Идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Данный урок проводится в 10 классе. 

Цели урока:

Образовательная – раскрыть смысл названия повести, выявить особенности изображения русского национального характера;

Воспитательная – формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения, воспитание чувства гордости за русскую землю, народ;

Развивающая – развивать творческий потенциал учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit-ry_v_10_klasse.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

Цели урока:

Образовательная – раскрыть смысл названия повести, выявить особенности изображения русского национального характера;

Воспитательная – формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения, воспитание чувства гордости за русскую землю, народ;

Развивающая – развивать творческий потенциал учащихся.

Ход урока:

Идущий по Руси очарованный странник,

Сохранивший после всех житейских бурь

Непосредственность и доброту, несет их в мир.

        Б.Дыханова.

1. Вступительное слово учителя.

На ком или на чем держится земля русская? Многие писатели задавались этим сложным вопросом. Многие  считали, что держится она на простых людях, которые порой не отличаются друг от друга. Но эти люди ежедневно и постоянно совершают какие-то небольшие подвиги. Так считал и Н.С.Лесков, создавая цикл рассказов о праведниках русской земли в 70-е годы 19 века.

Мысль о создании цикла таких рассказов возникла у Лескова после спора с писателем Писемским. Писемский написал лескову о том, что нет уже святости на Руси, а вдуше каждого человека «ничего, кроме мерзости» не видно. Лескова поразило такое признание друга, и он создает такие произведения, как «Левша», «Очарованный странник» и «Запечатленный ангел».

Повесть «Очарованный странник» была задумана писателем после поездки летом 1872 года на ладожское озеро и посещения острова Валаам, на котором находился монастырь. Это событие нашло отражение в тематике и языке повести. Именно об этом мы будем говорить с вами на уроке. А также обсудим образ главного героя повести, поговорим о смысле жизни наших предков.

2. Словарная работа.

Послушник – готовящийся к принятию монашества прислужник в монастыре.

Епархия  - церковно-административный округ, подчиненный архиерею.

Иеромонах – монашеский чин.

Рясофор – монах или послушник, носящий рясу и клобук без пострижения.

Ремонтер – офицер, занятый подбором и закупкой лошадей для кавалерии.

…синие синицы, и серые утицы, и красные косачи, - только одних белых лебедей нет.- Имеются в виду ассигнации различного достоинства: синие – пятирублевые, серые – десятирублевые, красные – двадцатипятирублевые, белые – достоинством в 100 и 200 рублей.

3. Беседа по вопросам:

- Каков смысл названия произведения?

-  На первый взгляд название кажется загадочным, почти недоступным пониманию. Звучит оно поэтично и в то же время печально. В нем чувствуется какая-то тайна, тоска и одиночество.

- Кто такой странник? (Это человек, не имеющий крова, идущий по дорогам жизни, стремящийся к чему-то и не находящий покоя).

- А что значит «очарованный»? (1. Находящийся, по суеверным представлениям, под воздействием чьих-либо чар. 2. Выражающий восхищение).

- А что же такое «Очарованный странник»? Может, это странник, на которого снизошло очарование, который остановился на перепутье и задумался о том, куда же он все-таки идет и что его ожидает, каково его предназначение. Очарованным странником движет судьба, провидение, в которое он верит, он околдован какой-то неведомой силой.

- Каков жанр произведения «Очарованный странник»? (Жанр определить нельзя однозначно. Прежде всего, это повесть. Но в ней присутствуют и черты авантюрного романа, и черты житийной литературы, есть что-то общее и с древнерусским жанром «хождений». Можно произведение отнести и к сказу-повествованию).

- Вся повесть разбивается на микросюжеты, которые связываются при помощи образа главного героя. Кто такой Иван Северьянович Флягин? Каким его рисует автор? (Чтение текста со слов: «Это был человек огромного роста…» и до слов: « …напоминающий дедушку Илью Муромца»).

- Скажите, какую тему поднимает в своем произведении Н.С.Лесков, используя сравнение своего героя с одним из богатырей ?  (Тему богатырства. Она не случайна, ведь автор в образе героя раскрывает своеобразие русского национального характера).

- Какие приемы раскрытия своеобразия русского национального характера использует автор? (Характер раскрывается через описание внешнего вида героя. Многогранность характера также проявляется через его восприятие природы, родины.)

- С темой богатырства тесно связана тема Родины. Автор дает бесконечную смену ландшафтов – от Каспия до Соловков. Эта смена ландшафтов сливается с бесконечным богатством проявлений натуры Странника Ивана Флягина. Противоречивые свойства его характера напоминают бесконечную смену пейзажей, описание различных видов образа жизни, мыслей народа России, различных событий, переживаемых людьми, и различными поступками и суждениями в разных ситуациях самого героя. Перед Иваном Флягиным –бесконечная дорога, пройдя которую, он испытает все, что предназначено ему судьбой. Герой страдает. И перед нами своеобразное, художественно переосмысленное житие грешника, который после жизненных испытаний становится праведником. Таким образом, следующая тема, которую поднимает автор с своем произведении, - тема праведничества.

- Расскажите, какие же испытания пришлось преодолеть главному герою повести? (Выборочный пересказ).

- В чем поэтичность прозы Н.С.Лескова?  (Все произведения писателя пронизаны фольклорными мотивами. В них звучат обрядовые песни, пословицы, поговорки, заговоры.

Сюжеты многих произведений проникнуты былинными мотивами.

Все, о чем писал Лесков, было облечено в яркую художественную речь с живыми разговорными оборотами.

Рассказчик – почти всегда выходец из народной среды - не может не пользовать народной мудростью: пословицами, заговорами, поговорками).

- О чем заставило вас задуматься данное произведение?

4. Заключительное слово.

В произведении «Очарованный странник» Лесков показал, как формируется национальный тип «русского праведника». Жизнь Ивана Флягина является символом жизни тех людей, которым дорог христианский идеал добра, справедливости. Герой совершает благие поступки: заменяет собой рекрута, храбро сражается, получает Георгия, но считает себя великим грешником, но по-новому смотрит на свою прошлую жизнь и оказывается под очарованием новой идеи – героического самопожертвования во имя людей.

5. Домашнее задание. Ответить на вопросы:

1.Какие черты русского национального характера запечатлены в образе Ивана Флягина?

2. Что общего в повествовательной манере «Очарованного странника» и «Левши»?

3. Как автор относится к своему герою?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

Урок по повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"

Класс: 10 Вид урока: урок-диалог Урок разработан с применением технологии критического мышления. Используются приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, эссе....

«Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время» (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)

.   Цели данного урока:  раскрыть смысл названия повести; выявить суть души русского человека в понимании Н.Лескова, показать роль образа Ивана Флягина в раскрытии идеи произведения2....

Образ Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"

Контрольные вопросы с важными подсказками позволят обратить особое внимание на заглавие повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"....