М.В.Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Глушенко Елена Николаевна

Презентация по литературе для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m._v._lomonosov_-_uchenyy_poet_reformator.pptx390.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок в 9 классе М. В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка

Слайд 2

О любви (стихотворение древнегреческого поэта Анакреона) …Любовь, пришед к моим дверям, Громко стал у них стучаться. «Кто стучит там? – закричал я. – И сну моему мешает?» «Отвори, – Любовь сказал мне, – Младенец я есьм ; не бойся, Весь обмокл в безлунной ночи, С пути, бедной, заблудился». Сжалился я, то услышав, И, свечу тотчас зажегши, Отворил; я вижу, правда, Крылата младенца с луком И с тулом стрел за плечами… (перевод) А . Кантемир (1708–1744) Д еятельность Ломоносова по упорядочению русской литературной речи

Слайд 3

Ночною темнотою (из Анакреона) …Внезапно постучался У двери Купидон, Приятный перервался В начале самом сон. «Кто так стучится смело?» – Со гневом я вскричал. «Согрей обмерзло тело, – Сквозь дверь он отвечал. – Чего ты устрашился? Я – мальчик, чуть дышу, Я ночью заблудился, Обмок и весь дрожу». Тогда мне жалко стало, Я свечку засветил, Не медливши нимало К себе его пустил. Увидел, что крылами Он машет за спиной, Колчан набит стрелами, Лук стянут тетивой… Перевод этого же отрывка Ломоносовым

Слайд 4

Вирши петровской эпохи О коль ве -ли-ю ра -ость // аз есмь об-ре- тох Ку-пи-до Ве -не- ри -ну // ми- лость при-не-сох Сол-це лу-чи сво -и // на мя спус-ти-ло И злу пе -чаль// во ра-дость мне об- ра - ти-ло Силлабическое (слоговое) стихосложение; равное число слогов в строке; цензура – пауза в середине; на предпоследнем слоге обязательное ударение; рифма связывает смежные строки Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложения

Слайд 5

В. К. Тредиаковский Ранняя редакция Ах! Невозможно сердцу пробыть без печали, Хоть уже и глаза мои плакать перестали; Ибо сердечна друга не могу забыти , Без которого всегда принужден я быти … Последующая редакция Не возможно сердцу, ах! не иметь печали, Очи такожде еще плакать не престали: Друга милого весьма не могу забыти , Без которого теперь надлежит мне быти . 1735 г. «Новый и краткий способ к стихосложению российских стихов». Сделан переход к силлабо-тоническому слогоударному стихосложению. Равное количество слогов и ударений. Рифма коснулась в основном многосложных строк; предпочтение отдано хорею

Слайд 6

М. В. Ломоносов Ночною темнотою Покрылись небеса. Все люди для покою Сомкнули уж глаза. Внезапно постучался У двери Купидон, Приятный перервался В начале самом сон. 1739 г. «Письма о правилах русского стихотворства». Реформа распространена на все размеры; описано 30 стихотворных размеров; открытие 4-стопного ямба

Слайд 7

Жанрово-стилевая реформа

Слайд 8

стихотворное лирическое произведение, в котором поэт торжественным, величавым языком («высоким штилем») выражал чувства восхищения, восторга перед каким-либо значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явлением природы Ода –

Слайд 9

а) чтобы ода посвящалась только важным предметам; б) чтобы она выражала восторженное чувство ее создателя; в) чтобы в построении оды царил «лирический беспорядок», передающий взволнованность автора, и в то же время сохранялись обязательные части: приступ, изложение, заключение; г) чтобы язык ее был украшен именами греческих и римских богов и героев, словами «пою», «лира» и т. п. Правила, которым следовали западноевропейские поэты- одописцы XVII в., требовали:

Слайд 10

читать «Оду на день восшествия…», отметить непонятные и устаревшие слова и выражения; выучить материалы урока, отмеченные в рабочих тетрадях, наизусть отрывок из «Вечернего размышления…» Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеология русского языка.Фразеологические нормы русского литературного языка

Данный материал представляет собой учебное пособие по теме "Фразеология русского языка. Фразеологические нормы русского литературного языка" для средне-специальных учебных заведений. Может быть исполь...

Ломоносов:ученый,поэт,гражданин

Данная разработка может быть использована как в качестве самостоятельного сценария о жизненном пути великого соотечественника,внесшего большой вклад в формирование русского языка и литературы,та...

М. В. ЛОМОНОСОВ – УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, РЕФОРМАТОР РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Цели: дать общие сведения о М. В. Ломоносове; Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского языка, стихосложения; познакомить с жанром оды....

Лигвистическая конференция Вклад ученых-лингвистов в развитие русского литературного языка

Лингвистическая конференция "Вклад ученых- лингвистов в развитие русского литературного языка"...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Презентация к уроку литературы "М. В. ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, РЕФОРМАТОР РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" (9 класс)

Презентация к уроку литературы "М. В. ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, РЕФОРМАТОР РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" в 9 классе....