«Погружаясь в вальс метели..» повесть А.С.Пушкина « Метель» Открытый интегрированный урок литературы и музыки
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Маркова Ольга Григорьевна

Цели  урока:

- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование  самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки.

-Расширение культорологических представлений в межпредметном пространстве.

Задачи:

-Научить методу сравнительного комплексного анализа художественного произведения.

-Сформировать у учащихся интерес к творчеству русских классиков А.С.Пушкина  и Г. В.Свиридова.

1.Обучающие

а) реализовать познавательные и других интересы и потребности учащихся через изучение лучших образцов литературы, музыки, живописи, кино.

б) разработать  формы реализации исследовательских, познавательных и творческих интересов учащихся;

2. Развивающие:

а) развивать мыслительную деятельность;

б) развивать творческую, познавательную активность.

3.  Воспитательные:

а) воспитывать уважение к русской культуре;

б) беречь духовные ценности народа

Предполагаемые результаты

- приобретение учащимися знаний по истории литературы, музыки.

8.Оборудование:

- Кинофрагменты из фильма В.Басова « Метель»;

- «Музыкальные иллюстрации» Г.В.Свиридова;

-  презентация к уроку;

-  проекты учащихся на тему повести Пушкина « Метель»;

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Министерство Науки и Образования республики Казахстан

Восточно-Казахстанская область Зыряновский   район  

КГУ  «Средняя школа  № 7 города Зыряновска»

«Погружаясь в вальс метели..»

повесть А.С.Пушкина « Метель»

Открытый интегрированный урок литературы и музыки

      Учитель русского языка  и литературы -  Комбарова Н.А.

     учитель музыки -  Маркова О.Г.

январь 2014

Тема урока: 

«Погружаясь в вальс метели…»

Цели  урока:

- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование  самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки.

-Расширение культорологических представлений в межпредметном пространстве.

Задачи:

-Научить методу сравнительного комплексного анализа художественного произведения.

-Сформировать у учащихся интерес к творчеству русских классиков А.С.Пушкина  и Г. В.Свиридова.

1.Обучающие

а) реализовать познавательные и других интересы и потребности учащихся через изучение лучших образцов литературы, музыки, живописи, кино.

б) разработать  формы реализации исследовательских, познавательных и творческих интересов учащихся;

2. Развивающие:

а) развивать мыслительную деятельность;

б) развивать творческую, познавательную активность.

3.  Воспитательные:

а) воспитывать уважение к русской культуре;

б) беречь духовные ценности народа

Предполагаемые результаты

- приобретение учащимися знаний по истории литературы, музыки.

8.Оборудование:

- Кинофрагменты из фильма В.Басова « Метель»;

- «Музыкальные иллюстрации» Г.В.Свиридова;

-  презентация к уроку;

-  проекты учащихся на тему повести Пушкина « Метель»;

- видео приложение к уроку

Ход урока.

Орг. Момент. Слайд 1

Слайд 2     Ученик:

«Кони мчатся по буграм

Топчут снег глубокий…

Вот в сторонке божий храм

Виден одинокий.

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы.

Чутко смотрят в темну даль,

Воздымая гривы...»                           В.А.Жуковский

Слайд 3. Учитель  музыки

Добрый день ребята, уважаемые гости, нашу встречу в Музыкальной гостиной я предлагаю открыть произведением П.И. Чайковского из альбома «Времена года» - «Январь», пьеса имеет второе название - очень романтичное - «У камелька». Камелек – старинное русское слово, т.е. камин – печь для обогрева. Давайте представим, что на улице мороз 40 градусов, а мы с вами сидим около теплого камина, где горят и потрескивают дровишки, нам уютно, тепло, спокойно.

«У камелька» Исполнение на фортепиано.Логинова О.Г.

Слайд 4         Учитель литературы:

Наш сегодняшний урок посвящен одному из самых интересных произведений Александра Сергеевича Пушкина

Слайд 5. Учитель  музыки:

и музыке композитора Георгия Свиридова -   « Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина  « Метель».

Слайд 6. Учитель литературы: Осень 1830 года А.С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. Из-за вспыхнувшей холеры он был вынужден задержаться здесь на целых три месяца. Это золотая  пора его творчества, которая вошла в историю под названием «Болдинская осень»

   Осень всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне»,-говорил он. За это время Пушкин он закончил роман «Евгений Онегин», написал насколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», «Сказку о попе и его работнике Балде», более тридцати лирических стихотворений,  а ещё «Повести Белкина». Одна из них и будет сегодня предметом нашего разговора. Это повесть «Метель»

        Она  была написана А. С. Пушкиным в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, историю жизни  провинциальной семнадцатилетней девицы, Марьи Гавриловны, которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником. Метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек.

Видео  Фрагмент 1

 Слайд 7. Учитель литературы: 1) Задание: запишите слово «метель» подберите к нему слова – ассоциации.

Можно и нарисовать, только быстро. Писать можно вдоль, поперек, по

диагонали - как захочется.

- прочитайте свои слова – ассоциации к слову «метель»;

- обменяйтесь словами в группе и выделите одинаковые слова.

(большинство слов оказалось подчёркнуто);

- сделайте вывод. Таким образом, у большинства людей одинаковое

восприятие метели как природного явления, и связано оно со словами:

снег, ветер, вихри, метёт, холодно, замёрз.

2) А теперь давайте дополним свои метельные ассоциации пушкинскими.

Перед вами тексты из известных стихотворений А.С.Пушкина

«Зимнее утро», «Зимний вечер», «Бесы».

(стихотворения распределены по 3 группам).

- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворений.

- Выпишите слова и словосочетания, которые характеризуют метель,

бурю, вьюгу.

1 группа стихотворение «Зимнее утро»: вьюга злилась, мгла носилась,            

мутное небо; луна, как бледное пятно, желтела; тучи мрачные, и ты

печальная сидела.

2 группа стихотворение «Зимний вечер»: буря мглою небо кроет, вихри

снежные, она завоет как зверь, она заплачет как дитя; завыванье бури.

3 группа стихотворение «Бесы»: мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою

луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна, странно поневоле,

вьюга слипает очи, все дороги занесло, следа не видно, в поле бес водит,

вьюга злится, вьюга плачет.

Задание выполняется под музыку «Пастораль» Г. Свиридова из фильма «Метель»

     - Прочитайте пушкинские ассоциации.

- Вывод: лексика А.С.Пушкина более выразительная, богатая, эмоциональная, и нам легче представить картину метели. Вот вы и погрузились в стихию метели, а в этом вам помог не только А.С.Пушкин,

 (учитель музыки) но и Георгий Свиридов, мелодия  которого прозвучала во время вашей работы над стихотворениями. Он сочинил её как музыкальную иллюстрацию к повести «Метель».

Слайд 5.     Учитель музыки:

Более 1000 композиторов обращались к творчеству Пушкина. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Это оперы, балеты, романсы. Пушкинский сюжет вдохновил великого русского композитора Г.В.Свиридова на создание музыкальных иллюстраций к повести «Метель».

Слайд 8. Музыка была написана к фильму режиссера В. Басова «Метель» в 1964 году. Фильму уже 48 лет!

Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма и заодно прослушаем первое произведение Г. Свиридова – «Тройка». Название очень символично, тройка лошадей – это поэтический символ России, символ доброй воли.

Слушание «Тройка» видео фрагмент 2

Слайд 7.  

Учитель музыки:

Произведение «Метель - Тройка» рисует еще один образ, образ Владимира, послушайте, как развивается мелодическая тема.

Слушание «Тройка - Метель» видео фрагмент 3

- Сколько  образов нам нарисовала музыка? 

Ученики:

(здесь прослеживаются 3 темы. Первая тема рисует образ тройки лошадей, несущейся по зимней дороге, вторая тема – образ зимней дороги, третья тема – эта рок, трагедия, которая меняет судьбы людей.)

Слайд 9. Учитель музыки: правильно.

Слайды 10-15. Вы запомнили, как звучали темы ? А теперь задание – выберите верное, на ваш взгляд, определение из словаря эстетических эмоций.

1 группа работает над первой темой – «Тройка»;

2 группа – «Зимняя дорога»;

3 группа – роковая тема, можно назвать ее «Судьба».

Какое значение имеют три музыкальных образа в сюжете фильма ?

1. ( Образ тройки имеет глубокое значение, это как бы рок, который разъединяет две судьбы. Метель, пурга, как бы,  врываются в жизнь человека и полностью ее меняют.

2. Образ зимней дороги ассоциируется с образом Марьи Гавриловны – натуры  мечтательной и романтичной, ее смятение, неуверенность.

3. Тема «Судьба» имеет философское значение. Судьба может жестоко подшутить над человеком, а может наоборот, принести счастье и удачу. Тема «Судьба» у нас ассоциируется с темой «Владимира».

Учитель музыки: Какие выразительные средства использует композитор для создания музыкальных образов?

- Одинаковая ли музыка по характеру? 

  1. В теме «Тройка» музыка звучит на форте, под звон дорожных колокольчиков. Темп быстрый, в ритме быстрого марша. Мажорный лад подчеркивает силу, мощь «Тройки», которая ассоциируется с «Метелью».

  1. Главное выразительное средство в музыке – эта мелодия. Мелодия «Зимней дороги», напевная, певучая, мечтательная. Это передается через минорный лад, спокойную динамику, медленный темп. Мелодия «Зимней дороги»,  ассоциируется с Марьей Гавриловной, звучит на пиано, скрипки солируют, ведут  печальную, очень русскую песенную мелодию. Темп спокойный, постепенно мелодия стихает, рисуя нам удаляющуюся тройку лошадей.

  1. Тема «Владимира» звучит на форте, как рок Судьбы, темп очень сильно замедляется, тема звучит тяжело, трагически, тем самым,  подчеркивая всю тяжесть положения. Звучат в унисон духовые инструменты оркестра.

Слайд 16. Учитель музыки: из словарика эмоций, которые вы подобрали для музыкальных тем, составьте мини-сочинение из 2-3 предложений.

Слайд 17.   Учитель литературы:

 Давайте же рассмотрим, каково в метельных завихрениях пушкинским героям? Что происходит с героями во время метели?

1 гр. – Маша, 2 гр. – Владимир, 3 гр. – Бурмин.

- найдите в тексте и прочитайте, каково состояние героев во время

метели, сделайте вывод о взаимодействиях героев и метели.

Вывод:   Машу метель пытается остановить, но потом всё – таки позволяет

ей отправиться в путь и добраться до церкви.

Владимира стихия кружит и запутывает совсем, так что он безнадёжно

опаздывает и приезжает в Шадрино уже под утро, никакого там не застав.

Бурмина какая – то сила выталкивает ехать в самую бурю и приводит

в ту же самую церковь.

5) Так что же такое по - вашему мнению метель в повести у Пушкина? Только ли плохая погода?

(Метель – полноправный герой повести, она живое существо со своим

характером и целями. И в отношении к каждому герою она преследует

свои цели, изменив их жизненные планы, изменив их судьбы? Поэтому Пушкин именно так и назвал свою повесть).

Метель закружила героев, «подменила» женихов и переплела судьбы трёх героев. Человек оказался игрушкой в руках неведомых сил природы. Метель и есть воплощение тайных сил, руководящих нашей жизнью. Они могут жестоко подшутить над человеком, а могут неожиданно принести счастье и удачу. Судьба снова подшутила над героями, но на этот раз по-доброму…

 Давайте вспомним, что произошло с героями после их ночного путешествия?

( Марья Гавриловна лежала в бреду, Владимир собрался на войну, где погиб).

Как сложится дальнейшая судьба Марии Гавриловны и удастся ли ей найти своё счастье…(ответы)

Слайд 18. Учитель музыки: В повести Пушкина нет сцены бала,  в которой бы мог прозвучать  «Вальс», но балы были неотъемлемой частью  дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и  пообщаться, развлечься

 «Вальс» Г.Свиридова вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал…

Видео Фрагмент 5 Исполнение Танец «Вальс»

Учитель музыки: Какие чувства передаются  через вальс?

Ученики:  музыка Вальса – это музыка о счастье героев.

Слайд 19-22 Учитель литературы: Повесть Пушкина вдохновила на создание  удивительных произведений многих русских художников, среди них Алексей Венецианов, Дементий Шмаринов, Светлана Сивец, Владимир Пресняков.

Слайд 23. Перед вами работы художников, написанные как иллюстрации к произведению Пушкина. Давайте их рассмотрим! Можем ли с их помощью узнать сюжет повести?

Задание

Пронумеруйте  иллюстрации в нужном порядке.

Слайд 24. Проверка выполнения задания

Мы знаем, что готовясь к сегодняшнему уроку, вы тоже выполнили иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»

Презентация и защита художественных работ (Домашнее задание)

Учитель литературы. Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви,

Учитель музыки: самая романтичная музыкальная  иллюстрация – это «Романс».

Просмотр.  Видео фрагмент «Романс»

Слайд 25. Учитель музыки: О чем же эта музыкальная иллюстрация?

Ученики: Наверное, музыка «Романса» рисует мечты Марьи Гавриловны, ожидание, печаль, тоску, одиночество.

Учитель музыки: Почему композитор доверил скрипке мелодию лирического романса?

Ученики: Скрипки – самые напевные и  певучие инструменты.  

Учитель музыки - Почему именно через романс композитор рисует образ Марьи Гавриловны?

Ученики: Романс – лирический жанр в музыке, романсы обычно поют под гитару или рояль, обычно исполняет романсы солист и чаще всего романсы звучат в миноре. В романсе передается вся глубина человеческих чувств, переживаний человека,  а  Марья Гавриловна – поэтическая натура, мечтательная и романтичная.

Учитель музыки: в нашем романсе нет слов, но иногда музыка не нуждается в словах. Это романс без слов, но содержание музыки понятно: в музыке словно сошлись вместе чувства трех героев повести.

Романс является образцом красоты и совершенства в творчестве Свиридова.  

Слайд 26. Учитель музыки: Завершает музыкальные иллюстрации пьеса «Зимняя дорога». Этот номер интонационно перекликается с первым номером «Тройка», но звучит уже гораздо спокойнее. Эта история закончилась, но жизнь  - это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…

Просмотр.  Видео фрагмент «Зимняя дорога»

Учитель  литературы на фоне клипа : 

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

 

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

 

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска......

Слайд 27. Учитель литературы. Современные композиторы тоже обращаются к творчеству Пушкина, и сейчас прозвучит романс Владимира Быстрякова «Дорога к Пушкину»

(В исполнении учителя музыки Логиновой О.Г.)

Рефлексия.

Учитель музыки: Как вы думаете, что можно узнать о повести Пушкина, прослушав « Музыкальные иллюстрации» Г. В.Свиридова?

 Учащиеся: Можно многое узнать о пушкинской эпохе. О том, какая тогда звучала музыка, какие были танцы, что любили петь.

-Романтический характер героев, их душевные порывы рисует музыка Свиридова.

-Музыка рисует русский пейзаж, передает картину зимней метели, зимней дороги.

-Представить чувства героев.

Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами. 

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Погружаясь в вальс метели..» повесть А.С.Пушкина « Метель»

«Погружаясь в вальс метели…»Цели  урока:- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование  самосознания учащихся на примере русской литературы и музы...

Интегрированный урок литературы и музыки по новелле А.С. Пушкина "Метель" в 6 классе

Тема урока "Судьбу метелью назову..." Нравственные уроки повести А.С. Пушкина "Метель"На уроке достигаются предметные цели: осознать нравственные уроки новеллы Пушкина, определить роль образа метели (...

Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".

Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Музыкальные сюжеты в литературе"

Музыка- единственное искусство, проникающеев сердце человеческоетак глубоко,что может изображать переживание этих чувствСтендаль.Мелким было бы искусство, которое давалобы только звучание, не имея сре...

Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)

Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»(интегрированный  урок (литература + история) в 8 классе)...