сценарий урока литературы по повести Н.В. Гоголя "Портрет" "Вечное и вещное в искусстве".
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Урок литературы является итоговым и рассматривает философский аспект темы призвания художника и роли искусства в мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nv_gogol_portret.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

 Сценарий урока  в 8 классе

 Вещное и вечное в искусстве.

Тема призвания художника и роли искусства в мире по повести

 Н.В. Гоголя «Портрет»

 

Цели:

  1. Показать учащимся, как раскрывается автором тема призвания художника и роли  искусства в мире;
  2.  Раскрыть особенности композиции текста, выявить традиции духовной литературы в повести;
  3. Развивать творческие, коммуникативные способности, речь.
  4. Формировать ключевые компетентности чтения, работы с текстом с целью извлечения информации.

Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал,  мультимедийная техника.

Ход урока:

  1. Вызов.  

-  Эвристическая беседа. Слово учителя: Вторая часть повести раскрывает историю создания портрета, погубившего художника Чарткова. Герой 2 части тоже художник, противопоставлен Чарткову: он находит в себе силы избавиться от дьявольского наваждения. Гоголь размышляет о божественной миссии искусства и художника, о назначении искусства, о свободе творчества, о его взаимоотношениях  с религией.

   Наша задача — определить роль искусства в мире  по повести «Портрет».

- Верные - неверные  утверждения отметить в тетради:

      1.   Чартков — богатый художник, рисующий только портреты

  1. В портрете  зрителей  поражают  глаза  человека.
  2. Чартков на последние деньги купил портрет.
  3. Чартков выполняет наказ профессора и  уклоняется от возможности стать  модным художником.  
  4. Зрители восхищаются работами Чарткова, потому что он приукрашивает действительность.  
  5. Причина безумия Чарткова — сожаление о погубленном таланте и зависть более успешным художникам.

       7.  Художник, написавший портрет ростовщика, становится безумным.

       8.  Художник Б. - автор известного портрета.

       9.  Добро в повести олицетворяет отец художника Б., а зло — Чартков.

       10. Художник Б.  уничтожил  портрет по просьбе своего отца.

  1. Осмысление содержания:

- Почему Гоголь сначала рассказывает историю Чарткова, а потом – историю портрета?

- Что связывает части повести?

- Каковы особенности композиции 2 части?

     - Каким рисует автор ростовщика?

       -Почему один художник получает имя – Чартков, а другой – нет?

 

Аналитическая работа по тексту в группах по вопросам:

1.  Как изменяется жизнь художника  после появления портрета?

2.Что привело художника в монастырь? Почему так долго отказывался он приступить к росписи храма и что помогло создать ему дивное произведение искусства?

3. Кто из героев становится выразителем взглядов Н.В.Гоголя на искусство?

4. Можно ли назвать повесть фантастической? Как связаны фантастика  и реальность в романтической повести Гоголя?

 

 3. Оценочный этап. Художник. Искусство. Портрет.  Талант

1.Синквейн – это стихотворение из пяти строк (рифма не обязательна):

1 строка (тема) – имя существительное.

2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.

3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) –  глаголы.

4 строка (отношение автора синквейна  к данной теме) – фраза из четырёх слов.

5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы.

4. Каковы взгляды Гоголя на искусство и предназначение искусства?   Кто стал выразителем вещных идеалов, а кто - вечных?

В чем видит писатель связь искусства с религией?

Художник, судьба которого прослежена во второй части, по высоте духа и манере работать похож на Александра Иванова, с которым Гоголь так тесно сошелся в Риме и который рисовал картину «Явление Христа народу», надеясь на пробуждение добра при свете подлинной истины. Беспрестанно рисуя Гоголя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу. Однако местоположение не определяет духовной высоты фигуры. Напротив, явление подлинного добра превращает «ближайшего» в тень, которая смущенно укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю.

Все картины, упомянутые в повести, оказались реальными: великое полотно, изменившее судьбу Чарткова, - «Явление Христа народу» Иванова, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова; икона, созданная художником Б.- икона «Рождества Христова».

7. Как  я  работал  на  уроке – отметить на  шкале  из  6  делений.

Домашнее задание.  

1. Творческий практикум. Стр. 325 Подготовка к сочинению-эссе  «Какова роль искусства в обществе?»

Отметки за урок и рефлексия учителя.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое

Урок  по повести А.Платонова «Юшка».  тема: " Любить  «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем   посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...

Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»

1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русскойлитературы 2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественноготекста. 3) Вызвать интерес к чтению современной рус...

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе

Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...

Сценарий урока литературы "Печали и радости "маленького человека" (урок-экскурсия по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" )"

Сценарий может быть использован при изучении повксти А.С. Пушкина "Станционный смотритель"...