как хороши, как свежи были розы...

Встают передо мною другие образы... Слышится весёлый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щёки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты,  другие, тоже молодые руки бегают,  путаясь пальцами, по клавишам   старенького пианино и ланнеровсшй вальс не может заглушить воркотню  патриархального самовара...

Как хороши, как свежи были розы...

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмётся и вздрагивает у ног моих старый пёс, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... И все они умерли... умерли...

Как хороши, как свежи были розы... 

                                        Сентябрь 1879

Назовите мотив (или мотивы) стихотворения «Как хороши, как свежи были розы...»

Ученики: Стихотворение в прозе построено на антитезе: основные его мотивы противоположны — мотив молодости и старости, жизни и смерти.

Какое место занимали эти мотивы в творчестве писателя?

Ученики: Мотив молодости, красоты, жизни проходит через всё творчество писателя. Уже в его «Записках охотника», а затем в повестях, романах встречается немало молодых и прекрасных людей. Тургенев вместе со своими героями «прожил» множество жизней, прочувствовал множество любовных историй, зачастую грустных: «Первая любовь», «Вешние воды», «Ася», «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети». Певец красоты и молодости, он с нежностью знакомит нас со своими прекрасными героинями: Асей, Джеммой, княжной Зинаидой, Еленой, Натальей, Анной Сергеевной и другими.

Постепенно, сначала едва слышно, а затем всё громче, в произведениях Тургенева начинает звучать мотив старости и смерти. В рассказах «Уездный лекарь», «Бежин луг», «Смерть», «Живые мощи» из цикла «Записки охотника», в романах «Накануне», «Отцы и дети», повестях «Фауст», «Переписка» он осторожно пытается понять, что же это, почему такой страх и уважение внушает людям смерть, как принять и понять её.

Какие лексические, стилистические, синтаксические особенности стихотворения в прозе раскрывают авторскую мысль?

Ученики: В стихотворении в прозе шесть абзацев. Каждый завершается строкой из одноимённого стихотворения И. Мятлева.

Стихотворение имеет своеобразный фольклорный зачин: «Где-то, когда-то, давно-давно тому назад...». Это почти сказочное «давно-давно» противопоставлено строгому «теперь». В первом абзаце не сообщается, что было «когда-то», но «теперь зима». Это определённо означает, что в те волшебные времена было тепло, было лето.

В дальнейшем абзацы так же чередуются: в нечётных (первом, третьем, пятом) - представлено прошлое; в чётных (втором, четвёртом, шестом) - настоящее.

Движение авторской мысли представляет собой как бы синусоиду:

Настоящее

 

                              Как хороши, как свежи были розы

Прошлое

Первые два абзаца почти одинаковы по размеру.

Само строение первого абзаца — короткие фразы, плавно переходящие во всё более длинные, — создаёт ощущение музыкальное, ощущение медленного кружения в танце. Второй же — контрастный — состоит из коротких, чётких фраз. Ритмическое несходство их видно и на морфологическом уровне: в первом абзаце из двух предложений всего три глагола; во втором — пять глаголов и деепричастие. Глаголы и глагольные формы убыстряют ритм, делают его жёстким, в результате чего чувство блаженства исчезает и сменяется чувством безнадёжности. Зима — это зима в природе, это зима в жизни человека, это старость. Тёмная комната с единственной горящей свечой подчёркивает безысходность. И та же фраза, совсем недавно произнесённая ликующе, сейчас «в голове всё звенит да звенит». Неотвязно, раздражающе.

Вторая антонимичная пара абзацев не совпадает по размеру. Воспоминания увлекают рассказчика, он постепенно погружается в них, забывая обо всём. И снова ритм танца, тепло летнего вечера, сладостные запахи цветов, дивный облик молодой нежной девушки. Описание природы сменяется описанием прекрасного юного существа. Теперь темнота создаёт совсем другое ощущение — романтического ожидания, любви, надежды. Интонация тоже изменяется: если в первом абзаце она была мечтательной, то здесь просто восторженная. В довольно объёмном тексте всего четыре предложения, и два из них — восклицательные. Это всё о прошлом.

В настоящем настроение совсем другое. Сама природа воздействует на человека угнетающе: даже «мороз скрипит и злится за стеною». Темнота, треск свечи, «беглые тени» на потолке — всё это безрадостно, тоскливо, скучно. Два предложения заканчиваются многоточием, подчёркивая монотонность, недоговоренность, медленное течение и обрыв мысли.

Последние два абзаца снова различны по объёму. В пятом — бурная, радостная, бьющая через край жизнь, «весёлый шум», «сдержанный смех», «добрые голоса», «воркотня самовара», «вальс» — оказывается, это ритм вальса всё кружит и кружит героя, унося его всё дальше в счастливое прошлое, во времена молодости, жизни, счастья. Радостные звуки, яркие краски, уютный дом, дорогие сердцу лица — это ли не счастье? В этом абзаце всего три предложения. Два из них короткие, информационные. Третье — поток воспоминаний, состоящий из перечисления портретных деталей, быстро сменяющихся картин. Использовано много глаголов. Интонация задыхающегося человека. Речь вдруг резко обрывается. Многоточие.

В последнем абзаце цикл завершается. Сначала исчезает свет: гаснет свеча. Звуки становятся глуше. Остаются ощущения: вздрагивает старый пёс, зябнет хозяин. Холодно.

В шести предложениях (одно из них вопросительное) использовано шесть многоточий. Абзац заканчивается словами: «И все они умерли... умерли...» Последнее многоточие как бы говорит о всеобщей смерти. Всё кончилось. Нет больше ни горечи, ни страха, ни холода. Последнее воспоминание перед смертью — «Как хороши, как свежи были розы...»

Уже на уровне композиции стихотворения мы понимаем неразрывность этих понятий: жизни и смерти, молодости и старости. Мгновенность прошедшей жизни осознаётся только в её конце. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только несколько счастливых воспоминаний, только одна чарующая фраза: "Как хороши, как свежи были розы... ", на которой, как на стержне, зиждется и жизнь и смерть. Миг и бесконечность.

Групповой анализ стихотворений в прозе "Старуха". Задание то же. Определите основные мотивы (или мотив) данного вам стихотворения в призе; проанализируйте его.

Какие лексические, стилистические, синтаксические его особенности раскрывают тему? Какие основные мотивы мы можем выделить в «Стихотворениях в прозе»? Как связаны они с творчеством писателя?

Читает вслух ученик-ассистент.

Старуха

Я шёл по широкому полю, один.

И вдруг мне почудились лёгкие, осторожные шаги за моей спиною... Кто-то шёл по моему следу.

Я оглянулся и увидел маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: жёлтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.

Я подошёл к ней... Она остановилась.

Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждёшь милостыни?

Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.

Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц... из чего я заключил, что она слепая.

—    Хочешь    милостыни?    —    повторил    я    свой    вопрос.     —    Зачем    ты  идёшь за мною?Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съёжилась чуть-чуть.

Я отвернулся от неё и пошёл своей дорогой.

И вот опять слышу я за собою те же лёгкие, мерные, словно крадущиеся шаги.

«Опять эта женщина! подумалось мне. Что она ко мне пристала? Но я тут же мысленно прибавил: Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идёт теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое место. Да, да; это так».

Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идёт только за мною, что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево и что я невольно повинуюсь ей.

Однако я продолжаю идти... Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится... какая-то яма... «Могила! сверкнуло у меня в голове. Вот куда она толкает меня!»

Я круто поворачиваю назад... Старуха опять передо мною... но она видит! Она смотрит на меня большими, зловещими глазами... глазами хищной птицы... Я надвигаюсь к её лицу, к её глазам... Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик...

«Ах! думаю я, эта старуха моя судьба.  Та судьба, от которой не уйти человеку!»

«Не уйти! Не уйти! Что за сумасшествие?.. Надо попытаться». И я бросаюсь в сторону, по другому направлению.

Я иду проворно... Но лёгкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко... И впереди опять темнеет яма.

Я опять поворачиваю в другую сторону... И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.

И куда я ни мечусь, как заяц на угонках... всё то же, то же!

«Стой! думаю я. Обману же её! Не пойду я никуда!» и я мгновенно сажусь на землю.

Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я её не слышу, но я чувствую, что она тут.

И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывёт, ползёт само ко мне!

Боже! Я оглядываюсь назад... Старуха смотрит прямо на меня и беззубый рот скривлен усмешкой...

Не уйдешь!   Февраль 1878

Ученики: Вариант анализа.

Стихотворение в прозе пронизано предощущением смерти. Ожидание смерти, описание встречи с ней, появившейся в облике ужасной старухи, преследующей героя, — что это? Предчувствие, сон, явь?

Для передачи чувства дикого страха, терзающего человека, автор выбирает соответствующие условия: герой один, идёт по широкому полю, его преследует ужасная старуха в лохмотьях. Существует ли она на самом деле, или это плод болезненной фантазии? Если фантазия, то очень уж реальная: рассказчик описывает её лицо, одежду, особенно подробно глаза.

Герой постоянно обращается к ней, в стихотворении много прямой речи, но его реплики безответны. Он боится осознать, кто же она, его преследовательница. Нищая? Слепая? Заблудившаяся? Ведущая его? А может, это сама судьба, предрекшая ему могилу?

Любопытно, что для воссоздания ситуации автор использует вполне реалистические детали, хотя предмет разговора имеет скорее мистический характер. Детали же настолько правдоподобны, что к концу стихотворения создаётся иллюзия полной достоверности происходящего.

Постепенно напряжение увеличивается. Автор передаёт это с помощью нарастания экспрессивного лексического ряда. Это можно увидеть на морфологическом уровне, проанализировав ряды глаголов, прилагательных. Ряд глаголов обнажает мятущееся состояние души человека, столкнувшегося с пугающей, враждебной силой:

Шёл — почудилось — оглянулся и увидел — виднелось — остановилась — наклонился — заключил — съёжилась — пристала овладело (беспокойство) — начало казаться — направляет — чернеет и ширится — надвигаюсь — бросаюсь в сторону — не уйти — надо попытаться — шелестят — мечусь — сажусь — чувствую ползёт оглядываюсь не уйдёшь.

Ряд прилагательных и причастий ещё более выразителен. С их помощью легко заметить, как нарастает страх, как бесполезны все усилия человека в борьбе с этой стихией силы, неотвратимостью.

Лёгкие, осторожные маленькую, сгорбленную жёлтое, морщинистое, востроносое, беззубое — полупрозрачной, беловатой — лёгкие, мирные, словно крадущиеся — странное — большими, злыми, зловещими — хищной — тусклая — слепой — тупой -- грозное беззубый.

Интонация стихотворения также изменяется по нарастающей: от удивления, недоумения, к беспокойству, испугу, ужасу, панике. Убыстрение темпа речи отражается в синтаксических конструкциях. Вначале предложения повествовательные. Они перемежаются с диалогическими вставками — короткими вопросительными предложениями. Постепенно возникают восклицательные интонации. Многоточия чередуются с восклицательными знаками и передают замешательство, растерянность, восклицания — испуг, поиск выхода.

В кульминационный момент для передачи смятенного состояния героя автор использует повторы слов и конструкций.

...зловещими глазами... глазами хищной птицы;

...к её лицу, к её глазам...

...та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик...

...моя судьба. Та судьба...

Не уйти! Не уйти!

...близко, близко...

...тот же шелест сзади и то же грозное пятно...

...всё то же, то же!

Завершается стихотворение репликой, автор которой не назван:

—Не уйдёшь!

Кто это говорит? Старуха? Смерть? Судьба? Или это сам герой, осознавший неотвратимость гибели? Или автор, подводя итог, безжалостно внушает читателю мысль о неизбежности конца?

Интересно, что стихотворение названо «Старуха», а не «Смерть» или «Судьба». Так что загадка остаётся нерешённой.

Учитель:   Какой    представляется    личность    писателя    в    эти годы? О  чём свидетельствует его «лирический дневник»? (Вывод)

Стихотворения в прозе Тургенева написаны в последние пять лет жизни. В коротких произведениях переданы ощущения человека, предчувствующего свою близкую кончину. Жизнь для него разделилась на две части: до болезни и после. Их разделяет бездна. Там, в том мире, — жизнь, молодость, красота, творчество — счастье; здесь — смерть и мука. Это взгляд глубоко страдающего человека, не умеющего примириться с болезнью, старостью, смертью. Это чёткость мысли писателя и философа, познавшего жизнь, но делающего очень конкретные, личные обобщения Он не мыслит отвлечёнными образами: его переживания очень конкретны и понятны любому человеку. У него нет потребности в обращении к философскому жанру — в своём последнем цикле Тургенев прежде всего поэт, затем человек и только потом философ.

Это своеобразный лирический дневник писателя, передающий нам не только грустные думы последних лет, но и тонкость духовного мира, глубину переживаний, философский настрой ума. Перед нами не только поэт, но и мыслитель, заново переоценивающий всю свою долгую и содержательную жизнь.

Домашнее задание:

Прочитать и проанализировать стихотворения в прозе: "Нищий", "Воробей", "Христос", "Природа", "Стой!" (одно стихотворение для группы в 5-6 человек), так чтобы рассказать об этом на уроке.

Методика изучения индивидуального

                  педагогического опыта учителя

Фамилия, имя, отчество

Жиленко Ирина Георгиевна

Время окончания вуза, его название

1977, Новосибирский государственный педагогический институт

Номер и профиль школы, нагрузка учителя

ГБОУ г.Москвы СОШ №814

20 часов

Работа в методическом объединении, тема научно-методического исследования

«Визуализация смысловой структуры текста как способ формирования эмоциональной и коммуникативной компетенции учащихся».

Методические предпочтения

Г.И.Беленький, Ю.М.Лотман, М.П.Громов, В.В.Агеносов

Влияние творческой деятельности учителя на развитие способностей детей

Курсовая работа учащихся 10 класса по теме «Некоторые приемы создания образа Сони Мармеладовой» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») опубликована в сборнике «Открытое плавание» в 2005-2006 году.

Результативность деятельности учителя, его рейтинг в школе, районе, округе, школе

Учитель русского языка и литературы, образование высшее, Почетный работник общего образования РФ, высшая квалификационная категория, работает в школе с 30.08.1997 года. «Не можешь – научим! Не хочешь – научим всё равно!». Это девиз и жизненное кредо педагога. Неподдельная любовь к своему предмету, гражданско-патриотическая направленность учебной, экскурсионной и иной внеклассной деятельности позволяют Ирине Георгиевне сформировать у своих воспитанников уважение к традициям и истории России, передать им потребность в сбережении родного языка и родной культуры. Отсюда заинтересованное и ответственное отношение детей к предмету, уважение и любовь учеников, родителей и коллег.

Анализ   урока литературы

Класс 10 а

Учитель Жиленко И.Г.

Цель посещения Изучения индивидуального педагогического опыта учителя

Тема урока И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе "Как хороши, как свежи были розы... ", "Старуха".

Цели урока: 

- Познакомить учеников с новым жанром.

- Выявить особенности тургеневского мировосприятия в последние годы.

- Проанализировать несколько стихотворений в прозе, определить, какие лексические, стилистические, синтаксические их особенности передают авторскую мысль.

Параметры наблюдения

Уровень проведения

1

Организация познавательной деятельности учащихся

Урок проходил на высоком эмоциональном и интеллектуальном уровне с применением разнообразных видов учебной работы, логично связанных друг с другом.

2

Применяемые методы обучения

 Учитель владеет объяснительными, репродуктивными, инструктивно - практическими, объяснительно - побуждающими, поисковыми методами, которые применяются адекватно содержанию. Это побуждает поисковую деятельность учащихся, мотивирует процесс познания.

3

Организация деятельности учащихся

Деятельность носит развивающий характер. Ученики готовы к проблемным ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны учителя. Различные виды заданий обеспечивают занятость всех учащихся   с учетом их способностей.

4

Учебное взаимодействие учителя и учащихся


Чувствуется отработанность системы учебных действий между учителем и учащимися. Ученики охотно вступают в диалог. Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей.  Учащимися принимается активная позиция учителя.

5

Речь педагога и ее значение на уроке

Учитель свободно владеет материалом урока, речь его выразительна, богата, вопросы побуждают к учебному диалогу. В своих монологах учитель использует проблемные вопросы, создает эмоциональные кульминации.

6

Воспитывающая сторона занятия

Учитель умело выстраивает тему урока в воспитывающем ключе. На уроке усваиваются знания и поведенческие навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в обществе.

7

Контроль и коррекция деятельности

Контроль и коррекция осуществляется на всех этапах урока. Ответам учащихся дается краткая характеристика, оценка обосновывается.  По реакции видно, что учащиеся  владеют навыками само и взаимоконтроля. А контроль при этом основан на взаимном доверии и объективности.

8

Результативность урока

Материал урока усвоен всеми, закреплен с опорой на продуктивные ЗУНы, дана перспектива дальнейшего обучения. Учащиеся получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности при выполнении домашнего задания.

9

Организация закрепления изученного материала

На уроке прослеживалась направленность на усвоение главного материала путем подобранных вопросов, а также направление мышления ученика на решение общих и частных познавательных задач.

10

Подготовка учащихся к домашнему заданию

В домашнем задании прослеживается наличие  вопросов для повторения основополагающих знаний, дается четкая ориентация ученика на аналитико –синтетическую мыслительную деятельность.

        Выводы.  В 10 классе учащиеся приступают к изучению линейного историко-литературного курса. Они должны получить все более возрастающий объем сложной литературной информации.   Основным типом урока литературы остается урок-беседа. На уроке проводилась беседа проблемного характера. Вопросы были достаточно высокой степени сложности и не предполагали односложного ответа. Беседа включала в себя текст художественного произведения, т. е. на уроке звучали цитаты, детали, авторские оценки. Учителю удалось удержать беседу на уровне анализа текста, не дать ей вылиться в общие рассуждения бытового характера. При этом беседа была живой, неотрепетированной, ненатянутой. Язык беседы не был перегружен терминологической лексикой, что не снизило литературоведческий уровень разговора.

Предлагаемый урок предусматривает создание условий, способствующих  формированию у учащихся умения самостоятельно ставить цель и планировать свою деятельность, собирать, систематизировать и обобщать информацию, выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого, применять полученные  знания в самостоятельной практической деятельности.         

Одним из главных достоинств  является создание условий для эффективного обучения каждого школьника. А в основе их работы лежит учебное сотрудничество. Такая форма работы особенно эффективна.

VI

IV

II

I

V

III


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...

Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

 Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...

Методическая разработка мастерской по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Роза"

Мастерская предполагает более глубокий анализ текста, его эмоциональное восприятие на основе обращения к личному опыту, накопление  рабочего материала к творческой интерпретации художественного т...

конспект урока литературы по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева. 7 класс.

Конспект открытого урока  литературы в 7 классе. Тема "Сокровенные мысли И.С. Тургенева в стихотворениях в прозе"...

План-конспект урока "Как хороши, как свежи были розы..."

План-конспект урока литературы в 8 классе "Как хороши, как свежи были розы"...

Урок литературы в 10 классе «Как хороши, как свежи были розы…». Жизнь и любовь И.С.Тургенева.

Цель: познакомить обучающихся с некоторыми фактами биографии И.С.Тургенева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения поэта, на его творческую судьбу с целью более глубокого понимания его произ...