рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа (литература, 5 класс) по теме

Сыч Наталья Ивановна

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,  Программы для общеобразовательных учреждений.   Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012, учебника: Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_lit.doc51.93 КБ
Файл poyasnitelnaya_lit_5.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по литературе в 5 классе.

           

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные знания, умения и навыки

Форма проведения урока

Домашнее задание

1 четверть

Введение

1

1

О художественной литературе и чтении.

1 ч

Труд писателя и труд читателя. Виды искусств. Тропы и фигуры художественной речи.

Чтения и изучения.

Стр. 6, вопросы

Мифы 9 часов

2

2-3

Мифы Древнего Египта.

Мифические персонажи.

Комбинированные

Стр.7- 12, вопросы

3

4

5

6

7-8

Мифы Древней Греции.

Олимп. Ночь, луна, заря и солнце.

Орфей и Эвридика. Пигмалион.

Подвиги Геракла.

Мифические персонажи.

Комбинированные

Стр. 12-16

Стр. 17-23

Стр.23-30, вопросы

4

9

Гомер. Герои мифов в поэме «Одиссея».

Особенность древнегреческого стиха.

Чтение и изучение.

Стр.33-42, вопросы1-3

5

10

Вн. Чт. Славянские мифы и легенды.

Р/к Легенды Кавказа.

Особенности славянских мифов и легенд.

Комбинированные

Стр.43-47, иллюстрация

Устное народное творчество 11 часов

6

11

УНТ. Народные сказки.

1 ч

Знание двух терминов УНТ и фольклор. Своеобразие форм, тем, сюжетов, героев.

Комбинированный

Стр.50-54

7

12

Египетская  сказка «Коршун и кошка» и русская сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович».

1 ч

Волшебные сказки. Столкновение и поединок Добра СО Злом. Пересказ сказки близко к тексту.

Чтение и изучение.

Стр. 54-56,пересказ

8

13

Виды народных сказок.

Р/к Сказки народов Северного  Кавказа.

Знакомство и изучение видов народных сказок. Социально – бытовые сказки. Сказки об отношениях богатых и бедных. Утверждение нравственных идеалов в сказках. Композиция. Иносказание. Резкое разграничение положительного и отрицательного.

Комбинированный

Стр.57-64

9

14

Волшебная сказка  «Белая уточка».

Представления о чудесных помощниках. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке.

Комбинированный

Стр.64-68, вопросы

10

15

О легенде и предании.  «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

1 ч

О непреходящем значении легенд и преданий.

Беседа.

Стр. 72-73

11

16

Загадки.

Р/Р Сочини загадку.

Р/К Загадки народов  Северного Кавказа.

1 ч

Метафора. Олицетворение. Сравнение. Особенности создания загадок. Загадка и отгадка. Особенности строения.

Урок – игра.

Стр. 76-80, сочини загадку

12

17

Пословицы и поговорки.

Р/К Пословицы и поговорки народов Северного Кавказа.

1 ч

Краткость, образность, мудрость, обобщение народного опыта. Отличие пословиц от поговорок. Связь с другими жанрами фольклора.

Урок – конкурс.

Стр.83-88, задания на стр.86

13

18-19

Народный кукольный театр. «Петрушка Уксусов».

Пьеса. Чтение по ролям.

Комбинированный

Стр.94-101

14

20

Контрольная работа

1 ч

Проверка знаний, умений навыков.

Литературный диктант.

15

21

Вн. Чт. Литературные сказки.

Р/К Писатели Ставрополья.

Пересказ любимых сказок

Внеклассное чтение

Стр.108-109

Творчество А.С.Пушкина  3 часа

16

22-23

А. С. Пушкин. Поэма  «Руслан и Людмила».

Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета.

Понятие о поэме.

Уроки чтения и изучения.

Стр.111-122,

Стр.122-127

17

24

Р/Р  О стихотворной речи.

Понятие о стихосложении.

Комбинированный

Стр.129-134

24ч

СОЧ –

К/Р -

0

1

2 четверть

Творчество Г.Х.Андерсена  6 часов

1

1

Г.Х.Андерсен. Сказка  «Снежная королева».

О сказочнике. Многоуровневое произведение. Своеобразие сказки. Органическая взаимосвязь всего существующего.

Урок чтения и обсуждения.

Стр.140-169

2

2-3-4

Герда в поисках Кая. В чертогах Снежной королевы.

Особый язык сказки. Ошибка героя, преодоления препятствий и победа героев.

Урок чтения и обсуждения.

Стр.170, вопросы

3

5-6

Внеклассное чтение. Сказки Г.Х.Андерсена.

Контрольная работа.

Сказка помогает бороться с недостатками, учит добру и справедливости.

Внеклассное чтение

Стр.174-175

Творчество Шарля Перро  3 часа

4

7-8-9

Шарль Перро. Сказка «Золушка».

Вн.Чт.  Любимые сказки

Ш. Перро

Понятие киносценарий, пьеса, драматург;  сравнение киносценария и литературной сказки.

Урок чтения и обсуждения.

Стр.177-183

Стр.184-211

Творчество П.П.Бажова 7 часов

5

10-11

П.П.Бажов. Уральские сказы. «Каменный цветок».

Сходство авторской сказки с народными. Трилогия.

Урок – беседа.

Стр.215-232

6

12-13

Р/Р Изложение «Каменный сад».

Работа с текстом

Развитие речи

Стр.233-234, вопросы

7

14-15

Вн. Чт. Сказы «Горный мастер», «Хрупкая веточка».

Рассказ о жизни Данилы-мастера.

Внеклассное чтение

Стр.235-236

8

16

Литературная сказка в отличие от народной.

Размышления над ролью. Инсценировка эпизодов.

Комбинированный

Подготовиться к инсценированию

Творчество И.А.Крылова. Басни 8 часов

9

17-18

И. Крылов. О баснописце. Басни как жанр литературы. «Волк на псарне», «Демьянова уха».

Расцвет русской басни в начале века. Обличение невежества. Невежа и невежда Герои басен.

Урок чтения и изучения.

Стр.244-246 басни наизусть

10

19-20

Басни «Квартет», «Волк и ягнёнок».

Обличение подхалимства. Злободневность морали басен. Умение выразительно читать басни наизусть.

Уроки актерского мастерства.

Стр.249-251, басни наизусть

11

21

Вн. Чт. Любимые басни И.А.Крылова.

Умение выразительно читать басни наизусть.

Внеклассное чтение

Выуч.  басню по выбору

12

22

Басни Эзопа. Аллегория.

Аналитическая работа. Теория литературы. Аллегория.

Комбинированный

Стр.253

13

23

Контрольная работа.

Проверка ЗУН

Контрольный

14

24

Обобщение и подведение итогов.

Проверка ЗУН

Обобщающий

24ч

СОЧ –

К/Р -

ИЗЛ -

0

2

1

3 четверть

Творчество М.Ю.Лермонтова  5 часов

1

1-2

М. Лермонтов. Начало пути. Поэма «Бородино».

Патриотическая тема в стихотворении. Композиция и герои произведения. Образ старого солдата. Тема и идея произведения.

Комбинированный урок.

Стр. 4-6

2

3

Р/Р  Поэма «Бородино».

1 ч

Подвиг. Герой. Патриот. Выразительное чтение поэмы наизусть.

Комбинированный

Стр. 6-10, выучить наизусть

3

4

Р/Р   Урок выразительного чтения.

Отработка навыков выразительного чтения.

Развитие речи.

Стр.11-12

4

5

Эпитет и сравнение в стихотворении «Бородино».

О теме и идее художественного произведения.

Изучение теории литературы.

Комбинированный

Стр. 13, вопросы 1,2

Творчество А.В.Кольцова  2 часа

5

6-7

А.В.Кольцов. О поэте. Стихотворения «Косарь», «Лес».

Эпитет. Сравнение.

Выразительное чтение стихотворений.

Комбинированный

Стр. 16-20, выучить наизусть

Творчество И.С.Тургенева  8 часов

6

8-9

И. С. Тургенев. Верность «Аннибаловой клятве». «Муму».

Историко – культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение. Гипербола. Протест героя.

Урок чтения и изучения, обсуждения

Стр. 25-37

Стр. 37-54

7

10-11-12

Портрет. Сравнение.

Герасим и Муму. Герасим и дворня. Герасим и барыня.

3 ч

Сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие – основные качества Герасима.

Урок изучения и обсуждения.

Стр. 54-55, вопросы

8

13

Из «Воспоминаний о семье И.С.Тургенева»  В.Н.Житовой.

Отражение реальных событий в произведении И.С.Тургенева.

Комбинированный

Стр. 58, вопросы

9

14-15

Обобщающий урок по рассказу « Муму».

К/Р  Тестирование.

Проверка ЗУН

Обобщающий

Домашнее сочинение

Творчество Л.Н.Толстого  7 часов

10

16

Р/К   Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник».

1 ч

Смысл произведения «Кавказский пленник», его идея. Проблема произведения.

Урок чтения и изучения.

Стр. 64-76

11

17

Жилин и Дина.

Взаимоотношения героев

Аналитическая работа

Стр.76-87

12

18-19

Жилин и горцы. Образ Костылина.

Сопоставительный анализ

Аналитическая работа

Стр.88, вопросы

13

20-21

Обобщение по рассказу «Кавказский пленник». Контрольная работа.

Подготовка к домашнему сочинению

Обобщение

Домашнее сочинение

14

22

О сюжете и героях.

Изучение теории литературы.

Комбинированный

Стр.92, вопросы

Творчество В.М.Гаршина  2 часа

15

23-24

В.М.Гаршин. Из жизни писателя. Рассказ «Сигнал».

Комментированное чтение.

Композиция. Сюжет.

Комбинированный

Стр. 95- 102,вопросы

Творчество Л.Н.Андреева  3 часа

16

25-26

Л.Н.Андреев.  Очерк о жизни и творчестве. Рассказ «Кусака».

Комментированное чтение

Урок изучения и обсуждения

Стр. 107- 111,

Стр.111- 115, вопросы

17

27

Р/Р  Устное сочинение «Придумаем продолжение рассказа…».

Устное сочинение

Развитие речи

Стр.116

Творчество А.И. Куприна  6 часов

18

28-29

А.И.Куприн. Очерк о жизни и творчестве. Рассказ «Белый пудель».

Нравственные уроки рассказа. Персонажи, события.

Беседа.

Стр.121-140

Стр.141-153

19

30

Р/Р   Как Арто помогал людям. Спасение Арто. Сергей и Арто.

Аналитическая работа

Урок чтения и обсуждения

Стр.154, вопросы

20

31-32

Р/Р  Подготовка к сочинению.

Сочинение по рассказу «Белый пудель».

Подбор материалов к сочинению.

Развитие речи

21

33

Контрольное тестирование.

Проверка ЗУН

Контрольный

33ч

СОЧ –

К/Р -

3

3

4 четверть

Поэзия природы   5 часов

1

1

Р/К   Поэзия  природы.

А. С. Пушкин «Обвал».

1 ч

Образы природы  в творчестве         А.С.Пушкина. Рифма. Ритм. Анализ стихотворений.

Комбинированный

Стр. 157, вопросы

2

2

 Ф. И. Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза».

Образы природы  в творчестве         Ф. Тютчева. Рифма. Ритм. Анализ стихотворений.

Комбинированный

Стр.160-162, вопросы, выучить наизусть

3

3

Р/Р  А. Н. Майков «Весна», «Осень».

1 ч

Образы природы в творчестве

 А. Н. Майкова. Выразительное чтение.

Развитие речи

Стр.163-164, выучить наизусть

4

4

Р/Р  К.Д.Бальмонт «Где б я ни странствовал…».

Образы природы  в творчестве         К.Д.Бальмонта. Рифма. Ритм. Анализ стихотворений.

Развитие речи

Стр. 166, выучить наизусть

5

5

Р/Р  Н. И. Рыленков «Всё в тающей дымке…».

Особенности поэтического языка поэта.

Комбинированный

Стр.167-168, сочиняем стихи о природе

Творчество  К.Г.Паустовского  4 часа

6

6

К.Г.Паустовский. Певец Мещёры

Мысль автора об ответственности человека перед природой.

Урок чтения и обсуждения.

Стр.172-173

7

7

Мещёрская сторона. Обыкновенная земля. Мшары.

Чтение и обсуждение произведения

Комбинированный

Стр.177-183

8

8

Рассказы «Леса», «Луга».

Анализ прочитанного

Комбинированный

Стр. 183-185

9

9

Очерки «Бескорыстие», «Мой дом».

Особенности языка писателя.

Комбинированный

Стр. 186, вопросы

Творчество Е.И.Носова  2 часа

10

10

Р/Р   Е.И.Носов. О писателе. Рассказ «Тридцать зерен».

Чтение рассказа по ролям

Комбинированный

Стр.190

11

11

Вн.чт.   Е.И.Носов. Рассказ «Как ворона на крыше заблудилась».

Сравнение рассказа с очерком, их отличие.

Внеклассное чтение

Стр.192, вопросы

Стихи о Великой Отечественной войне  6 часов

12

12

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Р/К  Поэты Ставрополья о войне

Анализ стихотворений

Урок чтения и обсуждения

Стр.194, вопросы

13

13

А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…»

Р/К   Поэты Ставрополья о войне

Сила любви, патриотизм и понятие духа бойцов в лирике военных лет.

Комбинированный

Стр. 196-197, вопросы

14

14

Муса Джалиль «Мост», «Случается порой».

Знакомство с творчеством татарского поэта.

Комбинированный

Стр.198-199

15

15

С. С. Орлов «Тонкая российская берёза».

Анализ стихотворения (изобразительно-выразительные средства художественной речи).

Комбинированный

Стр. 200-201

16

16

Расул Гамзатов «Журавли».

Стихотворение-реквием

Комбинированный

Выучить любое стихотворение наизусть

17

17

Р/Р   Урок выразительного чтения стихотворений.

Р/К  Любимые стихотворения поэтов Ставрополья.

Отработка навыков выразительного чтения

Развитие речи

Стр. 202-203, вопросы

Творчество  В.М. Шукшина  1 час

18

18

В.М.Шукшин. Рассказ «Жатва».

Самобытность творчества писателя.

Урок чтения и обсуждения.

Стр. 204-209, вопросы

Творчество  Ю.П.Казакова  2 часа

19

19-20

Ю.П.Казаков. Путь в литературу. Рассказ «Тихое утро».

Краткость и выразительность языка рассказа. Сюжет и композиция рассказа.

Урок чтения и обсуждения.

Стр.212-224,

 стр.225, вопросы

Творчество  В.А.Солоухина   1 час

20

21

В.А.Солоухин. О писателе. Рассказ «Мститель».

Главный герой повести. Становление  характера.

Урок чтения и обсуждения.

Стр.227-232, вопросы

Зарубежная литература. Творчество Рэя Дугласа Бредбери.  2 часа

21

22

Рэй Дуглас Брэдбери. Рассказ «Мальчик-неведимка».

Знакомство с творчеством писателя-фантаста.

Урок чтения и обсуждения.

Стр.233-243,вопросы

22

23

Р/Р   Устное сочинение. Самое интересное произведение из курса.

Устное сочинение

Развитие речи

23

24

Подведение итогов. Список для летнего чтения.

Контрольная работа

Обобщающий

24ч

СОЧ –

К/Р -

0

1

Итого за год

105ч

СОГЛАСОВАНО                                                                                СОГЛАСОВАНО                                                                          УТВЕРЖДЕНО         

Протокол заседания                                                             Заместитель директора по УВР                                                 Педагогическим советом

методического объединения                                               _____________  Остапенко С.А.                                                                         Протокол

учителей русского языка и литературы

от  27.08.2012 г.  № 1                                                                    «28» августа 2012 г.                                                          от  «30» августа 2012 г.№1

                                                                                                     



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                                         Утверждена

                                                 Директор школы

                                                                                    __________________ Т.В. Толмачева

                                Приказ                              

                                                                от «30» августа 2012 года

                                №179

                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

5 класс

(коррекционно-развивающее обучение)

Срок реализации: 2012-2013 учебный год

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,  Программы для общеобразовательных учреждений.   Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012, учебника: Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.

Рабочую программу составила

Сыч Н.И.

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №3

Раздел I. Пояснительная записка.  

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года, № 196 «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 года, № 919, от 01 февраля 2005 года, № 49, от 30 декабря 2005 года, № 854, от 20 июля 2007 года № 459, от 18 августа 2008 года, № 617, от 10 марта 2009 года, № 216);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции  приказов Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 03 июня 2008 года № 164; от 31 августа 2009 года № 320; от 19 октября 2009 года № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643; от 24 января 2012 года № 39; от 31 января 2012 года № 69 (для 3-11 классов);

- Приказ министерства образования Ставропольского края от 07 июня 2012  г. № 537-пр «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ставропольского края»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009  г. № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)(для 1-2 классов);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Учебно-материальное обеспечение образовательного процесса регламентируется следующими документами:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277

«Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября

2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год».

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,  Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012, учебника: Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.

Программа составлена на 105 часов, рассчитана на 1 год  обучения и является программой базового уровня обучения.

Предлагаемый курс  направлен на решение следующих задач:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Решаемые задачи  позволяют достичь цели курса:

  1. приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы
  2. развить способности:
  1. воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
  2. формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию учащихся
  3. осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
  4. освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
  5. анализировать и оценивать литературные произведения;
  6. получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
  7. развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Содержание стандарта может быть реализовано  следующими видами

усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы

Курс литературы  опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений

Введение регионального компонента по литературе направлено на освоение обучающимися культурных традиций , уклада жизни, богатейшего духовного наследия русского народа, населяющего Ставропольский край.

Планирование содержания регионального компонента:

п/п

Содержание курса

Содержание регионального компонента

Кол-во часов

1

Мифы

Мифологические персонажи в фольклоре Кавказа

1

2

Народные сказки

Сказки народов Северного Кавказа

1

3

Загадки.

Загадки народов Северного Кавказа

1

4

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки народов Северного Кавказа

1

5

Вн. Чтение. Литературные сказки.

Сказки писателей Ставрополья

1

6

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Л.Н.Толстой на Кавказе

1

7

Поэзия природы

Поэзия и проза поэтов Ставрополья

1

8

Стихи о Великой Отечественной войне

Поэты Ставрополья о войне

2

9

Внеклассное  чтение

Любимые стихотворения поэтов Ставрополья

1

Итого

10 ч

Программа предусматривает проведение  уроков внеклассного чтения:

п/п

Содержание

Количество часов

1

Славянские мифы и легенды

1

2

Литературные сказки

1

3

Сказки Г.Х.Андерсена

1

4

Сказки Ш.Перро

1

5

Сказы П.П.Бажова

2

6

Любимые басни И.А.Крылова

1

7

Рассказы Е.И.Носова

1

Итого

8

Программа предусматривает работу по развитию речи:

п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Сочинение загадки

1

2

О стихотворной речи. Упражнения по стихосложению

1

3

Изложение «Каменный сад»

2

4

Как читать поэму? Уроки выразительного чтения поэмы «Бородино»

2

5

Устное сочинение «Судьба Кусаки»

1

6

Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

1

7

Сравнительная характеристика героев. Сергей и Арто.

1

8

Сочинение по рассказу «Белый пудель»

2

9

Поэзия природы. Анализ и выразительное чтение стихотворений

3

10

Чтение по ролям рассказа «Тридцать зёрен»

1

11

Отработка навыка выразительного чтения стихотворений

1

12

Устное сочинение. Самое интересное произведение курса.

1

Итого

17

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Мифы

8

Народные сказки

3

Легенды и предания

1

Загадки

1

Пословицы и поговорки

1

Народный кукольный театр

2

А.С.Пушкин

2

Г.Х.Андерсен

4

Ш. Перро

2

П.П.Бажов

3

И.А.Крылов

5

М.Ю.Лермонтов

3

А.В.Кольцов

2

И.С.Тургенев

7

Л.Н.Толстой

5

В.М.Гаршин

2

Л.Н.Андреев

2

А.И.Куприн

2

Поэзия природы

1

К.Г.Паустовский

4

Стихи о Великой Отечественной войне

4

В.М.Шукшин

1

Ю.П.Казаков

2

В.А.Солоухин

1

Рэй Дуглас Бредбери

1

Итого

70 ч

Выполнение программного материала

Время проведе

ния

Теоретическая часть

Практическая часть

Сочинения

домашние

Сочинения

классные

Изложения

Контрольные работы

1 четверть

23

0

0

0

1

2 четверть

20

0

0

1

3

3 четверть

27

2

1

0

3

4 четверть

23

0

0

0

1

Всего

 93

2

1

1

8

Итого

105 часов

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся:

Основные учебные умения и  навыки учащихся:

  1. использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
  2. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
  3. самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
  4. поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
  5. умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства  объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
  6. выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
  7. умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
  8. владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
  9. определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
  10. умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
  11. осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение  прочитанному;
  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  6. владеть различными видами пересказа;
  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература для учителя:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.
  2. Таблицы и раздаточный материал по литературе для 5 класса (электронный вариант)
  3. ЦОР по всем темам
  4. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2011
  5. В.П.Журавлев.  Читаем, думаем, спорим… 5 класс.-  М.: Просвещение, 2008.
  6. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
  7. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 5 класс. -  М.: Вако, 2007.
  8. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

Литература для учащихся:

  1. Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2011-2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....