СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ПОВЕСТИ А. С. Пушкина «Метель».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Копанцева Татьяна Александровна

Данный материал может быть использован на уроках литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ПОВЕСТИ  А. С. Пушкина «Метель».

(технология Педагогической мастерской)

        Учащиеся заходят в класс под музыку Свиридова ( первый слайд)

        НАЧАЛО УРОКА Учитель: (очищает мандарин так, чтобы не видели) Какие ассоциации вызывает у вас этот запах?

                                              - Праздника, Нового года.

- Что мы празднуем, когда отмечаем Новый год?(ответы учащихся)

- Вот о времени мы как раз и будем говорить сегодня.Тема урока (2-й слайд) «Художественное время в повести «Метель».

Я подобрала такое изображение времени,  а вы попробуйте сами изобразить время повести, нарисовать его.

Но сначала найдем, какие упоминания о времени в повести встречаются( просила сделать закладки)…

-работа с текстом, выписываю на доске, затем спрашиваю, как можно изобразить, предлагаю заготовку,

Рисуем на доске.

-Так выглядит время в повести.

Нам необходимо уточнить тему ,конкретизировать, сузить ее. Как вы думаете, зачем мы будем рассматривать повесть с точки зрения временной организации? С какой целью мы сосредоточим свое внимание на времени?

-….Чтобы узнать, какую роль оно играет в повести….Чтобы глубже понять идею автора…

- Это и станет целями нашего урока.(!звук выключить!!!!)

Слайд №3: Запишем тему так: «Роль времени в повести «Метель». ( в тетради)        

Давайте перечислим, какие повести А.С. Пушкина мы уже прочли из цикла повестей покойного Ивана Петровича Белкина?

- «Выстрел», «Барышня – крестьянка».

- Все эти произведения объединены одним жанром- повести. Вспомните 6 класс: чем время в рассказе отличается от времени в повести?...

-…. растянутость художественного времени в повести

- Сколько времени проходит от начала событий до финала в повести «Метель»?

-……………………………….

- Тоже не мало – 4 года. Зачем это необходимо?

- ……

 - Таким образом, можно сделать вывод, что художественное время повести – одно из важнейших звеньев композиции сюжета. (слайд №1)

- Давайте же вспомним сюжет повести. Кратко, буквально одним предложением. Запишите в тетради, несколько ответов выслушаем).

- Жених ехал венчаться и опоздал на собственную свадьбу – невеста вышла замуж за другого.

 -Смотрите, как все просто. Сам Пушкин, говоря о цикле пОвестей Белкина, восхищался: «Писать надо вот этак: просто, кратко, ясно».

- Или не все вам показалось простым? Над чем пришлось задуматься? Например, какой момент в развитии сюжета можно считать кульминацией?( несколько ответов)

- Сформулируйте вопросы по этим эпизодам, запишите их в тетради.

- Зададим друг другу вопросы – идет диалог.

- В литературоведении непростым считается вопрос субъектной организации повести. Повествование об одном и том же событии часто ведется от разных лиц.

- ?  Кто в повести рассказывает о произошедших событиях? 

-  Повествователь, герой –рассказчик – Бурмин.

- Когда он смог рассказать свою версию происходящего?.....Какова с этой точки зрения роль времени?

-………………….

СЛАЙД № 2- Художественное время помогает субъектной организации повести.( в тетради подождать, пока запишут).

СЛАЙД следующий (Деревья) МУЗЫКУ ВКЛЮЧИТЬ- Борис Пастернак в ХХ веке написал стихотворение «Метель». Я вам прочту только отрывок из него. Подумайте, с чувствами какого героя повести созвучно это стихотворение?:

(читаю под музыку)

В посаде, куда ни одна нога

Не ступала, лишь ворожеи да вьюги

Ступала нога, в бесноватой округе,

Где и то,как убитые, спят снега,-

Постой, в посаде, куда ни одна

Нога не ступала, лишь ворожеи

Да вьюги ступала нога, до окна

Дохлестнулся обрывок шальной шлеи

Ни зги не видать….

Метался, стучался во все ворота,

Кругом озирался, смерчом с мостовой

- Не тот этот город, и полночь не та,

И ты заблудился ее вестовой!

Но ты мне шепнул, вестовой, не спроста,

В посаде, куда ни один двуногий.

Я тоже какой – то …я сбился с дороги

- Не тот этот  город, и полночь не та.

? с чувствами какого героя созвучно это стихотворение?

- Стихотворение созвучно с чувствами Владимира.

- ЗАДАНИЕ:  Попробуйте пересказать сюжет от лица Владимира.

- После выступления ученика: ?Что случилось с Владимиром после несостоявшегося венчания? Как закончилась его жизнь?

СЛАЙД №3: Время помогает создать трагический образ героя ( ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ)

-?- Что сломало жизнь Владимиру? (Метель)

- Конечно, метель вмешалась в жизнь героев, поменяла женихов.

Как вы думаете, это хорошо или плохо? Что было бы, если бы Владимир не заблудился в метели?

-…………………………………………….никто не знает.

- Как вы думаете, эти события были предрешены или произошла простая , нелепая случайность?

-…………………..

- Как думает автор?

- Обратимся к эпиграфу повести. Эпиграфом служат строки из какого известного вам произведения?

-……

-Эпиграф из «Светланы» относит нас к  представлениям романтиков о существовании таинственной, неявленной человеку закономерности нашей жизни.

И в эпиграфе мы тоже встречаем образ метели, «метелица кругом, снег валит клоками…»

-…………..

? Какие ассоциации вызывает у вас метель?( судьба) т.е. согласен ли Пушкин был с художественной традицией романтиков?

-Да. Получается, что природа( метель), время, судьба сначала создают противоречия между намерениями героев и реальным ходом жизни, а затем открывают подлинные возможности жизни.

СЛАЙД № 4 Так художественное время помогает выявить позицию автора. Попробуем ее четко сформулировать.

 Что же такое судьба по мнению автора? (СЛАЙД )

-….пишут в тетради 2 -3 предложения, заслушиваем ответы.

- Это необъяснимые неожиданности, которые иногда человеком воспринимаются трагично, но на самом деле она(судьба) добра к человеку, который , в сущности, не только не знает и не понимает жизни, но и не слишком хорошо знает себя, не умеет прислушиваться к своему сердцу.

????????????????????ВРЕМЯ?????Д.З., СБОР ТЕТРАДЕЙ, включить звук – звучит музыка на предпоследнем слайде.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Согласны ли вы с таким высказыванием одного из критиков: «Видимо главное, что происходит в повести – игра с читательскими ожиданиями. Читатель оценивает героя по литературным моделям и, естественно, ждет ужасов, мистики, морали, но ничего нет! Жизнь банальней, проще литературы. В жизненном событии может не быть никакого смысла…»

-…..

- Ощущение неожиданности правда присутствует: система рассказчиков поддерживает атмосферу недоумения,т.к. наблюдателям доступны лишь фрагменты жизни героев, и сторонний взгляд не может выявить истинные мотивы событий и поступков. Это и побуждает читателя к сотворчеству.

Бывало ли в вашей жизни событие, которые вы воспринимали сначала как отрицательное, а с течением времени оно имело счастливые последствия?

Домашнее задание: минисочинение «Человек, судьба которого для меня окружена тайной».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль времени в повести А.С. Пушкина «Метель» Составитель : Копанцева Т.А., Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ «Согласие» №201.

Слайд 2

ПОВЕСТЬ А. С. ПУШКИНА «МЕТЕЛЬ» Музыка Георгия Свиридова «Вальс к повести «Метель»

Слайд 3

Художественное время в повести А. С. Пушкина «Метель»

Слайд 4

РОЛЬ ВРЕМЕНИ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «МЕТЕЛЬ»

Слайд 5

1. Художественное время повести – одно из важнейших звеньев композиции сюжета.

Слайд 6

2.Художественное время помогает субъектной организации повести.

Слайд 7

музыка Георгия Свиридова «Венчание в повести «Метель», стихотворение Бориса Пастернака «Метель»

Слайд 8

3.ВРЕМЯ ПОВЕСТИ ПОМОГАЕТ СОЗДАТЬ ТРАГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ГЕРОЯ

Слайд 9

4.Временная организация повести помогает выявить позицию автора.

Слайд 10

ЧТО ТАКОЕ СУДЬБА, ПО МНЕНИЮ АВТОРА ПОВЕСТИ «МЕТЕЛЬ»?

Слайд 11

« Видимо, главное, что происходит в повести,- игра с читательскими ожиданиями. Читатель оценивает героя по литературным моделям и , естественно, ждет ужасов, мистики, морали, но ничего нет! Жизнь банальней, проще литературы. В жизненном событии может не быть никакого смысла… »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

Урок-презентация. Образ метели в повести А.С. Пушкина "Метель". Учитель МБОУ СОШ №74 Шерстянкина Л.Л. г. Нижний Новгород.

Данный урок развивает творческие способности, мышление учащихся. Тип урока: мастерская, интегрированный,  с использованием ИКТ. Задачи: формирование аналитических навыков при работе с текстом. Ра...

: «Повесть А.С. Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести».

Урок по повести А.С. Пушкина "Метель" в форме аналитической беседы, в ходе которой рассматриваются элементы повести, композиция, характеристика героев, авторская ирония по отношению к двум молодым люд...

Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"

Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...

«Погружаясь в вальс метели..» повесть А.С.Пушкина « Метель» Открытый интегрированный урок литературы и музыки

Цели  урока:- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование  самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки.-Расширение культорологич...

Презентация «Погружаясь в вальс метели..» повесть А.С.Пушкина « Метель»

«Погружаясь в вальс метели…»Цели  урока:- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование  самосознания учащихся на примере русской литературы и музы...

Г.В. Свиридов романс "Метель" к повести А.С. Пушкина "Метель"

Ход урока.Ученик: Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она. По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит....