Н. В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести.
план-конспект урока (литература, 6 класс) по теме

Козлова Елена Валентиновна

 

1.     Это второй урок в теме «Н.В. Гоголь».  Тема сложна для восприятия, так как детям Гоголь знаком еще только по ранним, романтическим повестям из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а при изучении этой повести учащиеся знакомятся с еще неизвестной им гранью таланта писателя. Повесть довольно объемна, в ней встречается много архаизмов. Во время изучения повести ведется  исследовательская работа над ее идейным содержанием, отмечаются художественные особенности произведения, дается характеристика персонажей. В процессе анализа текста ведется словарная работа. На уроке мотивацией является формирование осознания ценности взаимосвязи со старшим поколением применительно к семейным отношениям учащихся.

2.     Тип урока: комбинированный (формирование речевых навыков, монологической, диалогической речи, работа по формированию навыка анализа художественного текста, развитие творческих способностей учащихся).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Н.В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с идейно-художественными особенностями повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики».
  2. Формировать умение анализировать художественный текст, давать характеристику литературным персонажам; развивать навыки само- и взаимоконтроля.
  3. Воспитывать внимательное отношение друг к другу, взаимное уважение на примере героев повести.

Методические приемы: анализ текста; беседа; комментированное чтение; составление плана, акцентное чтение, составление кластера.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя; тексты «Старосветских помещиков»; рисунки учащихся, ТСО.  

Ход урока

  1. Оргмомент

Наш урок я хочу начать с вопросов: «Как часто вы вспоминаете о своих бабушках и дедушках? С какими чувствами вы вспоминаете о них?» А вот как писал на эту тему Н.В. Гоголь в повести «Старосветские помещики».

- Как вы понимаете название повести? (Сочетание слов «старый» и «свет» настраивают на восприятие произведения о прежних временах, возможно, патриархальных, в повести идет речь о представителях старшего поколения).

- Что мы с вами должны выяснить на нашем уроке? ( О чем же хотел нам рассказать Гоголь в «Старосветских помещиках»? Какова главная идея повести, образы, художественные особенности?)

Работать мы с вами будем в группах, каждый получит возможность проявить себя.

  1. Оформление доски

 «…Теперь я живу в деревне, совершенно такой, какая описана незабвенным Карамзиным. Мне кажется, что он копировал малороссийскую деревню: так краски его ярки и сходны с здешней природой.»

               Из письма

               Н.В. Гоголя

               И.И. Дмитриеву.

Портрет Н.В. Гоголя.

    (1809 – 1852)

Пушкин охарактеризовал повесть «Старосветские помещики» как «шутливую, трогательную идиллию, которая заставляет вас смеяться сквозь слезы грусти и умиления».

  1.  Беседа

 Мы продолжаем знакомиться с творчеством Н.В. Гоголя. Нам знакомы некоторые романтические произведения раннего творчества Гоголя.

- Назовите их. (Учащиеся называют повести из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»).

- Каковы их особенности? (Это произведения, сочетающие в себе реалистическое и фантастическое, построенные на национальном колорите, написанные с юмором особым, сказовым языком).

А сегодня мы познакомимся с еще одним произведением, по-новому раскрывающим еще одну грань таланта Н.В. Гоголя – «Старосветскими помещиками». Определить принадлежность к определенному направлению в литературе довольно сложно – повесть построена на реальных жизненных событиях, однако очень ярко видна сентиментально-идиллическая (записать на доске) традиция в духе Карамзина, есть и элементы фантастического в духе раннего Гоголя.

(Обратим внимание на доску - слайд).

  1. Впервые напечатано в сборнике «Миргород» в 1835г.
  2. Описание хутора старосветских помещиков связывают с родовым имением Гоголя – Васильевкой, где он провел лето 1832г. (год создания повести).

3.    Возможные прототипы героев повести – дед и бабка писателя Афанасий Демьянович и Татьяна Семеновна Гоголь-Яновские.

  1. Работа с текстом

-Теперь обратимся к тексту повести. Послушайте начало произведения. Какие картины представляются вам, когда вы слушаете эту часть повести?

Начало текста до слов «Но обратимся к рассказу» читает учитель. - О каких старичках идет речь в начале повести? (Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна)

- Какими вы их представляете?

На доске – слайд с иллюстрацией к повести (портреты стариков).

- Найдите описание стариков. Какие слова в их описании являются ключевыми? (всегда улыбался; столько доброты; доброе лицо; с приятностью; спокойная, ясная жизнь).

- Объясните значение слов или словосочетаний:

- буколическая жизнь (идиллическая, мирная, простая жизнь на лоне природы (по названию цикла стихотворений римского поэта Вергилия «Буколики»));

- Филемон и Бавкида (в греческой мифологии благочестивые супруги, дожившие до глубокой старости, которым боги в награду за их взаимную любовь и гостеприимство даровали одновременную смерть, превратив их в два сросшихся дерева);

- камлот (старинная плотная шерстяная ткань);

- палата (название многих административных учреждений; существовали палаты казенная, гражданская и др.);

- компанейцы (полки легкой кавалерии в украинском войске, формировавшиеся из добровольцев. В 1776г. были преобразованы в регулярные части);

- секунд-майор (младший офицерский чин в русской армии с начала XVIII в. упразднен в 1797г.)

 ГРУППОВАЯ РАБОТА

Учащиеся отвечают на вопросы карточек. Критерии оценок – полнота, связность ответа, глубина проникновения в авторский замысел.

1 ГРУППА

1.Расскажите, используя цитаты, об особенностях быта и семейного уклада старосветских помещиков. (Описание комнат, привычка к теплоте, комната Пульхерии Ивановны, описание мебели.)

2. Какую роль играет в повести описание поющих дверей?

3. С каким чувством описывает Гоголь девичью?

                2 ГРУППА

1. Расскажите, используя цитаты, о хозяйственных заботах Пульхерии Ивановны:

 а) приготовление пищи;

 б) однократное ревизирование своих лесов (потеря дубков);

2. Почему при таком воровстве дворовых хищения казались незаметными?

                3 ГРУППА

1. Расскажите, используя цитаты, о режиме дня стариков.

2.Что было главным в их жизни?

3. Как Афанасий Иванович подшучивал над супругой? Инсценируйте разговор о пожаре.

4. Почему никто в поместье серьезно не страдал от обжорства?

                4 ГРУППА

1.Какую роль в судьбе Пульхерии Ивановны сыграла серая кошечка?

2.Почему Пульхерия Ивановна так восприняла исчезновение кошечки?

3.Какие распоряжения отдала помещица перед смертью?

4 Как ее это характеризует?

При ответе пользуйтесь цитатами из текста.

                   5 ГРУППА

1.Как вел себя на похоронах Афанасий Иванович? Когда он осознал утрату?

2.Что стало главным для Афанасия Ивановича после смерти Пульхерии Ивановны?

3. В чем сходны обстоятельства кончины Афанасия Ивановича и его супруги?

4. Что стало с имением после смерти стариков?

При ответе используйте цитаты из текста.

Оценочный лист:

Критерии оценок

Полнота

связность

Цитирование

Итоговая оценка

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

Дополнительный ответ (за урок)

  1. Выводы

Учащиеся в группах заполняют чистые ячейки концептуального колеса качеств, характеризующих старосветских помещиков, затем выносят их на доску.

Итак, мы с вами поняли, что в образе жизни старосветских помещиков при всей их «приземленности», чревоугодии, неумении хозяйствовать столько наивности, доброты, чистосердечия, трогательной заботы друг о друге, что описание жизни  и смерти стариков вызывает чувство умиления и жалости. Их недостатки по сравнению со всепоглощающей силой любви и неприятия зла кажутся смешными причудами. Не случайно Гоголь упоминает греческих Филемона и Бавкиду: в образах старосветских помещиков вырисовывается  та идиллическая жизнь, по которой так скучал Гоголь в Петербурге.

  1. Итог урока

-Чему научила вас повесть «Старосветские помещики»?

-Каковы идейно-художественные особенности повести?

Под запись (на доске – слайд):

  1. В повести ярко видна сентиментально-идиллическая традиция в духе Карамзина.
  2. В образах  старосветских помещиков Гоголь показывает всепоглощающую силу любви.
  3. Повесть содержит архаические слова, придающие ей особый колорит.
  4. В описании жизни помещиков проявляется особое, свойственное Гоголю чувство юмора.

  1. Оценивание
  2. Домашнее задание

     На выбор:

  1. Написать мини-сочинение на тему «О каких чертах жизни старосветских помещиков Н.В. Гоголь говорит с юмором?»
  2. Рассказать о своих дедушках и бабушках, цитируя повесть. (Сочинение)
  3. Индивидуальные задания (сообщения о творчестве Ф.И. Тютчева).

Материалы для работы по карточкам

1 ГРУППА

1.Расскажите, используя цитаты, об особенностях быта и семейного уклада старосветских помещиков. (Описание комнат, привычка к теплоте, комната Пульхерии Ивановны, описание мебели.)

2. Какую роль играет в повести описание поющих дверей?

3. С каким чувством описывает Гоголь девичью?

2 ГРУППА

1. Расскажите, используя цитаты, о хозяйственных заботах Пульхерии Ивановны:

 а) приготовление пищи;

 б) однократное ревизирование своих лесов (потеря дубков);

2. Почему при таком воровстве дворовых хищения казались незаметными?

                

                

3 ГРУППА

1. Расскажите, используя цитаты, о режиме дня стариков.

2.Что было главным в их жизни?

3. Как Афанасий Иванович подшучивал над супругой? Прочитайте по ролям разговор о пожаре.

3. Почему никто в поместье серьезно не страдал от обжорства?

                        4 ГРУППА

1.Какую роль в судьбе Пульхерии Ивановны сыграла серая кошечка?

2.Почему Пульхерия Ивановна так восприняла исчезновение кошечки?

3.Какие распоряжения отдала помещица перед смертью?

4. Как ее это характеризует?

(Используйте цитаты при ответах.)

                          5 ГРУППА

1.Как вел себя на похоронах Афанасий Иванович? Когда он осознал утрату? 

2.Что стало главным для Афанасия Ивановича после смерти Пульхерии Ивановны?

3. В чем сходны обстоятельства кончины Афанасия Ивановича и его супруги?

4. Что стало с имением после смерти стариков? 

(Используйте цитаты при ответах.)

Оценочный лист:

Критерии оценок

Полнота

связность

Использование цитат

Итоговая оценка

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

Дополнительный ответ (за урок)

Оценочный лист:

Критерии оценок

Полнота

связность

Использование цитат

Итоговая оценка

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

Дополнительный ответ (за урок)

Оценочный лист:

Критерии оценок

Полнота

связность

Использование текста

Итоговая оценка

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

Дополнительный ответ (за урок)

Афанасий Иванович, Пульхерия Ивановна

Доброта

Заботливость

Гостеприимство

Чистосердечие

Взаимное уважение

Простодушие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

Данный урок проводится в 10 классе. Цели урока:Образовательная – раскрыть смысл названия повести, выявить особенности изображения русского национального характера;Воспитательная – формировать у у...

Конспект урока литературы в 6 классе. Тема: Н.В. Гоголь «Старосветские помещики».

Конспект урока литературы в 6 классе. Тема: Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»....

«Скучно на этом свете, господа!» Урок по произведениям Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Слово учителя      Закрыта последняя страница героической повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», напомню  последние  яркие   её  строки:...

Русские Филемон и Бавкида, конспект урока с применение технологии РКМЧП (по повести Гоголя Н.В."Старосветские помещики")

На днях от коллеги, преподающей в 8-м классе, услышала: “Что-то не идут у нас «Старосветские помещики». Не понимают и не принимают их ребята”. А действительно, что может стать ...

Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме "Н.В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести"

Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме "Н.В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести"...

Урок внеклассного чтения по повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики".

Конспект урока литературы в 6 классе по повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики"....