В.Распутин "В тайге над Байкалом" (разработка урока)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Строева Ольга Владимировна

Разработка урока по рассказу В.Распутина "В тайге над Байкалом" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasputin_v_tayge_nad_baykalom.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

                 Тема: В.Г.Распутин «В тайге над Байкалом»

     Цели деятельности учителя: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, главными героями произведения; пробудить интерес к теме повести и вызвать у учащихся эмоциональный отклик на произведение; рассмотреть роль пейзажа и выразительных средств в рассказе; помочь учащимся раскрыть и понять главную мысль произведения.

     Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного текста; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр произведения, формулировать идею произведения, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД:

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретает новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, составляет монологическое высказывание, соблюдая правила речевого поведения.

Ход урока:

  1. Орг.момент .

Проверка готовности, настроя на работу, приветствие.

Эмоциональная рефлексия: на столах лежат цветные квадратики, нужно выбрать тот, который подходит по настроению. (голубой –плохое, жёлтый – хорошее, белый – не могу определиться)

  1. Постановка цели и темы занятия

К сегодняшнему уроку вы готовили легенду о Байкале, учили стихотворения. О чем у нас сегодня пойдет речь? Не забывайте, что мы с вами на уроке литературы Восточной Сибири.(выслушиваются ответы ребят)

Сегодня мы будем говорить о Байкале (учащиеся сами формулируют цели и задачи урока)

  1. Создание эмоционального настроя

- Что вы знаете о Байкале?

           - Бывали ли вы на этом озере? Какие эмоции у вас остались? (учащиеся делятся своими впечатлениями)

           - Просмотр презентации про Байкал и прослушивание легенды(заранее подготовленный учащийся)

Легенда о Байкале.

    В мире есть много озер — больших и маленьких, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом по широкой известности и громкой славе. И ни о каком другом озере не сложено столько легенд и сказаний, песен и стихов. В них звучит не только почитание, но и нечто такое, что подчеркивает присущее только Байкалу величие и резко выделяет его из всех озер земного шара.
О Байкале существует легенда, которую в тех краях знает и стар и млад. Эта легенда гласит, что в местах, где сейчас плещется Байкал и берет свои воды бурная река Ангара, жил богатырь по имени Байкал, и была у него дочь по имени Ангара. Также у Байкала было 336 сыновей, которых он держал в ежовых рукавицах. Суровый отец заставлял сыновей трудиться не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду в одну большую котловину. То, что они с таким трудом добывали, проматывала их сестра. Ангара растрачивала собранное на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов, что живет за горами красавец Енисей. Узнав о его красоте и силе, она полюбила его всем сердцем. Но Байкал прочил ей в мужья старого Ир-кута. Еще строже стал стеречь старик дочь: заточил ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Анкара плакала и просила богов помочь ей. Сжалились боги над пленницей и повелели ручьям и рекам размыть хрустальный дворец. Анкара вырвалась на свободу и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.
    От шума проснулся старый Байкал и бросился в погоню. Но куда ему было угнаться за молодой дочкой! Все дальше убегала Ангара, и тогда разъяренный Байкал метнул в беглянку каменную глыбу, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и называют ее Шаманским Камнем.
Разбушевавшийся старик все бросал и бросал в дочь осколки скал, но каждый раз чайки кричали: «Обернись, Ангара!», и девушка ловко уклонялась от смертоносных посланцев отца.
   Прибежала Ангара в Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.
Легенда переплетается с правдой. 336 сыновей — это реки, питающие Байкал. Они собирают воду с территории, которая примерно равна площади Франции. Вытекает же из озера могучая река Ангара, постоянно обновляющая воды Байкала. Ширина потока составляет примерно километр. Это про нее говорят: «Разоряет дочка старика Байкала!»

        - Прослушивание стихотворений про озеро (стихотворения рассказывают заранее подготовленные ученики.)

Жемчужина мира - чудесный Байкал,

Ты взоры людей уж давно привлекал,

Глубины твои и прозрачность их вод,

Весь мир покорили на сто лет вперед!

Прекрасны восходы, красивый закат,

Волны бирюзовой шуршащий накат,

Здесь люди добрее и чище душой,

Они молодеют, встречаясь с тобой!

Байкал вдохновляет и жить, и творить,

Разумное, светлое все возводить,

Не терпит он лжи и черствой души,

Пороки людей он не прячет в тиши!

Он может характер и нрав показать,

Тогда никому "Баргузин" не сдержать!

"Сарма" налетит и ударит "Култук",

Ей-ей, берегись, "Верховик" еще тут!

Нам жить здесь всегда - это счастье дано,

Байкал защитить - так же нам суждено!

Придут и уйдут - наследят на песке,

Но чище людей ты не встретишь нигде!

БАЙКАЛ

Я с детства мечтал о Байкале,
И вот – я увидел Байкал.
Мы плыли, и гребни мелькали, 
И гребни смотрели со скал.
Я множество разных историй
И песен тогда вспоминал 
Про это озёрное море,
Про этот священный Байкал.
От пристани к пристани плыли.
Был ветер. Был холод. Был май.
Был поезд, - и мы укатили
В том поезде в синий Китай.
Как часто душа иссякала 
В желаньи вернуться опять.
Я так и не знаю Байкала:
Увидеть – не значит узнать.

            - Составление синквейна про Байкал

  1. Знакомство с жизнью В.Распутина

- Ребята, а какой человек может рассказать нам об озере так, чтобы мы захотели там побывать, влюбились в это озеро? (надо подвести учащихся к тому, что этим человеком может быть тот, кто хорошо знает эти места, живет там).

 - Таким человеком является В.Г.Распутин. (биографию рассказывает подготовленный ученик)

     Родился 15 марта 1937 года в районном посёлке Усть-Уда Иркутской области. Детские годы прошли в селе Аталанка, в 400 км от Иркутска. Отец -  Распутин Григорий Никитич -  был крестьянином, работал в леспромхозе, мать – домохозяйка - Распутина Нина Ивановна.  Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1973). После школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты.

  1958 - в газете "Советская молодежь" Распутин печатает статьи, зарисовки, репортажи, критические корреспонденции о студенческой жизни, о деятельности пионерских дружин, о работе милиции, о жизни школы.

  1959 - заканчивает пятый курс историко-филологического факультета ИГУ. Работает в газете "Советская молодежь". Под газетными публикациями появляется псевдоним В.Каирский.

  1961 - в альманахе "Ангара" впервые опубликован рассказ Распутина ("Я забыл спросить у Лешки...").

   Последние годы Распутин занимается в основном публицистикой, пишет статьи

    1995 - решением Иркутской городской Думы Распутину присвоено звание "Почетный гражданин города Иркутска".

  1. Чтение первой и второй главы и беседа по прочитанному

- Что мы узнали о жизни на берегу Байкала до и после строительства Иркутской ГЭС?

 - Какова цель похода Сани и его дяди в тайгу?

 - Что имел в видя дядя, говоря «когда бы по-людски ее брать»?

 - Какой прием использует автор, описывая путь героев? Доказать примерами их текста (примеры сравнения и олицетворения)

       

  1. Творческое задание

      Представьте то место, куда попал Санька со своим дядей и попробуем его нарисовать (под музыку «Эхо Байкала» учащиеся по группам рисуют тайгу, озеро, тропу)

       В это время двое учащихся составляют свой рассказ с использованием олицетворения и эпитетов «Мой путь по берегу реки или по тропе»


   7. Подведение итогов урока, рефлексия (выбираем цвет, подходящий под настроение, и сравниваем его с тем, что было в начале урока)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа тайги и ее восприятие в рассказе В. Распутина «В тайге над Байкалом».

Интегрированный урок в 5 классе по литературе и природоведению . Интеграция географии с литературой - позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет  логически мыслить, пробужд...

Разработка урока "Сравнительная характеристика природных зон России - тундра и тайга"

Это урок усвоения новых знаний, пятый урок темы «Природно-хозяйственные зоны»Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления полученных ...

презентация к уроку по теме тайга 8 класс

презентация к уроку по теме "Тайга" 8 класс  флора и фауна, тип расселения населения...

Конспект урока по УМК "Писатели Восточной Сибири" Нравственные ценности в рассказе Валентина Распутина "В тайге над Байкалом"

Данная разработка урока по литературе поможет учителю  провести урок по УМК "Писатели Восточной Сибири" на заданную тему. В ней представлен не только конспект урока, но и презентации с яркими илл...

конспект урока -путешествия "Леса умеренного пояса. Тайга"

Тип урока: Урок «открытия» нового знанияЦЕЛЬ: Познакомиться с особенностями органического мира тайгиЗАДАЧИ:1.      Формировать предметные УУД: понятие тайга, животный мир тайг...

Технологическая карта урока географии по теме "Тайга"

Урок географии в 8 классе. Урок по ФГОС....

Сценарий урока по литературе !Законы тайги - уроки жизни" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Цель (прописанная через результат): формирование навыков анализа художественного текста, навыков цитирования и аргументации; ориентирование учащихся на понимание, что природа – не только красота...