Урок литературы в 7 классе по лирике Маяковского ( анализ стихотворения " Хорошее отношение к лошадям"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Бирина Юлия Андреевна
Урок внеклассного чтения по литературе в 7 класс. Анализ стихотворения В.Маяковского " Хорошее отношение к лошадям" проводится с использованием ассоциативно- семантического анализа текста лирического произведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

Тема урока: «Все мы немножко лошади…» Если Вас называют лошадью, не воспринимайте это за оскорбление…

(По стихотворению В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)».

Тип урока: обучающий.

Тип взаимодействия: сотрудничество.

Цели:

1)        Развитие умений анализировать текст.

2)        Формирование представлений об особенностях лирического произведения, о его языковых средствах, об особенностях реализации авторского замысла в лирическом произведении.

3)        Подготовка учащихся к написанию сочинения-сопоставления .

Задачи:

1)        Закрепить навык анализа лирического произведения.

2)        Закрепить умение находить в тексте изобразительно-выразительные средства.

3)        Обобщить знания учащихся об особенностях лирики В.В. Маяковского.

4)        Научить понимать силу поэтического слова.

5)        Повышать культуру речи учащихся и образное мышление.

         Форма работы: фронтальная, групповая.

 Средства обучения: мультимедийное оборудование: компьютер, проектор; презентации, тексты, схема анализа поэтического текста, изображения лошадей: фото, иллюстрации.

Методы обучения: эвристический, наблюдений, анализ, исследование, беседа.

Приемы обучения: работа с текстом, работа с презентациями, редактирование записей в тетрадях.

Прогнозируемый результат: формирование коммуникативных умений и навыков, формирование эстетического восприятия лирического произведения, развитие исследовательских, самооценочных и рефлексивных умений и навыков, умение систематизировать и анализировать текст в устной и письменной речи.

Ход урока:

1.Оргмомент

 2. Мотивация учебной деятельности.

— Ребята, какую роль играет в нашей жизни лошадь? Запишите свои ассоциации с этим словом на листе.

(Спорт, хозяйство, красота, душа)

Дома вы самостоятельно прочитали стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Все ли было понятно при чтении стихотворения?

- Какие вопросы возникли при чтении?

3. Из истории стихотворения.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано поэтом в 1918 году. Слайд№4. Это было трудное время для нашей страны. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Вот как о том времени рассказывает свидетель тех событий: «Было очень холодно. На улицах палые лошади. Убирать их было некому. Их растаскивали по кускам, разрезая перочинными ножами. Только потом приходили собаки…»

Такие сцены были нередкими в голодающей Москве 1918 года, да и не только в Москве. Однажды Маяковский сам стал свидетелем того, как обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. В конце марта 1918 года поэт сообщал : «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь». В июне стихотворение было уже напечатано.

4. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» (Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»: исп. А. Колган).

- А какую музыку вы бы подобрали к стихотворению? Почему?

5.Беседа с учащимися.

- Какую картину вы представили себе?

- В какое время года произошло событие, описанное в стихотворении

- Где произошло событие?

(Кузнецкий мост - одна из центральных улиц Москвы. На Кузнецком мосту помещалось кафе «Питтореск», где часто выступал Маяковский).

- С каких строк начинается развитие сюжета? ( Развитие сюжета начинается с первых строк:

Били копыта.

Пели будто:

-Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб).

- Как вы понимаете строки «Гриб. Грабь. Гроб. Груб»? Как эти строки характеризуют то время?

Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как “агитатор, горлан, главарь”. Он действительно шагнул к нам “через лирические томики, как живой с живыми говоря”. Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш - все эти слова ассоциируются и выражают творчество разностороннего поэта.

Он мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Он - смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным законам. У него свое построение, свой образ, свой ритм и своя рифма.

Обратим внимание на словарь, находящийся у каждого на парте и записанный на доске:

Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.

Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.

Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.

Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».

Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».

Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».

6. Групповая практическая работа.

Образы в стихотворении Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Задание по группам:

Заполните  таблицу последовательно – по шагам алгоритма.

Алгоритм анализа.

1.        Найти  главные образы: лошадь, улица (толпа), лирический герой

2.        Построить лексическую цепочку (слова), связанную с этим образом.

3.        Записать ассоциации к данным словам (например, «лошадь» влечет за собой ассоциацию с красотой, трудом, силой).

Образ

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

      Ассоциации

Лошадь

1.  Лошадь на круп

   Грохнулась

2. За каплищей каплища

   по морде катится,

   прячется в шерсти...

3. лошадь

   рванулась,

   встала на ноги,

   ржанула

   и пошла.

4. Рыжий ребенок.

   Пришла веселая,

   стала в стойло.

   И все ей казалось -

   она жеребенок,

   и стоило жить,

   и работать стоило.

Улица (толпа)

1. Ветром опита,

   льдом обута,

   улица скользила,

2. За зевакой, зевака,

   штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

   сгрудились,

   смех зазвенел и зазвякал

3. Улица опрокинулась,

   течет по-своему..

Лирический герой

1. Смеялся Кузнецкий.

   Лишь один я

   голос свой не вмешивал в вой ему.

2. И какая-то общая

   звериная тоска

   плеща вылилась из меня

   и расплылась в шелесте.

   Деточка,

   все мы немножко лошади,

   каждый из нас по-своему лошадь".

- Символом чего можно считать эти образы?

Лошадь – символ одинокой живой души, которой понадобилась поддержка, сочувствие. Также это символ стойкого характера, лошадь нашла силы подняться и жить дальше.        

Улица – враждебный, равнодушный, холодный и жестокий мир.

Лирический герой – сам автор, своеобразный «двойник» лошади. Он так же одинок и затравлен толпой.

-Давайте посмотрим, какие тропы и фигуры встречаются в этом стихотворении.

Выявление изобразительно-выразительных средств языка: звукопись, поэтическая лексика (тропы) и синтаксис (стилистические фигуры), неологизмы и др. — и определение их роли.

Заполнение цитатной таблицы (по группам):

Группы

Задание

Примеры

Роль

в тексте

1. Звукопись

Найдите аллитерации и ассонансы

Аллитерации:

БиЛи КоПыТа,

ПеЛи БуДТо:

- ГРиБ.

ГРаБь.

ГРоБ.

ГРуБ.

… и СРаЗу

За ЗеваКой ЗеваКа,

ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…

Ассонанс:

ЛошАдь упАлА!

-УпАлА лошАдь!

создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.

Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка –  бесконечное шествия зевак по Кузнецкому мосту.

Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади, и многочисленных прохожих.

2. Поэтическая

лексика

Найдите метафоры,

эпитеты, гиперболы,

сравнения, антитезы

 Гипербола:

- Подошел и вижу -

За каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти...

Эпитеты: звериная тоска, пришла веселая

Метафоры:

- Ветром опита,

льдом обута

улица скользила.

- за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

- смех зазвенел и зазвякал:

- Улица опрокинулась,

течет по-своему...

Размер лошади

3. Поэтический

синтаксис

Найдите анафоры,

инверсии, риторические вопросы,

восклицания и обращения

4. Неологизмы

Найдите авторские

неологизмы

Клёшить

        

(Список всех средств выразительности с определением распечатан для каждой группы).

7. - Какие эпитеты автор использует при описании лошади, когда та услышала слова поддержки и сочувствия? (Рыжий ребенок, пришла веселая.) Почему? (Она обрела силы, желание жить и работать.)

- Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «стойло».

Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины. (В конюшне много стойл.) Значит, лошадь стала как все другие, она уже не одна, она с другими лошадьми, она похожа на других, т.е. образ стойла – это включение себя в коллективную общую систему. Вот в чем автор видит, оказывается, внутреннюю гармонию, в стремлении быть со всеми.

8. -А теперь подумаем над темой и идеей стихотворения.

Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».

- Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».

Идея стихотворения: если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его «поэтичном» слове.

-Какова главная проблема?

(В мире людей утрачены такие качества, как милосердие, сострадание, доброта…Толпе зевак нет никакого дела до чужой боли…)

- Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? (Боль и страдания за животное вылились из души автора и выразились в его словах.)

- Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены они вслух или являются внутренним монологом? ( Это внутренний монолог.)

Поэт понимает, что все живые существа: и люди и животные – звенья одной цепи, что всем бывает больно и страшно:

Деточка! Все мы немножко лошади.

Каждый из нас по-своему лошадь.

-Разве о лошади это стихотворение? Дополните фазу «Лошадь – символ…»

(Стихотворение – попытка философского осмысления человеческой жизни. Это маленькая победа добра над злом, жизни над смертью вселяет оптимизм в душу поэта:

…и стоило жить,

И работать стоило.)

9.Подведение итогов урока.

Может быть, этот вывод неожидан для читателя, но для Маяковского он характерен, потому что дает представление о смысле его жизни и о цели его творчества. Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади.

 - Вы поняли, о чем разговаривает через свои стихи поэт с людьми? Какой диалог с ними ведет? Поэзия Маяковского всегда отличалась оптимизмом. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека, а необычная форма призвана была помочь автору в выражении гуманистического отношения к миру. Маяковский понимал, что главное - не только изменить общество, необходимо изменить каждого человека.

Хорошее отношение к животным не всегда подразумевает хорошее отношение к людям. У Маяковского такое отношение есть:

все мы

немного лошади.

-Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.

- Итак, когда Вас называют лошадью, не принимайте это за оскорбление…

10. Дифференцированное домашнее задание:

1)Подобрать произведение, схожее по теме и проблеме со стихотворением В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

2)Написать творческую работу на тему: «Рецепт от душевной боли и слез» (по стихотворению В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»).

3)Придумать свой афоризм, отражающий такие качества лошади, как выносливость, стать, ум, преданность…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 8 классе "Тема милосердия в лирике В.Маяковского (по стихотворению "Хорошее отношение к лошадям"

методическая разработка урока по стихотворению В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...

Урок литературы "В гостях у Сергея Есенина. Анализ стихотворения Черёмуха"

Открытый урок в 6-ом классе в конкурсе "Учитель года 2013" среди учителей родного языка и литературы...

Маяковский В.В. Хорошее отношение к лошадям

Для современного школьгика бывает порою трудно понять и осознать литературный текст, написанный в другую эпоху. В.В.Маяковский - один из сложнейших по восприятию поэтов XX века. Данная презентация пом...

Урок литературы : работа над выразительным чтением и анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Конспект урока включает в себя план по развитию выразительного чтения,составление плана для анализа стихотворения и другие методические приемы....

"Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"

Урок литературы в 7 классе "Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"...

Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.

Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы....

В. Маяковский. Стихотворение "Хорошее отношение к лошадям"

В данном разделе представлены разработки уроков, полезные материалы для уроков русского языка и литературы...