Стихотворение "Парус" М.Ю. Лермонтова. Жажда борьбы и свободы...
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Ильина Алла Борисовна

На примере стихотворния М.Ю.Лермонтова "Парус" учащиеся постигают основы анализа содержания и средств художественной выразительности поэтического текста, знакомятся с особенностями лирики Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ilina_a._urok_literatury_6_klass.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Ильина А.Б.

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 2 г. Серпухова Московской области

Урок литературы. 6 класс.

УМК п/р В.П. Полухиной.

Стихотворение «Парус» М.Ю. Лермонтова.

Жажда борьбы и свободы…

  1. Цель  урока:

познакомить учащихся с особенностями лирики М.Ю. Лермонтова  на примере стихотворения «Парус».

            Задачи урока:

- дать основы анализа содержания и средств художественной выразительности поэтического текста;

- объяснить смысл и назначение приема «инверсия».

  1. Оформление доски (заполняется по ходу урока):

Мятежный -1. причастный к мятежу, его участник;

2. тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся.

Смятение – 1. Сильное волнений, возбуждение, тревога, вызванные борьбой противоположных чувств.

Фразеологический оборот: не находить себе места.


Михаил Юрьевич Лермонтов

Парус


Прямой порядок слов:

         1                 2                3          4          5

Одинокий парус белеет в голубом

           6               7

 тумане моря.


Инверсия:

          3              2                   1

Белеет парус одинокий

  4          6                7               5

В тумане моря голубом.


Инверсия – нарушение прямого порядка слов в предложении.

Средства выразительности:


эпитеты

одинокий

мятежный

интонация

вопросительная

восклицательная

паузы

строение строф

инверсия

  1. Ход урока:

  1. Чтение стихотворения учителем (наизусть), учащиеся следя по тексту.
  2. Вопросы на понимание содержания текста:

- Всё ли понятно в этом стихотворении?

- О чём оно? (О лодке под парусом, плывущей в море).

- Попробуйте своими словами описать картину, представленную в стихотворении.

3.   Сравните ваш пейзаж с акварелью «Парус» М.Ю. Лермонтова.

- Какие краски вы использовали бы? (Белый, голубой, лазурный, золотой, синий, черный, коричневый).

-  Совпадают ли картины, «нарисованные» вами в вашем воображении  и созданная М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Парус»? (Не совсем).

- В чём разница между стихотворением поэта и вашим словесным рисунком? (Затрудняются ответить).

4.   В стихотворении М.Ю. Лермонтова есть какая-то тайна, загадка. Попробуем разгадать её.

     - Какие красочные определения, образные определения (эпитеты)подбирает поэт к слову

       «парус»?

Парус – одинокий, мятежный (записать в тетрадь).

- В нашей обыденной речи можно к парусу приложить такие определения? (Нет).

- О ком так можно сказать? (О человеке).

Одинокий человек, мятежный человек (записать в тетрадь).

- Что означает слово «мятежный»? (сначала дают свое понимание, потом знакомятся со словарными статьями из Академического толкового словаря, т. 2, 3).

Мятежный -1. причастный к мятежу, его участник;

2. тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся.

Смятение – 1. Сильное волнений, возбуждение, тревога, вызванные борьбой противоположных чувств.

Фразеологический оборот: не находить себе места.

Иными словами, мятущийся, мятежный – «не может найти себе места».

- Найдите в стихотворении строки, характеризующие это состояние.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Увы, он счастия не ищет,

И не от счастия бежит!..

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

- Какие интонации слышатся в этих предложениях? (Вопросительные, восклицательные).

- Обратите внимание: в стихотворении 4 раза стоит знак «многоточие» Что он обозначает? (Недосказанность, недоговоренность, незавершенность мысли, немой вопрос).

- В стихотворении много вопросов, а есть ли ответы? И возможны ли они вообще? (Нет).

Вопросительная интонация всегда напряженна. Напряжение обычно снимается отвеом, а в этом стихотворении ответа нет. Состояние возбужденности, взволнованности, тревоги не рассеивается, а усиливается.

5.  А теперь зачитайте только 1 и 2 строки каждой строфы. О чём они? (В них собственно и  

     представлена картина моря, по которому плывет парус (лодка)  - то, что «рисовали» дети

     словами в начале урока).

Вывод: стихотворение М.Ю. Лермонтова передает не только картину плывущего по морю

      паруса, но и состояние человека: взволнованность, тревогу, смятение, борьбу

      противоположных чувств, переживание. Образ паруса сложен. Это не просто объект

      изображения, а способ передачи состояния души, внутренних переживаний человека.

6.   С помощью каких средств художественной выразительности автору удалось передать такое

      сложное состояние? 

Эпитеты; интонация вопроса, восклицания; паузы (многоточие); строение строф, основанное на противопоставлении смысла 1-2 и 3-4 строк.

       - А как поэт строит предложения?

       Записать предложение с прямым порядком слов:

         1                 2                3          4          5                     6               7

Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.

Разобрать по членам предложения; доказать, почему мы называем это порядок слов прямым.

Сравнить с предложением в тексте:

          3              2                   1

Белеет парус одинокий

  4          6                7               5

В тумане моря голубом.

(Учащиеся обращают внимание на изменение порядка слов: поэт меняет местами подлежащее и сказуемое «белеет парус», определение и подлежащее «парус одинокий», обстоятельство и определение к нему «в тумане … голубом», разделяет определение и обстоятельство дополнением  «в тумане моря голубом»).

Вывод: Такое изменение (нарушение) прямого порядка слов в художественном стихотворном тексте не только подчиняется ритмическому рисунку, но и является средством выразительности, придает фразе напряженность, неровность, привлекает внимание читателя, слушателя к отдельным словам в предложении, очевидно, важным для понимания смысла стихотворения. Этот прием называется инверсия. (Записать в тетрадь).

Прочитать в учебнике на стр. 152  об инверсии.

IV.  Итог урока:

- О чем же стихотворение М.Ю. Лермонтова?

(В стихотворении изображена неуспокоенная, мятежная душа человека, его жажда борьбы и свободы).

- Попытайтесь самостоятельно прочесть эти строки и донести до слушателей состояние души героя. (Чтение стихотворения учащимися).

V.  Домашнее задание: 1. Выучить стихотворение наизусть.

                                      2.Учебник – стр. 152 – повторить, что такое инверсия.

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов"парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения"

Урок по литературе в 6 классе "М.Ю. Лермонтов « Парус». Жажда борьбы и свободы -основной мотив стихотворения является уроком объяснения нового материмала. Он позволяет  продолжить знакомство учащ...

Презентация к уроку литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов." Парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения".

Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов. Парус. Жажда свободы и борьбы-основной мотив стихотворения" позволяет провести урок ярко, живо, динамчно....

Урок литературы в 6 классе на тему: «М.Ю. Лермонтов. « Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения»

Конспект содержит  разработку урока по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Парус"....

Нидерланды в борьбе за свободу. 7 кл.

Технологическая карта....

Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения.

Конспект открытого урока. М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы -  основной мотив стихотворения....

Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения".

Презентация к открытому уроку "М.Ю. Лермонтов «Парус». Жажда борьбы и свободы -  основной мотив стихотворения"....