Родная природа в стихах русских поэтов
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Логутова Валентина Васильевна

Конспект урока литературы в 5 классе с использованием репродукций картин русских художников.Сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rodnaya_priroda_v_stihah_russkih_poetov.zip1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Родная природа в стихах, в музыке, в живописи.

Открытый урок по литературе в 5 классе

2012 год

Логутова В.В. учитель русского языка и литературы    


Аннотация к уроку: учащиеся делятся на три группы и  рассаживаются за тематически оформленные три стола: зима (снежинки, вырезанные из бумаги разложены на столах), весна (бумажные цветы оформляют стол), осень (кленовые листья из бумаги или специально можно заготовить осенние листья). На усмотрение учителя, можно поговорить и о времени года - лето.

Цели урока: развитие любви к поэзии, навыков выразительного и внимательного  чтения, устного словесного рисования; воспитание чувства прекрасного.

Оборудование: компьютер, проектор, стихи русских поэтов о природе, картины русских художников – пейзажистов в форме презентации Microsoft Office Power Point, музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года», сочинения учащихся, рисунки  учащихся к стихам.

                                                 Ход урока:

  1. Вступление (объявляется тема урока, цели)
  2. Учитель: сейчас зима. Снег мягким, пушистым ковром окутал  озябшую землю. Деревья словно одеты в шубы и шапки…  

- Давайте продолжим это описание стихами о зиме.

А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняет…»

И. Никитин «Зимняя ночь»

И. Суриков «Зима»

3. Вопросы для беседы:

- Какие чувства по отношению к зиме испытывают  поэты?

- Какое стихотворение понравилось больше? Почему?

-Приведите примеры олицетворения.

5.Учитель: вот как передают красоту зимней природы художники (Грабарь «Февральская лазурь», В.Д. Поленов «Первый снег»,Н.П.Крымов «Зимний вечер»,И.Левитан»Зимой в лесу»). Читает своё сочинение по катине Грабаря «Февральская лазурь»  Петрова В.

6.Учитель:композиторы тоже очень любят природу и поэтому так много музыкальных произведений, посвященных временам года. У  П.И.Чайковского есть музыкальный календарь природы-12 пьес по названиям месяцев в году.(Слушаем фон.запись пьес)

 Музыка зимы вначале спокойная, неторопливая. Мягко нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой. Но вот  музыка зазвучала встревоженно, таинственно. Каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то своё, мысленно рисует себе какую-то свою картинку.

7.Учитель: пройдет еще немного времени, снег потемнеет, побегут ручьи, наступит весна.

- Какие стихи о весне вы знаете?( Стихи читаются наизусть.)

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды».

А. Фет «Весенний дождь»

А.Плещеев «Весна».

Задание: устное словесное рисование-описание  картин русских  художников о весне (ИЛИ ПРОЧТЕНИЕ ГОТОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ)  и прослушивание музыкальной пьесы о весне.

Презентация  картин К.Ф.Юонн «Мартовское солнце», И.Левитан «Весна пришла»,П.А.Брюллов «Весна»,и др

Вопросы для беседы:

- Почему так много жизни в стихотворениях о весне?

-С помощью каких эпитетов поэты передают своё отношение к этому времени года?

-- Что общего в настроении  стихотворений о весне, музыкальной пьесы?

7. Слушаем музыку об осени, не сообщив учащимся о следующем этапе работы.  

Учитель: угадайте, о каком времени года хотел нам рассказать своей музыкой композитор?

Сочинение – миниатюра об осени(устно).

Презентация картин И. Левитан «Золотая осень»,В.Д. Поленов «Осень в Абрамцево» и др.

Стихи об осени читают учащиеся.

А.С.Пушкин «Осень»

А.Майков «Ласточки»

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Вопросы для беседы:

- Какие чувства, кроме грусти, описывают поэты? Подтвердите примерами .

- Какие краски, звуки, запахи осени помогают поэтам передать свои чувства?

Рассмотрите картины художников, найдите в стихах строчки для описания пейзажей.

8. Игра- тест (см.презентацию- приложение). Определить автора строчек. 

1.Топи да болота,                              2. Весна идёт, весна идёт!

Синий плат небес.                            И тихих, тёплых майских дней

Хвойной позолотой                          Румяный, светлый хоровод    

Взвенивает лес. (Есенин)                Толпится весело за ней (Тютчев)

3. Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала. (Плещеев)

4.Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая. (Никитин)

5. И под утро снегом                    6.Пусто, одиноко

 Поле забелело,                             Сонное село;

Точно пеленою                              Вьюгами глубоко

Всё его одело. (Суриков)              Избы занесло (Никитин)

9.Выводы. Поэтов, художников, композиторов объединяет любовь к родной природе, способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного. И ещё одним даром обладают талантливые писатели и поэты: даром «рисовать словами и звуками», так же, как художники рисуют карандашом  и кистью.

    Стихи русских поэтов открывают нам красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия – тоже великое чудо. Но открывается оно, как  и чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному  и доброму, чуткому, внимательному.

 Постараемся же стать такими!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное чтение. Картины родной природы в произведениях русских поэтов

Конспект, презентация урока внеклассного чтения 5 класс коррекционной школы VIII вида...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

Применение инновационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе.Выступление на 3 Областной научно -методической конференции "Обучение русскому языку и литературе: формы, мето...

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Родная природа в стихах русских поэтов XIX века

Целью урока является расширение сведений о русской поэзии 19 века, воспитание эмоциональной культуры и  художественного вкуса. Основными задачами урока будут: работа над выразительным чтением, пр...

Тема природы в стихах русских поэтов (изучение сквозных тем)

Данный урок разработан для учащихся 7 класса. На уроке рассматриваются стихотворения русских поэтов: Брюсова,  Есенина. Работа в группах позволяет проанализировать стихи, наблюдать, как сквозная ...

«Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.

Цели:1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения2. Развивающие цели:• развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, дока...

Человек и природа в стихах русских поэтов

Материал к уроку литературы....