урок литературы в 8 классе "Тема милосердия в лирике В.Маяковского (по стихотворению "Хорошее отношение к лошадям"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Донгак Чечек Дартан-ооловна

методическая разработка урока по стихотворению В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_mayakovskomu.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема милосердия в лирике Маяковского (по стихотворению «Хорошее отношение к лошадям»)

Цели урока: создать условия для формирования читательского и литературоведческой компетенций, через усвоение содержания стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», развитие умений производить анализ прочитанного стихотворения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к литературе как духовной ценности.

 

Оформление: портрет поэта, иллюстрации к произведению, словарная работа, интерактивная доска, чтение стихотворения по записи на грампластинке, выставка переводов произведений Маяковского на тувинский язык.

 

                                                   Ход урока.

  1. Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Донгак Чечек Дартан-ооловна. Я учитель русского язык и литературы школы № 9. Думаю, несмотря на то, что  видимся впервые, мы найдем взаимопонимание и сможем плодотворно поработать. А сейчас я прошу вас обратить свое внимание на листочки, которые лежат на ваших столах, вдумчиво прочитать строки из стихотворений и ответить на вопросы: «Каким вы представляете автора этих строк?» «Что чувствует?»

1). Но мне –

Люди,

И те, что обидели –                                    ( любовь к людям)

Вы мне всего дороже и ближе.

                            («Облако в штанах», 1915).

2) …все, чем владеет моя душа…

…все это – хотите? –

Сейчас отдам

 За одно только слово                        (нежность, тоска по ласке)

Ласковое,

Человечье.

                  («Дешевая распродажа», 1916).

Я люблю зверье,

Увидишь собачонку –

Тут у булочной одна –

Сплошная плешь, -                                                      (милосердие ко всему живому)

Из себя

И то готов достать печенку,

Мне не жалко, дорогая,

Ешь.

                                 («Про это, 1923).      

 - Что звучит в этих строках? Что его волнует?  За что болит его сердце?

Вывод: ( в них звучат любовь и сочувствие к людям, нежность, тоска по человеческому слову – они говорят о душе легкоранимой),

    Таким был автор этих строк – поэт Владимир Владимирович Маяковский. Посмотрите на его портрет. Он был красивый, огромного роста, носил ботинки 47 размера, родился в грузинском местечке Багдади в   ….. современники вспоминали о нем по-разному, но мне хотелось бы привести слова Л.Сейфуллиной, которая увидела Маяковского таким : «Можно много подобрать прилагательных для описания лица Владимира Владимировича - волевое, красивое, умное, вдохновенное. Все эти слова подходят, не льстят и не лгут, когда говоришь о Маяковском. Но они не выражают основного, что делало лицо поэта незабываемым. В нем жила та внутренняя сила, которая редко встречается во внешнем выявлении.  Это неоспоримая сила таланта, его душа…»

 Маяковский оставался очень милым, легкоранимым человеком. Душа его откликалась на любую боль, причиненную всему живому.

  1. Цели урока.

Эта душа ярко высвечивается в его стихотворениях. Сегодня мы, ребята, прочитаем одно из них – «Хорошее отношение к лошадям». И через его анализ поразмышляем над содержанием стихотворения, попытаемся понять, о чем хотел нам сказать В. Маяковский в своем стихотворении «Хорошее отношение к лошадям». Попытаемся его проанализировать, выяснить, что волновало поэта, о чем болела его душа…

  1. Работа в тетрадях.

Запишите, пожалуйста, тему урока: «Тема милосердия в стихотворении В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». А сейчас откройте учебники и, слушая стихотворение в исполнении знаменитого артиста О. Басилашвили, подумайте над тем, что необычного вы увидели, услышали в этом стихотворении. Чем оно отличается от тех стихотворений, которые вы изучали ранее.

  1. Выразительное чтение стихотворения.

Перед тем как вести разговор по данному произведению, давайте обратим свое внимание на, может быть, непонятные вам слова.

  1. Словарная работа

На доске словарь:

Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.

Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.

Зевака – бездельник, человек, который наблюдает лишь из праздного любопытства.

Кузнецкий мост –одна из центральных улиц Москвы

Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться»

Клешить –от слова «клеш» широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять»

Плоше -  форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой», т.е. «хуже».

Пошла  - здесь: безвкусно-груба, лишена благородства  (от слова пошлый).

Пошла – начала идти.

Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади.

Прочитайте выразительно стихотворение сами.

Работа с текстом. - На сколько частей можно разделить данное стихотворение? Или сразу – это стихотворение композиционно можно разбить на три части. А сейчас, ребята, я хочу предложить вам поработать в группах. Найти самые основные ключевые слова, сделать вывод и после этой работы кто-нибудь один должен от группы защитить свою точку зрения.

Но сначала давайте вспомним, что такое композиция.

- Еще одно задание. Пусть каждая группа найдет одно

 Слово - ассоциацию, желательно существительные,

 которое отражает, на ваш взгляд, более емко суть этих образов и напишет

  на доске.

«лошадь упала» или образ улицы

«глаза лошадиные» или образ лошади

«лошадь пошла» или лирический герой

  1. Почему лошадь упала?  (Было скользко)
  2. Как отнеслись к ней люди? (Равнодушно)
  3. Найдите образные средства, ключевые слова, относящиеся к данной теме. (Ветром обута, льдом обута, скользила. Лошадь на круп грохнулась. Зеваки штаны пришли Кузнецким клешить. Смех зазвенел и зазвякал. Смеялся Кузнецкий).
  4. Какие средства художественной выразительности встретились вам в тексте?
  1. Что чувствует лошадь? (Боль и стыд)
  2. Какой видится ей окружающий мир? (Улица опрокинулась течет по-своему).
  3. Найдите образные средства, ключевые слова, относящиеся к данному заданию.( За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти)
  1. Что помогло ей встать? (Поддержка и ласковое слово лирического героя).
  2. На кого похожа лошадь? О ком еще это стихотворение? (о людях, потому что лошадь плачет и лирический герой говорит, что мы похожи, «каждый из нас по-своему лошадь»)
  3. Найдите образные средства и ключевые слова, относящиеся к данному заданию.
  4. Подумайте, какими  словами называют лошадь?  (может быть – старая - не нуждалась в няньке, лошадь рванулась, встала на ноги и пошла. Стоило жить и работать стоило). Лошадь, деточка, старая, рыжий ребенок, жеребенок.)

Равнодушие

Боль, тоска

Сочувствие или милосердие.

Оптимизм.

  1. А теперь посмотрим языковую организацию стиха. С помощью каких изобразительно-выразительных средств передано описание события в первой части стихотворения. «Лошадь упала»

Прочитайте первую строфу стихотворения. Что необычного в этих строчках? Какие звуковые ассоциации у вас возникают? (Цокот копыт).

- Да, действительно, по мостовой движется лошадь. Как звучит цокот ее копыт. Какие звуки помогают услышать их? Какие звуки вы слышите? (ГРБ,ГРБ, ГРБ. Да, действительно, один из приемов, помогающих создать звуковой образ, который использовал Маяковский в данном стихотворении называется  аллитерация.

- С какой целью поэт применяет этот прием?

- Какие еще ощущения вызывают звуки? Что слышите? (Слышится ощущение гула, конного бега, грохота на улице).

- Ребята, а в расположении слов вы ничего необычного не заметили? Как они расположены? (Слова располагаются лесенкой). Такое расположение стиха ввел в современную поэзию Маяковский. А в тувинской поэзии впервые воспользовался этим знаменитый писатель Сергей Бакызович Пюрбю. Автор прекрасных переводов Пушкина.

- Как вы думаете, для чего Маяковский так располагает слова – лесенкой? (Чтобы выделить каждое слова, каждое слово очень важно, за ними кроется смысл).

- Эти слова помогают передать особую атмосферу того времени.

- Когда было написано стихотворение? ( В 1918 году).

- Какое это время для России, кто знает? (Это сложное трудное для России время – это время разрухи, голода, насилия). Поэт переносит нас на одну из самых больших и оживленных улиц

г. Москвы – Кузнецкий мост, на которой происходит неожиданное, неординарное событие. Какое?

 ( Упала лошадь).

 - Почему она упала? Какие изобразительные средства помогают нам понять это?  (Метафора, синекдоха, эпитеты?).

-  Какова реакция тех, кто был на этой улице?  Зачитайте отрывок. (Лошадь на круп до смеялся Кузнецкий). Как отнеслись они к падению лошади?  (Смеются, сгрудились). Каким образом автор дает понять свое отношение к тем, кто смеялся над лошадью? Как автор характеризует этих людей, их смех, какими словами?

(Зеваки, зазвенел, зазвякал) как называется  этот прием, еще раз вспомним? Прием аллитерации. Смех неприятно «Звякает», а гул голосов похож на «вой»…

Вывод. Смех один на всех, смех объединяет этих разных людей, это уже толпа, они становятся толпой. Так в стихотворении возникает обобщенный образ безликой толпы. Грустное чувство вызывает упавшая лошадь, но еще более тоскливое впечатление возникает при взгляде на очерствевших людей. Какое слово, на ваш взгляд, является основным, ключевым, передающим основной смысл первой части? (Равнодушие).

Давайте послушаем вторую группу и посмотрим, к каким выводам пришли они. Условно мы назвали эту часть «глаза лошадиные»

- Что чувствует лошадь? (Она  чувствует боль, плачет). Ведь она не просто упала, а как в тексте сказано? (Грохнулась). В этом слове что мы сразу ощущаем? Размеры лошади и неожиданность падения.

- Почему она плачет?  (От боли), Но только ли от боли? (Ей больно, но и больше всего обидно, стыдно).

- Что чувствует лирический герой, который видит слезы лошади? Зачитайте отрывок. (Какая-то общая зверина тоска плеща вылилась в шелесте).

- Отчего возникает эта звериная тоска? (оттого что люди смеялись над несчастьем животного, их жестокость, равнодушие пугает вызывает боль и страх от отсутствия сострадания), объясните другими словами это выражение «плеща вылилась на меня» ( т.е. захлестнула, переполнила душу). А как понимаете слова «расплылась в шелесте»? Шепот.  Может, эти слова не были произнесены совсем? (Может лирический герой сказал это очень тихо, так, чтобы никто не услышал, кроме  лошади, а может и мысленно обратился к ней со словами утешения). Какое слово является основным к этой  части? (Боль).

А теперь пусть третья группа выскажет свою точку зрения на третью часть стихотворения.

- Какие слова лирического героя согревают сердце теплом и заботой? Как он называет лошадь, найдите эти слова в тексте: «Деточка, старая, рыжий ребенок, жеребенок». Какое слово здесь выбивается из ряда по смыслу? Почему он назвал ее «старой»? Для чего? На что хочет обратить наше внимание?  Что хочет подчеркнуть? (Сначала на «вы», а потом как к ребенку, чувствуется жалость, сострадание, лирическому герою хочется утешить, поласкать, подбодрить. Даже взрослому человеку иногда нужны ласковые слова, слова поддержки, И если случается, что кто-то падает под непосильной ношей, то смотреть на это с равнодушием или, хуже того, с самодовольной насмешкой – недопустимо. И поэт был уверен в победе человечности, он верил в то, что « от сердца идущее слово» способно вдохнуть силы в упавшего, вернуть ему радость жизни. Тем самым он нам особенно дорог сегодня).

- Как вы думаете, почему изменилось ее настроение? (Она почувствовала сострадание, поддержку, ласку и тепло, участие). В конце чувствуется желание жить, оптимизм.

 (И к самому себе, т.к. каждый человек может в прямом и переносном смысле упасть, и надо найти силы встать и идти дальше).

-Каков же поэтический замысел стихотворения? - Как вы думаете, какие слова ключевые, самые важные в данном стихотворении? Строки, в которых заключается главный смысл стихотворения? В какой части стихотворения они находятся?

(Все мы немножко лошади. Каждый из нас по-своему лошадь.)

- Какой смысл кроется за этими словами? Как вы понимаете их.

 -К кому обращен монолог? Только ли к лошади?  На кого похожа лошадь? (Лирический герой обращается к ней как к человеку и подчеркивает глубокое уважение и сочувствие к ней, обращаясь на «вы». Человек и лошадь похожи чем-то. Люди в каждодневной суете дел устают от работы, какое есть выражение? «Устал как лошадь». У каждого свой удел в этой жизни, каждый «везет свой груз» забот и тянет свою ношу. Мы похожи на лошадь и тем, что измотаны бываем, устаем и нас иногда покидают силы).

 (Поэт хотел сказать стихотворением, что и животные, и люди нуждаются в ласке, сочувствии, поддержке, в милосердии  и это помогает жить дальше.).какое же слово является основным в третьей части (сочувствие)

6. Работа в группах.

- Подумайте и выберите цвет маркера, мела

который, по-вашему, соответствует значению этого

слова или соотносится с этим словом и объясните,

 почему вы выбрали этот цвет:

Составьте с этими словами синквейн на

 цветных листочках. Которые находятся на

ваших столах. А может быть кто-нибудь хочет

написать их на интерактивной доске?

         Я думаю,  что ваши работы и  есть то,

о чем хотел сказать в этом стихотворении

 Маяковский.

Вывод: - Так о чем же это стихотворение?

Разве оно о лошади?

 ( Нет, скорее о людях. Это философское

осмысление человеческой жизни.

 Маленькая победа добра над злом, жизни над

смертью, вселяет оптимизмом душу поэта и нашу.

Какое ключевое слово подходит ко всему стихотворению?

(Милосердие)

-  С каким недавно изученным произведением

 можно найти сходство?

(Как и в недавно прочитанном вами чеховском

 рассказе «Тоска», мы видим равнодушие людей.

Маяковский, как и Чехов, поднимает эту тему и

заставляет нас задуматься над равнодушием людей.

 И в чеховском рассказе Иона обращается к лошади,

т.к. люди оказались глухи к его горю).

Но чем отличаются эти два произведения?

 ( У Маяковского стихотворение заканчивается радостно,

Оно вселяет оптимизм и возвращает радость жизни.)

            - А сейчас, давайте вновь обратимся к тем

 отрывкам из стихотворений, которые прозвучали

 в начале урока. Который из них по-вашему

 подходит для нашего урока как эпиграф?

  И мне хочется закончить наш урок

воспоминаниями матери В.В. Маяковского,

 которая писала, что Володю заинтересовал маяк,

 когда они плыли на пароходе. Ему объяснили

назначение маяка: он далеко светит и указывает

путь морякам. Маяк произвел на Володю

сильное впечатление, что впоследствии,

став поэтом, он написал для детей книжку и

в конце книжки он обращается к детям со словами:

- Дети,

Будьте, как маяк!

Всем,

Кто ночью плыть не могут,

Освещай огнем дорогу.

 Сам он с детства мечтал жить так, чтобы своими

 делами освещать людям путь к светлому будущему.

 И сегодня на уроке его стихотворение указало нам,

 какими не нужно быть людьми и главное

человеческая красота кроется в милосердии

 души каждого из нас.  И сострадание и сочувствие

так необходимо нам в трудную минуту.

 Они дают нам веру в ценность жизни и помогают

 двигаться дальше, помогают понять, что

 стоит жить и работать тоже. В тувинской литературе

также очень много произведений, в которых

поднимается тема милосердия.

Оценки за урок.

И домашнее задание:

  1. Письменный ответ на вопрос: «Как вы понимаете смысл следующих строк: «…все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь»?»
  2. Найдите в тувинской литературе стихотворение, посвященное теме любви к «братьям нашим меньшим», найдите общее, сформулируйте по нему вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе "Модель мира В. Маяковского"

Данный урок литературы проводится в системе уроков по творчеству В. Маяковского как заключительный урок. Групповая работа даёт возможность каждому учащемуся проявить себя. На уроке используется интера...

Интерактивный тест к уроку литературы в 7 классе по стихотворению В.Маяковского "Необычайное происшествие, бывшее с В.Маяковским летом на даче"

Интерактивная презентация-тест к уроку литературы в 7 классе по стихотворению В.Маяковского "Необычайное происшествие, бывшее с В.Маяковским летом на даче". Данную презентацию можно использовать как и...

Конспект урока литературы в 7 классе по произведению Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади"

Этот урок поможет учащимся определить эстетические и нравственные проблемы произведения Абрамова....

Презентация к уроку по теме: " Тема любви в лирике В.Маяковского" (11 класс)

quot; Тема любви в лирике В. Маяковского" в 11классе является основным для восприятия как личности поэта Маяковского,так и понятия его неоднозначной лирики любви. В.Маяковский пережил необычные ...

В. Маяковский. Стихотворение "Хорошее отношение к лошадям"

В данном разделе представлены разработки уроков, полезные материалы для уроков русского языка и литературы...

Урок литературы в 7 классе по лирике Маяковского ( анализ стихотворения " Хорошее отношение к лошадям"

Урок внеклассного чтения по литературе в 7 класс. Анализ стихотворения В.Маяковского " Хорошее отношение к лошадям" проводится с использованием ассоциативно- семантического анализа текста лирического ...