Урок-игра как один из способов активизации работы с художественным текстом
статья по литературе (5 класс) по теме

Кирилина Наталья Ивановна

Статья рассказывает о метапредметных навыках, формируемых на таких типах урока литературы, как урок-игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         

                 

   

 

                                                       

                                                       

                                                        Н.И. Кирилина, учитель

                                                                                 МБОУ «СОШ № 59» г. Барнаула

На уроке литературы формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся начинается с формирования очень важного метапредметного умения - работы с текстом. Чтобы научить детей работать с текстом, необходимо сформировать специальные читательские умения (умение отбирать и использовать для воплощения собственного речевого замысла языковые средства, аналогичные изученным; умение передавать свои жизненные впечатления с помощью создания словесного художественного образа; умение выстраивать композицию собственного высказывания, исходя из речевой задачи; умение раскрыть авторский замысел через введение в текст образа – персонажа, создание пейзажа; умение подчинить авторскому замыслу все элементы текста; умение раскрыть основную мысль текста). Эти умения, формирование которых начинается ещё  в начальной школе, будут необходимы  для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Безусловно, одним из важных аспектов  обучения работе с текстом  является воспитание интереса у школьников. Значит, необходимо сделать чтение и изучение художественных произведений интересным, увлекательным занятием, пробуждающим эмоциональный отклик, сочувствие, сопереживание. Для решения этой педагогической задачи есть смысл использовать склонность детей к игре.
           В своей работе на вооружение я взяла идею   А. С. Макаренко о том, что «в детском возрасте игра — это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело».
              Игровые формы учебных занятий, выполняя познавательную, развивающую, обучающую и социальную функции, позволяют повысить личную активность школьников, проявить их творческие способности в работе с текстом, самостоятельность. Так, например, можно превратить обычные уроки работы с текстом в шестом классе  в увлекательную игру.

Урок – представление по мифам Древней Греции мы с ребятами задумали провести сообща. Предстояла огромная работа с текстами мифов (вспомним, что школьная программа предусматривает лишь изучение трёх подвигов Геракла»). Задуманный урок состоял из двух частей: представление «Современный Олимп-2012» и КВН по мифам Древней Греции, причём, каждая из этих частей требовала по-своему трудоёмкой и интересной работы с текстом.

Готовя первую часть занятия, ребята перечитали всего Куна – и не просто перечитали, а отрежиссировали нужные моменты, переделав их на современный манер. По мнению М. А. Рыбниковой, очень важно при работе с текстом обучать учащихся созданию собственного высказывания, т.е. воспитывать «маленького писателя». Составляя сценарий, ребята, по сути дела, и являлись «маленькими писателями». В данной работе пригодились следующие метапредметные умения:

 - отбирать и использовать для воплощения собственного речевого

   замысла языковые средства, аналогичные изученным;

-  выстраивать композицию собственного высказывания, исходя из

   речевой задачи;

- умение передавать свои жизненные впечатления с помощью создания

  художественного словесного образа.
         Кропотливая работа с текстами мифов удалась: боги Олимпа заговорили современным языком, не утратив исторического колорита.

Подготовка второй части урока оказалась не менее сложной. Вопросы, предлагаемые командам для разминки и для других конкурсов (сами вопросы, т.е. их формулировки, были ребятам неизвестны), рассчитаны на самостоятельное изучение текстов мифов учащимися. Домашнее задание командам – сочинение авторского мифа, по аналогии с уже известными.  Это ещё один из видов работы с текстом (воспитание «маленького писателя»).

К. Д. Ушинский, основоположник методики классной работы с текстом, видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой. С помощью акцентного вычитывания, т.е. извлечения из текста определенных моментов для решения тех или иных читательских задач, ребята самостоятельно работали с текстами мифов.  При таком способе работы учитель заранее «назначает» задачу   вычитывания, но никогда не знает ее исчерпывающего решения, которое станет наглядным лишь на занятии.

Таким образом, урок – игра способствует развитию умений учащихся работы с текстом. Игровые уроки стимулируют ребят на самостоятельную работу с текстом, изучение дополнительной литературы, так как это в дальнейшем прогнозирует ситуацию успеха на занятии.

 

                                    Использованные источники:

 

 1. Анализ художественного текста: СБ. статей / Под ред. Н. М. Шанского. – М.: Педагогика, 1979. Вып. 1

2. Львова С. И. Уроки словесности. М, 1996

 Сведения об авторе

 Кирилина Наталья Ивановна

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 59»

города Барнаула

Учитель русского языка и литературы

Почтовый адрес: улица Энтузиастов 34, квартира 10, индекс 656065

Электронный адрес: Shc59@mail.ru        (рабочий)

                                   Laura-1975@list.ru  (личный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с художественным текстом-оригиналом как способ формирования филологической компетентности у учащихся

Поэзия выражает эмоции, затрагивает чувства и душу слушателя или читателя. Она добавляет что-то особенное к их собственному опыту. Поэтому обращение к переводу оригинальных поэтических произве...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время как один из способов активизации творческого потенциала личности

Целью опыта является сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, умения  самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, кот...

Организация внеклассной работы с учащимися по озеленению школы как один из способов активизации интереса к предмету

Статья: Организация  внеклассной  работы  с  учащимися  по  озеленению  школы  как  один  из  способов активизации  интереса  к  п...

Организация внеклассной работы с учащимися по озеленению школы как один из способов активизации интереса к предмету

Организация  внеклассной  работы  с  учащимися  по  озеленению  школы  как  один  из  способов активизации  интереса  к  предмету...

«Использование информационно-коммуникационных технологий, как один из способов активизации воспитательного процесса."

Приоритетной целью воспитательной работы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Необходимость использования компьютерных тех...

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации позна вательной деятельности обучающихся 5–9-х классов

Материал содержит различные грамматические игры и упражнения по русскому языку, которые можно использовать как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке...