Рабочие программы по литературе
рабочая программа по литературе по теме

Рабочие программы по литературе для 6, 7, 8 и 9 классов общеобразовательной школы (по программе В.Я.Коровиной)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_literature.rar358.58 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Изобильненского

муниципального района Ставропольского края.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17».

С О Г Л А С О В А Н О

на заседании МО

учителей русского языка и

литературы, истории и обществознания

Руководитель МО

____________  

Протокол № ____ от ___.___.20___ г.

У Т В Е Р Ж Д А Ю:

Директор МОУ «СОШ № 17»

____________  

Приказ № ____ от ___.___.20___ г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по литературе для 6 «А» класса

основного общего образования

на 2011-2012 учебный год

                       Составитель:

                  Куц Н.Г.,

                                                                     учитель русского языка и литературы,

                                                                высшая квалификационная категория

Пояснительная записка

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся.

       Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи обучения:

  1. приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  2. овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  3. овладение устным   пересказом  (подробным,   выборочным,   сжатым, от  другого  лица, художественным) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
  4.  свободно владеть  монологической   и   диалогической   речью;
  5. научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способам свободного владения письменной речью;
  6. освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций. 

            Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.А. Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение, 2008.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в ней предусмотрены уроки  развития речи, уроки внеклассного чтения.

         В соответствии с методическим письмом «О преподавании учебного предмета «Литератур» в 2009-2010 году» в рабочей программе отведено 10 часов   на региональный компонент. Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник хрестоматию для 6 класса, обеспечивающие процесс обучения.

           Технологии обучения, используемые в данной программе: проблемное обучение, развивающее обучение, игровое обучение.

           Методы: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, эвристический метод, исследовательский метод.

           Формы работы: урок, домашняя работа, консультации, дополнительные занятия.

            Используемые формы и способы проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе:

        Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть. Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки. Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная). Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

    Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах. Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика). Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль. Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного). Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Виды деятельности учащихся: рецептивная, творческая, частично-поисковая, поисковая.

            УМК и перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель. В. П. Полухина. – М.: Просвещение, 2009  

Для учащихся:

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М: Дрофа, 2007.
  2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
  3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс. - М.: Просвещение, 2008.
  4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
  5. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб: Просвещение, 2004.
  6. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
  7. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М: Просвещение, 2006.

Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.
  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
  4. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.
  5. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  6. Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. П. Полухиной / авт.-сост. С. Б. Щадрина. – Волгоград: Учитель, 2006.
  7. Литература 5-8 классы. Тесты / Сост. Н. Н. Коршунова-М: Дрофа, 1997 г.
  8. Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
  1. Олимпиадные задания по литературе. 6 класс / Сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007. 
  3. Турьянская Б. И., Холодкова Л. А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М., 2001.
  4. Фадеева Т. М. Дидактические материалы по литературе: 6-й кл.: к учебнику В. П. Полухиной «Литература. 6 кл.». – М.: Экзамен, 2006.

Мультимедийные пособия.

  1. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.
  2. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

КАЛЕНДАРНЫЙ  ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Дата

Название раздела программы

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Элементы доп.содержания

Вид контроля

Домашнее задание

план

факт

Введение.

1

1

2.09

Художественное произведение. Содержание и форма.

Рассказ учителя

Художественное произведение и автор.

Знать: что такое литература как учебный предмет и вид искусства;

Уметь: пользоваться учебником литературы за 6 класс.

Стихотворения о книге.

Развернутый ответ на вопрос.

Вспомнить жанры фольклора.

Устное народное творчество.

2

2

8.09

Устное народное творчество. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Рассказ учителя

Обрядовый фольклор.

Календарно-обрядовые песни.

Знать: термины (по теме; народная поэзия – источник вдохновения для писателей и композиторов;

Уметь: пересказывать материал учебника; отвечать на вопросы (устно и письменно); наблюдать художественные особенности обрядовых песен.

Музыка – песни обрядового фольклора.

Выразительное чтение обрядовых песен.

Подготовить «защиту пословицы».

3

9.09

Малые жанры УНТ. Пословицы и поговорки. Их краткость и выразительность.

Обучение чтению

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.

Пословицы и поговорки других народов.

Викторина

Устный рассказ с использованием пословиц и поговорок.

Из древнерусской литературы.

2

4

15.09

«Повесть временных лет». Отражение исторических событий и вымысел.

Рассказ учителя

Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о Кожемяке».

Знать:обстоятельства возникновения древнерусской литературы; жанры ДРЛ

Уметь: рассказать об отличии фольклора от литературы; беседовать по вопросам, создавать словесную картину.

Принятие христианства на Руси.

Пересказ.

Ответ на вопрос – какие уроки содержит сказание?

5

16.09

«Сказание о белгородском киселе». Отражение народных идеалов.

БеседаОбучение чтению

«Сказание о Белгородском киселе». Исторические события и вымысел

Словарная работа – печенеги, вече, корчага, восвояси.

Ответ на вопрос.

Сообщение о Дмитриеве, читать басню.

Из русской литературы 18 века.

1

6

22.09

И.И.Дмитриев «Муха». Смех над ленью и хвастовством.

Рассказ учителя Беседа

Слово о баснописце. «Муха» Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне

Знать: о детстве, годах учения и литературной деятельности И.И.Дмитриева;

термины (басня, аллегория, мораль, басенный стих);

понятия (мораль, аллегория, иносказание);

основные признаки басенного жанра;

Особенности языка XVIII века.

Выразительное чтение.

Сообщение о Крылове, составить вопросы к викторине по басням.

Из русской литературы 19 века.

27

7

23.09

И. А. Крылов. «Листы и корни». Роль народа в достижении общественного блага.

БеседаОбучение чтению.

Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага.

Уметь: слушать и записывать ключевые моменты  лекции; рассказать о жизни и творчестве писателя;

определять жанровые признаки басни; выразительно читать по ролям стихотворение;

читать и анализировать басни.

Иллюстрации к басням.

Фронтальный опрос.

Выучить басню наизусть.

8

29.09

«Осёл и соловей», «Ларчик». Высмеивание невежества.

БеседаОбучение чтению.

«Осёл и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

Чтение наизусть.

Сообщения по группам- «портрет Пушкина», «Пушкин и его друзья», «Пушкин и Царское село».

9

30.09

А. С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник».

Рассказ учителя

Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений  поэта.

Знать: биографию А.С.Пушкина; мотивы творчества поэта; роль антитезы в стихотворениях;

интонация – средство выражения поэтической идеи;

двусложные размеры (ямб, хорей); историю создания романа;

авторское отношение к героям;

термины (рифма, ритм, строфа, стопа, стихотворная и прозаическая речь, эпитет, метафора, композиция);

Уметь: беседовать по тексту, используя прием устного словесного рисования;

выразительно читать наизусть и по ролям;

воспринимать поэтическое слово через выражении е чувств, через обращение к сведениям по теории литературы;

характеризовать героев;

пересказывать с изменением лица рассказчика и комментировать  прочитанное;

уметь отбирать материал к сочинению.

История Царскосельского лицея.

Устное выступление.

Выразительное чтение.

10

6.10

Дружба в жизни и творчестве А.С.Пушкина. «И.И.Пущину»

Беседа

Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике Пушкина. Жанр стихотворного послания.

Биография Пущина.

Выразительное чтение.

Стихотворение наизусть.

11

7.10

«Зимнее утро». Радостное восприятие красоты окружающей природы.

БеседаОбучение чтению.

«Зимнее утро». Тема  и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.

Картины русских художников.

Чтение наизусть.

Инд. – история создания романа, прочитать гл.1 - 4

12

13.10

Роман «Дубровский». Ссора Дубровского-старшего и Троекурова.

БеседаОбучение чтению.

История романа А.С Пушкина «Дубровский». Ссора  К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского

Исторический комментарий – споры помещиков за землю.

Пересказ эпизода.

Прочитать гл.

Художественный пересказ эпизода.

13

14.10

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

Беседа. Обучение чтению.

Протест В.Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

Иллюстрации к роману.

Аналитическая беседа.

Прочитать гл.

Ответ на вопрос.

14

20.10

Бунт крестьян.

Беседа

Авторское отношение к героям.

Фронтальный опрос.

Рассказ о Владимире и Маше по выбору.

15

21.10

Романтическая история любви Владимира и Маши.

Беседа

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Тест.

Составить план.

16

27.10

Вн.чт. Повести«Выстрел», «Барышня-крестьянка»

Внеклассное чтение

Цикл «Повести Белкина». «Барышня-кресть-янка». Роль антитезы в композиции повести.

Цикл «Повести Белкина».

Ответ на вопрос

Ответ на вопрос

17

10.11

Подготовка к домашнему сочинению по повести «Дубровский».

Урок развития речи

Сочинение

 «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Аналитическая беседа.

Сочинение.

18

11.11

М. Ю. Лермонтов. «Тучи». Любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.

Рассказ учителя

Личность поэта. Стихотворение «Тучи».  Основное настроение и композиция стихотворения.

 

Знать: биографию М.Ю.Лермонтова, условия, в которых формировался характер; о символическом значении образов в стихотворении «Тучи»;

понятие «мотив» в лирике;

понятия (баллада, композиция, антитеза, поэтические средства);

двусложные и трехсложные размеры стиха.

Уметь: определять настроение лермонтовских стихотворений;

выразительно читать;

определять стихотворный размер.

Чайковский. Симфония № 5 (фрагмент).

Устное выступление.

Выразительное чтение.

19

17.11

Тема одиночества в стихах «Листок», «Утёс», «На Севере диком».

Обучение чтению.

Антитеза как основной прием в стихотворениях «На севере диком…», «Листок», «Утес». Особенности выражения темы одиночества.

 М.Ю.Лермонтов.

Рисунки Лермонтова.

Выразительное чтение стихотворения.

Стихотворение наизусть.

20

18.11

«Три пальмы». Особенности анализа одного стихотворения.

Обучение чтению. Беседа

Стихотворение «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха.

Чтение наизусть.

Прочитать «Бежин луг».

21

24.11

И. С. Тургенев.  «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.

Обучение чтению. Беседа

Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

Знать: биографию И.С.Тургенева;

особенности изображения Тургеневым характеров героев;

своеобразие в изображении мира крестьянских детей.

Уметь: выразительно читать; составлять план ответа, используя материал учебника;

анализировать поступки героев;

составлять словарь повести.

Словарная работа – армячок, голенища, неказистый, замашная рубаха, онучи, свитка, рогожа.

Выразительное чтение описания природы.

Рассказы о мальчиках.

22

25.11

Тургенев – мастер портретов и пейзажей.

Обучение пересказу

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.

Картины русских художников.

Устный рассказ.

Письменный ответ на вопрос.

23

1.12

Ф. И. Тютчев. «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных состояний природы.

Обучение чтению.

Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело...»

Знать: термины (лирический герой, эпитет, метафора);

о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов

Уметь: выразительно читать стихотворения;

определять способы создания образов;

анализировать и сопоставлять лирическое стихотворение по предложенному плану.

Романс Рахманинова «Весенние воды».

Выразительное чтение.

Анализ по вопросам.

24

2.12

А. А. Фет. Природа как воплощение прекрасного.

Обучение чтению.

Слово о поэте. Природа как воплощение прекрасного. «Ель рукавом мне тропинку завесила…».

Романс Т.Толстой «Я тебе ничего не скажу».

Анализ стихотворения.

Стихотворение наизусть.

25

8.12

Родная природа в стихах русских поэтов 19 века.

Обучение чтению.

Образы родной природы в пейзажной лирике Е.А. Баратынского, И.С.Никитина, А.Н. Майкова, А.К.Толстого.

Пейзажные картины, изображающие русскую природу.

Чтение наизусть.

Подготовить цитаты к сочинению.

26

9.12

Классное сочинение по теме «Мое восприятие стихотворения о природе».

Урок развития речи

Анализ стихотворений поэтов 19 века о природе.

Сочинение

Сообщение о Некрасове по учебнику.

27

15.12

Н. А. Некрасов.  «Железная дорога». Роль пейзажа.

Обучение чтению.

Главная тема поэзии Некрасова. Стихотворение «Железная дорога». Роль пейзажа

Знать: биографию Н.А.Некрасова;

главную тему в поэзии; о месте стихотворения «Железная дорога» в творчестве поэта;

трехсложные размеры.

Уметь:выразительно читать стихотворение наизусть;

беседовать по прочитанному, используя цитаты из текста;

анализировать стихотворение.

Словарная работа – кочи, десятник, колтун, заступ, лабаз, недоимка.

Устный рассказ

Выразительное чтение стихотворения.

28

16.12

Картины подневольного труда и мысль о величии народа-созидателя.

Беседа

Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога».

История – жизнь крестьян в России.

Выразительное чтение.

Прочитать поэму «Дедушка».

29

22.12

Вн.чт.Поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Некрасова.

Внеклассное чтение..

Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Некрасова

Декабрист Волконский – прототип главного героя.

Фронтальный опрос.

Сообщение о Лескове, прочитать сказ.

30

23.12

Н. С. Лесков.  «Левша». Особенности сказа.

Рассказ учителя

Сказ «Левша». Особенности сказа.

Знать: биографию Н.С.Лескова;

определение жанра сказа; основную идею. Уметь:

аналитически читать учебник и сказ; давать сопоставительную характеристику героям; рассказывать о герое; выразительно читать по ролям;

кратко пересказывать текст; определять жанрообразующие признаки сказа.

Тула – город оружейников.

Пересказ.

Рассказ о Левше.

31

28.12

Герои сказа.

Беседа

«Ужасный секрет» тульских мастеров.

История – атаман Платов.

Пересказ.

Выразительное чтение по ролям.

32

29.12

Судьба Левши.

Беседа

Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.

Словарная работа

Чтение по ролям.

Составить словарик необычных слов.

33

12.01

А. П. Чехов.  «Толстый и тонкий». Источники юмора.

БеседаОбучение чтению.

Рассказ «Лошадиная фамилия». Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Знать: биографию А.П.Чехова;

понятия (юмор, сатира) и термины (идея, сюжет, рассказ);

содержание рассказов и особенности стиля А.П.Чехова;

Уметь: определять способ достижения комического эффекта в рассказах;

выразительно читать по ролям.

Юмористические рассказы для детей.

Ответ на вопрос.

Прочитать «Неизвестный цветок».

Из русской литературы 20 века.

24

34

13.01

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас.

Беседа

«Неизвестный цветок».  Прекрасное – вокруг нас.

Знать: о жизни А.П.Платонова;

особенности образной системы писателя;

содержание рассказов.

Уметь:выразительно читать и комментировать текст; самостоятельно подготовить рассказ о главном герое;

определять смысл и идею рассказа.

Иллюстрация Горяева.

Таблица – сказочное и реальное в произведении.

Письменно ответить на вопрос – почему героем сказки является цветок? Или Что вам понравилось в сказке?

35

19.01

А. С. Грин.  «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести.

БеседаОбучение чтен.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести.

Знать: о жизни писателя;

содержание рассказа.

Уметь:выразительно читать и комментировать текст; самостоятельно подготовить рассказ о главных героях;

определять смысл и идею рассказа.

В Гринландии Грина.

Тезисный план статьи учебника.

Пересказ эпизода, сообщение о Пришвине, прочитать «Кладовую солнца».

36

20.01

М. М. Пришвин.  «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, мудрого хозяина природы.

Беседа

«Кладовая солнца». Особенности жанра и композиции.

Знать: о жизни и творчестве М.М.Пришвина;

содержание сказки-были;

жанровые особенности сказки-были;

о метафорическом смысле заглавии сказки.

Уметь: работать с текстом по вопросам в группе;

детально разбирать фрагмент текста;

обмениваться мнениями о прочитанном;

использовать в беседе прием словесного рисования;

раскрыть замысел писателя – показать единство человека 10.02и природы.

Словарная работа – сказка, быль, притча.

Пересказ

Образ Насти и Митраши.

37

26.01

Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

БеседаОбучение пересказу

Человек в окружающем мире.

Слова, передающие отношение автора к детям.

Устные высказывания о героях.

План характеристики Насти и Митраши.

38

27.01

Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев.

БеседаОбучение чтению.

Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца».

План характеристики.

Ответ на вопрос – зачем дана история ели и сосны.

39

2.02

Смысл названия произведения.

Рассказ учителя

Смысл названия произведения.

Фронтальный опрос.

Подобрать цитатный материал.

40

3.02

Подготовка к сочинению по повести  «Кладовая солнца»

Урок развития речи.

Вера писателя в человека, мудрого хозяина природы.

План сочинения, тема, идея.

Тест

Составить план сочинения.

41

9.02

Классное сочинение по повести «Кладовая солнца»

Урок развития речи.

Создание собственного текста по плану.

Сочинение

Инд.задания – сообщения о творчестве ставропольских поэтов.

42

10.02

Стихи К.М.Симонова и Д.С.Самойлова о войне.    

Р.К.Стихи поэтов Ставрополья о войне.        

Обучение чтению.

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов (К.Симонов, Д. Самойлов, В.Ащеулов, В.Гнеушев).

Знать: о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;

понятия (эпитет, инверсия, метафора, баллада);

Уметь: работать над комплексным анализом стихотворения;

выразительно читать стихотворения.

История ВОВ.

Выразительное чтение.

Стихотворение наизусть.

43

22.02

Р.К. В. Криунов «Нам без победы никак нельзя»

Обучение чтению.

Слово о писателе. «Нам без победы никак нельзя». Военная тема в творчестве.

Ставрополье в годы ВОВ.

Стихотворение наизусть

Сообщение об Астафьеве, прочитать рассказ.

44

24.02

В. П. Астафьев.  «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни.

Беседа

Конь с розовой гривой».  Изображение жизни быта сибирской деревни в рассказе.

Знать: о жизни и творчестве В.П.Астафьева;

понятия (автобиографическая проза, пейзаж);

содержание рассказа, основные черты характера героя;

Уметь: делать сообщение;

работать с текстом;

обсуждать содержание рассказа, отмечать особенности композиции и своеобразие языка рассказа.

Словарная работа.

Тест

Пересказ эпизода.

45

1.03

Нравственные проблемы в рассказе.

Беседа

Нравственные проблемы рассказа Юмор в рассказе Особенности использования народной речи в художественном произведении

Работа над диалектными словами. Быт сибирской деревни.

Пересказ.

Ответ на вопрос. Сообщение о Распутине.

46

2.03

В. Г. Распутин  «Уроки французского». Трудности военного времени.

 Обучение чтению.

Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники

Знать:

о некоторых чертах личности В.Г.Распутина;

главные темы творчества писателя.

Уметь:

сжато пересказывать;

пояснять мотивы поведения героя;

раскрывать содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».

выбирать эпизоды для анализа теста;

составлять план сочинения.

Трудное послевоенное время.

Устное выступление.

Составить план рассказа.

47

7.03

Характеристика главного героя рассказа.

Обучение пересказу

Главный герой рассказа, судьба, характер, поступки.

Автобиографии в литературе.

Пересказ.

Рассказ об учительнице по плану.

48

9.03

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Беседа

Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

Фильм по рассказу Распутина.

Пересказ с использованием цитат.

Подготовить материалы к сочинению.

49

15.03

Классное сочинение по рассказу «Уроки французского»

Урок развития речи.

Смысл названия рассказа

Простой и сложный план сочинения.

Аналитическая беседа.

Написать сочинение.

50

16.03

Н.М.Рубцов. Тема Родины в поэзии  Рубцова

Обучение чтению.

Слово о поэте. Тема Родины в поэзии  Рубцова. Особенность отношения к Родине.

Уметь:

выразительно читать стихотворения;

анализировать лирическое стихотворение по предложенному плану.

Музыкальные произведения Свиридова.

Анализ стихотворения.

Выразительное чтение наизусть.

51

22.03

Р.К. М.Прокудин «Профессор»

Обучение чтению.

Беседа

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Профессор».

Уметь: делать сообщение;

работать с текстом;

обсуждать содержание, отмечать особенности композиции.

Индивидуальное сообщение

Прочитать рассказ Шукшина.

52

23.03

В. М. Шукшин.  «Срезал». Особенности героев Шукшина.

БеседаОбучение чтению.

Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина.

Уметь:

читать по ролям и сжато пересказывать;

обсуждать содержание рассказа;

пояснять мотивы поведения героя рассказа.

Словарная работа – наивность, непосредственность, простодушие, трогательное обаяние.

Ответы на вопросы.

Сообщение о писателе, прочитать рассказ.

53

6.04

Ф. Искандер.  «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

БеседаОбучение чтению.

Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

Юмор и его роль в рассказе.

Знать:

биографию Ф.Искандера;

главные темы творчесива.

Уметь:

читать по ролям и сжато пересказывать;

обсуждать содержание рассказа;

пояснять мотивы поведения героя рассказа.

Древняя Греция, Пифагор, Диоген.

Пересказ.

Инд.сообщения.

54

12.04

Р. К. В. Пронская «Не удерживай меня, сердце»

Беседа Обучение чтению.

Слово о писателе. Нравственные проблемы в произведении. Особенности творческой манеры.

Уметь: делать сообщение;

работать с текстом;

обсуждать содержание, отмечать особенности композиции.

Комментированное чтение.

Выразительное чтение стихов.

Родная природа в русской поэзии 20 века.

55

13.04

Родная природа в  стихах А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой, Н.М.Рубцова

Обучение чтению.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века.  Обучение анализу стихотворения.

Знать:

о вечности темы природы в творчестве поэтов; термины (лирический герой, эпитет, метафора);

о разнообразии и выразительности образов родной природы.

Уметь:

использовать в речи прием словесного рисования;

выразительно читать стихотворения;

анализировать и сопоставлять лирическое стихотворение по предложенному плану.

Русские народные песни.

Выразительное чтение стихов.

Инд.задание – сообщение о Кашпурове.

56

19.04

Р.К. И.Кашпуров «Дыхание степи»

Обучение чтению.

Слово о поэте. Стихотворения о Родине и природе. Стих «Дыхание осенистепи».

Картины ставропольских художников.

Чтение наизусть.

Инд.задание – сообщение о Екимцеве.

57

20.04

Р.К. А.Екимцев «Светло в России от берез»

Обучение чтению

Слово о поэте. Стихотворения о Родине и природе. Сборник «Светло в России от берез».

Песни о Ставрополье.

Словесное рисование.

Прочитать ст.учебника и пересказать.

 

Из литературы народов России

1

58

26.04

Стихи Г.Тукая и К.Кулиева о Родине

Обучение чтению.

К.Кулиев. «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины и народа.  Г.Тукай. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа.

Уметь: беседовать по услышанному; использовать в речи прием словесного рисования; подтверждать свои рассуждения текстом; выразительно читать стихотворения.

Стихотворения русских поэтов о Родине.

Устное высказывание о поэте.

Пересказ 1 мифа.

Из зарубежной литературы.

9+1

59

27.04

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

Рассказ учителя

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия». Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

Знать: понятие миф и представление о героизме; отличия мифа от сказки; мифологический  сюжет;

Уметь: связывать мифы с произведениями живописи, скульптуры и кино; пересказывать мифы и сопоставлять сюжеты

Словарная работа по мифам.

Фронтальный опрос.

Пересказ мифа.

60

3.05

Геродот. «Легенда об Арионе».

Рассказ учителя

Слово о писателе и историке. Легенда об «Арионе». Отличие мифа от сказки».

Пушкин «Арион».

Пересказ.

Прочитать отрывок из «Илиады» и «Одиссеи».

61

4.05

Вн.чт. Гомер. «Илиада» и «Одиссея». Изображение героев и героических подвигов.

Внеклассное чтение

«Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы

Знать: о жизни и творчестве  М.Твена, Ф.Шиллера, А. де Сент-Экзюпери, П.Мериме, М.Сервантес Сааведры; основных героев произведений и их характерные особенности; романтический сюжет и его реалистическое воплощение; своеобразие и особенности юмора; понятие философская сказка; особенности притчи; признаки баллады;

Уметь: самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированноговыразительного  и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста; читать по ролям.

Гекзаметр.

Чтение отрывков.

Ответ на вопрос. Просчитать «Дон Кихота»

62

10.05

Мигель де Сервантес Сааведра.  «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.

Внеклассное чтение.

Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.

Культура средневековой Испании.

Аналитическая беседа.

Ответ на вопрос. Сообщение о Шиллере.

63

11.05

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблема благородства, достоинства и чести.

Беседа.

Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Жанр баллады в английской литературе.

Выразительное чтение.

Прочитать новеллу Мериме.

64

17.05

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Превосходство естественной жизни над Цивилизованной.

Беседа

Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.

Иллюстрации к рассказу.

Пересказ.

Прочитать гл. из учебника.

65

18.05

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Юмор в произведении.

Беседа

Дружба Тома и Гека.

Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического.

Памятник героям Твена.

Ответ на вопрос.

Пересказ эпизодов сказки.

66

24.05

Антуан де Сент-Экзюпери.  «Маленький принц». Философская сказка-притча.

Обучение чтен. Беседа

Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Словарная работа.

Пересказ.

Инд.задание

67

25.05

Р.К. В.Чернов «Возвращение Джона Хилтона»

Обучение чтению. Беседа

Слово о писателе. Фантастика в рассказе.

Устное выступление.

Подготовить вопросы.

68

30.05

Итоговый урок. Рекомендации на

каникулы.

Рассказ учителя

Что изменило во мне изучение литературы ?

Мир литературы 6 класса.

Отрывки из фильмов.

Викторина

Уроки, содержащие региональный компонент

7

42

Р.К. Стихи поэтов Ставрополья о войне

43

Р.К. В.Криунов «Нам без победы никак нельзя»

51

Р.К. М.Прокудин «Профессор»

54

Р. К. К.Пронская «Не удерживай меня, сердце»

56

Р.К. И.Кашпуров «Дыхание осени»

57

Р.К. А.Екимцев «Светло в России от берез»

67

Р.К. В.Чернов «Возвращение Джона Хилтона»

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса:

должны знать:

  1. основные историко-культурные    сведения,  необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения;
  2.  теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;
  3.  биографические сведения о писателях;
  4. содержание изученных литературных произведений;

должны    уметь: 

  1. ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление);
  2. выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;
  3.  владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);
  4. владеть навыками анализа художественного текста;
  5. сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  6.  составлять план прочитанного;
  7. выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;
  8.  характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;
  9. выражать своё отношение к прочитанному;
  10. писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям;
  11. владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;

способны решать следующие жизненно-практические задачи: 

  1. применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3  четверть

4 четверть

Год

Итого

Кол-во

План. дата

Кол-во

План. дата

Кол-во

План.

дата

Кол-во

План.

дата

Административный контроль ЗУНов

Количество классных сочинений

1

9.12.11

2

9.02.12

15.03.12

3

3

Количество домашних сочинений

1

10.11.11

1

1

Литература:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.7, 9, 32)  
  1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. 2004 г.
  2. Программа по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.А. Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение, 2008.
  3. Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель. В. П. Полухина. – М.: Просвещение, 2009  
  4. Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. П. Полухиной / авт.-сост. С. Б. Щадрина. – Волгоград: Учитель, 2006 г.
  5. Литература 5-8 классы. Тесты / Сост. Н. Н. Коршунова-М.: «Дрофа», 1997 г.
  6. Олимпиадные задания по литературе. 6 класс / Сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2006
  7. Турьянская Б. И., Холодкова Л. А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М., 2001.
  8. Фадеева Т. М. Дидактические материалы по литературе: 6-й Кл.: к учебнику В. П. Полухиной «Литература. 6 кл.». – М.: Экзамен, 2006. – 92 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...