Сценарий урока литературы "Печали и радости "маленького человека" (урок-экскурсия по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" )"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Оксана Юрьевна Якунина

Сценарий может быть использован при изучении повксти А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_otkrytogo_uroka.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №54 имени Героя Советского Союза Н.А. Бредихина»

 Методическая разработка урока литературы «Печали и радости «маленького человека» (урок- экскурсия по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)»

                                                                 

                                                               

                                                 

Курск - 2022

Тема урока: «Печали и радости «маленького человека» (урок-экскурсия по страницам повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»)»

ЦЕЛИ:

Образовательная: создать условия для учебной деятельности путём формирования навыков анализа литературного произведения, навыков критического мышления через различные формы работы.

Развивающая: развивать оценочные суждения, эмоциональную сферу, активизировать познавательную деятельность путём создания проблемных ситуаций, развивать аналитические и исследовательские способности.

Воспитательная: способствовать духовно- нравственному воспитанию, формировать эмоционально- ценностное отношение к действительности через развитие речи и мышления, воспитывать уважительное отношение к родителям.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Методы обучения: исследовательский, проблемно- поисковый.

Оборудование и средства обучения: ПК, аудиоматериалы.

                                               Ход урока

Организационный момент. Постановка и осмысление темы, задач урока, эпиграфа к теме.

  1. Эмоциональный настрой. (Слово учителя).

- За окнами осень, удивительная пора,  время года, любимое Пушкиным.  «Осенняя пора, очей очарованье» была источником вдохновения писателя. Среди произведений, созданных осенью, и повесть «Станционный смотритель», прочитанная вами внимательно дома. То, о чём  Пушкин писал, в литературе можно назвать вечными вопросами, ответив на которые можно взглянуть на себя со стороны, познать самого себя.

  1. Определение темы и цели урока.

Исходя из названия повести, попытаемся определить вопросы для нашего разговора на уроке.

(Кто такой станционный смотритель, что узнали о Самсоне Вырине, как складывались отношения между отцом и дочерью, каким мы видим главного героя в начале повествования и спустя несколько лет).

  1. Формулировка темы урока «Печали и радости «маленького человека»

  1. Целеполагание.

- Обратите внимание на тему урока и попытайтесь сказать, что мы должны выяснить в ходе нашей экскурсии по страницам прочитанного произведения, на какие вопросы ответить. (Кто такой маленький человек, с чем связаны его печали и радости?).

  1. Эпиграф

«…долго не мог я забыть старого смотрителя, долго думал о бедной Дуне…»

? – Кому принадлежат эти слова? На какие размышления наводят нас? (Почему рассказчик не мог забыть смотрителя и  его дочь?)

- А вот эти слова «Спешите делать добрые дела»  пусть будут для вас небольшой загадкой, ответ на которую мы найдём в конце урока.

                         

II. Актуализация опорных знаний.

1.Сообщение ученика.

Осень 1830 года А.С. Пушкин провёл в Болдино. Этот период в его творчестве можно назвать «золотым». Готовясь к счастливой семейной жизни, Пушкин создаёт много произведений, среди которых особое место занимают «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», куда вошло пять повестей. Пушкин изобразил современную ему жизнь обыкновенных людей.

2. Слово учителя.

- Образом обыкновенного человека Самсона Вырина Пушкин открыл галерею «маленького человека». Определим это понятие. (слайд)

Эпиграфом к произведению стоят слова князя Вяземского.

? – Но является ли станционный смотритель диктатором на самом деле? (выразительное чтение)

          ?-Что узнали о жизни станционного смотрителя? (краткий пересказ).

          ?- Какими качествами должен был обладать смотритель?

(Быть добрым, отзывчивым, уметь ладить с людьми).

Вывод. Жизнь нелёгкая: проезжие имеют разный характер, порой приходилось терпеть унижение, оскорбление, даже побои. Если мы обратимся к табелю о рангах, то увидим, что чиновники 14 класса – самый низкий чин, были не защищены, обязанностей у них мног , а защиты нет. С этим связана их  печаль.

Чтобы приблизиться к событиям далёкого 1816 года, когда Иван Петрович Белкин проезжал через … .скую губернию и познакомился с Самсоном Выриным, совершим мини-экскурсию.

3.Заочная экскурсия в «Музей станционного смотрителя». Ученик в роли экскурсовода.

«Дом станционного смотрителя» в деревне Выра Гатчинского района Ленинградской области – первый в нашей стране музей литературного героя. Музей создан по повести А. Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам. Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтовой станции.

А.С. Пушкин много путешествовал. Не менее 13 раз побывал и на Вырской станции, и фамилия главного героя повести могла быть образована от названия почтовой станции.

Вырская станция состояла из двух каменных домов, соединённых стеной с воротами и калиткой.

Перед нами часть комнаты смотрителя. В «красном» углу – стол смотрителя. На нём бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, книга для записи подорожных. Здесь же копия подорожной А. С. Пушкина от 5 мая 1920 года.

Половину дома-музея занимает ямщицкая. Здесь отдыхали ямщики. На большей части комнаты расположена русская печь, служившая для обогрева и приготовления пищи. В центре ямщицкой- стол с деревянными чашками и ложками.

А вот комната Дуни. Здесь она любила отдыхать.

Каждый день приходят в «Дом станционного смотрителя» люди. Они идут в гости к Самсону Вырину и его Дуне.

?- Какой предстала перед вами обстановка дома, и как она характеризует хозяев? (скромная, нет ничего лишнего, в доме порядок, видно, что здесь живут небогатые люди; теплота домашнего уюта создаётся руками Дуни и делает Вырина доброжелательным ко всем окружающим)

  1. Обсуждение прочитанного, проверка работы в группах.

«Д а в а й т е    п о р а з м ы ш л я е м»

? – Каким предстал перед автором Самсон Вырин при первой встрече?

?- Как выглядело жилище станционного смотрителя?

? – Какой была Дуня?

? – Как относился Вырин к дочери? Почему жизнь «маленького человека» казалась ему счастливой?

(Самсон Вырин любит свою дочь, рядом с отцом живёт маленькое солнышко. Дуня преображает нелёгкую жизнь отца. Жизнь «маленького человека» кажется счастливой.

? – В чём же счастье Самсона Вырина?( Вырин добрый, внимательный, вежливый , счастливый, потому что рядом любимая дочь)

         –Но вот прошло несколько лет, и обстоятельства привели рассказчика на тот самый тракт, в те самые места.

? – Какие чувства испытывал автор в данный момент?

? – Как изменилось жилище и сам смотритель?

? –Что мы узнаём из разговора автора с Самсоном Выриным?

(чтение в лицах)

? – Что рассказал смотритель автору? (творческий пересказ от первого лица)

?-В результате чего изменилась жизнь смотрителя? Какое чувство герой вызывает у вас?

Вывод: жизнь Самсона Вырина резко изменилась с отъездом любимой дочери, он одинок, угрюм, мало говорит. Мы сочувствуем герою, понимаем, насколько ему тяжело.

? – Почему Дуня, любящая и заботливая дочь, оставила отца?

  1. – Каждый имеет право на счастье. Родители хотят видеть своих детей счастливыми.

Оправясь от болезни, выпросив отпуск на два месяца, не сказав никому ни слова, смотритель отправляется пешком за своей дочерью.

? – Какой предстала Дуня перед отцом в Петербурге? (выборочное чтение)

? – Верил ли отец в её счастье?

-Чем вызвана печаль «маленького человека»?

Вывод: в Самсоне Вырине есть чувство человеческого достоинства, он понимает, что в жизни не всё продаётся и покупается. Однако как низший по сословию не мог  пойти против Минского.

Не может поверить в счастье своей дочери.

  1. Чувства можно выразить не только словами, музыка отражает внутреннее состояние души человека. И в этом мы попытаемся сейчас убедиться. Прослушаем удивительный вальс на стихи Пушкина «Я ехал к вам». (Звучит музыка)

? – Какими чувствами наполнила вас музыка? ( грусть, тоска, тревога,  печаль, разочарование).

10.Очередной зигзаг судьбы… Повествователь решил посетить знакомые места…

            ? – Состоялась ли третья встреча рассказчика с Выриным? Почему?

? – Что узнал заезжий литератор, посетив бывшую станцию?

? – Как мальчик Ванька отзывался о смотрителе?

? – Почему прекрасная барыня плакала на могиле смотрителя?

Вывод:. Дуня, к сожалению, поняла поздно, что оборвалась ниточка, которая связывала её с родным человеком. Барыня осознаёт свою вину перед отцом, который, увы, не может её понять и простить.

Дуня понимает, что ускорила кончину отца, ей очень тяжело, ведь она тоже стала матерью.

? – Чью судьбу из Библейской легенды напоминает судьба Дуни? В чём разница? ( Выступление исследовательской группы с сопоставительным анализом: судьба Дуни напоминает судьбу юноши из притчи о блудном сыне. Не случайно стены дома смотрителя украшали картины с изображением истории блудного сына…)

?- Какой вывод вы должны сделать для себя? (Не надо нарушать библейские заповеди, нужно любить своих родителей)

  1. Тренинг (звучит мелодия)

Закройте глаза и представьте себе ненастный осенний день. Идёт дождь, слышатся последние раскаты грома. Вы сидите у окна в своей комнате. Вам немного грустно. Но вдруг слышите любимый голос.  В комнату входит мама, кладёт на ваши плечи свои нежные, ласковые руки.. А теперь откройте глаза и посмотрите друг на друга. Ваш взгляд стал немного добрее, потому что вы вспомнили о маме.

  1. Кластер.

Родительская любовь: тепло, солнце, причал, крепость, стена, чаша любви.

Ш. Итоги урока.

?- В чём печали и радости «маленького человека»? (Печали и радости связаны с положением в обществе , с отношениями с дочерью).

IV.Рефлексия.
- Я уверена, что вы любите своих родителей, Но часто ли проявляете эту любовь? Повесть А. С. Пушкина как бы говорит, что важно вовремя сказать родителям, что мы их любим.

? –Обменяйтесь, пожалуйста, своими советами –наставлениями об отношении к родителям.( Ученики обмениваются домашними заготовками, которые сделаны дома в форме сердечек)

Мудрый писатель учит нас обращать внимание не на должность, а на душу, тогда и мир станет добрее.

А я хочу обратиться к вам со словами: «Спешите делать добрые дела»,

совершайте хорошие поступки, приносите своим родителям только радость.

 V. Задание на дом по группам.

  1 группа. Сочинение по картине Рембрандта «Возвращение блудного сына».

  2 группа. Неотправленное письмо Дуни отцу.

  3 группа. Анализ стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по литературе "Система образов в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Урок разработан по технологии Развития критического мышления через чтение и письмо и соответствует современным требованиям к уроку в рамках реализации ФГОС...

сценарий урока литературы по повести Н.В. Гоголя "Портрет" "Вечное и вещное в искусстве".

Урок литературы является итоговым и рассматривает философский аспект темы призвания художника и роли искусства в мире....

СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ПОВЕСТИ А. С. Пушкина «Метель».

Данный материал может быть использован на уроках литературы...

Сценарий урока на тему: «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Пушкин показал Пугачева  человеком неоднозначным и противоречивым. Так ли это? Доказать это нам помогут «Шесть шляп мышления».Учащиеся делятся на группы. Каждая получает свою шляпу....

Конспект урока по литературе. 7 класс А.С.Пушкин . Повесть "Станционный смотритель". Изображение "маленького человека" его положение в обществе.

Цели урока:1) Знакомство с историей создания произведения, дорожным бытом пушкинской поры;2) Сопоставление евангельской притчи о "блудном сыне" с пушкинскоой историей; 3)Нравственные проблем...

Сценарий урока по литературе «А.Грин. Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести «Алые паруса»

Цель: создать условия для:1. Ознакомления учащихся с личностью А.Грина и его творчеством, пробуждения интереса к его творчеству.2. Совершенствования умения учащихся работать с текстом самостоятельно п...