Презентация к уроку литературы "М. В. ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, РЕФОРМАТОР РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" (9 класс)
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Мутыгуллина Александра Валерьевна

Презентация к уроку литературы "М. В. ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, РЕФОРМАТОР РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lomonosov.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М. В. ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, РЕФОРМАТОР РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Слайд 2

А. С. Пушкин о Ломоносове: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник; первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия <...>, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка».

Слайд 3

Из письма Ломоносова к Г. Н. Теплову, секретарю академической канцелярии: «Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже... Что ж до меня надлежит, то я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук Российских бороться, как уже борюсь 20 лет; стоял за них с молода, на старость не покину».

Слайд 4

Из заметки, найденной среди бумаг Ломоносова после его смерти: «...за то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились Россияне, чтобы показали свое достоинство... Я не тужу о смерти; пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют».

Слайд 5

О ЛЮБВИ …Любовь, пришел к моим дверям, Громко стал у них стучаться. «Кто стучит там? — закричал я. — И сну моему мешает?» «Отвори, — Любовь сказал мне, — Младенец я есьм ; не бойся, Весь обмокл в безлунной ночи, С пути, бедной, заблудился». Сжалился я, то услышав, И, свечу тотчас зажегши, Отворил; я вижу, правда, Крылата младенца с луком И с тулом стрел за плечами... А. Кантемир …Внезапно постучался У двери Купидон, Приятный перервался В начале самом сон. «Кто так стучится смело?» — Со гневом я вскричал. «Согрей обмерзло тело, — Сквозь дверь он отвечал. — Чего ты устрашился? Я — мальчик, чуть дышу, Я ночью заблудился, Обмок и весь дрожу». Тогда мне жалко стало, Я свечку засветил, Не медливши нимало К себе его пустил. Увидел, что крылами Он машет за спиной, Колчан набит стрелами, Лук стянут тетивой...

Слайд 6

Ода Ода — стихотворное лирическое произведение, в котором поэт торжественным, величавым языком («высоким штилем») выражал чувства восхищения, восторга перед каким-либо значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явлением природы (запись в тетрадь). Правила, которым следовали западноевропейские поэты- одописцы Х VII в., требовали: а) чтобы ода посвящалась только важным предметам; б) чтобы она выражала восторженное чувство ее создателя; в) чтобы в построении оды царил «лирический беспорядок», передающий взволнованность автора, и в то же время сохранялись обязательные части: приступ, изложение, заключение; г) чтобы язык ее был украшен именами греческих и римских богов и героев, словами «пою», «лира» и т. п.

Слайд 7

«ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ...» Картины мирной жизни; восхваление Елизаветы; гимн Петру; описание безграничных просторов и богатств России; призыв к молодежи овладевать науками.

Слайд 8

План «Оды…» 1) Вступление. Мир — основа блага государства. 2) Главная часть. Величие России, ее процветание: а) хвала щедротам Елизаветы; б) заслуги Петра I перед народом России; в) богатства, красота России; г) призыв к молодежи овладевать науками; д) наука и ее роль в российском обществе. 3) Заключение. Благодарность монархине за деяния на благо России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Презентация к уроку литературы( ФГОС уч . под ред .Б.А.Ланина 6 класс)

Презентация к уроку по Повестям Белкина А.С.Пушкина  "Выстрел".Подробная информация о генерале Ипсиланте А.К. и тайном обществе "Этерия"....

Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс.

Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс....

М. В. ЛОМОНОСОВ – УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, РЕФОРМАТОР РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Цели: дать общие сведения о М. В. Ломоносове; Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского языка, стихосложения; познакомить с жанром оды....

Презентация к уроку "Литература" - "Родная природа в поэзии" А.А.Блок - 6 класс.(По В.Я.Коровина)

Презентация для урока литературы по теме "Родная природа". Составлена для использования дистанционного обучения во время конференции на Zoom. Содержит элементы анализа стихотворения и кратко...

Презентация к уроку литературы на тему: А.С. Пушкин "Станционный смотритель", 7 класс.

Презентация по повести "Станционный смотритель" включает в себя краткую информацию о цикле "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", об историческом статусе коллежского регистра...