Среди "серых камней". (5 глава повести В.Г. Короленко "Дети подземелья").
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Ондар Анай-Хаак Чапан-ооловна

Урок литературы для 5 класса. Тема урока: Среди "серых камней" (по 5 главе повести В.Г. Короленко "Дети подземелья").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredi_seryh_kamney_5_glava_povesti_deti_podzemelya.docx51.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Бай-Талская СОШ

Бай-Тайгинского кожууна РТ

Урок русской литературы

В. Г. Короленко. «Дети подземелья».

Среди «серых камней» (5 глава).

5 класс

Из опыта работы учителя

русского языка и литературы

Ондар Анай-Хаак Чапан-ооловны

С. Бай-Тал

2013

Ондар Анай-Хаак Чапан-ооловна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Бай-Талской СОШ, 5 «б» класс.

Тема урока: Среди серых камней. ( 5 глава повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»).

Цели:

1. изучение повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»; раскрытие  тонких душевных переживаний героев, показать сложность человеческих взаимоотношений;

2. развитие речи, критического мышления; развитие умения определять роль портрета в художественном произведении;

3. воспитание личности, формирование понятий доброты и человечности (в процессе анализа произведения В.Г. Короленко).

Эпиграф к уроку:

…лучше иметь в груди кусочек                                          

человеческого сердца вместо холодного камня.

                                В.Г. Короленко.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение.

        Здравствуйте, те, у кого в душе непогода, кто грустит и скучает.

        Здравствуйте, те,  кто проводит время в одиночестве.

        Здравствуйте, те,  кто проводит время в общении с друзьями.

Как вы думаете, почему я вас так поприветствовала?

А как это связано с темой урока? (Будем говорить о главном герое Васе и его новых знакомых.)

 Сегодня к нам на урок пришли гости Незнайка и Знайка. Они хотят, чтобы вы разрешили их спор и помогли Незнайке понять и проанализировать повесть Владимира Галактионовича  Короленко «Дети подземелья» и  ответить на вопрос «Что такое доброта?»  Вы согласны помочь Незнайке?  

  1. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были нарисовать иллюстрации к повести. Давайте посмотрим ваши рисунки.

- Кто такой В.Г. Короленко?

- Кем был отец Владимира Галактионовича?

- Кто главный герой повести «Дети подземелья?»

- Кем был отец Васи?

- Что мы узнали о главном герое? Какой он?

- Что ему не хватает в семье?

                                   

7 лет        3 года

- Любит сестру и отца                                    - пугливая

-рассказывает много нового                          - ласковая

- знает отца Васи                                            - грустная                                            -                          

- болезненная

  1. Беседа учителя.

Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, интерес, уважение, бережное отношение к человеку.
В. Г. Короленко, обладая уникальным литературным талантом. Сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что самый великий дар, данный человеку, - это чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе. Таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей.
Но все – таки в этом произведении есть и светлые тона. Попробуем их увидеть. Именно поэтому мы с вами отправимся в дорогу, по которой шел главный герой повести Вася.
О какой дороге я говорю? О дороге « сердца». Попробуем испытать те переживания, которые испытал Вася.

  1. Чтение 5 главы. Чтение с остановками.

Сегодня мы знакомимся с 5 главой. (Читает учитель)

1 ост.        - Как вы думаете, какое дело могло быть у Валека в городе? (с.258)

2 ост.        - Куда Валек мог привести Васю? (с.258)

3 ост.        - Какие чувства испытал Вася, попав в подземелье? (А если бы вы попали туда?)

        - Что он там мог увидеть?  (с.259)

4 ост.        - О чём могли разговаривать мальчики, поднявшись из подземелья?

        - Что нового Вася узнает о своих друзьях? (с.260)

5 ост.        - Почему Вася ушел домой раньше обычного?

1) Итак, что вы узнали о жизни Валека и Маруси?

  1. Валек                – ворует для сестрёнки.
  2. Маруся        – «серый камень» высасывает из неё жизнь, больная, голодает.

2) Как изменился Вася? (сочувствует, переживает, думает о жизни)

Вывод: - Знакомство с Валеком и Марусей наполнило жизнь Васи новым содержанием;
            он обретает друзей, душевное тепло.

         - Дружба с обездоленными детьми  заставляет Васю сделать для себя
           открытия, задуматься о несправедливости в жизни, о судьбе своих друзей.

  1. Физминутка. Вы очень хорошо поработали, давайте немножко отдохнем.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подпочас

Гордо в зеркальце глядясь.

  1. Рефлексия.

        Какие открытия сделал для себя Вася, общаясь с новыми друзьями?

Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли»

    - Как решил для себя эти проблемы Вася?  Почему  их называют проблемами нравственного выбора?

Он понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что этого хотят. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому-нибудь. Нечто положительное, хорошее, полезное. Доброта приносит людям радость, не требует взамен награды. Доброта никогда не стареет, доброта от холода согреет.

Без доброты – подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаст другому - невозможна душевная красота.

  1. Вывод урока о «сером камне».

У вас на партах есть слова. Прочитайте их, подумайте, куда их лучше отнести: к «человеческому сердцу» или «серому камню».

Ученики встают из-за парт, подходят к доске и вешают понятия на определённую сторону доски. В итоге должна получиться следующая картина:

«человеческое сердце»                                                «серый камень»

Чуткость, сочувствие, сострадание                     голод, страх, холод, боль,

милосердие, гуманизм, тепло,                        ужас, несправедливость

великодушие, понимание,                                   безжалостность, равнодушие, человеколюбие                                                бесчувственность

  1. Прочитайте эпиграф. Как вы его понимаете?

- Эти слова В. Короленко мало прочитать,  их нужно пропустить через себя, пережить вместе с героями все трагические моменты и стать добрее, милосерднее, внимательнее друг к другу. С этой задачей вы справились великолепно.

  1. Домашнее задание.
  1. Двойной дневник        (работа в парах).

Открытия Васи

Почему?  Пояснения (комментарии)

1. Плохо без Валека и Маруси.

2. Валек – вор.

3. У Валека и Маруси нет дома.

4. Не знал голода.

5. «Серый камень».

6. Валек и Маруся – нищие.

Заполнить дома.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Если останется Время:

Игра «Угадай слово».

  1. Теория

Назовите литературные термины.

Описание природы.      (пейзаж)                                                                                    

Описание внешности персонажа как одно из средств его характеристики.     (портрет)

Эпическое произведение, повествующее о нескольких жизненных явлениях,  событиях, человеческих судьбах.                    (повесть)                                                                

Ряд событий, положенных в основу произведения.        (сюжет)                                            

Построение произведения, порядок изложения событий.     (композиция)    

  1. «Угадай героя».

«Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика».                                                                       (Маруся)

«Мальчик лет девяти, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазам»                                                            

  (Валек)

 «Девочка была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так  резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья…»                                                                  (Соня)                                                                                                                                        

 «Он - судья. У него строгое и угрюмое лицо, на котором лежала суровая печать неизлечимого горя.  Про него говорили, что он самый лучший человек в городе…и засудил даже  одного графа».                           (отец Васи)  

«Роста он был высокого… Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся  вперёд нижняя челюсть  и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; Но глаза смотрели упорно и мрачно, и в них светились острая  проницательность, энергия и ум».                                                                        

                                                                                                            (Тыбурций Драб)    

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Отрочество героя в главах повести «Детство Темы». Испытания в жизни подростка. Теория на уроке: Поступки героев и их характер.

Данный урок проводится в 6-ом классе, технология - проблемно-диалогическая, что позволяет повысить активность учащихся и активизировать их мыслительные процессы. Технологическая карта урока моставлена...

Сжатое изложение. Отрывок из II главы повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Разработка урока содержит материалы для  написания сжатого изложения. В работе представлено несколько видов сжатия текста ....

Внеклассное мероприятие по литературе (инсценировка I, IV, V, XI, XIV глав повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Данное внеклассное мероприятие помогает расширить представления учащихся о творчестве А.С. Пушкина,  воспитывать уважение к родному языку и слову, к истории страны, развивать артистизм, эсте...

План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, в...

Викторина по 1-4 главам повести "Сын полка".

Викторина по 1-4 главам повести "Сын полка"....

проверочный тест по отдельным главам повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Тест включает в себя две части: с выбором ответа и без выбора ответа....