Природа тайги и ее восприятие в рассказе В. Распутина «В тайге над Байкалом».
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Интегрированный урок в 5 классе по литературе и природоведению .

Интеграция географии с литературой - позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет  логически мыслить, пробуждает  желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает урок живым и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.  

На первом уроке учащиеся рассматривали по природоведению темы "Ландшафт. Природные зоны. Тайга", а по литературе анализировали рассказ "В тайге над Байкалом". Второй урок - групповая работа и защита творческих заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 5 классе по литературе и природоведению

 Природа  тайги и ее восприятие в рассказе В. Распутина «В тайге над Байкалом»

 Актуальность интегрированного урока

Интегральным урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливаются события, явления. Перенос знаний из одного предмета в другой  стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребности в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая предпосылка формирования научного мировоззрения и других качеств человека.

Интеграция географии с литературой - позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет  логически мыслить, пробуждает  желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает урок живым и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.

 Цель урока:

Сформировать художественный  образ  таежного ландшафта  на основе научных знаний и анализа рассказа писателя-сибиряка В.Г.Распутина «В тайге над Байкалом»

Задачи:

  1. Учить анализировать различные источники информации
  2. Учить выразить   образ  территории средствами художественного слова
  3. Воспитывать чувство любви к природе и Родине
  4. Познакомить с этапами биографии  современного писателя В.Г.Распутина
  5. Формировать умения слушать и записывать информацию, заполнять опорные конспекты.
  6. Учить применять знания по природоведению и литературе в нестандартной ситуации
  7. Формировать умение работать в группе, обсуждать, анализировать свою индивидуальную работу с  одноклассниками

Организационный момент урока.

Учитель литературы: 

Урок занимает два часа (это урок природоведения и урок литературы)

На первом уроке, вы работаете индивидуально. Отвечаете на вопросы. Показываете свои знания. Внимательно слушая  ответы, анализируя материал презентаций и фильма, заполняете кластер. Обратите внимание, на ваш опорный лист на белом фоне вы запишите ключевые слова, характеризующие научную информацию, а на цветном фоне понятия художественного  образа.

На втором уроке  вы будете работать группами, выполняя творческое задание

Итог нашего урока – защита творческих заданий.

Учитель природоведения.

Задачи урока Вам  ясны? Подвигайте опорные конспекты, берите ручки, начинаем работу.

Планета Земля – наш дом, это единый природный комплекс, где все компоненты природы взаимозависимы. Если мы по просим художников из разных стран нарисовать планету, мы увидим очень не похожие картины мира.

Как вы думаете почему?

Ландшафт географический понимается как природная система, состоящая из отдельных компонентов (рельефа, климата, почвы, растительности, животных) которые взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Внешний вид ландшафта проявляется в растительности, поэтому свое название ландшафты получают, как правило, по растительному компоненту

Главное понятие урока  - это ландшафт. Каждому из вас предстоит  пройти  путь, по сложной тропе познания и осмысления, от научного понимания  термина «ландшафт»  к  личному восприятию и созданию художественного образа территории.

Планета представлена очень разнообразными ландшафтами, которые образовали природные зоны Земли. От пышных экваториальных лесов до суровых арктических пустынь.

  1. Почему так разнообразны природные зоны планеты?

 Россия самая большая по площади страна мира.

  1. Какие природные зоны вы можете выделить на  территории России? (Показ на карте)
  2. Какая природная зона занимает самую большую площадь?

Что это за природная зона. Чем представлен ландшафт тайги нам помогу разобраться ученики, получившие опережающее задание.

Презентация «Растительность тайги».

Выносливы растения тайги, именно они помогают перезимовать животным, давая им кров и корм.

Среди таежных лесов Восточной Сибири, в тектонической котловине находится самое удивительное озеро планеты – озеро Байкал.  Местные жители, в знак почтения называют Байкал морем, а ученные будущим  океаном, так как котловина озера продолжает увеличиваться. Глубина озера составляет 1800 м, а прогибу земной коры под озером может позавидовать даже Марианская впадина, т.к. байкальский прогиб составляет 20 000 м.

Фильм   «Байкал»

Удивительна природа страны, и именно она повлияла на формирование особенностей характера людей и таланта людей. «Лес и степь вот, что сформировало русского человека» отмечал русский этнограф  Лев Гумилев.

Учитель литературы

Презентация «Биография Распутина В.Г.»

Сибирская земля – родина писателя  Валентина  Григорьевича Распутина. О себе он говорил: «Родился я в  тридцать седьмом году, в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде,  что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас  говорят тутошний».

  Детство провел В.Г. Распутин в селе Аталанка , расположенном тоже на берегу Ангары.   Это местечко на  берегу красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана.  Он вспоминал: «Первые мои впечатления связаны с Ангарой, а потом с матерью и бабушкой. Я понимаю, что должно быть наоборот, ведь не Ангара же вспоила меня грудным молоком, но сколько не веду я в себе раскопки, ничего прежде  Ангары не нахожу.  Ангара же, единственная дочь Байкала по легенде, поразила меня своей красотой и  силой…»

- Покажите на карте географические названия, связанные с жизнью Распутина?

Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все, что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Окончив четыре класса в Аталанке, Распутин, конечно же, хотел продолжить учебу. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу, где были старшие классы, находилась она за 50 километров в районном центре. Каждый день не наездишься – надо было жить там одному. Так в 11 лет началась его самостоятельная жизнь, без семьи, без матери. Учиться было сложно: нужно было преодолеть себя, преодолеть голод (мать раз в неделю посылала хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.

 1954г. Распутин становится студентом филологического факультета Иркутского университета.

Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки...” был опубликован в 1961 году. Первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света" была издана в 1967 в Красноярске.

Повествование  «В тайге над Байкалом» - фрагмент рассказа «Век живи – век люби».

Работа с текстом.

- Объясните название рассказа, используя знания географии. Почему над Байкалом?

Вопросы на осмысление содержания текста.

- Кто герои повествования?

- Что мы о них знаем? Кто на ваш взгляд является главным героем этого повествования? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.

- Зачем они отправляются в тайгу? Какова  основная цель их похода?

- Вынес ли Саня из тайги нечто большее, чем ведро с ягодой? Какая глава помогает раскрыть чувства Сани? Какие чувства испытывает герой?  Какие строки помогают понять чувства Сани?

- Какие художественные детали использует писатель, создавая образ тайги? Выделите детали, характеризующие тайгу, разместите их на вашей опорной схеме. (выделяем вместе, каждый самостоятельно вносит их в схему).

Урок 2 - Творческая мастерская.

Учащиеся работают в группах по 5 человек.

1. Создать образ тайги помогают тропы, средства художественной выразительности. Прочитав пейзажные зарисовки  рассказа, определите тропы и их роль в отрывке. Сделайте вывод.
2. Показать на контурной  карте, где размещается таежная зона.

3. Рисунки о природе по рассказу Распутина. Представить.

4. Подобрать к фотографиям строки из текста рассказа.

5. Создайте свои небольшие творческие работы о тайге. (синквейн, акростих, лирическую зарисовку, стихотворение по заданным рифмам (Байкал-скал-зеркал, тайга-жемчуга, Ангара-костра)

6. Представить работу группы, предварительно обсудив индивидуальные работы каждого ученика.

Представление работ творческих групп

Елена Валентиновна подводит  итоги работы творческих групп.

 А мы проанализируем нашу работоспособность.

Рефлексия урока:

Урок понравился,  потому что

Было сложно, но я научился (лась)

урок не понравился, потому что

Помогли вам знания о природных зонах написать свои творческие работы?

Какие эмоциональные чувства вызвал у вас рассказ?

Библиография урока:

http://festival.1september.ru/articles/419089/

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/statya-dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-na-urokakh-geografii-cherez-integr

http://detstvo.irkutsk.ru/authors/rasputin/work/na_angare.html

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%B0%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&stype=image&noreask=1&lr=213

http://detstvo.irkutsk.ru/authors/rasputin/work/7.html

http://clublit.ru/book/export/html/96

Приложение  1

Оценка работы групп

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

Использование литературного текста

Привлечение научных понятий  (терминов)

Использование художественного материала

Взаимодействие в группе

Представление результата

Итоговый результат

Приложение 2        

1. Создать образ тайги помогают тропы, средства художественной выразительности. Прочитайте пейзажные зарисовки из  рассказа, определите тропы и их роль в отрывке. Сделайте вывод.


2. Показать на контурной  карте, где размещается таежная зона.

3. Рисунки о природе по рассказу Распутина. Представить.

4. Подобрать к фотографиям строки из текста рассказа.

5. Создайте свои небольшие творческие работы о тайге. (синквейн, акростих, лирическую зарисовку, стихотворение по заданным рифмам (Байкал-скал-зеркал, тайга-жемчуга, Ангара-костра)

6. Представить работу группы, предварительно обсудив индивидуальные работы каждого ученика.

Текст  1

Бессчётное число раз переходили они речку с берега на берег, поднимаясь встреч ей по распадку, то прыгая по камням, то перебираясь по упавшим поперёк лесинам, то вброд, а то перешагивая в узких глубоких горловинах, в которых клокотала тёмная вода. Тропа на белых, как высушенных, камнях терялась, не оставалось, сколько ни осматривался Саня, никакой мало-мальской приметы, но дядя Митяй словно бы видел её поверху и точно выходил на её продолжение. Они шли то по крутому откосу, где больше сил тратилось, чтобы, упираясь, не скатиться вниз, чем передвигаться вперёд; то по такому узкому прижиму рядом со скалой, на котором не только не разминуться вдвоём, но и одному было тесно, так что приходилось заплетать ноги, чтобы шагать в линию, то по высокой, выше человеческого роста, траве в заболоченных низинах. Но затем тропа, давая отдохнуть, забирала в лес, становилась сухой и широкой, шагу ничего не мешало, и идти по ней было одно удовольствие.

Текст 2

Но когда выбрались они наконец из завала и, пройдя ещё минут пятнадцать по чистой тропке, поднялись на вершину, обрывисто стёсанную слева и соступающую вправо каменистым серпантином, когда неожиданно ударил им в глаза открывшийся с двух сторон необъятный простор в тёмной мерцающей зелени, победно споривший в этот час с белёсой пустотой неба, – за всё, за всё они были вознаграждены. Среди огромных валунов, заросших брусничником, важно и родовито, не имея нужды тянуться вверх, стояли – не стояли, а парили в воздухе – могучие и раскидистые сосны, как и должно им быть царственными и могучими в виду многих и многих немереных километров вольной земли. Здесь был предел, трон – дальше и внизу, волнисто вздымаясь к дымчатому горизонту и переливаясь то более светлыми, то более тёмными пятнами, словно бы соскальзывая и упираясь, широким распахом стояла в таинственном внимании державная поклонная тайга.

Текст 3

Первое, что увидел Саня, открыв глаза, было солнце— не случайно выбравшееся из-за туч, чтобы показаться, что оно живо-здорово, а одно-единственное во всё огромное чистое небо, склонённое от горы за речку и дальше, чтобы солнцу легче было выкатиться на простор. Возле горы лежала ещё тень, слабая и начинающая подтаивать, от неё, казалось, и натекла небольшая сырость, но вся низина сияла под солнцем, и взрывчато, звёздчато взблёскивали там на кустах яркими вспышками погибающие капли воды, И куда всё так скоро ушло – и беспросветная, бесконечная тьма в небе, и дождь, и ночные тревоги и страхи – нельзя было представить.
Костёр догорал, слабый дымок редкой и тонкой прядью уходил прямо вверх. Саня и ступал как-то необыкновенно легко и высоко, словно приходилось затрачивать усилия не для того, чтобы ступать, а чтобы удержаться на земле и не взлететь. Деревья стояли с задранными ветками, и вытянуто, в рост, прямилась трава.

Текст  4

В поздних и мягких сумерках они вышли к Байкалу, перешли через рельсовую дорогу и в высоко и округло, как остров, стоящем лесном отбое между дорогой и берегом скинули со спин поклажу.
Догорел свет, небо потухло, не давая глубины, и затмилось; сглупа выскочили над Байкалом слабые, мутные звёздочки и тут же, как одёрнутые, скрылись.
Резко и отчётливо выделяясь, темнел лес, не вставший ещё сплошной стеной, выказывающий разнорост и глубину, В нём длинными и тоскливыми вздохами пошумливал верховой ветер. Резко очерчивались густой синью и дальние берега на той стороне Байкала; вода в море, притушенная скучным небом, едва мерцала дрожащим и искривлённым, как бы проникающим из-под дна, свечением.

Текст 5

Тайга стояла тихая и смурная; уже и проснувшись, вступив в день, она, казалось, безвольно дремала в ожидании каких-то перемен. Про небо в густой белой мути нельзя было сказать, низко оно или высоко, из него словно вынули плоть и осталась одна бездонная глухая пустота. Солнце сквозь неё не проникало, не было и ветра — тяжёлые, раздобревшие за лето деревья стояли недвижно и прямо, охваченные истомой, и только над речкой, повинуясь движению и шуму воды, подрагивали на берёзках и кустах листья. Время от времени вспархивали птицы. Однажды, шагая, путники вспугнули с тропы выводок рябчиков, но и он снялся и улетел спокойней обычного, чтобы не нарушать общей тишины.
Чем дальше уходили они, тем больше становилось кедрача и тем чаще задирал Саня голову, высматривая шишки. Их было много, и висели они — как сидели в густой тёмной хвое, пузато заваливаясь на сторону в поисках опоры.

 

Домашнее задание

Домашнее задание на 12. 03. 2012

Выучить материал « Природные зоны» с 34-39

Уметь показывать на карте природные зоны мира.

Иметь на уроке атлас для работы. Цветные карандаши.

Вопросы к уроку:

  1. Что называют ландшафтом?
  2. Покажите Природные зоны планеты на карте?
  3. Почему природные зоны удобнее показывать от экватора?
  4. Почему так разнообразны природные зоны планеты?
  5. Выявите, какие природные зоны можно выделить на  территории России?
  6. Какая природная зона занимает самую большую площадь?
  7. Найдите на карте, на  какой территории  находиться  озеро Байкал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу В. Распутина "Женский разговор"

Опыт сопоставительного анализа....

«Воспитание чувств» в рассказе В.Распутина «Уроки французского».

Одиннадцатилетний мальчик впервые волею судьбы оторван от семьи, вырван из привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: вед...

Литературная игра по рассказам Астафьева, Распутина, Нагибина

Презентация к литературной игре, построенной по принципу телевизионной  "Своей игры"....

В.Распутин "В тайге над Байкалом" (разработка урока)

Разработка урока по рассказу В.Распутина "В тайге над Байкалом"...

Конспект урока по УМК "Писатели Восточной Сибири" Нравственные ценности в рассказе Валентина Распутина "В тайге над Байкалом"

Данная разработка урока по литературе поможет учителю  провести урок по УМК "Писатели Восточной Сибири" на заданную тему. В ней представлен не только конспект урока, но и презентации с яркими илл...

КРИВЦУНОВА Л.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Актуализация читательского восприятия на разных этапах постижения смысла произведения (рассказ В. Распутина «Мама куда-то ушла»).

В методической разработке представлены этапы урока, виды деятельности учителя и ученика, а также описание умений как предметных, так и метапредметных на разных этапах урока....