Л.Н. Толстой. Истинная и ложная красота - основные мотивы рассказа "После бала". Приемы создания образов.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Власова Лариса Викторовна

Конспект урока литературного чтения в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.n._tolstoy_posle_bala.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Л.Н. Толстой. Истинная и ложная красота - основные мотивы рассказа "После бала". Приемы создания образов.

Цели урока:  

образовательные:

- выявить основные мотивы рассказа и приёмы создания образов;

- развивать навык анализа текста;

- работать над характеристиками героев, над понятиями рассказ, композиция

  произведения, контраст (антитеза);

коррекционно-развивающие:

- развивать речь, коммуникативные навыки, эмоциональную сферу учащихся

  через различные виды деятельности;

- развивать умение выделять нужный эпизод, анализировать, делать выводы.

воспитательные:

- умение  совместной деятельности;

- воспитывать гуманизм,  нравственное отношение к окружающим;

- развивать чувство сострадания, сопереживания.

Планируемые результаты:

знать: основные мотивы рассказа

уметь: понимать поступки героев, их эмоциональное состояние;

понимать приём сравнения, как основной приём описания характеров

 главных  героев; уметь работать в группах.

Тип урока: обобщающий урок-размышление.

Современные  образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии,  личностно-ориентированное обучение, ИКТ, игровые технологии.

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, музыкальное сопровождение (Ф. Шопен  «Мазурка»).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

   ( Рапорт дежурного, «Правила поведения на уроке»).

   Аффирмация.

    - Я – хороший ученик.

    - Я добрый, любящий.

    - Я люблю всех, и все любят меня.

    - Я люблю всех и всех обнимаю.

    - Я счастлив.  

  1. Актуализация знаний. Слайд №2
  • Наш урок будет посвящен творчеству великого русского писателя, философа, педагога Льва Николаевича Толстого. Давайте вспомним, с какими произведениями Толстого мы знакомы, что нам известно о нем. (рассказ «Кавказский пленник», «Севастопольские рассказы», автобиографические повести «Детство», «Отрочество»).

С самого детства Толстой вел дневник. Целью ведения дневника было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Толстой пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда в человеке берется любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Это не значит, что он был идеальным человеком, наоборот, наблюдая за собой, стремясь понять себя, он научился понимать себя и других.

Сегодня мы будем говорить о рассказе «После бала». К нашему уроку подобран эпиграф:

Человек немыслим вне общества. Слайд №3

Л.Н. Толстой

  • Как вы понимаете это выражение?
  • Как эта мысль Толстого соотносится с рассказом «После бала»? (Герой рассказа попадает в различные жизненные обстоятельства; правила поведения человека диктуются общественным мнением, зависят от него).
  • Актуальна ли эта мысль в настоящее время?
  • Прежде чем начать обсуждение событий и героев рассказа, я предлагаю вам вспомнить определение этого жанра. (Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа составляет одно событие, охватывающее небольшой промежуток времени).

3. Целеполагание.

  • Попробуем сформулировать тему урока, в этом нам помогут два слайда. Что вы видите на слайдах? ( Прекрасный бал и наказание солдата, полковник на балу и на плацу). Слайд №4

Тема урока: Нравственность и чувство долга, истинная и ложная красота – основные мотивы рассказа «После бала».

Что такое нравственность? Слайд №5

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

-  Сформулируем задачи урока. Слайд №6

Знать: основные мотивы рассказа

Уметь: определять приемы создания образов.

4. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке вы познакомились со 2 частью рассказа и выучили отрывок «Бал был чудесный…» наизусть.

1. Индивидуальная работа.

- На какие основные части можно разделить рассказ?

(Выступление – на балу – после бала – заключение) Слайд №7

Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаем от рассказчика.

2.Выразительное чтение наизусть.

Читается отрывок «Бал был чудесный…» наизусть (сопровождающийся слайдами № 8,9,10.).

-  Ваша задача оценить чтение, высказать о нем свое мнение.

3. Работа с текстом. Выборочное чтение. (Ученики приводят примеры из текста)

  • Какое художественное средство языка помогает воссоздать атмосферу бала? (Эпитет)
  • Какие цвета преобладают в описании Вареньки и ее отца? (Белый)
  •  Какая деталь объединяющая Вареньку и ее отца присутствует в описании? (Перчатка)

  • 4. Физкультминутка. Релаксация (слушание  «Мазурки» Шопена).

- Что увидел Иван Васильевич утром, выйдя на поле? Слайд №11

5. Объяснение нового материала.

 -  Что послужило источником для создания рассказа? (известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя Сергеем Николаевичем). Слайд 11

       

  -  На каком композиционном приеме основан рассказ? (контраст, антитеза) Слайд №12

  • Какая часть рассказа противопоставлена балу? (После бала)

2. Работа с таблицей. Слайд №13, 14

Сопоставим описание полковника и наказываемого с помощью таблицы.

Полковник

Наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке.

Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное и неестественное.

Шел твердой, подрагивающей походкой.

Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед…

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Сморщенное от страдания лицо.

Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура.

Спотыкающийся, корчившийся человек.

Вывод: полковник все тот же с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами, но в сопоставлении с окровавленной, истерзанной жертвой экзекуции, его красота и военная выправка выглядят кощунственно.

3. Сопоставление частей рассказа. Слайд №15

  - Какие чувства испытывал Иван Васильевич на балу и после бала?

- Какими эпитетами автор рисует картину бала и сцену наказания?

Характе- ристики

На балу

После бала

Чувства

Влюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, доволен, счастлив, блажен, добр.

Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет.

Эпитеты

Грациозная, ласковые, милые, сияющие, красивый, высокий, статный, свежий, блестящий, радостный.

Жестокая, нехорошая музыка, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, испуганный, грозно, злобно, гневный.

Цвет

Белый, розовый, румяный, серебряные, светло.

Черное, красное, пестрое, белые.

Звуки

Мазурка, вальс, полька, кадриль.

Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос.

Детали

Белая лайковая перчатка Вареньки, замшевая перчатка полковника, перышко от веера.

Оттопыренная губа полковника, замшевые перчатки.

4. Анализ таблицы. 

  • Определите роль белого цвета в обоих частях рассказа.
  • Какова роль детали, замшевой перчатки полковника в рассказе?
  • С помощью какого приема передает Толстой впечатление бесконечно повторяющегося ужаса казни? (анафора) стр.127.
  • Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

    6 . Физкультминутка. Офтальмотренажер по Базарному.

D:\Работа\137_oftalmotrenazher.jpg

7. Обобщение изученного  (работа в парах).

  1. -    У вас на партах лежат слова, характеризующие Ивана Васильевича и полковника. Вы должны разложить слова в два столбика.
  • Кто из героев рассказа обладает данными качествами?

Слайд №16 Слайд №17

Положительное

Отрицательное

Иван Васильевич

нравственность

полковник

Безнравствен-ность

Иван Васильевич

честь, долг

полковник

бесчестье

активный протест

Иван Васильевич

пассивный протест

истинная красота

полковник

ложная красота

противостояние злу

Иван Васильевич

неучастие во зле

Иван Васильевич

рождение любви

Иван Васильевич

угасание любви

2. Работа с тестом. Слайды №18 - 27

1. Жанр произведения –

  1. повесть;
  2. очерк;
  3. рассказ;
  4. поэма

2. Раскрыть идею произведения помогает:

  1. антитеза;
  2. гипербола;
  3. олицетворение;
  4. эпитет

3. Число рассказчиков в произведении:

  1. один;
  2. два;
  3. три;
  4. четыре

4. Авторская позиция:

  1. скрыта;
  2. выражена в авторском повествовании;
  3. передана одним из персонажей;
  4. открыто высказана в словах Вареньки

5. Роль вступления в произведение:

  1. показать время и место действия;
  2. познакомить с участниками событий;
  3. познакомить с рассказчиком;
  4. произнести хвалебную речь в честь царя

6. Повтором одной и той же стилистической фигуры

(«…все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась… статная фигура полковника») автор:

  1. воспроизводит унылый звук музыки;
  2. показывает полковника в новой роли;
  3. передает ужас совершающегося;
  4. заставляет принять решение немедленно удалиться

7. Произведение заставляет задуматься о:

  1. судьбе полковника;
  2. личной ответственности человека за жизнь общества;
  3. любви Ивана Васильевича;
  4. о красоте Вареньки

8. Тема произведения:

  1. повествование о любви Ивана Васильевича;
  2. рассказ о полковнике;
  3. показ николаевской России;
  4. родительская привязанность полковника к своей дочери Вареньке

9. Образ полковника:

  1. типичен;
  2. трагичен;
  3. исключителен;
  4. комичен

10. Тип повествования в произведении:

  1. нейтрален;
  2. эмоционально окрашен;
  3. протокольно сух;
  4. научно-популярен.        
  5. Слайд №28 (ключи теста).

Ответы: 1-В, 2-А, 3-А, 4-Б, 5-В, 6-В, 7-Б, 8-В, 9-А, 10-Б.

«5» – 10б, «4» – 8-9б, «3» – 6-7б.

3.

- Первоначальные названия рассказа были «Дочь и отец», «А вы говорите», почему Толстой остановился на названии «После бала».

- Чем актуален для нас рассказ Л.Н. Толстого?

7. Рефлексия.

     - Если вам было интересно легко на уроке, поднимите 2 руки и улыбнитесь, а если – трудно, то одну руку и тоже улыбнитесь.

7. Домашнее задание.

     Пересказ 2 части рассказа от 3-го лица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«"После бала". Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов»

Урок изучения нового материала по данной теме направлен на анализ произведения Л. Толстого "После бала"....

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». ». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.

Коспект урока . Материал,предусматривающий подробную аналитическую работу с текстом, подготавливающию к написанию сочинения....

Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир") Конспект урока литературы

В ходе урока-исследования решались вопросы:Где определяется исход сражения (в штабе или на поле битвы)?Почему русские войска победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?Какова роль ан...

Презентация к уроку в 10 классе "Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир")

Презентация содержит слайды с целями исследования, карту военных действий в 1805 - 1807 гг., таблицу с заданием сравнить Аустерлицкое и Шенграбенское сражения....

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

«"После бала". Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов».

В центре внимания – рассказ «После бала», один из самых известных в наследии автора. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата (слайд 1). Еще в 1855 году о...