Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». ». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Шустова Лариса Владимировна

Коспект урока . Материал,предусматривающий подробную аналитическую работу с текстом, подготавливающию к написанию сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posle_bala_nravstvennye_cennosti.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ урока литературы в 8  классе

Тема урока:

1.Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». ». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.  

Цель урока: помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел.

Методические приёмы: аналитическая беседа с чтением эпизодов, работа в группах..

                                                    Ход урока

I.Оргмомент.

2.. Беседа (с использованием интерактивной доски)-закрепление изученного на предыдущем уроке.

- Почему это произведение по своему жанру является рассказом?

- Какое событие описано в рассказе?

(Бал у губернаторского предводителя, влюблённость героя, разочарование, потрясение от жестокости случившегося после бала.)

- Что необычного вы заметили в построении рассказа?(прочитать начало )

(Рассказ начинается внезапно, разговор ведётся о нравственных ценностях человеческого бытия: «… что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия. Среди которых живут люди…», «что хорошо что дурно…» и так завершается внезапно без выводов.)

- Что такое нравственность?

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.


-Какие нравственные качества обозначены в теме урока? Оформи  таблицу,  работу над которой будем вести в течение урока.

Положительное

Отрицательное

нравственность

безнравственность

честь, долг

бесчестье

активный протест

пассивный протест

истинная красота

ложная красота

противостояние злу

неучастие во зле

рождение любви

угасание любви

III. Работа в группах

Задание 1.

1 группа Скажите, какими  вы представили себе Ивана Васильевича и полковника? Какое воздействие оказал на вас рассказ? - Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.

2 группа. Каким вы представили рассказчика? Есть ли его портрет в произведении? Или для его характеристики важно что-то другое?

Задание2. (проверка письменной домашней работы)

1группа – «Наблюдение за языковыми средствами» (эпитеты обрисовки праздника на балу у губернаторского предводителя).

 (Рассказывается содержание 1-й части с опорой на ключевые слова – эпитеты. Слова:

 бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые; мотив в мазурке звучит беспрерывно. Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У неё смеющееся , разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые милые глаза. Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой. С широкой грудью, сильными плечами и стройными ногами. Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженными глазами, нежными чувствами).

2 группа –  (эпитеты во второй части рассказа (сцена наказания солдата).

Перескажите близко к тексту содержание 2-й части.

( в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях; лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами; кузнец в засаленном полушубке; что-то чёрное, пёстрое, мокрое, красное, чёрные люди; солдаты в чёрных мундирах, неприятная визгливая мелодия, перед поражённым наблюдателем, странная картина наказания.)

- Чем объяснить , что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает «с восторженным умилением»?

(Он влюблён, он очарован праздничной атмосферой званого ужина, близостью любимой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты).

Задание 3.

Одним из художественных средств изобразительности в рассказе является КОНТРАСТ. Докажите это на примере двух фрагментов.

 Прочитайте описание пейзажа. Помогает ли пейзажная зарисовка понять радостное состояние героя?

Сопоставьте полковника и наказываемого солдата.

 IV. Работа с таблицей (проверка д\з)

Полковник

Наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное.

Шёл твёрдой, подражающей походкой

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу … подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры. Ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падал наперёд – и тогда унтер-офицеры … тянули его назад.

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Сморщенное от страдания лицо.

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура.

Спотыкающийся, корчащийся человек.

Вывод: Полковник всё тот же: с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

-Почему автор своего героя ведёт на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?

III. Заключение.

1.Кто из героев  рассказа обладает данными качествами?

Положительное

Отрицательное

Иван Васильевич

нравственность

полковник

безнравственность

Иван Васильевич

честь, долг

полковник

бесчестье

активный протест

Иван Васильевич

пассивный протест

истинная красота

полковник

ложная красота

противостояние злу

Иван Васильевич

неучастие во зле

Иван Васильевич

рождение любви

Иван Васильевич

угасание любви

Сделайте вывод: Какими качествами не обладает рассказчик?

2.Работая над рассказом, Л.Н.Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь  строй», «Дочь и отец»,  «А вы говорите…» и, наконец, «После бала». Попробуйте понять логику писателя: чем он обосновывает изменение названия? Почему остановился на последнем?

- Какие выводы можно сделать из наших  наблюдений?

Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа

. Контрастное изображение героев:  их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.

IV. Домашнее задание:

Подготовиться к сочинению по рассказу  Л. Толстого «После бала»

Темы:

Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу <<После бала>>)

Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого <<После бала>>

Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого <<После бала>>

Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого <<После бала>>)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«"После бала". Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов»

Урок изучения нового материала по данной теме направлен на анализ произведения Л. Толстого "После бала"....

Урок литературы (по технологии РКМЧП) "Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. Знакомство с содержанием и героями рассказа «После бала»".

Урок расширит знания учеников о биографии писателя, ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала» и его героями....

Контрольная работа по рассказу "После бала" Л.Н.Толстого

Материал предназначен для контроля знаний по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...

Урок литературы в 8 классе с использованием ЭОР. « Л.Н. Толстой. История создания рассказа « После бала». Антитеза -основной художественный прием построения рассказа».

Урок литературы в 8 классе с использованием ЭОР.« Л.Н. Толстой. История создания рассказа « После бала». Антитеза  -основной художественный прием построения рассказа»....

«"После бала". Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов».

В центре внимания – рассказ «После бала», один из самых известных в наследии автора. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата (слайд 1). Еще в 1855 году о...

Л.Н. Толстой. Истинная и ложная красота - основные мотивы рассказа "После бала". Приемы создания образов.

Конспект урока литературного чтения в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы....