Урок литературы "Тема малой родины в стихах поэтов Тужинского края" с презентациями
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

Конспект урока, технологическая карта урока, слайд-шоу, презентации о поэтах

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Галина Дербенева

Слайд 2

Биография Галина Ильинична Дербенёва родилась в 1949 году в селе Ныр Тужинского района Кировской области. По специальности – агроном. В родной Вятке ей довелось работать в крупном колхозе, руководить сельским клубом. В начале 2000-х Галина Ильинична не побоялась круто изменить свою жизнь, выбрав профессию журналиста. Долгое время она работала корреспондентом районной газеты "Наша жизнь", что стало большой удачей для газеты и для читателей. Многие стихотворные строки Галины Ильиничны с легкой руки местного композитора Николая Фролова стали песнями. Они вошли в репертуар народного хора, и эти произведения хорошо знакомы зрителям республики Коми.

Слайд 3

Солнце рано встает, и поют петухи. Хорошо и свежо деревенское утро. Кто сказал, что с деревней одни лишь грехи. Тот не видел чудесных небес в перламутре, Никогда не встречал этот тихий рассвет, Не равнял блеск росы с дорогим изумрудом, Не шагал к горизонту на розовый свет, Что с утра распростер свои крылья над лугом. Держит цепкая память родительский дом, На полу светлый зайчик июльского солнца. Коль придется с селом расставаться силком, С молоком выпью утро до самого донца. Деревенское утро

Слайд 4

Родина Я с родины своей беру начало, С корзины спелых яблок наливных, С черемух, что глядели величаво Как я озорничала за двоих. Была вольна там, словно ветер в поле, Словно весенний ручеек в лесу. Воспоминанья отдаются болью, И боль свою я словно крест несу. Нет тех черемух, старые рябины Поникли до земли. Года, года... На них я в детстве прятаться любила И мать ждала с работы иногда. Теперь полынью заросли тропинки, В селе перевелись озорники, И мое сердце на две половинки Поделено, как две моих руки. Я с родины своей беру начало. Я вытекаю из ее груди. Мой путь среди рябинок величавых, Средь зарослей черемух молодых... Там я озорничала за двоих.

Слайд 5

Снова тропка привела Снова тропка привела В глубь родимого села. Мимо почты, мимо школы, Мимо церкви и конторы Прохожу я не спеша- Вся в смятении душа. Годы дома не бывала, Никогда не забывала, Этот милый сердцу дом, Куст калины под окном… Смотрят окна на дорогу Чувствую в душе тревогу. В дом, конечно, не войду, Я того там не найду, Кто б зажег в окошке свет, Кто глядел бы мне вослед, Кто бы вышел на крыльцо Целовать мое лицо, Долго, долго говорил, До калитки проводил... Окна в сумерках темны. Не нарушит тишины Громкий возглас, светлый смех, Мой любимейший из всех. Поклонилась и пошла, Дом остался, где жила Чуть кивнула вслед калина. В доме - горькая судьбина Прокатилась, как война, И осталась я одна. Шла теперь большой дорогой, Как за похоронной дрогой, Мимо почты, мимо школы, Мимо церкви и конторы. Шла как прежде, не спеша... Вся в смятении душа.



Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ с углублённым  изучением отдельных предметов п г т Тужа Кировской области

Тема малой родины в стихах поэтов Тужинского края

(разработка открытого урока по литературе в 11 а классе)

Учитель Яранцева Г.Л.,

I кв. категория

Тужа 2012 год

Тип урока: комплексное применение знаний

Цели урока:

образовательная: сформировать представление о значении  малой родины в творчестве тужинских поэтов,  сделать выводы о своеобразии раскрытия темы в стихотворениях поэтов.

развивающая:  способствовать закреплению умений  анализировать поэтический текст, выразительно читать стихи.

воспитательная: способствовать формированию любви к родному краю, патриотизма, позитивного отношения к интеллектуальным достижениям одноклассников.

Форма урока: литературная гостиная

Методы обучения: частично - поисковый

Формы организации познавательной деятельности: групповая

Средства обучения: сборники  стихов

  1. Леонид Караваев «Нить жизни»
  2. «Родники», Киров, 1998 год
  3. Надежда Чеснокова «Судьбы моей тонкая нить», Киров, 2001 год
  4. «Радуга», Тужа, 2004 год

Оборудование:  портреты поэтов, презентации учащихся

На урок приглашена поэтесса Тужинского края Краева Надежда

Урок организован в форме литературной гостиной.  Учащиеся рассажены по группам . На классной доске помещены фотографии поэтов: Караваева Леонида Сергеевича, Чесноковой Надежды Анатольевны, Дербенёвой Галины Анатольевны. Написан эпиграф урока : «В душе рождаются стихи, как избавление от боли».

I Организационный момент

  1. Добрый день! Я рада приветствовать всех, собравшихся в нашей литературной гостиной.
  2. Настрой на работу в необычной обстановке

II Актуализация знаний

  1. Ребята, что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу сочетание слов МАЛАЯ РОДИНА?

( звучат ответы учащихся)

Родина… Отечество… Отчизна… - для нас это наша родная Россия. Но у каждого из нас с вами, ребята, есть маленький уголок, точка на  Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь, это наша родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в жизни, чем Родина – Россия. И это место принято называть «малая родина», и у каждого она своя.

  1. (звучит стихотворение «Родина»   Галины Дербёнёвой

 в исполнении учителя, слайд-шоу Приложение 1)

Журавель застывший над колодцем,

Под ногой поскрипывает снег.

Это малой родиной зовётся,

И она с рождения – навек.

Я её в наследство получила

И с тех пор без памяти люблю,

В синем небе да в берёзках силу

Черпаю и благодарно пью.

И её любовь не убывает,

И моя всё чище и светлей.

Снег скрипит, и журавель взлетает

С рук шершавых родины моей.

Так пишет о значении малой родины в своей жизни, о любви к ней Галина Дербенёва, поэтесса Тужинского края.

III Целеполагание и мотивация

Именно о значении малой родины и её месте  в творчестве поэтов Тужинского края, а также о том, какие чувства они вкладывали в свои стихи, что для них было дорогим и важным, какие воспоминания они сохранили о своей родине  мы и  будем говорить  сегодня на уроке.

IV Комплексное применение знаний

 Вступительное слово учителя.

Нашу литературную гостиную, посвящённую творчеству тужинских поэтов, я хочу открыть с пророчества французского антрополога Леви-Стросса:

«21 век будет веком гуманитарных наук – или его не будет».

Речь идёт о спасении человечества как вида. А человек начинается с любви к родной земле, к отчему краю. Достаточно вспомнить слова А.С. Пушкина:

Два чувства давно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам,

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва…

        Наша малая родина – Тужинский край…

«Щедра Вятская земля на таланты. То тут ,то там, на бескрайних её просторах появлялись личности неординарные. Это и предки Шаляпина, и братьев Васнецовых, и Александр Грин, и Олег Куваев, и Борис Чирков, и Александр Ведерников. Но так, чтобы в одном маленьком районе такой сгусток творческих личностей! Это невероятно. Я много раз бывал на поэтических семинарах в Туже и не переставал удивляться той чистой родниковой струе, которая бьёт ключом из-под пера талантливых авторов, - писал Алексей Рыжов, член Союза писателей в 1998 году в предисловии к книге «Родники».

Да, богат Тужинский край на таланты.

Стихи Натальи Прокопенко пронизаны христианской моралью.

 Галина Дербенёва и Любовь Ленкова искренне любят родную землю, Родину, и эта любовь отражается в их непритязательных, но мудрых стихах.

Стихи Елены Трусовой подкупают своей искренностью и чистотой, очень глубоко воспринимаются поэтессой картины родной природы

Белым бисером иней лежит

На изогнутых, заспанных ветках,

 Да сухая былинка дрожит

От игры набежавшего ветра.

Стихи Надежды Краевой радуют сокровенными, возвышенными размышлениями.

Леонид Караваев, Надежда Чеснокова, Галина Дербенёва,Татьяна Дербенёва, Виктор Махнёв, Екатерина Пекшеева, Лидия Пустовит, Геннадий Рогатнев, НиколайТрухин, Сергей Цапаев – это всё имена поэтов  земли Тужинской, которые любят и по-своему относятся к своей родной земле.

        Мы слышим эти фамилии, порой читаем стихи этих поэтов на 3-й странице районной газеты «Родной край» в рубрике «Радуга», но мы  мало знаем об этих творческих людях.

 Вы работали в группах, знакомились со стихами  некоторых  из них, читали, анализировали, учили  наизусть стихи своих земляков.

  1. Рассказы учащихся 1 группы  о творчестве  Леонида Караваева, презентация о поэте (Приложение 2), выразительное  чтение и анализ стихов:  «Зарастают деревни осинами», «На Родине», «Все, кто любит Родину-красавицу»

Слово учителя. Леонид Караваев рисует неповторимую красоту родного пейзажа, с тоской и грустью пишет о былых  временах, на родине он отдыхает, вспоминает юность, первую любовь, отчий дом, с болью говорит о разрушившихся деревнях.

  1. Представление учащимися 2 группы творчества Надежды Чесноковой.

Презентация(Приложение3), чтение и анализ стихов: «Дома», «Деревеньки, деревушки».

.

Слово учителя. Да, любовь к  Родине у этой поэтессы особая, прочувственная и выстраданная, так как она с детства прикована к инвалидному креслу.  Сейчас Надежда живёт в городе Кирове, у родной сестры, но память о малой родине, доме всегда будет жить в её сердце.

Рассказ учащимися 3 группы о  творчестве Галины Дербенёвой, выразительное чтение и анализ стихов : «Деревенское утро», «Родина», «Снова тропка привела». (приложение 4)

Слово учителя.  Чувство любви к малой родине у Галины Дербенёвой особое, потому что она покинула родной ей край, она живёт вдали от родного села, но она по-прежнему «без памяти любит его». С грустью пишет о своих родителях.

Особое место в творчестве Галины Дербенёвой занимает стихотворение «Заброшенная деревня». Чтение стихотворения учителем.

Учащиеся высказывают свое мнение о прочитанном стихотворении, делятся своими впечатлениями.

Слово учителя. В стихотворении Дербенёва с болью пишет о вымирающих деревнях, в которых не слышно петушиное пение,  о деревенских улицах, зарастающих крапивой и лебедой, о полях, в которых уже не сеют хлеба.   В конце стихотворения автор без надежды восклицает: « Что за век! Что мы в жизни отринули?!»

Стихи тужинских поэтов с профессиональной точки зрения, может быть, не совершенны, но они обладают самым ценным качеством: духовной и нравственной чистотой.

4 группа анализирует изобразительно-выразительные средства стихов поэтов Тужинского края.

Искренность и чистота чувств поэтов Тужинского края к своей малой родине передается при помощи разнообразных выразительных средств.

 Это прежде всего словесные выразительные средства -  эпитеты. Описывая великолепие природы, её неповторимость, авторы используют такие эпитеты, как : плакучие ивы, чудесные небеса, розовый свет, божественные дубравы, бездонные леса. Свою безмерную любовь, уважение к родному краю поэты передают при помощи эпитетов: светлая родина, милый дом, светлый смех. А эпитеты горькая судьба, беда неминучая передают боль поэтов за свою малую родину.

Часто в стихах поэтов-земляков встречаются и сравнения: черна, как ночь, моя печаль(именно печаль о судьбе своей родины), всех по свету, как пух , разметало(речь идёт о разъехавшихся жителях деревень).

Среди тропов нужно отметить метафоры, например, рука судьбы, небеса в перламутре, хрусталики-слезинки и олицетворения: журавель взлетает, поскрипывает снег, не разбудят их песни.

Среди фигур речи нужно назвать риторические вопросы.

Что мы в жизни отринули?

Где, в чьей душе жить Вере и Надежде?

Что же делать? Жизнь так сложена.

В стихотворениях много восклицательных предложений, передающих состояние души.

О осень удивительных картин!

Прекрасна жизнь!

Приняла и простила Россия!

Встречается инверсия. Луна серебристая, соловушка сладкий, речек вятских.

Поэты нашего района любят свой отчий край, о чём они и рассказывают в своих стихах, а используемые изобразительно-выразительные средства дают нам возможность наиболее точно представить всю полноту картины нашего края, понять глубокий смысл душевных переживаний лирических героев и самих поэтов.

«Необъяснимы и легки, как облака, как ветер в поле, В душе рождаются стихи, как избавление отболи…» - именно эти строчки можно взять  в качестве эпиграфа к творчеству Надежды Краевой, которая приглашена в литературную гостиную. Слово Надежде Краевой.

V РЕФЛЕКСИЯ

Какой я представляю свою малую родину в стихах тужинских поэтов?(мини-сочинение)

Оказывается, на родине отдыхает душа, поэты с тоской и грусть пишут о былых временах, вспоминают юность, первую любовь, с болью говорят о разрушившихся деревнях, находясь вдали от родного дома, по-прежнему без памяти любят его, с грустью пишут о своих родителях, об отчем доме…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

зарастают деревни осинами ( тема Родины в творчестве Леонида караваева )

Слайд 2

В маленькой заброшенной деревне, Где заря нисходит до земли, Средь кустов черемух и сирени, Три высоких тополя росли. По крутой извилистой дороге Лишь, бывало, выйдешь за бугор, Три старинных тополя, как боги, Постоянно свой несли дозор. Ученик 2 класса Леня Караваев

Слайд 3

Так описывает родную деревню Леонид Караваев. Поэтический образ деревни – игрушки, деревни - русской девушки, заботливой матери нарисован во многих его стихах. На волшебной речке. как игрушка, Деревенька малая стояла, По весне - вся в розовых веснушках, А зимой - в пуховых одеялах. Нам она давала в жизни силу, Принося уверенность и ясность, И надежно нас она хранила, Отводя грядущую опасность.

Слайд 4

Склонились ветви старой ивы Над зеленеющим прудом. Бурьян колышется лениво, Где был когда-то отчий дом. Ну что ж, мне некуда спешить. Пройдусь по улице, как прежде, Присяду у плетня в надежде Былого думы ворошить. Не зацветет в душе сирень. Минувших лет моих услада, Не упадет глухая тень На обрешетку палисада. Нет, не нахлынут чувства вновь Осенним вечером безлунным, Не вспыхнет первая любовь Игривым огоньком фортуны. Овраг весной не забурлит И с поля вод уж не нагонит. Твоя рука не задрожит В моей распахнутой ладони. Разрушить родину смогли, А возродить ее бессильны мы… И вот деревни заросли Могильным деревом – осинами. Все творчество поэта наполнено двумя главными чувствами: искренней, нежной любовью к родине, родному очагу и пронзительной болью за разрушенные деревни, зарастающие теперь деревьями.

Слайд 5

Отслужив в армии 2 года на космодроме Байконур и окончив Государственный педагогический институт имени Ленина в 1987 году, Леонид Сергеевич приезжает в Тужу и работает в Тужинской средней школе преподавателем истории и права в течение 14 лет. И конечно, не забывает свою родину, ведь там, в Михайловском , остались его родные.. А вот деревни Махни уже нет и в помине. Разъехались ее жители по белу свету, «всех по свету, как пух, разметало» – напишет он в одном из стихотворений. Страстный рыбак, Леонид Сергеевич часто посещает свою заброшенную деревню, пруд, где в детстве провел столько незабываемых счастливых часов с удочкой на берегу и где удача всегда сопутствовала ему. Но теперешние его посещения навевают грусть и тоску на сердце - деревня зарастает осинами, зарастают поля, знакомые с детства тропинки. И все эти чувства выливаются в щемящие душу стихи.

Слайд 6

Отдыхает от сплетен душа. Все вокруг мне до боли знакомо: Я сижу на плоту в камышах, Вот и снова на родине, дома. Окунь изредка резко клюет, Карп плеснется по глади устало. Здесь давно уж никто не живет, Всех по свету, как пух, разметало. Помню, как в предрассветный туман Приходил я на пруд за удачей, В камышах только дядя Иван В этот утренний час и рыбачил. Окрылялась душа в этот миг, Наполнялась надеждой и волей, А с небес лишь луны бледный лик Освещал золотистое поле. Отдыхала от сплетен душа. Вряд ли родина душу отпустит? Я сидел на плоту в камышах, Наловив сумку полную…грусти.

Слайд 7

Стихотворение «На Родине» наполнено тоской и грустью по былым временам, разъехались люди, опустели деревни. Но несмотря на это, на милой родине «отдыхает от сплетен душа», потому что всё вокруг такое родное, до боли знакомое.

Слайд 8

Родной дом, река, перелески, тропинки окрестных полей – вот те истоки, которые питают творчество поэта. Малая родина –это Муза, дающая незабываемые минуты вдохновения. В стихах Леонида Сергеевича звучит голос патриота, Гражданина своей Родины, неравнодушного к тому, что происходит с его страной.

Слайд 9

Все, кто любит Родину-красавицу, Для кого она родная мать, До сих пор от боли содрогаются: Тяжело об этом вспоминать. В вековой печали, горе, скорби ли, Что Россия-матушка жила, Сердцем родины, ее историей Деревенька русская была. Но нашлись, к несчастью, силы темные, Нехристи- моли их не моли- Стерли дотла маленькую, скромную Деревеньку русскую с земли. И теперь лежит она в развалинах, Заросла, забыта навсегда По указке ли Генсека-барина Или сверху – Страшного Суда. В наказанье ль за грехи народные Лагеря, безверие и кровь? Уничтожены все думы благородные: Доброта , и нежность, и любовь. А не из нее ли силы черпала В дни годин великая страна? Как в кривом разбитом черном зеркале Жизнь России в ней отражена. .

Слайд 10

Леонид Караваев с кировскими писателями на родине.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема малой родины в стихах поэтов тужинских поэтов Тема малой родины в стихах поэтов Тужинского края

Слайд 2

5



Предварительный просмотр:

Яранцева Галина Леонидовна,

учитель русского языка и литературы,

I квалификационная категория

Технологическая карта урока литературы

Тема урока: «Тема малой родины в стихах поэтов Тужинского края», 11а класс

Тип урока: комплексное применение знаний

Цели урока:

образовательная: сформировать представление о значении  малой родины в творчестве тужинских поэтов,  сделать выводы о своеобразии раскрытия темы в стихотворениях поэтов.

развивающая:  способствовать закреплению умений  анализировать поэтический текст, выразительно читать стихи.

воспитательная: способствовать формированию любви к родному краю, патриотизма, позитивного отношения к интеллектуальным достижениям одноклассников.

Форма урока: литературная гостиная

Методы обучения: частично - поисковый

Формы организации познавательной деятельности: групповая

Средства обучения: сборники  стихов

  1. Леонид Караваев «Нить жизни»
  2. «Родники», Киров, 1998 год
  3. Надежда Чеснокова «Судьбы моей тонкая нить», Киров, 2001 год
  4. «Радуга», Тужа, 2004 год

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует, настраивает на работу, представляет гостей

Настраиваются на работу

Актуализация знаний

Задаёт вопрос: «Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу сочетание слов «малая родина»

Отвечают на поставленный вопрос

Целеполагание и мотивация

Нацеливает на изучение, побуждает к деятельности, читает стихотворение «Родина» Галины Дербенёвой

Слушают

Комплексное применение знаний

Вступительное слово, обобщает, делает выводы

I.Представляют поэтов :

1.Караваева Леонида

  1. Презентация
  2. Чтение стихов «Зарастают деревни осинами», «На Родине», «Все, кто любит Родину-красавицу»
  3. Анализ стихов

2.Чеснокову Надежду

  1. Презентация
  2. Чтение стихов «Дома», «Деревеньки, деревушки»
  3. Анализ стихов

3.Дербенёву Галину

  1. Презентация
  2. Чтение стихов

«Деревенское утро», «Родина», «Снова тропка привела»

  1. Анализ стихов
  2. Чтение и анализ стихотворения «Заброшенная деревня»

II.Анализ изобразительно-выразительных средств стихов Караваева Л., Чесноковой Н., Дербенёвой Г.

Представляет  гостью Краеву Надежду

Слушают, задают вопросы

Рефлексия

Задаёт вопрос: «Какой я представляю малую родину в стихах тужинских поэтов»

Обдумывают вопрос, отвечают

Приложение

Леонид Караваев

Зарастают деревни осинами

Склонились ветви старой ивы

Над зеленеющим прудом.

Бурьян колышется лениво,

Где был когда-то отчий дом.

Ну что ж, мне некуда спешить.

 Пройдусь по улице, как прежде,

Присяду у плетня в надежде

Былого думы ворошить.

Не зацветет в душе сирень.

Минувших лет моих услада,

Не упадет глухая тень

На обрешетку палисада.

Нет, не нахлынут чувства вновь

Осенним вечером безлунным,

Не вспыхнет первая любовь

Игривым огоньком фортуны.

Овраг весной не забурлит

 И талых вод уж не нагонит.

Твоя рука не задрожит

В моей распахнутой ладони.

Разрушить родину смогли,

А возродить ее бессильны мы…

И вот деревни заросли

Могильным деревом – осинами.

Все, кто любит Родину-красавицу

Все, кто любит Родину-красавицу,

Для кого она родная мать,

До сих пор от боли содрогаются:

Тяжело об этом вспоминать.

В вековой печали, горе, скорби ли,

Что Россия-матушка жила,

Сердцем родины, ее историей

Деревенька русская была.

Но нашлись, к несчастью, силы темные,

Нехристи- моли их не моли-

Стерли дотла маленькую, скромную

Деревеньку русскую с земли.

И теперь лежит она в развалинах,

Заросла, забыта навсегда

По указке ли Генсека-барина

Или сверху – Страшного Суда.

В наказанье ль за грехи народные

Лагеря, безверие и кровь?

Уничтожены все думы благородные:

Доброта , и нежность, и любовь.

А не из нее ли силы черпала

В дни годин великая страна?

Как в кривом разбитом черном зеркале

Жизнь России в ней отражена.

На Родине

Отдыхает от сплетен душа.

Все вокруг мне до боли знакомо:

Я сижу на плоту в камышах,

Вот и снова на родине, дома.

Окунь изредка резко клюет,

Карп плеснется по глади устало.

Здесь давно уж никто не живет,

Всех по свету, как пух, разметало.

Помню, как в предрассветный туман

Приходил я на пруд за удачей,

В камышах только дядя Иван

В этот утренний час и рыбачил.

Окрылялась душа в этот миг,

Наполнялась надеждой и волей,

А с небес лишь луны бледный лик

Освещал золотистое поле.

Отдыхала от сплетен душа.

Вряд ли родина душу отпустит?

Я сидел на плоту в камышах,

Наловив сумку полную…грусти.

Галина Дербенёва

Деревенское утро

Солнце рано встает, и поют петухи. 

Хорошо и свежо деревенское утро. 

Кто сказал, что с деревней одни лишь грехи. 

Тот не видел чудесных небес в перламутре, 

Никогда не встречал этот тихий рассвет, 

Не равнял блеск росы с дорогим изумрудом, 

Не шагал к горизонту на розовый свет, 

Что с утра распростер свои крылья над лугом. 

Держит цепкая память родительский дом, 

На полу светлый зайчик июльского солнца. 

Коль придется с селом расставаться силком, 

С молоком выпью утро до самого донца.

Родина

Я с родины своей беру начало, 

С корзины спелых яблок наливных, 

С черемух, что глядели величаво 

Как я озорничала за двоих. 

Была вольна там, словно ветер в поле, 

Словно весенний ручеек в лесу. 

Воспоминанья отдаются болью, 

И боль свою я словно крест несу. 

Нет тех черемух, старые рябины

Поникли до земли. Года, года... 

На них я в детстве прятаться любила 

И мать ждала с работы иногда. 

Теперь полынью заросли тропинки, 

В селе перевелись озорники,

И мое сердце на две половинки 

Поделено, как две моих руки. 

Я с родины своей беру начало. 

Я вытекаю из ее груди. 

Мой путь среди рябинок  величавых, 

Средь зарослей черемух молодых... 

Там я озорничала за двоих. 

Снова тропка привела

Снова тропка привела 

В глубь родимого села. 

Мимо почты, мимо школы, 

Мимо церкви и конторы 

Прохожу я не спеша- 

Вся в смятении душа. 

Годы дома не бывала, 

Никогда не забывала, 

Этот милый сердцу дом, 

Куст калины под окном… 

Смотрят окна на дорогу

Чувствую в душе тревогу. 

В дом, конечно, не войду, 

Я того там не найду, 

Кто б зажег в окошке свет, 

Кто глядел бы мне вослед, 

Кто бы вышел на крыльцо 

Целовать мое лицо, 

Долго, долго говорил, 

До калитки проводил... 

Окна в сумерках темны. 

Не нарушит тишины 

Громкий возглас, светлый смех,

Мой любимейший из всех.

Поклонилась и пошла, 

В дом родимый не зашла, 

Чуть кивнула вслед калина. 

В доме - горькая судьбина 

Прокатилась, как война, 

И осталась я одна. 

Шла теперь большой дорогой, 

Как за похоронной дорогой, 

Мимо почты, мимо школы, 

Мимо церкви и конторы. 

Шла как прежде, не спеша... 

Горько плакала душа. 

Надежда Чеснокова

Деревеньки, деревушки

Деревеньки, деревушки:

Летом – пыль, зимою – снег.

Одинокие старушки

Доживают тут свой век.

Покосились их избушки,

Замерла вода в реке.

Только слышен плач кукушки,

На опушке, вдалеке.

Облака плывут большие,

В речку смотрится камыш.

Над стареющей Россией

Поневоле загрустишь.

Дома

Вот засохшее деревце

В нашем садике старом.

Пыль дорожная стелется

По кривым тротуарам.

Здесь скамейка родимая

Простояла лет двадцать.

Всё такое любимое…

Как уйти, как расстаться?

Заброшенная деревня

Деревенская тихая улица,

И дома тут стары , скаособочены.

На неё сверху солнышко жмурится,

Да стоит старый клён у обочины.

Позабыты домишки убогие

И рукою судьбы покалечены,

Взор слепой не отводят с дороги,

Чёрной меткой при жизни помечены.

Под окошком крапивушкой жгучею,

Лебедой в огороде до пояса

Зарастает землица живучая

Вместо полного хлебного колоса.

Не слыхать петушиного пения.

Возле речки здесь ивы плакучие.

Не разбудят их песни весенние,

Знать постигла беда неминучая.

Не ожить деревеньке заброшенной,

Не засеются хлебные полосы.

Я иду по заросшей обочине,

А калина хватает за волосы.

Все долги для деревни просрочены,

А жильцы- старики, видно, сгинули.

Плачет клён у дорожной обочины…

Что за век! Что мы в жизни отринули?!

Выставка книг «В душе рождаются стихи, как избавление от боли…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по теме "Стихи поэтов Дона: Н.Скрёбова, Н.Доризо, А.Сафронова"

Формирование начального понятия о личности и творчестве писателей Дона....

План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века».

Цель урока - познакомить учащихся  с поэтическим образом России в стихах поэтов 20 века (А.Блок, А.Белый, С.Есенин).Особое внимание уделено  поэтическому анализу стихотворения С.А.Есенина "Ч...

План урока "О Малой Родине мы говорим с любовью"

В новом Федеральном образовательном стандарте особое внимание уделено формированию ключевых компетенций, необходимых каждому члену современного общества, а также осуществлению метапредметных связей, п...

Урок- экскурсия "Малая родина" великого Толстого.

Презентация к уроку- экскурсии "Малая родина" великого Толстого. Презентация показывает жизнь Толстого в Ясной Поляне, а также современное состояние музея- усадьбы....

Презентация к уроку "Моя малая родина"

презентация к уроку "Моя малая родина"...

Дистанционный урок литературы в 7 классе "Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов)"

Предлагается инструкция к самообразованию семиклассников в условиях дистанционного обучения по теме, предусмотрен дифференцированный подход к обзорному или углубленному изучению материала....

Презентация к уроку литературы "Образ Родины в лирике поэтов XX века"

Цель: Воспитание любви к своему Отечеству, Родине. Задачи: - формировать у детей чувство гордости за свою Родину. - способствовать восприятию подростками нравственных ценностей (любви к Родине, п...