Литературная игра "Умники и умницы"
методическая разработка по литературе по теме

Рокунова Ольга Николаевна

Литературная игра по произведениям А. С. Пушкина "Дубровский", "Песнь о вещем Олеге", "Полтава", "Борис Годунов", "Медный всадник".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literat._igra_umniki.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
(По произведениям А. С. Пушкина «Дубровский», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Борис Годунов», «Медный всадник»)

ПЕРВЫЙ АГОН 

           Вопросы для розыгрыша дорожек:
1. Перечислите известные вам географические названия, связанные с именем А. С. Пушкина, его жизнью и творчеством.
2. Как звали мать, отца, сестру, брата и няню А. С. Пушкина? (Надежда Осиповна, Сергей Львович, Ольга Сергеевна, Лев Сергеевич, Арина Родионовна Яковлева).

Зеленая дорожка

Вы молодой барин, приехали из Петербурга в имение своего отца, который тяжело болен. Вас вызвала старая няня, отправив вам письмо. Представьтесь, пожалуйста. (Владимир Андреевич Дубровский.)
1. А не скажете ли вы, Владимир Андреевич, чем вы занимались в Петербурге? (Глава III: «воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию».)
2. Владимир, объясните, пожалуйста, какие обстоятельства жизни заставили вас стать предводителем шайки разбойников? (Имение моего отца должно было перейти к Троекурову, но слуги не хотели менять хозяев. Остальное предпочитаю оставить в тайне.)
3. «От роду (вам) 23 года, роста (вы) среднего, лицом чисты, бороду бреете..». Продолжите список ваших примет, зачитанный исправником, как это не удивительно, в вашем же присутствии. (Глава IХ: «глаза... карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».)
4. Расскажите, пожалуйста, уважаемый Владимир Андреевич, как вы оказались в доме Троекуровых? Сколько вы там пробыли? Почему ушли? (Я давно был влюблен в Машу Троекурову. Но в силу сложившихся обстоятельств посвататься к ней не мог, свидание назначить тоже.  А тут попался на станции учитель французик Дефорж, не без страха направляющийся в усадьбу Троекуровых. Я и предложил ему сделку: 100 тысяч чистыми деньгами и он едет в Париж, а я по его документам в Покровское. Пробыл я там около месяца. Покинуть пришлось после того, как отобрал деньги у Антона Пафнутьича.)
                                           

Желтая дорожка

О Вашем персонаже А. С. Пушкин пишет:
                                             
Его луга необозримы,
                                             Там табуны его
коней
                                              Пасутся вольны, нехранимы.
                                             Кругом Полтавы хутора
                                            Окружены его садами,
                                           И много у него добра,
                                           Мехов, атласа, серебра
                                           И на виду, и под замками.

— Кто же является хозяином этих богатств? (Василий Леонтьевич Кочубей генеральный судья из поэмы А. С. Пушкина «Полтава»)                                                 1. Но странно, Василий Леонтьевич, далее Александр Сергеевич пишет о вас следующее: 
                         
Но Кочубей богат и горд
                         Не долгогривыми конями,
                                      Не златом, данью крымских орд,
                         Не родовыми хуторами...
Помилуйте, каким же в таком случае сокровищем вы дорожите больше всего?
                                       
(Прекрасной дочерью своей
                                       Гордится старый Кочубей.)
2. После роковых событий, которые произошли в вашей семье по вине вашего бывшего друга Мазепы, вы не можете отвязаться от горьких мыслей. Как пишет поэт, 
                                     
он голубит
Едину мысль и день, и ночь:
           Иль сам погибнет, иль погубит.
                                                        Отмстит поруганную дочь.

    Как вы решили отомстить коварному гетману? (Написать царю Петру «донос на гетмана-злодея» о коварных планах вступить в сговор с шведским королем Карлом и установить свое правление на Украине.)
   
З. Василий Леонтьевич, кому вы доверили свои тайные мысли? Кто разделил ваш умысел и вашу участь? (Это Искра, полтавский полковник.)

Красная дорожка

Вас А. С. Пушкин представляет так: 

        Покорный Перуну старик одному,                                                                          Заветов грядущего вестник,
                      В мольбах и гаданьях проведший свой век...

Кто же вы? («Вдохновенный кудесник», «мудрый старец» из баллады «Песнь о вещем Олеге».)

     1. Напомню, что князь Олег обращается к вам со словами:
                                 
Скажи мне, кудесник, любимец богов,
                                  Что сбудется в жизни со мною?
                                  И скоро ль на радость соседей-врагов,
                                  Могильной засыплюсь землею?
                                   Открой мне всю правду, не бойся меня:
                                    В награду любого возьмешь ты коня.
Какими словами и почему именно ими вы начинаете ответ князю? 
                                 
(Волхвы не боятся могучих владык,
                                  А княжеский дар им не нужен;
                                 Правдив и свободен их вещий язык
                                 И с волей небесною дружен.)
     

    2. Скажите, кудесник, что вы предсказали князю Олегу?

                       (...Победой прославлено имя твое,
                      Твой щит на вратах Цареграда;
                      И волны, и суша покорны тебе;
                      Завидует недруг столь дивной судьбе.
                                              И синего моря обманчивый вал
                                              В часы роковой непогоды,
                                              И пращ, и старела, и лукавый кинжал
                                              Щадят победителя
годы 
                          Под грозной броней ты не ведаешь ран;
                         Незримый хранитель могущему дан
<...>
                          Но примешь ты смерть от коня своего.)

ВТОРОЙ АГОН

          Вопросы для розыгрыша дорожек:
Вы издаете книгу А. С. Пушкина «Повести Белкина» со своими иллюстрациями. Разработайте проект обложки, оглавления. Перечислите, какие иллюстрации к каждой повести должны обязательно войти в сборник.

Зеленая дорожка

Вы дочь богатого и своенравного помещика, выросли в деревне, без матери, без подруг, сейчас вам 17 лет. Осмелитесь ли назвать себя, милая девушка? (Марья
Кириловна Троекурова из романа «Дубровский».)
         
1. Итак, Маша, чем же вы занимаетесь в своем деревенском уединении? Чему научились к семнадцати годам? (Читаю книги романы о любви, вышиваю шелком, получила воспитание и обучалась французскому языку с мамзель Мими. Когда в доме появился Сашин учитель французского Дефорж, я стала брать у него уроки пения.)
         
2. Марья Кириловна, любопытно было бы узнать историю вашей любви к Владимиру Дубровскому. Не расскажете ли вы нам, когда зародилось в вас чувство к нему? Когда и почему вы отвергли его? Что происходило между этими двумя событиями?
         З. Вас выдают замуж за князя Верейского. Надеюсь, вас не затруднит представить нем своего жениха или
 описать в нескольких словах. (Глава ХIII: отставной майор, долго находился в чужих краях, недавно из-за границы. На вид старее своих пятидесяти лет. Наружность приятна, замечательна, любезен с женщинами, рассеян, скучает.)
         
4. Дорогая Машенька помните, как вы закричали жалобным голосом папеньке: «...не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою. . .» Объясните, пожалуйста, почему же вы все-таки стали княгиней? (А что мне оставалось делать? Я ждала помощи от Дубровского, ждала до последнего, но помощь пришла слишком поздно.)

Желтая дорожка

Вашей героиней поэт просто любуется и восхищается:
                                 
Она свежа, как вешний цвет,
                                 Взлелеянный в тени дубравной.
                                 Как тополь киевских высот,
                                 Она стройка. Ее движенья
                                 То лебедя пустынных вод
                                 Напоминают плавный ход,
                                 То лани быстрые стремленья.
                                 Как пека, грудь ее бала.
                                 Вокруг высокого чела,
                                 Как тучи, локоны чернеют.
                                 Звездой блестят ее глаза;
                                 Ее уста, как роза, рдеют.

Назовите свое имя, красавица. (Мария, дочь Кочубея из поэмы «Полтава».)
         
1. Очень приятно познакомиться. Но дальше Александр Сергеевич нас прямо-таки пугает:

                                   ..завидных женихов
                                 Ей шлет Украйна и Россия;
                                 Но от венца, как от оков,
                                 Бежит пугливая Мария.
                                 Всем женихам
отказ..

Помилуйте почему? (Мария влюблена в старца Мазепу.)

          2. Мария, позвольте все же полюбопытствовать: давно ли вы любите Мазепу? (Я «лишь гетману внимала»  и песни, что он слагал, пела на пирах, еще «когда он беден был и мал, когда молва его не знала».)
       
3. О какой «убийственной тайне» поведала вам прокравшаяся в замок мать? Вспомните, не было ли в разговорах гетмана с вами намеков на поразившее вас событие? (Мать сообщила мне о предстоящей гибели моего бедного отца. Мазепа, которого я любила, оказался подлецом.  Да, припоминаю, в один из ночных разговоров он стал задавать мне очень странные вопросы о том, кто мне дороже: отец или супруг...)

Красная дорожка

Ваш персонаж - провинциальная дама, «довольно простая вдова, всеми любимая за добрый и веселый нрав». Вспомнили, кто это? (Анна Савишна Глобова, гостья на празднике у Троекурова.)
     
1. А не вспомните, госпожа Глобова, по поводу чего за столом «пропищал (ваш) толстый дамский голос»? (Шел разговор о Дубровском, и я рассказала о том, как судьба свела меня с этим справедливым  молодым  разбойником.)
     
2. Анна Савишна, можно попросить вас повторить еще раз описание Дубровского. (Пожалуйста. Человек лета тридцати пяти, смуглый, черноволосый, в усах, бороде, генерал.)

ТРЕТИЙ АГОН

Зеленая дорожка 

Вы старинный русский барин, ваше богатство, знатный род и связи дают вам большой вес в глубинке, где находится ваше имение. Назовите, пожалуйста, ваше имя. (Кирила Петрович Троекуров.)
       
1. Соседи рады угождать малейшим Вашим прихотям, губернские чиновники трепещут при вашем имени, никогда никто ни в чем не осмеливается вам перечить. И все завидуют согласию, царствующему между вами и вашим бедным соседом, и удивляются смелости последнего. Кто же сей и за что ему такие почести, господин Троекуров? (Да как-то так получилось... Мы «с Андреем Гавриловичем Дубровским ровесники, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково», «сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях», «в некоторых отношениях и судьба (наша) одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих осталось по ребенку...»)
       
2. Расскажите, пожалуйста, о своей семье, Кирила Петрович. (Дочь Мария, люблю ее до безумия, стараюсь угождать малейшим ее прихотям, но, видно, пугаю суровым обращением. Сын Саша, «черноглазый мальчик, шалун лет девяти».)
       
3. Детский вопрос, Кирила Петрович: любите ли вы животных? (Да, обожаю собак, держу «псарный двор, где более пятисот гончих и борзых живут в довольстве и тепле», чем очень горжусь, показываю всем гостям.  Кроме того, на дворе у меня обыкновенно воспитываются несколько медвежат, очень люблю забавляться с ними.)
       
4. Итак, господин Троекуров, Вы выиграли судебный процесс, разорили своего соседа Андрея Гавриловича Дубровского, что стало причиной его смерти. Сын его, Владимир Дубровский, лишившись всего, становится предводителем шайки разбойников, которые держат в страхе всю округу. Кто, как не вы, должен вызывать, гнев молодого злодея. Почему же ваши «поместия… пощажены»? (Думаю, причина в страхе, который моя особа внушает всей губернии.)

Желтая дорожка

Он стар, он удручен годами,                                                                                          Войной, заботами, трудами;
Но чувства в нем кипят...

Кто же он, ваш персонаж? (Гетман Мазепа из поэмы «Полтава».)
     
1. А. С. Пушкин уточняет, о каких чувствах идет речь:
                             
...Не столь мгновенными страстями
                              Пылает сердце старика,
                              Окаменелое годами.
                              Упорно, медленно оно
                              В
 огне страстей раскалено;
                              Но поздний жар уж не остынет
                              И с жизнью лишь его покинет.
По нравственным нормам того времени родители должны радоваться такому пламенному проявлению чувств знатного жениха. Почему же мать невесты называет ваши чувства бесстыдными, нечестивыми, греховными? (Мазепа влюбился в крестницу, что равнозначно, по понятиям христианской морали, любви к дочери.)
     
2. В ответ на требование Марии объясниться, чем увлечен супруг, не появилась ли соперница, Мазепа отвечает:
                                     
Давно замыслили мы дело;
                                      Теперь оно кипит у нас.
                                      Благое время нам приспело;
                                      Борьбы великой близок час.
Что же это за дело? С кем борьба?
       3. В одной из тайных бесед со своим «свирепым гетмановским дельцом» вы сознаетесь в истинной причине своего умысла изменить русскому царю. Какова эта причина?
(Петр на одном из пиров схватил Мазепу за усы.)

Красная дорожка 

Вы пишете перед лампадой свое «последнее сказанье» и говорите о себе:

...Недаром многих лет
        Свидетелем Господь
 меня поставил                                                                        И книжному искусству вразумил.

Признайтесь, кто вы? (Монах- летописец Чудова монастыря Пимен из драмы «Борис Годунов»)

        1. Чему в вашей судьбе завидует проснувшийся Григорий?
                               
(Как весело провел свою ты младость!
                                Ты воевал под башнями Казаки.
                                  Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
 
                                   Ты видел двор и роскошь Иоанна! 
                                 
Счастлив! А я от отроческих лет
                                  По кельям скитаюсь, бедный инок!)
       
2. В разговоре с вами Григорий расспрашивает «о смерти Димитрия-царевича». Не припомните ли, что вы ответили на его вопрос: «Каких был лет царевич убиенный?»

(Да лет семи: ему бы ныне было                                                                                          Тому прошло уж десять лет.. нет, больше: 
Двенадцать лет он был бы твой ровесник
И царствовал; но Бог судил иное.)

ФИНАЛ

       Задание для розыгрыша дорожек:
За 3—5 минут подготовить и затем произнести короткое сообщение на тему «Мое любимое произведение А. С. Пушкина» или прочитать наизусть любимые строки   А.
С. Пушкина. На время, данное финалистам для подготовки, можно включить грамзапись с музыкой Г. Свиридова к кинофильму «Метель» или с романсами на стихи А. С. Пушкина.

Зеленая дорожка

Вы небогатый помещик, вы владеете всего одной деревенькой, у вас 70 душ крестьян, сын воспитывается в Петербурге. Узнали ли вы себя? (Дубровский Андрей Гаврилович.)
     
1. Ваш сосед Кирила Петрович Троекуров, бывало, говорил: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол». Не припомните ли, Андрей Гаврилович, что вы на это отвечали? («Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марье Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».) 
     
2. Андрей Гаврилович, за что вы так рассердились на Троекурова? (Пересказ от имени героя сцен ссоры из I главы.)
     
3. Объясните, пожалуйста, Андрей Гаврилович, что могло бы примирить вас с вашим соседом? (Об этом я написал на другой же день в письме, где просил выслать в Покровское псаря Парамошку с повинною.)
     
4. Андрей Гаврилович, я прошу прощения, что задаю вам очень неприятный, трудный вопрос, оп напоминает о событии, которое привело вас к болезни. Почему вас так сильно поразило решение суда? (Во-первых, я был уверен в своей правоте, поэтому не беспокоился о деле; во—вторых, не имел ни охоты, ни возможности сыпать около себя деньги; в-третьих, никогда не думал, что стану жертвой «чернильного племени».)

Желтая дорожка

Замечательно динамичный портрет вашего героя дает А. С. Пушкин:
 
…Его глаза
  Сияют. Лик его ужасен.
                Движенья быстры. Он прекрасен,                                                                                         Он весь, как Божия гроза.

Узнали? (Петр I из поэмы «Полтава».) 
       
1. А не припомните, какие слова, произнесенные «вдохновенным», «звучным гласом» сопровождают ваш столь энергичный выход на поле боя? («За дело, с Богом!»)
 
2. Давайте, Петр Алексеевич, вспомним события, произошедшие после Полтавского боя. (Пир:
                         ...Пирует Петр<...>
               И царский пир его прекрасен <...>
                                                                                    В шатре своем он угощает
       
Своих вождей, вождей чужих,
        И славных пленников ласкает.
 И за учителей своих
                 Заздравный кубок поднимает.)

 
Назовите же тех, кому вы так благодарны за науку военного искусства. (В своих примечаниях к поэме «Полтава» А. С. Пушкин пишет на французском языке, что такой же вопрос Петру задал Роншильд, и он ответил, что пьет за шведских генералов.) 
   
3. А теперь, ваше императорское величество, обратимся к другой поэме, где опять вас Пушкин сделал героем — «Медный всадник». Подзаголовок «Петербургская повесть» . А начинается-то с времени, когда Петербурга ещё не было, и вы стояли «на берегу пустынных волна». Что вы видели перед собой и о чем думали?

(...Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
А лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам...)

Красная дорожка

Вот бумага какая-то... казенная. Читаю: «А лет ему от роду ... двадцать. А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая». А это, друг, уж не ты ли? (Да, это я, чернец Григорий Отрепьев.) 

        1. Вспомните, пожалуйста, Григорий, где и кто зачитывает эти ваши приметы: (Мой спутник, бродяга чернец Варлаам, в корчме на литовской границе.)
       
2. Дерзкий Самозванец, поясните, пожалуйста, о ком и почему вы произносите этот монолог?
                   
Нет легче мне сражаться с Годуновым
                   Или хитрить с придворным езуитом,
                   Чем с женщиной.
<...>
                    Она меня чуть-чуть не погубила.

(Это о Марине Мнишек. Пытался раскрыть ей свое истинное имя, происхождение и намерения, да вот не понравилось ей это.) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Литературная игра "Умники и умницы"

Литературная игра "Умники и умницы" предназначена для обучающихся 9 класса. Цель игры: обобщение материала по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....

Литературная игра: «Умники и умницы» по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

Литературная игра по типу телевизионной передачи "Умники и умницы" по рассказу Тургенева И.С. "Муму"...

Литературная игра «Умники и умницы».

Игра «Умники и умницы». Тема игры : «Н.В.Гоголь  Поэма «Мертвые души». Цели и задачи проведения:проверить уровень знакомства учащихся с поэмой Гоголя;повысить интерес ...

Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».

Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...

Литературная игра "Умники и умницы"

Литературная игра в 10 классе "Умники и умницы" по роману И.Гончарова "Обломов"...

Методическая разработка к уроку литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель...