Интегрированный урок "Пространство и время в рассказе В.П.Астафьева "Капля"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Подрезова Ирина Ивановна

На интегрированном уроке рассматривается понятие хронотопа в рассказе В.П.Астафьева "Капля".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostranstvo_i_vremya.doc57.5 КБ
Office presentation icon videomy_k_uroku.ppt1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Подрезова И.И., учитель русского языка и литературы

Золотарева А.В., учитель изобразительного искусства

Конспект интегрированного урока в рамках спецкурса

 «Интерпретация текста при помощи видеом»

11 класс

Тема урока: Пространство и время в рассказе В.П.Астафьева «Капля» (интерпретация текста при помощи видеом)

Цели урока:

  1. определить понятие хронотопа (пространства-времени) в рассказе В.Астафьева и выразить его в видеомах;
  2. воспитывать целостный взгляд на мир, способность к самостоятельному философскому осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства;

Задачи урока:

1.  организовать исследовательскую деятельность обучающихся в работе с текстовым материалом; продолжить работу с литературоведческими терминами;

2.   способствовать оригинальности и ассоциативности мышления, развитию образности  и креативности;

  1. учить обработке и анализу информации, умению пользоваться ресурсами Интернета и программой Photoshop.

Тип урока: интегрированный

Класс: 11

Оборудование: компьютер и проектор для презентации видеом, таблички с терминами, презентация «Тайга».

Термины: хронотоп (время-пространство) – единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение художественного смысла;  видеома - особый способ передачи информации, используемый для раскрытия внутренней сути явления с помощью графического знака или рисунка.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездумный лик –
В ней есть душа…
Ф. Тютчев

Ход урока

ЛИТЕРАТУРА (18  минут)

1. Вступительное  слово учителя литературы

Одной из важнейших категорий художественного произведения является художественное пространство-время. Единство пространственных и временных параметров называется хронотопом. Оно несет основную функцию, позволяет выявить универсальные представления писателя о бытии и человеке. Обращение к этой проблеме на нашем уроке  поможет увидеть своеобразие художественного мира В.П. Астафьева. Рассмотрим рассказ В.П.Астафьева «Капля». Рассказ входит в сборник «Царь - рыба», и считается всеми исследователями главой философской. Образ капли многозначен, многогранен, и поэтому всегда вызывает множество смысловых  и изобразительных ассоциаций. Цель нашего занятия – определить понятие хронотопа (времени-пространства) в рассказе В.Астафьева и выразить его в видеомах.

2. Работа с текстом

Определим художественное пространство произведения (читаются фрагменты текста):

«Я коротал время возле поселка, на галечном мысу,  названном  Карасинкой  -  хранились здесь цистерны с совхозным горючим, отсюда название…», «И  вот мы катим по Енисею к незнакомой  речке Опарихе», «мне чем-то с устья приглянулась  Опариха,  главный заман в том, что людей  на  ней не бывает - труднопроходимая речка», «сразу крутой поворот, ниже которого речка подмыла берег, навалила кустов  смородины, шипицы, всякого гибника, две старые осины и  большую  ель. Место - лучше не придумать!», «мы углубились  по Опарихе. Тайга темнела, кедрач  подступил вплотную,местами  почти смыкаясь над речкой. Вода делалась  шумной, по  обмыскам и от весны оставшимся проточинам росла непролазная  смородина, зеленый дедюльник, пучки-борщевники с  комом багрово-синей килы  на вершине  вот-вот собирались раскрыться  светлыми зонтами. Возле  притемненного зарослями ключа, в тени и холодке  цвели последним накалом жарки, везде уже осыпавшиеся, зато  марьины коренья были в самой поре, кукушкины слезки, венерины башмачки,  грушанка - сердечная  травка - цвели  повсюду,  и  по  логам, где  долго  лежал  снег, приморились ветреницы, хохлатки».

          Таким образом, мы видим, что художественное пространство рассказа – это  Сибирь, побережье Енисея, река Опариха, тайга.

-    В чём особенность изображения тайги у Астафьева как художественного пространства? Ответить на этот вопрос вам поможет эпиграф к уроку – строки из стихотворения Ф.Тютчева (читается эпиграф). Учащиеся читают фрагменты из текста:

«В  могучем  завале,  таком старом,  вздыбленном,  слоеном, что  местами взошел  на нем  многородный ольховник, гнулся черемушник, клешнясто хватался за бревна,  по-рачьи  карабкался  вверх узколистый  краснотал и  ник  к воде смородинник.  Речку испластало  в клочья, из-под  завала  там и сям вылетали взъерошенные, скомканные потоки  и  поскорее сбегались  вместе», «Хотя обдувья не было  - так загустела тайга вокруг, по  распадку угорело виляющей речки все же тянуло холодком,  лица касалось едва  ощутимое  движение воздуха,  скорее дыхание  тайги,  одурманенное  доцветающей   невдалеке  черемухой,   дудками дедюльников, марьиного корня и папоротников», «Нет,  нельзя,  пожалуй,  назвать

туманами легкие,  кисеей колышущиеся полосы.  Это  облегченное дыхание земли после парного  дня, освобождение  от  давящей духоты,  успокоение прохладой всего  живого», «Лишь отблескивала в перекатах Опариха, катясь по пропаханной, вилючей  бороздке к  Енисею. Там  она распластается по  пологому  берегу  на рукава,  проточины и  обтрепанной метелкой станет  почесывать бок  грузного, силой налитого  Енисея, несмело с ним заигрывая. Чуть приостановив  себя  на выдававшейся далеко белокаменной косе, взбурлив тяжелую воду, батюшко Енисей принимал в  себя  еще одну  речушку, сплетал ее в клубок  с другими светлыми речками, речушками…», «В глуби  лесов угадывалось чье-то тайное дыхание, мягкие шаги. И в небе чудилось  осмысленное,  но тоже тайное движение облаков,  а может быть, иных миров иль «ангелов крыла»…»

-  Каковы особенности мифологического пространства? (Пространство наполнено легендами, сказаниями; тайга живёт, дышит)

-   Какому другому пространству противопоставлена тайга?

  ( Пространству города – враждебному, воинственному миру)

- Что является центром художественного пространства рассказа? (Капля росы:«На заостренном  конце  продолговатого  ивового листа набухла,  созрела крупная капля  и, тяжелой  силой налитая, замерла, боясь  обрушить мир своим падением»).

        Определим художественное время рассказа (читаются фрагменты текста):

«Дома, в  городской квартире,  закиснув у  батареи  парового  отопления, мечтаешь:  будет весна,  лето,  я  убреду  в лес и там увижу такое, переживу разэтакое...   Все  мы,  русские   люди,  до   старости  остаемся  в  чем-то ребятишками,   вечно  ждем  подарков,  сказочек,   чего-то  необыкновенного, согревающего,  даже  прожигающего  душу, покрытую  окалиной  грубости, но  в середке незащищенную, которая и в изношенном, истерзанном, старом теле часто ухитряется сохраняться в птенцовом пухе», «Так на фронте цепенел  возле  орудия боец  с натянутым  ремнем,  ожидая голос команды, который сам по  себе был только слабым человечьим голосом, но он повелевал  страшной силой - огнем, в  древности им обожествленным, затем обращенным в погибельный  смерч. Когда-то с  четверенек взнявшее человека до самого разумного  из  разумных  существ, слово  это  сделалось его  карающей десницей. «Огонь!» - не было и нет  для меня среди известных мне слов слова ужасней и притягательней!», «…глядел на огонь, думал  о  больном брате,  о подростке-сыне. Казались они мне  малыми, всеми забытыми,  спозаброшенными, нуждающимися  в моей защите. Сын кончил девятый класс, был  весь  в костях,  лопатки угловато оттопыривали куртку на спине,  кожа  на  запястьях тонко  натянута…», «Брат, хотя годами и мужик, двоих ребятишек нажил, всю тайгу и Енисей обшастал, Таймыра хватил, корпусом  меньше моего  сына-подростка. На шее позвонки  орешками  высыпали, руки  в  кистях  тонкие,  жидкие, спина осажена  надсадой к  крестцу,  брюхо серпом,  в крыльцах  сутул,  узок,  но  жилист…»

        Таким образом, мы определили понятие «художественное время» – это воспоминания автора о войне - прошлое; настоящее – забота о сыне, брате; будущее – размышления  о мире).

-  Почему именно  время ночи выбрано автором для философского осмысления жизни?

 (Именно ночью возникают размышления о смерти, о бренности жизни, о смысле жизни; ночью открывается герою истинная сущность тайги)

-  Что является центром художественного времени? (Капля росы: в одном миге сливаются прошлое, настоящее и будущее)

Художественное время, характеризующее таёжное пространство, названо у Астафьева вечностью. Обратимся к понятию хронотопа (термин).

-  Что представляет собой хронотоп в рассказе В.П. Астафьева и в чём его идея? (Хронотоп -  тайга – вечность, идея противостояния природы и цивилизации).

Проанализировав рассказ В.П.Астафьева, видим, что именно капля росы воплощает в себе данный хронотоп. Мы рассмотрели понятие хронотопа на примере словесного анализа. Можно ли представить это понятие с помощью современных изобразительных средств?

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (5 минут)

3. Учитель изобразительного искусства

Представить понятие хронотопа тайга – вечность с помощью современных изобразительных средств возможно. Ночная тайга насыщена временем: прошлым, настоящим и будущим. Хронотоп материализует время в пространстве и является центром изобразительной конкретизации. Сюжетные события в нём обрастают плотью, наполняются эмоционально-чувственными переживаниями. Перед вами ставится задача: представить наглядно-изобразительное воплощение хронотопа. Так как центром художественного пространства произведения является капля, именно её образ будем воплощать в композиции. Используя современные технологии (компьютерную графику) и выразительные средства композиции (цвет, ритм, контраст), изобразим понятие хронотопа  тайга-вечность.

Вы провели предварительную подготовку: собрали ассоциативный зрительный ряд из объектов, предметов, которые будете использовать в воплощении хронотопа в программе Adobe Photoshop. Благодаря этой программе, вы создадите хронотоп в технике коллажа.

-  Что представляет собой техника коллажа? (Наложение и проникновение пространственных и временных слоёв, трансформация объектов)

        Ваша задача осложняется тем, что необходимо наполнить пространство капли философским содержимым, смысловые ассоциации перевести в зрительные образы.

На работу отводится 13 минут. Во время работы показывается презентация «Тайга», звучит музыка.

4. Защита работ (8 минут)

1. Видеома № 1

Большую часть пространства занимает пейзаж (выбран фон озера), так как в произведении основное художественное пространство рассказа – это природа. Внутри капли изображены пики небоскрёбов – символы цивилизации, урбанизации, уничтожающей природу. Пики уходят в пустоту серого неба, символизируя бездуховность, враждебность города по сравнению с гармонией природы. Внутри капли преобладают серые тона, контрастируя с яркостью пейзажа. Природа доминирует над тем, что искусственно создано человеком, т.е. духовность доминирует над бездуховностью. 

2. Видеома № 2

Фон видеомы – разрушенный войной город и тени самолёта на воде (серая гамма). Это связано с воспоминаниями главного героя о Великой Отечественной войне. Внутри капли фон – тайга, образ, противостоящий человеческой жестокости. На фоне тайги изображено дерево – символ рода, семьи. Дерево – это будущие поколения: сын героя, брат. В этом символе запечатлены все переживания персонажа о будущем своих родных, надежда на счастливую жизнь потомков. В произведении, как и в видеоме, капля является символом природы, гармонии, но в то же время связующим звеном с воспоминаниями героя.

3. Видеома № 3

На нашей видеоме капля изображена на фоне земного шара. Сидя у костра, главный герой думает не только о своей жизни, но и о жизнях других людей, всего человечества в целом.  Внутри капли – огонь, издавна имеющий мифологическое значение. Огонь – это свет, защита от злых сил. Свет костра навевает воспоминания, размышления о детях: «Дети – это счастье, дети – это свет в окошке». Образ ребёнка в видеоме – это символ будущего и надежд, которые родители возлагают на своё дитя. Центральный объект в видеоме – это тайга. Тайга – это вечность, здесь разворачиваются события настоящего, прошлого и будущего. Тайга – это живое существо. Капля росы олицетворяет хрупкость таёжного мира, который пытается освоить человек.

4. Видеома № 4

Фоном нашей видеомы стал город, показывающий его противостояние с живой природой, тайгой. Изображены только здания: город – мир, сотворённый человеком. Человек создал город и пытается покорить тайгу, но она всё равно остаётся непознанным, таинственным, неизведанным пространством. Наша капля соединяет в себе пространственные  временные образы. Ночь – время для размышления. Тайга – место для рыбалки, охоты. Автор размышляет о прошлом (образы солдат на войне), будущем (образы детей). Философский смысл нашей капли – вечность тайги на фоне искусственно созданного города. 

5. Видеома № 5

На видеоме изображена капля на фоне космоса. Тайга – это олицетворение мощи природы, безграничности пространства, бесконечности космоса. Тайга – это кусочек нашего мира, неизведанный, загадочный, непостижимый. Ангел, изображённый на фоне тайги – это символ хранителя, защитника природных богатств. Подобно матери, защищающей своё дитя, ангел парит над тайгой, защищая всех её обитателей. Кроме того, в образе ангела-хранителя выступает и автор, который переживает за своего сына и заботится  о брате. 

6. Видеома № 6

На нашей видеоме мы изобразили все тайны тайги. В рассказе В.Астафьева тайга – это пространство мифологическое, оно наполнено фантастическими образами. Капля отражает все скрытые, на первый взгляд, образы. Пегас символизирует мифологическое пространство тайги, её тайны. Маска – противоречивость: красота таёжных пейзажей и страх перед неизведанными тайнами ночной тайги. Игральный кубик – хитросплетения судьбы. Все символы изображены на фоне прекрасного цветка, хрупкого, ещё не тронутого человеком, олицетворяющего неповторимую красоту таёжного пространства. 

7. Видеома № 7

Моя видеома имеет свой, особый смысл. Фон, на котором расположена капля, - это война, смерть, ужас, многочисленные разрушения, то, что творит человек своими руками. Мы хотим жить в мире и гармонии, так почему разрушаем всё своими руками? Миру хаоса и разрушения противостоит маленькая капля росы. В ней я воплотила всё самое ценное: чудо – маленький ребёнок, наша надежда и будущее. Ребёнок изображён на фоне цветущей сакуры – символа жизни. Её нежность и красота напоминают о хрупкости человеческой жизни. Каждая капля – это отдельная человеческая жизнь. 

8. Видеома №8.

Свою видеому мы изобразили на фоне ночи, загадочной, таинственной, вызывающей на размышления о вечном. Таинственность и страх перед непостижимым символизирует чёрная пантера. Необычный образ для тайги, но именно он воплощает сказочность тайги, её живую противоречивую душу. Это мистическое существо, наполненное легендами и преданиями. Также на видеоме мы изобразили хрупкий, нежный цветок, символизирующий всю гармонию и красоту природного мира. 

5. Итоговое слово учителя литературы (1 минута)

        Много ли может вместить в себя маленькая капля росы? Оказывается, да.  Капля росы – это  воплощение мощи природы и хрупкости мира, жизни человека и бесконечности космоса, тревоги и радости. И так будет вечно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Видеомы к уроку Пространство и время в рассказе В.П.Астафьева «Капля» (интерпретация текста при помощи видеом) 11 класс

Слайд 2

Видеома № 1

Слайд 3

Видеома № 2

Слайд 4

Видеома № 3

Слайд 5

Видеома № 4

Слайд 6

Видеома № 5

Слайд 7

Видеома № 6

Слайд 8

Видеома № 7

Слайд 9

Видеома № 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный урок - исследование "Пространство и время в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"

Художественный текст – это сложно построенный смысл. Все его элементы похожи на элементы человеческого организма. Они связаны между собой. Смысл произведения раскрывается постепенно, в результате изуч...

Детская духовно-назидательная литература на примере рассказов В.Н.Крупина как основа для воспитательной работы с детьми во внеурочное время.

Статья о том, как и какую литературу можно использовать в школе и дома для духовно-нравственного воспитания детей....

Интегрированный урок «Скорость, время, расстояние».

Цели  урока: ввести понятие скорости как новой единицы измерения.Задачи  урока: установить зависимости между величинами – скорость, время, расстояние;учить решать задачи на нахождение ...

Духовные поиски подростка в " сонные" времена. По рассказу Ирины Полянской "Петр I"

Текстовый анализ рассказа Ирины Полянской "Петр I" .Блок "Литература на современном этапе". 11 класс. Стремление  "странной" юной девушки из "сонного" мира  Москвы 70-х годов  20-го век...

Интегрированный урок литература-ОБЖ (по рассказу Шекли "Абсолютное оружие"

Интегрированный урок литературы, связанный с темой по ОБЖ "Оружие массового пороажения". Фантастический рассказ Р.Шекли "Абсолютное оружие" - это рассказ-предупреждение человечеств...

интегрированный урок музыка-литература по рассказу К.Паустовского Старый повар

Разработка открытого интегрированного урока музыки и литературы для методического объединения учителей музыки и словесности...

Конспект интегрированного урока (литература-музыка) по рассказу К.Паустовского "Старый повар"

Формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар» и музыкальной пьесы Моцарта «Фантазия»...