Урок литературы в 10 классе «Как хороши, как свежи были розы…». Жизнь и любовь И.С.Тургенева.
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Цель: познакомить обучающихся с некоторыми фактами биографии И.С.Тургенева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения поэта, на его творческую судьбу с целью более глубокого понимания его произведений и умения сопоставлять жизнь автора и его героев.

Задачи:

   Образовательная:  познакомить учащихся с творчеством и судьбой И.С. Тургенева, показать неразрывную связь  произведений автора с его судьбой; помочь осознать и почувствовать глубокий лиризм и трагизм прозы писателя;

Развивающая:  продолжать обучать навыкам вдумчивого чтения,  развивать речевую культуру.

Воспитательная:  воспитывать чуткость и внимательность к слову, чувство, вызвать интерес к личности писателя, к наследию русской литературы.

На данном уроке я знакомлю детей в форме ненавязчивого общения с фактами биографии писателя, которые в дальнейшем помогут им более легко и глубоко осмыслить поступки, судьбу героев романа «Отцы и дети», понять авторскую точку зрения. Трудность урока заключается в том, что нужно уметь держать внимание обучающихся, и для этого важны эмоциональность, хорошее знание материала, чтобы в любой момент быть готовым ответить на вопрос слушателей. В урок логично вставлять небольшие фрагменты видео- и аудио-, подготовленные ученики могут прочесть наизусть или выразительно какие-то высказывания, дневниковые записи, отрывки из «Стихотворений в прозе». Концовка урока не предполагает каких-либо вопросов, нужно, чтобы дети осмыслили услышанное самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по творчеству И.С.Тургенева44.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коношская средняя школа имени Н.П. Лавёрова» 

Дьячкова Оксана Михайловна    

       

 Тема:  «Как хороши, как свежи были розы…». Жизнь и любовь И.С.Тургенева.

Цель: познакомить обучающихся с некоторыми фактами биографии И.С.Тургенева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения поэта, на его творческую судьбу с целью более глубокого понимания его произведений и умения сопоставлять жизнь автора и его героев.

Задачи:

   Образовательная:  познакомить учащихся с творчеством и судьбой И.С. Тургенева, показать неразрывную связь  произведений автора с его судьбой; помочь осознать и почувствовать глубокий лиризм и трагизм прозы писателя;

Развивающая:  продолжать обучать навыкам вдумчивого чтения,  развивать речевую культуру.

Воспитательная:  воспитывать чуткость и внимательность к слову, чувство, вызвать интерес к личности писателя, к наследию русской литературы.

Тип урока:

- урок комплексного применения знаний, выработки умений применять их в   новых учебных условиях.

Методы обучения: биографический; диалоговые методики; творческий; объяснение; метод оценки событий, явлений.

Оборудование урока:

 книжная выставка, аудио- и видеозаписи; мультимедиа, распечатка писем И.Тургенева, высказываний современников о писателе, стихотворения в прозе.

Приёмы деятельности учителя:

-образное повествование; драматизация; диалог с учащимися.

Методическое  обоснование выбора темы урока:    

Вводные уроки к монографической теме не дублируют уроки биографии и творческого пути, а предваряют их, давая яркий личностный и творческий портрет художника. Они как бы приближают к нам писателя, показывая его внутренний мир и тот мир, который он стремился показать в своем творчестве. Этот материал не под силу учащемуся освоить самостоятельно, но он необходим, потому что показывает личность писателя, его творческую индивидуальность.

        Цель уроков подобного типа — заинтересовать, даже заинтриговать учащегося личностью писателя или поэта, показать его необычность, своеобразие. На таких уроках, конечно же, будут звучать факты общеизвестные, но заинтересовать можно прежде всего тем, что не лежит на поверхности, что не общедоступно и, безусловно, не изложено в учебнике литературы. Вы делитесь с учащимися этой тайной и делаете их участниками открытия.

На данном уроке я знакомлю детей в форме ненавязчивого общения с фактами биографии писателя, которые в дальнейшем помогут им более легко и глубоко осмыслить поступки, судьбу героев романа «Отцы и дети», понять авторскую точку зрения. Трудность урока заключается в том, что нужно уметь держать внимание обучающихся, и для этого важны эмоциональность, хорошее знание материала, чтобы в любой момент быть готовым ответить на вопрос слушателей. В урок логично вставлять небольшие фрагменты видео- и аудио-, подготовленные ученики могут прочесть наизусть или выразительно какие-то высказывания, дневниковые записи, отрывки из «Стихотворений в прозе». Концовка урока не предполагает каких-либо вопросов, нужно, чтобы дети осмыслили услышанное самостоятельно. Домашнее задание выводится на слайде.

ХОД УРОКА.

                                                                                     

                                                                                        Как хороши, как свежи были розы
                                                                                       В моем саду! Как взор прельщали мой!

І.        Организационный момент.

Звучит романс «Утро туманное».

Под его звуки приветственное слово учителя.

Слово учителя:

Выявление первоначальных знаний о творчестве И.С.Тургенева.

Какие произведения читали? Какие герои запомнились и почему? Какое произведение предстоит изучить?

Ребята, наследие И.С.Тургенева, как вы слышали, велико, и вам предстоит познакомиться с братьями Кирсановами, загадочной княгиней Р., Фенечкой, Евгением Базаровым, Аркадием, Анной Одинцовой, Катей Локтевой и другими героями произведения «Отцы и дети». Но в первую очередь давайте поговорим о самом авторе.

Что всегда интересно узнать о человеке? Как вы думаете, судьба автора может перекликаться с судьбой его героев? С чем у вас ассоциируются строки: «Как хороши, как свежи были розы…» (ребята ставят себе задачу на урок, записывают тему, эпиграф. По ходу рассказа учителя фиксируют необходимый для себя материал).

II.   Изучение нового материала.

  1. Учитель: Спасское - Лутовиново…Поздняя осень 1815 года. По лестнице богатой

усадьбы поднимался блестящий столичный гвардейский офицер Сергей Николаевич Тургенев. Он был очень молод и очень хорош собой. Его хорошо знали в гостиных обеих русских столиц. Жизнь любила его, он отвечал ей тем же, переполненный любопытством и страстью к приключениям.

В ожидании приключений он появился в великолепно убранной старинной гостиной лутовиновского дома. И вот он уже целует маленькую смуглую ручку Варвары Петровны. Он мгновенно отметил ее некрасивость, но с удивлением отметил также элегантность ее наряда.

Сели за карты. Она умно шутила. Он проигрывал. Остался до утра в надежде отыграться. Думал о хозяйке с удивлением, о ее обаянии и уме.

После ужина все разошлись, дом затих, только  в двух комнатах светились окна. В одной из них Варвара Петровна сидела у свечи с молитвенником в руках, но не читала,  мысли      ее были в гостиной, она ясно видела большие глаза, высокий лоб, улыбку своего гостя.

И Сергей Николаевич тоже спал, его мысли вернулись к хозяину дома, задержались на ней. Он привык к восхищенным взглядам, привык, что на плечи его мундира ложатся тонкие пальчики, он привык, что с ним кокетничают. Варвара Петровна не кокетничала. Она была сдержанна, приветлива и только.

С утра продолжили игру. Он снова в проигрыше, серьёзно думает о продаже своего маленького имения. Она с улыбкой наблюдала за ним. Отбросила карты:

«Пора остановиться, Сергей Николаевич. Долг Ваш велик, и у Вас есть только один выход – оставить за собой проигранные деньги и присоединить к ним все мои обширные владения… Со мной вместе, разумеется»

Он быстро посмотрел на неё – баснословно богатую, умную, спокойную… и опустился на колено и перед ней и перед своей судьбой.

Свадьба состоялась 14 января 1816 года, невесте было около 30, жениху 23 года.

Они отправляются в первую поездку за границу. Счастье кажется безоблачным и бесконечным.

28 октября 1818 года у них родился сын Иван. Они зажили широкой барской жизнью. Но очень скоро появились первые тучи в их семейной жизни. Как терпела гордость Варвары Петровны первые измены мужа?

Не было в душе ее покоя, не радовал ни дом, ни сад. Она любила   Сергея Николаевича страстно всю жизнь. И не была любима. Сергей Николаевич встретил и полюбил молодую, красивую, умную княжну Екатерину Шаховскую (именно с её образом мы встречаемся на страницах повести «Первая любовь»). Перед ним встал выбор: жизнь или честь. Но мы говорим о времени, когда слово «честь» значило больше, чем жизнь. Он выбрал честь.

Коротким был век Сергея Николаевича Тургенева. Он умер в возрасте 42 лет, унеся навеки тайну своей смерти.

После смерти мужа Варвара Петровна рассмотрела, наконец, своего сына Ивана, страстно полюбила его. Своей редкой интуицией она почувствовала в нем выдающееся, высокое, необычное. Он ответил ей такой же любовью. По сути, это был единственный человек, любивший её по – настоящему. Но и эта любовь кончится для нее трагически. Она откажет от дома даже своим сыновьям, взбунтовавшимся против ее правил, и умрет, не простившись с Ванечкой.        

Варвара Петровна не обладала удивительным пророческим даром. Насколько хорошо знала она своего сына, предвидела его будущее, видно из фразы, сказанной ей с грустью своим сыновьям: «Жаль мне Вас: век не будете счастливы, вы оба однолюбы, т.е. всю жизнь будете привязаны к одной женщине»  Княжна Шаховская через год после смерти Сергея Николаевича вышла замуж и переехала в Петербург. Через 9 месяцев после свадьбы не стало и ее.

Начинаются 40-ые годы, впереди 4 десятилетия, которые он до последнего смертного часа отдает Полине Виардо.

Но до Полины Виардо в жизни Ивана Сергеевича появится ещё одна Полина, Полина Тургенева. Закончив курс Берлинского университета, Иван Сергеевич возвратился в Россию и на целое лето поселился в Спасском. Он был молод, вокруг новые лица в окружении матери.

Одно лицо запомнилось сразу. Оно принадлежало молоденькой белошвейке, и Иван незаметно любовался ее нежным профилем, а вскоре у белокурой портнихи родится дочь Пелагея. Варвара Петровна в гневе отошлёт провинившуюся в Москву, но ребёнка         оставит в усадьбе среди дворовых. И только через несколько лет, приехав в деревню, Иван Сергеевич узнает об этом. В гостиную введут маленькую испуганную девочку. Варвара Петровна выдержит паузу и спросит сына по-французски, тонко улыбаясь:

- «Не скажешь ли ты, друг мой, на кого похож этот ребёнок?» А у этого ребенка всю жизнь будет лицо Ивана Сергеевича. Он удочерит ее, назовет Полиной, привезёт её в богатый дом Виардо. Она забудет Россию, русский язык и будет, переживая за отца, ненавидеть семью Виардо.

Иван Сергеевич будет долго помнить то лето в Спасском, а в его романе «Отцы и дети» появятся трогательные страницы о его первой любви, об этой робкой и милой девушке. Мы много потеряли бы, не будь этих страниц.

Отрывок из романа «Отцы и дети» (Приложение 1)

Через его сердце, огромное, но одно единственное пройдут Инсаров и Елена, Лаврецкий и Лиза, многие другие. И так будет всю его жизнь, в каждом его произведении – часть его сердца.

  1. Полина Виардо и Тургенев. Встреча

В 1842 году Иван Сергеевич решил поступить на службу, чувствовал, что это не его дорога.

Неизвестно, как прошла бы служба Ивана Сергеевича, если бы не встреча с известной молодой испанской певицей Полиной Виардо.

В Петербург она прибыла не одна: 22-летнию певицу сопровождает элегантный брюнет - её муж, 43-летний Луи Виардо. Это был умный, образованный человек, юрист, литератор. Между прочим, ему принадлежит лучший перевод «Дон Кихота» на французский язык.

Полина Виардо имела у русской публики головокружительный успех. Вот одно из свидетельств этого необычайного успеха: «Севильский цирюльник». Выходит Розина небольшого роста, с довольно крупными чертами лица и с глубокими горячими глазами. «Некрасива» - пронеслось по зале. И вдруг совершается чудо – раздаются восхитительные бархатные ноты, каких никто  никогда не слыхивал. Её засыпают букетами, овации не смолкают.

Полина Виардо приехала в Петербург, ища славы и денег, а нашла бессмертие. Она была яркой звездой на театральном небосклоне, но подобно другим талантливым актрисам довольно быстро сошла с него и забылась бы навсегда. И если имя её до сих пор известно, то этим она обязана одному только Тургеневу. Его представили ей в самом  начале сезона со словами: «Это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт». И никакого впечатления он на нее не произвел. Она же вошла в душу Тургенева и осталась там навсегда, повлияв на всю личную жизнь этого однолюба.

Начало романа не обещало Тургеневу ни успеха, ни надежды. Он потерялся бы в толпе её поклонников, если бы не Луи Виардо. Пока жена покоряла сердца публики, муж охотился в окрестностях Петербурга и лучшего спутника, чем Тургенев, нельзя было пожелать. Они стали большими друзьями.

Тургенев предложил учить певицу русскому языку, и через несколько недель она спела алябьевского «Соловья» на русском языке, чем вызвала неслыханный фурор.

В первый год знакомства Тургенева и Виардо видно, что она не особенно была внимательна к Ивану Сергеевичу. На званые вечера Виардо его не приглашали, и только после получения большого наследства Иван Сергеевич стал «своим» в салоне Полины Виардо, он стал необходимым дня неё.

Луи Виардо отнёсся к зарождающемуся роману с полным спокойствием. Будучи вдвое старше жены, он взял за правило не оскорблять ее ревностью и подозрением. Кроме того, Иван Сергеевич был ему симпатичен и даже необходим, т.к. успех в России принес супругам Виардо огромные гонорары.

  1. Продолжение романа (читает ученик)

Виардо уезжает во Францию, а И.С. Тургенев ждёт ее возвращения               в Россию. Летом 1844 года он начал писать первые из тех сотен писем, которые отправляет мадам Виардо за 40 лет их знакомства.

«Милое, самое дорогое существо. Каждое мгновение думаю о Вас, о наслаждении, о будущем…Вы лучшее, что имеется на земле»

… «Теперь же протяните мне ваши милые и дорогие руки, чтобы я мог сжимать их и долго-долго целовать. В особенности, - правую ведь Вы ею пишете? Будьте же счастливы, самое лучшее, самое любимое божество»

«А вы будьте уверены, что в день, когда я перестану нежно и глубоко любить Вас, я перестану и существовать»

Полина Виардо при всей своей занятости находила время для нежных писем Ивану Сергеевичу. Это потом знаменитая певица многое уничтожит из своих писем к  И.С., потом она будет стараться придать их сорокалетнему роману загадочный оттенок,                                                     где возьмёт себе роль божества, подходящего всемирно известному писателю обожать себя…

2.2. «Любить и писать»

А пока они оба молоды, влюблены, бескорыстны. До Варвары Петровны слухи о Ванечке дошли довольно скоро. Дважды она побывала на концерте П.Виардо и вынуждена была заявить: «А надо признаться, хорошо проклятая цыганка поёт» Она попыталась сухо и холодно высказать своё отношение к его увлечению.

И.С. принимает решение уехать из России вслед за Полиной Виардо.

Для матери это был удар необычайной силы. Она знала, что её сын уезжает навсегда.

Уезжая в Берлин, И.С. оставлял в Петербурге успех своего маленького рассказа «Хорь и Калиныч». Это было начало его «Записки охотника» Наконец-то кончились его колебания и заблуждения. Он не поэт, и писать ему суждено прозой.

Итак, в 1846 году ему 28 лет. Наконец-то он нашёл свою дорогу в творчестве, свою единственную в мире женщину, он любит и любим ею. Правда, он пока ещё думает, что сможет жить вдалеке от Полины Виардо, и возвращается в Петербург. Ему предстоял ещё один трудный разговор с Варварой Петровной. Да… это была настоящая Лутовинова. Она запретила упоминать при ней имя Ивана, никогда не спрашивала о нём, не отправила ему ни одного слова, ни одного рубля.

Он вновь уезжает во Францию, где его ждут испытания бедностью, почти нищетой. И.С. много пишет ради куска хлеба, вынужден пользоваться домом и помощью любимой женщины. Он беден, но бесконечно счастлив. Желание писать было похоже на острейшую любовь, от которой никуда не деться. Для И.С. слова «любить и писать» останутся неразрывными на всю жизнь. «Ни книга, ни что-либо иное не может заменить мне женщину… Самая счастливая минута в моей жизни связана с женкой любовью…

Сам он в присутствии женщин менялся удивительно. Стоило в гостиной оказаться хоть одной хорошенькой женщине,… и сразу … блестящие глаза, обворожительная улыбка. А если женщина была ещё умна! ... О, тогда начиналось настоящее скрещение острот ума. О таких вечерах помнили всю жизнь.

Да, ни в русской, ни в мировой литературе нет другого, равного Тургеневу писателя, отдавшего женщинам столько понимания и нежности!

Писемский о Тургеневе (зачитывает ученик) Приложение 2

Разве не об этом говорил И.С. своим друзьям?

«Предположим, что каким-нибудь образом мне было бы предоставлено на выбор быть… ну скажем, первым писателем не только России, а в целом мире, но зато больше никогда не видеть семью Виардо. Или же наоборот: быть не мужем, - нет, зачем! А сторожем, дворником у них… я ни одной минуты не колебался бы в выборе»

2.3. Оскорблённое чувство.

Иван Сергеевич предпринял несколько попыток завести свой дом, прижаться своей жизнью к жизни другой… Но во Франции был дом за каменной стеной, увитой плющом. И женщина с гордо посаженой головой, изменчивая как море, и неожиданная, как море.

И услышал о ней Тургенев, когда был в России, странное известие. Кто-то из знакомых бросил ему при встрече:

«Кажется, вы были в приятельских отношениях с известной Виардо? Я недавно из Франции, там упорно говорят, что она свела с ума  Баденского принца.

Свет потускнел. Ржавая игла ревности медленно вошла в сердце и там осталась. Он пишет во Францию письмо с намерением приехать и получает ответ, что будут рады, очень рады. Бросив всё, он мчится в Куртавнель с единственной надеждой, что слухи ложны. Его встретили тепло и радостно, и сразу началась жизнь, которой ему не хватало долгие годы. Однако на всё светлое упал печальный туман. Полина не отрицала связь с принцем Баденским. И.С. просто долго не спрашивал, страшась услышать ответ. А в ответе, видимо не сомневался. Скоро у Полины Виардо рождается четвёртый ребёнок. В свете утверждали, что он – сын Баденского принца.

Итак, столкнулись любовь и оскорблённая душа! Он мечется по Европе, надеясь обрести покой, и не находит его. Письма его полны тоски, к этому моменту в Петербурге распространились слухи о его женитьбе на Полине Виардо. В письме А.Н. Толстому он пишет:

«Что за нелепые слухи распространяются у Вас. Муж её здоров как нельзя лучше, и я столь же далёк от свадьбы, как, например, Вы. Но я люблю её больше, чем когда-либо, и больше, чем кого-либо на свете. Это верно.01» Иван Сергеевич принял решение, что в таком жалком положении он больше не окажется: «Так жить нельзя. Полно сидеть на краю чужого гнезда. Своего нет, и не надо никакого» С него довольно!!!

2.4. Большой писатель и великолепная певица.

Возвратившись в Спасское, он начал писать один из лучших своих романов «Дворянское гнездо» Этот роман вырвался живьем из самого сердца. Начиная с этого произведения, Иван Сергеевич навсегда и бесповоротно увлёк за собой женские сердца. Не было в России ни одной гостиной, куда бы ни мечтали хоть на минуточку пригласить автора. И он не отказывался: Он много появлялся в обществе – элегантный, ласково улыбающийся, с гривой чуть тронутых сединой волос – и восхищая ещё больше.

Волна его успеха докатилась до Парижа. Там несколько удивились. Большим писателем Полина Виардо его всё-таки не представляла. Да, несколько лет назад в замке Куртавнель жил влюблённый юноша, которого она (чтобы не скучал) посадила за письменный стол. Но такое неожиданное продолжение… Любопытно было посмотреть… Полина Виардо пишет в Спасское, кротко спрашивая, неужели Куртавнель забыт навсегда? Нет, отчего же. Летом 1859 он приехал в Париж.

«Кругом меня правильная семейная жизнь. Для чего я тут? И зачем? Я знаю, что во мне всё умерло…» - пишет он друзьям.

Пробыв в доме Виардо несколько дней, он уезжает в Россию. Он большой писатель и, куда ли, хорошо ли, должен делать своё дело. За это время им написаны произведения, составившие гордость не только русской, но и мировой литературы.

Он не тревожит Виардо ни письмами, ни телеграммами. Но тревожат его. Летом 1860 снова просят навестить.

Оба понимали, что связаны нерасторжимо. Что расстаться им невозможно.

И.С. слишком много отдал этой женщине, и должен был получить какие-то права на неё. Он предлагает ей жить одним домом, она не решалась. Тургенев возвращается в Россию:

«На днях моё сердце умерло. Прошедшее отделилось от меня окончательно…»

Через два года Полина Виардо принимает, наконец, решение поселиться с ним одной семьёй – теперь уже навсегда.

Два выдающихся человека – Тургенев и Полина Виардо оступились в яркую полосу своей жизни. Оба богаты, знамениты, ещё молоды и полны надежд…

И.С., как птица, два  раза в год совершая перелёт; весной отправлялся в русскую деревню, а осенью возвращался в Париж.

3.  Удивительные женщины в жизни И.Тургенева.

3.1. Ю.П.Вревская.

Каждый свой приезд на родину он видел, что популярность его растёт, ведь прошло уже 30 лет с тех пор, как в литературе появились его первые повести. Дамы восхищались, изумлялись, пытались понять его привязанность. Одной из них была баронесса Юлия Петровна Вревская. В течение 20 лет она считалась одной из первых красавиц Петербурга. Её находили редкой, пленительной женщиной.

Они подружились летом 1874. Иван Сергеевич пригласил её погостить в Спасском: И вот отголоски этой встречи.

«Я почувствовал живую симпатию к Вам, как только в первый раз Вас увидел…»

«…Уж как не вертись, а должно сознаться, что если не веревочкой и не чёрт, а кто-то другой связал нас…»

Они остались только друзьями, но переписка продолжалась три года, до русско-турецкой войны, когда баронесса Юлия Вревская  отправилась на фронт сестрой милосердия. Иван Сергеевич пришёл проводить Юлию Петровну на вокзал, и синеглазая женщина не отнимала своей теплой руки, которую я нежностью целовал высокий седой человек. К сожалению, это была их последняя встреча.

В Болгарии её настигла смерть.

Тургенев был потрясён и пишет стихотворение в прозе «Памяти Юлии Вревской»  

             (Читается стих «Памяти Юлии Вревской» или видеоклип) Приложение 3

3.2. Мария Гавриловна Савина.

Всё началось с того, что великолепная драматическая актриса М.Г. блистательно играла роль Верочки в пьесе И.С. Тургенева «Месяц в деревне» А потом были встречи, письма. Их маленький роман напоминал догорающую свечку. Но свечка быстро погасла. Мария Гавриловна впоследствии вышла замуж. В ней всегда жило чувство вины, что она счастлива, а он – нет.

  1. Заключительный аккорд.

И вновь Полина Виардо настойчиво зовёт в Париж, и вновь он откликается на её зов. Осенью 1881 года он уехал, надеясь летом возвратиться в Спасское. Но ему никогда больше не суждено было увидеть ни этот дом, ни этот парк, ни Россию.

Рассказывают, что в Спасском начали срываться с верёвок и с грохотом падать на пол старые портреты Лутовиновых. Дворовые крестились и в один голос объявляли, что это к большому несчастью. И ещё… В Спасском саду росла длинная аллея ёлок, посаженная самим И.С. в юности. И летом 1883 незадолго до смерти писателя, все ели погибли до одной.

Приехав в Париж окрылённым, Тургенев скоро почувствовал страшную тоску. И раньше это было чужое гнездо, к которому он прилепился, но тогда оно было залито светом его любви. Теперь этот свет погас и пришли мысли об одиночестве, смерти:

«За несколько недель молодости… отдал бы я не только мою репутацию, но и славу гения, если бы им был – пишет Тургенев в письме к Полонскому.

Вместе со всем этим пришло чувство оторванности от России.

«Будет вам шататься за границей, поезжайте в Россию, - сказал он одному из русских. Здесь Вы только изверитесь и истреплетесь»                                

«Как мне хочется в Россию…Россия и русские – это нечто совсем особенное»

А конец этой сложной, причудливой, прекрасной жизни был уже недалек, и те полтора года, которые ему предшествовали, были тяжелы от страшной болезни.

Всё чаще разговор о смерти. В письме к поэту Полонскому И.С. пишет: «Полночь. Сижу я опять за своим столом; приятельница что-то поёт совершенно разбитым голосом, а у меня на душе темнее темной ночи…делать больше нечего, нечего ожидать, нечего больше желать…»

(Стих в прозе «Как хороши, как свежи были розы» чтение учеником или просмотр клипа) Приложение 4

Кончалось лето 1883 года. И вдали от России кончалась жизнь великого русского писателя и удивительного человека Ивана Сергеевича Тургенева.

Полина Виардо долго не могла придти в себя от этого удара. С того дня  до конца жизни она писала письма только на бумаге с траурной каймой.

Полина Виардо прожила долгую жизнь. До глубокой старости она бывала в обществе. На концертах часто встречали худенькую старушку с трясущейся головой и бледным, почти прозрачным лицом. Она умерла в 90 лет, а смерть её осталась почти незамеченной.

Но прежде, чем навсегда расстаться с И.С. и Полиной Виардо, давайте вдумаемся в слова друга И.С. Тургенева:

«Много русских бранят мадам Виардо, ругая её цыганкой, грабительницей И.С. Тургенева, воспользовавшейся его состоянием. Я не стою на их стороне и не думаю так, благодаря тому, что часто бывал в их доме, мог вглядываться в истинную жизнь И.С. Жизнь Виардо и Тургенева не есть жизнь обычных людей»

«…Полина Виардо, по-моему, была с И.С. истинная пара по умственным достоинствам. Что у неё нет души, что всё расчёт – это другое дело, хотя и не доказанное, и опять, по - честности, не наше дело»

Вот и всё…  

III.  Итоги урока не подводятся. Предоставьте ученикам самим осмыслить услышанное.  Домашнее задание на слайде.

IV. Домашнее задание.  

  1. Выписать из учебника литературы факты биографии и творчества. Которые не были освещены на уроке.
  2. Прочитать первые 5 глав романа «Отцы и дети».
  3. Ответить на вопрос: Какие страницы романа перекликаются с биографией писателя? ( К этому вопросу будем обращаться на протяжении изучения всего романа, чтобы понять авторскую позицию, его отношение к героям).

Приложение 1.                                                                                                                                                                                                                                                

О Фенечке, которой тогда минул уже семнадцатый год, никто не говорил, и редкий ее видел: она жила тихонько, скромненько, и только по воскресеньям Николай Петрович замечал в приходской церкви, где-нибудь в сторонке, тонкий профиль ее беленького лица. Так прошло более года. …Он начал с большим вниманием глядеть на нее в церкви, старался заговаривать с нею. Сначала она его дичилась и однажды, перед вечером, встретив его на узкой тропинке, проложенной пешеходами через ржаное поле, зашла в высокую, густую рожь, поросшую полынью и васильками, чтобы только не попасться ему на глаза. Он увидал ее головку сквозь золотую сетку колосьев, откуда она высматривала, как зверок, и ласково крикнул ей:

– Здравствуй, Фенечка! Я не кусаюсь.

– Здравствуйте, – прошептала она, не выходя из своей засады.

Понемногу она стала привыкать к нему, но все еще робела в его присутствии, как вдруг ее мать, Арина, умерла от холеры. Куда было деваться Фенечке? Она наследовала от своей матери любовь к порядку, рассудительность и степенность; но она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный… Остальное досказывать нечего…

Приложение 2.  

«Знаете, что такое Тургенев? Тургенев – это благоухающий сад. И в нем  беседка. Вы сидите в ней и над вами витают светлые тени… его женщин. Да и сам И.С. походил на вечного юношу: глубоко и самоотверженно любя одну единственную женщину, так и не смог жениться на ней; ему было достаточно того, что она просто есть на свете.                                                                                                                                                                                                                                                

Приложение 3.

Иван Тургенев — Памяти Ю. П. Вревской

На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке — с лишком две недели умирала она от тифа.

Она была в беспамятстве — и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.

Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастия… не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась — и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда — а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена… дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу — хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!

Приложение 4.

Иван Тургенев — Как хороши, как свежи были розы: Стих

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы…

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы…

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Как хороши, как свежи были розы…

А в комнате всё темней да темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот…

Как хороши, как свежи были розы…

Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…

Как хороши, как свежи были розы…

Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…

Как хороши, как свежи были розы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...», «Старуха». Конспект урока в 10 классе.

Знакомство учащихся с жанром "стихотворение  в прозе". выявление особенностей тургеневского мировосприятия  впоследние годы жизни, Тонкость духовного мира, глубина переживаний, философский н...

Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

 Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Урок литературы 9 класс II, VIII вида "Н.А.Некрасов «Жизнь и творчество»"

Урок литературы для коррекционной школы II, VIII вида...

План-конспект урока "Как хороши, как свежи были розы..."

План-конспект урока литературы в 8 классе "Как хороши, как свежи были розы"...

Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....